г. Пермь |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А60-40269/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой У.В.,
судей Григорьевой Н.П., Дружининой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Субботиной Е.Е.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания рифей"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 октября 2022 года
по делу N А60-40269/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Компания рифей" (ОГРН 1137232022938, ИНН 7204189710; далее - общество)
к Администрации Серовского городского округа (ОГРН 1026601814095, ИНН 6632003896; далее - Администрация)
о возмещении расходов на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,
при участии в судебном заседании:
от истца: Ларцева Д.А., доверенность от 01.03.2022 N 13/2022;
от ответчика: Валихова М.Н., доверенность от 30.11.2022 N 24;
УСТАНОВИЛ:
общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации о взыскании 409 820 руб. 35 коп. в возмещение расходов на ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.10.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что судом не применены подлежащие применению положения пунктов 9, 15, 13, 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), при этом применен не подлежащий применению пункт 13(1) указанных Правил. Апеллянт указывает, что складирование ТКО осуществляется в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами, запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, ссылается на то, что из имеющихся в материалах дела фотографий, сделанных в момент обнаружения несанкционированных мест размещения ТКО, следует, что отходы складированы вне контейнеров, вопреки требованиям Правил N 1156, в то время как на него возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, из специально отведенных мест. По мнению общества, указанное подтверждает квалификацию оказанных услуг как услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения ТКО. Заявитель жалобы указывает, что региональный оператор обязан осуществлять только уборку мест погрузки ТКО, а содержание территории, прилегающей к контейнерной площадке, в его обязанности не входит. Апеллянт полагает, что Правилами благоустройства территории Серовского городского округа, утвержденными решением Думы Серовского городского округа от 11.12.2012 N 101, определен круг лиц, ответственных за содержание прилегающих к местам накопления ТКО территорий, уборка которых в радиусе 15 метров должна производиться ежедневно. Истец указывает, что требования, предъявляемые к контейнерной площадке как к месту накопления ТКО, предполагают изменение земельного участка таким образом, чтобы исключить попадание отходов и продуктов их распада на открытый грунт, что обеспечивается установкой твердого покрытия и ограждения, а несанкционированным местом размещения ТКО является земельный участок, не предназначенный для этих целей, на котором находятся ТКО в объеме более 1 м3. По мнению общества, фотографии, имеющиеся в материалах дела, подтверждают факт нахождения ТКО в объеме более 1 м3, за пределами контейнерных площадок, то есть на земельном участке, не предназначенном для этих целей, что свидетельствует о том, что оказанные им услуги по вывозу ТКО и их захоронению на полигоне являются услугами по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО. Заявитель жалобы указывает, что вопреки выводам суда первой инстанции, у него отсутствует обязанность по приобретению контейнеров и бункеров, ссылается на то, что контейнеры для сбора ТКО и бункеры для сбора КГО для установки на контейнерных площадках по адресам, указанным в иске, им не приобретались, соответствующие сведения в Администрацию не направлялись.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ответчика с доводами жалобы не согласился.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истец, указывая на то, что им было ликвидировано 19 мест несанкционированного накопления ТКО на территории г. Серова по адресам: ул. 2-я Диагональная, 1, пер. Минина, 2Б, ул. Толмачева, 74, ул. Кирсановой,17, ул. Загородка, 8, ул. Землячки, 44, ул. Карла Либкнехта, 42, ул. Крупской, 21, ул. Ленина, 2, ул. Мамина-Сибиряка, 11, ул. Нансена, 85, ул. Некрасова, 37, ул. Полевая, 13, ул. Рабочая, 36, ул. Розы Люксембург, 79, ул. Сосновая, 2, ул. Усатова, 2, ул. Февральской Революции, 56, ул. Молодогвардейская, 62, ул. Папанинцев, 99, ул. Луначарского, 120, ул. 8 Марта, 60, ул. Гагарина, 1А, ул. Гоголя, 22, ул. Калинина, 52, ул. Краснофлотская, 12, ул. Кутузова, 18, ул. Максима Горького, 58, ул. Максима Горького, 93, ул. Нансена, 89, ул. Парковая, 45, ул. Путейцев, 21, ул. Розы Люксембург, 75, ул. Североуральская, 25, ул. Тургенева, 5, ул. Февральской Революции, 55, ул. Февральской Революции, 95, ул. Братская, 10, обратился в арбитражный суд с иском к Администрации о возмещении понесенных в связи с этим расходов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные отходы, образующиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками в результате уборки придомовых территорий индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов, относятся к ТКО и были складированы на прилегающей к согласованным в установленном порядке контейнерным площадкам территории, непосредственно рядом с контейнерами, в связи с чем пришел к выводу, что обязанность по их вывозу лежит на региональном операторе в рамках соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, ТКО являются одним из видов отходов, который представляет собой совокупность отходов, имеющих общие признаки в соответствии с системой классификации отходов, и к ним могут быть отнесены отходы, образованные как физическими лицами в пределах жилых помещений, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе их деятельности.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269, устанавливают порядок определения нормативов накопления ТКО, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1). В состав отходов, подлежащих учету, относят отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (пункт 3).
Приказом Минстроя России от 28.07.2016 N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением 4 нормативов накопления твердых коммунальных отходов" многоквартирные дома, индивидуальные жилые дома относятся к объектам, на которых образуются ТКО, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы.
Виды отходов, относящиеся к ТКО, определены в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО), утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242. В соответствии с ФККО к "Отходам коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) относятся виды отходов, относящиеся к ТКО, в том числе: 7 31 100 00 00 0 - отходы из жилищ; 7 31 200 00 00 0 - отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам; 7 31 300 00 00 0 - растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
Таким образом, отходы, образовавшиеся от уборки за древесно-кустарниковыми посадками, произрастающими на придомовой территории, являются группой отходов, относящейся к ТКО.
В статье 13 Закона N 89-ФЗ определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы), в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
При этом складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пункт 11 Правил N 1156).
На основании пунктов 12, 13 Правил N 1156 вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Пунктом 16 Правил N 1156 предусмотрено, что в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. м., на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
В пункте 17 Правил N 1156 предусмотрено, что если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты осмотра санитарного состояния мест (площадок) накопления ТКО, в которых указано на захламления земельных участков, прилегающих к площадкам накопления ТКО, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, и представленные региональным оператором фотоматериалы, суд первой инстанции обоснованно установил, что спорные отходы обнаружены истцом в непосредственной близости от контейнерных площадок, представляют собой отходы, образовавшиеся при содержании зеленых насаждений, относятся к ТКО, следовательно, подлежат вывозу региональным оператором в рамках соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО.
Судом правомерно указано, что спорные отходы относятся к крупногабаритным, что исключило их помещение в установленные на площадках накопления ТКО контейнеры, а бункеры (мусоросборники, предназначенные для складирования крупногабаритных отходов) на указанных контейнерных площадках отсутствуют, в связи с чем складирование указанных отходов осуществлено на прилегающей территории к контейнерным площадкам, то есть фактически в месте (на площадке) накопления ТКО.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, квалификация спорных услуг как услуг, оказанных в соответствии с пунктами 16, 17 Правил N 1156 произведена истцом неверно.
Акты осмотра контейнерных площадок с приложением соответствующих фототаблиц подтверждают нарушение потребителями положений, установленных абзацем вторым пункта 15 Правил N 1156, но не свидетельствуют о фиксации региональным оператором мест складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб.м, на земельном участке, не предназначенном для этих целей в силу пункта 16 Правил N 1156, следовательно, свалки отходов образованы в результате отсутствия специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов для жителей в данном районе и соответствующих бункеров.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у регионального оператора обязанности по размещению бункеров для накопления крупногабаритных ТКО, отклоняются, поскольку указанное обстоятельство не освобождает его от обязанности осуществить погрузку и вывоз ТКО, размещенных в местах накопления ТКО, но не в контейнерах (бункерах) для крупногабаритных ТКО при их отсутствии на площадке.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 октября 2022 года по делу N А60-40269/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
У.В. Журавлева |
Судьи |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40269/2022
Истец: ООО КОМПАНИЯ РИФЕЙ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА