г. Владивосток |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А51-17509/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рубин Консалтинг",
апелляционное производство N 05АП-8228/2022
на решение от 06.12.2022
судьи Тихомировой Н.А.
по делу N А51-17509/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рубин-Консалтинг" (ИНН 2536135701, ОГРН 1032501317012, дата государственной регистрации 07.07.2003)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации 15.04.2005) о признании незаконным постановления,
при участии:
от ООО "Рубин Консалтинг": представитель Кульченко Д.Ю. по доверенности от 05.05.2021, сроком действия 3 года, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 3141), паспорт;
от Владивостокской таможни: представитель Борисенко В.С. по доверенности от 27.12.2022, сроком действия до 31.12.2023, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 9617), служебное удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рубин-Консалтинг" (далее - заявитель, общество, ООО "Рубин-Консалтинг") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Владивостокской таможни (далее - ответчик, таможенный орган, таможня) о привлечении к административной ответственности N 10702000-2185/2022 от 27.09.2022.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Рубин Консалтинг" обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение суда от 06.12.2022 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы приводит доводы об отсутствии в его действиях события вмененного административного правонарушения, в частности, ссылается на отсутствие объективной стороны, выраженной в заялении при декларировании товара недостоверных сведений об его классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженных с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений. Общество полагает, что при описании ввозимого товара им заявлены идентичные качественные характеристики, которые также установлены таможенным экспертом. Кроме того, ООО "Рубин-Консалтинг" считает, что судом первой инстанции неверно установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, а также сделан вывод, который противоречит материалам дела, что повлекло принятие неправомерного решения.
Через канцелярию суда от таможенного органа поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен к материалам дела. Таможня по тексту представленного отзыва на апелляционную жалобу выразила несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела апелляционной коллегией установлено следующее.
Обществом во исполнение контракта от 15.11.2018 N RC-DL-RUSSIA-20181115 и дополнений к нему, заключенного между китайской компанией "CHANGZHOU DELAI WOOD CO., LTD" и ООО "Рубин Консалтинг" на территорию Евразийского экономического союза обществом в 2021 году был ввезен товар, который задекларирован по ДТ N 10702070/17042021/0105525, заявленный как "плитка из искусственного камня, изготовленная путем агломерирования измельченного природного камня с пластмассами (напольное покрытие), коллекция "FARGO", производитель: CHANGZHOU DELAI WOOD СО, LTD.".
В графе 33 указанной ДТ по товару N 1 декларантом заявлен классификационный код 6810 19 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов: Изделия из цемента, бетона или искусственного камня (согласно Пояснений к товарной позиции 6810 искусственный камень представляет собой имитацию природного камня, полученную путем агломерирования кусочков природного камня, крошки или муки, полученных из природного камня (известняка, мрамора, гранита, порфира, серпентина и т.д.) известью, цементом или другими связующими веществами (например, пластмассами)), неармированные или армированные: черепица, плиты, кирпичи и аналогичные изделия: прочие), которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 10% от таможенной стоимости и основная ставка НДС - 20%, но применена ставка таможенной пошлины 7.5% от таможенной стоимости (преференции на товары из развивающихся стран) с указанием в графе 36 "Преференции" в 4 элементе кода в соответствии с классификатором льгот по уплате таможенных платежей - ООГГ-ОО.
В ходе таможенного контроля по ДТ N 10702070/17042021/0105525 должностным лицом таможни 19.04.2021 принято решение N 10702070/190421/ДВ/000214 о назначении таможенной экспертизы в отношении задекларированного товара N 1.
По результатам проведенной таможенной экспертизы оформлено заключение таможенного эксперта N 12410001/0011306 от 28.05.2021, из выводов которого следует, что товар N 1 идентифицирован как покрытие для пола из пластмасс в виде плиток (пластин) из поливинилхлорида, состоящими из основы, покрытой многослойным полимерным материалом из ПВХ.
По результатам проведенной таможенной экспертизы должностным лицом Владивостокского таможенного поста (центр электронного декларирования) принято решение от 03.06.2021 о классификации N РКТ-10702070-21/001764 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, согласно которому товар N 1 по ДТ N 10702070/170421/0105525 отнесен в подсубпозицию 3918 10 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС. В пункте 7 данного решения указаны следующие сведения, необходимые для классификации товара: Покрытие для пола из пластмасс в виде плиток из поливинилхлорида, состоящие из основы, покрытой многослойными полимерным материалом из ПВХ, обеспечивающий изделию прочностные свойства, наполнитель (карбонат кальция), не самоклеящиеся.
03.06.2021 таможенным органом в адрес декларанта посредством электронного обмена направлена КДТ согласно которой, сведения, заявленные в графе, 31 изменены на "Покрытие для пола (плитка), не самоклеящиеся из ПВХ, изготовлено методом экструзии, состоящий из основы покрытой многослойным полимерным материалом из ПВХ - 30,9%, наполнитель (карбонат кальция - 69,1%). В ассортименте, коллекция "FARGO". Код ТН ВЭД ЕАЭС в графе 33 на "3918101000", которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 6.5% от таможенной стоимости, но не менее 0.096 евро за кг и основная ставка НДС - 20%.
Согласно КДТ, размер начисленных таможенных платежей в отношении товара N 1 составил 431267,33 руб.
Выявив, что в спорной ДТ в отношении товара N 1 заявлены недостоверные сведения об описании товаров, в части отнесения изделий из пластмассы к категории изделий из цемента, что повлияло на размер таможенных пошлин, налогов, и могло явиться основанием для освобождения от их уплаты на сумму 431 267,33 руб. и усмотрев в действиях ООО "Рубин Консалтинг" признаки, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом таможни 10.08.2022 составлен протокол об административном правонарушении N 10702000-002185/2022.
27.09.2022 Владивостокская таможня, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесла постановление N 10702000-2185/2022 о признании ООО "Рубин-Консалтинг" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере одной второй суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов, что составляет 215 633, 67 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 27.09.2022 N 10702000- 2185/2022, посчитав его незаконным и нарушающим права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого было отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности таможенным органом наличия в действиях Общества состава административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, выслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
По правилам части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованности оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный срок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Из разъяснений пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" следует, что частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании товаров недостоверных сведений о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что под ее действие подпадают и случаи, когда освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера явилось следствием неполного указания декларантом в таможенной декларации сведений о товаре.
Объектом правонарушения, предусмотренного названной нормой права, является установленный порядок декларирования и таможенного оформления товара, а объективную сторону данного правонарушения составляет заявление недостоверных сведений, то есть неполной и (или) недостоверной информации о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица - декларанты, таможенные представители и их должностные лица.
Как подтверждается материалами дела, по условиям контракта от 15.11.2018 N RC-DL-RUSSIA-20181115 и дополнений к нему общество является покупателем ввезенного товара. Кроме того, исходя из содержания граф 8, 9, 14, 54 ДТ N 10702070/170421/0105525 подача таможенной декларации осуществлена непосредственно заявителем.
Таким образом, общество, будучи декларантом, заявляющим таможенному органу сведения о товаре, является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Объективную сторону указанного правонарушения образуют противоправные действия, направленные на заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Порядок и условия таможенного декларирования товаров регулируются нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс).
На основании пунктом 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" товары подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 17 ТК ЕАЭС при их помещении под таможенную процедуру.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза определяет, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС (пункт 1 статьи 104 ТК ЕАЭС). Пунктом 3 статьи 104 ТК ЕАЭС установлено, что таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.
В соответствии с подпунктом 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование - это заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
На основании пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация, становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант обязан:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;
3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа;
4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС;
5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры;
6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
В порядке статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации, на товары указываются следующие основные сведения, в том числе сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, цена, таможенная и статистическая стоимость и т.д.
Порядок заполнения граф декларации на товары определен Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций".
В силу подпункта 29 пункта 15 названной Инструкции в графе 31 декларации на товары под номером 1 указываются наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара.
Таким образом, в декларации на товары должны быть приведены индивидуализирующие характеристики ввозимого товара, позволяющие с точностью определить правильность его налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ТК ЕАЭС единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
На основании пункта 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании, и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
При таможенном декларировании классификация товаров не осуществляется в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом в таможенной декларации не подлежат указанию сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами. Согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров, в том числе, в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании.
В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Классификация товаров для таможенных целей осуществляется в соответствии с ТН ВЭД на основании Основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ), которые применяются последовательно.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), который содержит Основные правила интерпретации.
В частности ОПИ 1 установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (ОПИ 6).
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений.
Согласно пункту 1 статьи 111 ТК ЕАЭС таможенный орган проводит проверку поданной таможенной декларации в целях установления отсутствия оснований для отказа в ее регистрации, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).
Вместе с этим пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
В порядке пункта 7 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.
Объектами таможенного контроля являются: товары, находящиеся под таможенным контролем в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса; товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, таможенные и иные документы, представление которых таможенным органам предусмотрено в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, а также сведения, содержащиеся в таких документах (статья 311 ТК ЕАЭС).
Как установлено судом апелляционной инстанции, при подаче спорной ДТ общество описало ввезенный товар N 1, как "напольное покрытие "FARGO" в виде плит различных размеров", заявив классификационный код 6810 19 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, в котором классифицируется товар "Изделия из цемента, бетона или искусственного камня, неармированные или армированные: - черепица, плиты, кирпичи и аналогичные изделия: - прочие: - черепица; плитка, в том числе тротуарная, прочая" (ставка ввозной таможенной пошлины - 7,5 %, НДС -20 %).
Согласно решению от 03.06.2021 N РКТ-10702070-21/001764 в отношении товара N 1 таможней изменено описание товара на "покрытие для пола (плитка), не самоклеящиеся из ПВХ, изготовлено методом экструзии, состоящий из основы покрытой многослойным полимерным материалом из ПВХ - 30,9%, наполнитель (карбонат кальция - 69,1%). В ассортименте, коллекция "FARGO" и установлен новый классификационный код товара N1 - 3918 10 100 (из товарной позиции 3918 покрытия для пола; из прочих пластмасс).
Следовательно, спор между обществом и таможенным органом возник относительно классификации товара "напольное покрытие "FARGO" в виде плит различных размеров" на уровне товарных позиций 6810 и 3918 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно тексту товарной позиции 6810 ТН ВЭД ЕАЭС, выбранной обществом, в неё включаются изделия из цемента, бетона или искусственного камня, неармированные или армированные.
Исходя из Пояснений к товарной позиции 6810 ТН ВЭД ЕАЭС, в нее включаются сформованные, прессованные или центрифугированные изделия (например, некоторые трубы) из цемента (включая шлаковый цемент), бетона или искусственного камня, кроме описанных в товарной позиции 6806 или 6808 (в которых цемент использован в качестве связующего состава) или в товарной позиции 6811 (изделия из асбоцемента).
Пояснениями к товарной позиции 6810 ТН ВЭД ЕАЭС разъяснено, что искусственный камень представляет собой имитацию природного камня, полученную путем агломерирования кусочков природного камня, крошки или муки, полученных из природного камня (известняка, мрамора, гранита, порфира, серпентина и т.д.) известью, цементом или другими связующими веществами (например, пластмассами). Изделия из искусственного камня включают такие изделия, как "тераццо", "гранито" и т.д. Согласно
Пояснениям к товарной позиции 6810 ТН ВЭД ЕАЭС изделия данной товарной позиции могут быть в виде кусков, измельченными, шлифованными, полированными, лакированными, бронзированными, эмалированными, с имитацией под сланец, формованными или орнаментированными другим способом, окрашенными в массе, армированными металлом и т.д. (как, например, армированный или предварительно напряженный бетон) или их оснащают арматурой из прочих материалов (например шарниры и т.д.).
Согласно тексту товарной позиции 3918 ТН ВЭД ЕАЭС, определенной таможенным органом, в неё включаются покрытия для пола из пластмасс, самоклеящиеся или несамоклеящиеся, в рулонах или пластинах; покрытия для стен или потолков из пластмасс, указанные в примечании 9 к данной группе.
Пояснениями к товарной позиции 3918 ТН ВЭД ЕАЭС разъяснено, что первая часть данной товарной позиции включает пластмассы, обычно используемые для покрытия полов, в рулонах или пластинах: Вторая часть данной товарной позиции, общий характер которой определен в примечании 9 к группе 39 ТН ВЭД ЕАЭС, включает покрытия для стен или потолков из пластмасс; в том числе покрытия, имеющие текстильную подложку. Обои или аналогичные настенные покрытия из бумаги с покрытием из пластмасс "в приведенную товарную позицию не включаются (товарная позиция 4814 ТН ВЭД ЕАЭС).
Согласно примечанию 1 к группе 39 ТН ВЭД ЕАЭС во всей ТН ВЭД ЕАЭС термин "пластмассы" означает материалы товарных позиций 3901 - 3914, которые способны при полимеризации или на какой-либо последующей стадии принимать заданную форму под влиянием внешнего воздействия (обычно температуры и давления, а при необходимости и с использованием растворителя или пластификатора) и сохранять ее после устранения внешнего воздействия, такого как прессование, литье, экструдирование, каландрирование или другого.
Пояснениями к группе 39 ТН ВЭД ЕАЭС ("Общие положения") предусмотрено, что в данную группу включаются пластмассы в сочетании с текстильным материалом, а также пластмассы в сочетании с материалами, кроме текстильных, при условии, что они сохраняют основные свойства пластмасс.
Термин "полимеризация" используется в данном определении в широком смысле и означает любой метод образования полимера, включая полиприсоединение, полимеризацию с перегруппировкой, а также поликонденсацию. Если материал этой группы можно размягчать повторно путем термообработки, придать ему форму изделия, например, прессованием, а затем он затвердевает при охлаждении, такой материал называется "термопластичным".
Если его можно преобразовать или он уже преобразован в неплавкий продукт химическим или физическим путем (например, путем нагрева), он называется "термореактивным".
К первичным формам пластмасс относятся, в том числе жидкости и пасты. Они могут быть основным полимером, который требует отверждения воздействием температуры или иным способом для образования конечного материала, или дисперсиями (эмульсиями и суспензиями) или растворами неотвержденных или частично отвержденных материалов. Кроме веществ, необходимых "для отверждения" (таких как отвердители; (реагенты для образования поперечных связей) или другие вспомогательные реагенты и ускорители), эти жидкости или пасты могут содержать и другие материалы, такие как пластификаторы, стабилизаторы, наполнители и красящие вещества, в основном предназначенные для придания конечным продуктам специальных физических свойств или других требуемых характеристик. Жидкости и пасты используются для литья, экструзии и т.д., а также как пропитывающие материалы, поверхностные покрытия, основы для лаков и красок, или в качестве клеев, загустителей, коагулянтов и т.д.
Таким образом, для правильной классификации спорного товара необходимо определить, из какого материала изготовлен товар, что возможно путем экспертных исследований.
Апелляционной коллегией установлено, что таможней проведена экспертиза спорного товара, представлено заключение таможенного эксперта Союза N 12410001/0011306 от 28.05.2021, из которого следует, что спорный товар является покрытием для пола из пластмасс в виде плиток (пластин), состоящими из поливинилхлорида, наполненного природным карбонатом кальция, с дальнейшей обработкой лицевой поверхности изделий путем покрытия многослойным полимерным материалом из ПВХ (двухслойной пленкой), и финишным лицевым покрытием на основе полиуретана. Спорный товар не является самоклеящимся. Исследуемые пробы применяются в качестве напольного покрытия для жилых помещений.
Кроме того, установлено, что товар изготовлен методом экструзии с последующей декоративной отделкой. Представленные пробы товара не относятся к искусственному камню в терминах ТН ВЭД ЕАЭС.
Экспертом сделан вывод, что спорный товар изготовлен из композитного материала: поливинилхлорида, наполненного природным карбонатом кальция с дальнейшей обработкой лицевой поверхности изделий путем покрытия многослойным полимерным материалом из ПВХ (двухслойной пленкой), и финишным лицевым покрытием на основе полиуретана. Исследуемый товар имеет способность при нагревании размягчаться и становиться пластичным, приобретая способность изменять форму при воздействии на него механической нагрузки (давления) и сохранять приобретённую форму после охлаждения и удаления механической нагрузки, что характерно для термопластичных полимеров.
Декларантом указанные выводы экспертизы не опровергнуты.
С учетом изложенного, поскольку спорный товар изготовлен из композитного материала: из поливинилхлорида, наполненного карбонатом кальция, который в свою очередь, является исключительно наполнителем, а также товар при нагревании имеет способность размягчаться и становиться пластичными, приобретая способность изменять форму при воздействии на него механической нагрузки (давления) и сохранять приобретенную форму после охлаждения и удаления механической нагрузки, что характерно для термопластичных полимеров, то суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что спорный товар соответствует позиции 3918 ТН ВЭД ЕАЭС как "Покрытия для пола из пластмасс, самоклеящиеся или несамоклеящиеся, в рулонах или пластинах; покрытия для стен или потолков из пластмасс, указанные в примечании 9 к данной группе".
Порядок заполнения граф декларации на товары определен Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" (далее - Инструкция N 257).
В силу подпункта 29 пункта 15 названной Инструкции в графе 31 декларации на товары подлежат указанию сведения о декларируемом товаре, необходимые в том числе, для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД.
В первом подразделе графы 33 указывается без пробелов десятизначный классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (подпункт 31 пункта 15 Инструкции N 257).
Таким образом, в декларации на товары должны быть приведены индивидуализирующие характеристики ввозимого товара, позволяющие с точностью определить его классификационный код в соответствии ТН ВЭД ЕАЭС и соответствующую ему ставку таможенной пошлины.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе таможенного контроля пришла к выводу, что в действиях общества имеются признаки события административного правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку заявив при таможенном декларировании товара N 1 в ДТ N10702070/17042021/0105525 описание товара "покрытие для пола изготовленное путём агломерирования натурального камня, с ПВХ", что согласно Пояснений к товарной позиции 6810, выбранной декларантом при подаче ДТ и заявленного им кода ТН ВЭД 6810190009, позволяет сделать вывод о том, что заявлен товар из искусственного камня, а фактически, согласно выводов таможенного эксперта, ввезено покрытия для пола из пластмасс (поливинилхлорида, наполненного природным карбонатом кальция) изготовленное методом экструзии), что послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 431 267,33 руб.
Согласно пункту 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N (2018) (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018), если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд поддерживает вывод таможенного органа о том, что на основании ОПИ 1 и 6 и, исходя из технических характеристик ввезенного товара, товар N 1 по ДТ N 10702070/170421/0105525 подлежит классификации в товарной подсубпозиции 3918 10 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
При таких обстоятельствах следует признать, что в действиях общества имеется факт заявления недостоверных сведений об описании товара, его свойствах и характеристиках и его классификационном коде, повлекшее неуплату таможенных платежей на сумму 431267,33 руб.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается ДТ N 10702070/170421/0105525, коммерческими документами по поставке, заключением таможенного эксперта N 12410001/0011306 от 28.05.2021, решением о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 03.06.2021 N РКТ-10702070-21/001764, протоколом об административном правонарушении от 10.08.2022 N 10702000-002185/2022 и другими материалами дела.
Соответственно вывод таможни, поддержанный судом первой инстанции, о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, соответствует нормам права и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований статей 20, 106 ТК ЕАЭС, каких-либо объективных препятствий к соблюдению заявителем требований таможенного законодательства судом не установлено.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины общества в совершенном правонарушении.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции также не установлено, поскольку заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания таможней не пропущен.
Оснований для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не установлено, с чем судебная коллегия согласна.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении профессионального участника таможенных отношений к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил таможенного законодательства, что само по себе представляет значительную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение апелляционным судом не усматривается, ввиду того, что материалы дела не подтверждают наличие в данном случае исключительных обстоятельств, как это предусмотрено указанной нормой права.
Проверка размера наложенного на общество административного штрафа показала, что он назначен в санкции части 2 статьи 16.2 КоАП РФ в размере двух третьих суммы подлежащей уплате таможенной пошлины, налогов, то есть в размере 431 267,33 руб, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии общества с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 211 АПК РФ отказал обществу в признании незаконным и отмене постановления таможни от 27.09.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10702000-2185/2022.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на основании части 4 статьи 208 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.12.2022 по делу N А51-17509/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17509/2022
Истец: ООО "РУБИН КОНСАЛТИНГ"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ