город Самара |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А55-23484/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузнецова С.А., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" и апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Нефтяник-1" на решение Арбитражного суда Самарской области в виде резолютивной части от 10.10.2022 (.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.01.2023.
(судья Шаруева Н.В.) по делу N А55-23484/2022 в порядке упрощенного производства по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" к садоводческому некоммерческому товариществу "Нефтяник-1" о взыскании долга и неустойки, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" (далее - ООО "ТрансРесурс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к садоводческому некоммерческому товариществу "Нефтяник-1" (далее - СНТ "Нефтяник-1", ответчик) о взыскании 394 218 руб. 58 коп. долга, 181 114 руб. 06 коп. пени за период с 11.02.2019 по 31.03.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ООО "ЭкоСтройРесурс", третье лицо).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области в виде резолютивной части от 10.10.2022 (мотивированное решение от 02.11.2022) иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 316 101 руб. 25 коп. долга, 145 235 руб. 36 коп. пени за период с 11.02.2019 по 31.03.2022, 11 633 руб. расходов по государственной пошлине, в остальной части иска отказано.
Истец и ответчик обжаловали судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Истец в апелляционной жалобе просит решение Арбитражного суда Самарской области изменить, взыскать с ответчика в пользу истца 337 901 руб. 43 коп. долга, 136 428 руб. 14 коп. пени, 12 487 руб. расходов по государственной пошлине.
Апелляционная жалоба истца мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу истца просит отказать в её удовлетворении.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение Арбитражного суда Самарской области отменить, принять новый судебный акт, в иске отказать полностью.
Апелляционная жалоба ответчика мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу ответчика просит отказать в её удовлетворении.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01 января 2019 года деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" (далее - Региональный оператор, Истец) по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018.
Между Садоводческим некоммерческим товариществом "Нефтяник-1" (далее - Потребитель, Ответчик) и Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Самарской области заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-21265 от 15.10.2020 (далее - Договор).
Федеральным Законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) п. 1 ст. 24.7 установлено правило, в соответствии с которым Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО. При этом договор на оказание таких услуг является публичным для Регионального оператора.
Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления предусмотрена статьями 24.6 и 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами" (далее - Постановление N 1156).
В силу ст. 425 ГК РФ условия заключенного Договора применяются к отношениям, возникшим до даты заключения типового Договора, то есть распространяют свое действие с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю, а именно с 01.01.2019.
Договор о предоставлении услуг по обращению с ТКО является договором возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 2 Договора, Региональный оператор обязуется принимать ТКО, в том числе крупногабаритные отходы (далее - КГО) в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Согласно п. 6 Договора под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 г. N 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 г. N 95, N 781 от 19.12.2019 г. утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019-2020 год для населения в размере 598,16 руб./м3 (с учетом НДС) (далее - тариф).
В соответствии с п. 16 Стороны договорились производить учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление N 505), следующим способом: в соответствии с Приложением N 1 к настоящему договору.
На основании Приказа N 804 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области", норматив накопления ТКО в отношении объектов ответчика составляет 0,18 куб. м,/год на 1 кв. м. общей площади.
Расчет платы в месяц по Договору рассчитывается исходя из норматива накопления ТКО и утвержденного графика.
Согласно расчету истца, размер платы за вывоз ТКО за период с 01.01.2019 по 30.11.2021 составил 394 218 руб. 58 коп.
С 01.01.2019 Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть оказывал услуги по обращению с ТКО.
Как указал истец, услуги по обращению с ТКО были оказаны Региональным оператором надлежащим образом, в адрес потребителя были выставлены УПД на оплату услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 7 Договора, Потребитель ежемесячно, в полном объеме, в безналичной форме оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Услуги по обращению с ТКО не были оплачены Потребителем.
ООО "ЭкоСтройРесурс" (цедент) и ООО "ТрансРесурс" (цессионарий) заключили договор уступки права требования (цессии) от 31.12.2021 N Ц-1/2021 (далее - Договор цессии) по договору на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-21265 от 15.10.2020.
В соответствии с п. 1.1 и п. 1.1.51 Договора цессии цедент уступает цессионарию все денежные требования, вытекающие из Договора N ТКО-21265 от 15.10.2020, включая право на неустойку за просрочку оплаты услуг, возникшие за период с 01 января 2019 г. по 30 ноября 2021 г.
13.04.2022 ООО "ЭкоСтройРесурс" уведомило Ответчика о том, что требования по Договору ТКО уступлены ООО "ТрансРесурс".
В адрес ответчика истцом направлялась претензия N 143-ТР/22 от 20.05.2022 с требованием оплатить в 10-тидневный срок задолженность по вывозу ТКО, которая была отправлена 01.06.2022 и получена адресатом 07.06.2022.
Поскольку ответчик требования истца в добровольном порядке не исполнил, истец обратился в суд с иском к ответчику.
Довод ответчика о том, что между ООО "ЭкоСтройРесурс" и СНТ "НЕФТЯНИК-1" отсутствуют договорные отношения отклонен судом первой инстанции ввиду нижеследующего.
Статьей 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Постановление N 1156).
С 01 января 2019 года деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018 г. (далее - Соглашение).
Согласно п. 2.16 Соглашения, Региональный оператор начинает осуществлять свою деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения, утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги Регионального оператора, но не позднее чем с 01.01.2019.
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 18.12.2018 N 846 "Об установлении единого предельного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО "ЭкоСтройРесурс"" был первоначально установлен предельный тариф на услугу Регионального оператора. При этом, согласно п.3 указанного приказа, установленные тарифы действуют с 01.01.2019. Указанный Приказ вступил в силу с 01.01.2019 (публикация в "Волжской коммуне", N 343(30578), 25.12.2018).
Из норм действующего законодательства следует обязанность Потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг Регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для Потребителя (в данном случае СНТ "НЕФТЯНИК-1"), так и для Регионального оператора.
Таким образом, Региональный оператор по обращению с ТКО в Самарской области приступил к непосредственному исполнению своих обязанностей с 01.01.2019.
Действующее законодательство (Закон N 89-ФЗ ст. 24.7) определяет Договор на оказание услуг по обращению с ТКО как публичный, согласно п. 4 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Правительством Российской Федерации приняты специальные правила обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление N 1156), в соответствии с которыми договор с потребителями считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя.
Обязанность заключения с Региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственниками ТКО и оплаты соответствующих услуг предусмотрена ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ и п. 4 постановления Правительства РФ N 1156.
Норма п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ предписывает заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации с возможностью его дополнения, по соглашению сторон, иными непротиворечащими законодательству Российской Федерации положениями.
26.10.2020 Региональный оператор направил на подписание в адрес СНТ "НЕФТЯНИК-1" проект Договора ТКО (исх. КУ-06855/20 от 26.10.2020, доказательство направления прилагаем). Потребитель не вернул в адрес Регионального оператора подписанный экземпляр Договора ТКО и не направил мотивированный отказ от его подписания, в суд за урегулированием разногласий не обращался.
В соответствии с п. 8(11) и п. 8(12) Постановления N 1156 Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
Отношения между Истцом и Ответчиком должны рассматриваться как договорные с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", а именно, в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду то, что фактическое пользование потребителем услуг следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Таким образом, Договор ТКО заключен между сторонами на условиях типового договора по цене, указанной Региональным оператором в проекте Договора ТКО.
Довод ответчика о том, что истцом не представлено доказательств предоставления услуги по вывозу ТКО суд первой инстанции отклонил, поскольку материалами дела подтверждается иное.
Довод ответчика, что СНТ "НЕФТЯНИК-1" не является уполномоченным лицом на заключение Договора ТКО от имени его участников (членов), а также об обязанности Регионального оператора заключать договоры ТКО с каждым собственником земельного участка в связи с принятием такого решения общим собранием членов СНТ "НЕФТЯНИК-1" отклоняется судом по следующим основаниям.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность для садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества принимать решения о заключении Договоров оказания услуг по обращению с ТКО непосредственно с каждым его членом.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО для садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ (далее - СНТ) регулируется с учетом специального законодательства, а именно: Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), а также постановления Правительства РФ N 1156.
В соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 настоящих Правил.
В соответствии со ст. 4 Закона N 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
В силу п. 1 ст. 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Наряду с обязанностями, предусмотренными гражданским законодательством для членов некоммерческой корпоративной организации, член товарищества обязан своевременно уплачивать взносы, предусмотренные Законом N 217-ФЗ.
Законом N 217-ФЗ предусмотрено, что членские взносы, уплачиваемые членами товарищества и иными владельцами объектов недвижимости, находящихся в границах территории товарищества, имеют строгое целевое назначение.
Согласно ст. 5 Закона N 217-ФЗ членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные, в частности с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе уплатой арендных платежей за данное имущество; с осуществлением расчетов с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 14 Закона N 217-ФЗ одним из видов расходов, на которые используются членские взносы, являются расходы, связанные с осуществлением расчетов с региональным оператором по обращению с ТКО на основании договоров, заключенных товариществом с региональным оператором.
При этом Федеральный закон N 217-ФЗ не предусматривает иного способа взимания платы за услугу по обращению с ТКО, в том числе самостоятельной оплаты указанной услуги членами товарищества.
На основании п. 1 ст. 7 Закона N 217-ФЗ, обеспечение обращения с ТКО является одной из целей товарищества для создания благоприятных условий и распространяется в отношении всех лиц, объекты которых расположены на территории садоводческого товарищества, как являющихся членами садового общества, так и не являющихся таковыми.
Использование имущества общего пользования осуществляется исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество, в том числе для обеспечения сбора ТКО.
Согласно ст. 7, 14, 18, 19 Закона N 217-ФЗ, решение о заключении договоров с оператором по обращению с ТКО, Региональным оператором по обращению с ТКО отнесены к полномочиям правления товарищества, следовательно заключение вышеуказанных сделок, равно как и исполнение обязательств по ним, относится к компетенции товарищества.
Более того, положения ст. 11 Закона N 217-ФЗ, содержащие исчерпывающий перечень прав членов товарищества, не предусматривают право членов товарищества на заключение отдельного договора на оказание услуги по обращению с ТКО с региональным оператором.
Таким образом, в соответствии с Законом N 217-ФЗ единственным уполномоченным лицом, которое в силу закона осуществляет заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО с Региональным оператором, является товарищество.
Указанная позиция также подтверждается Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В частности, согласно п. 148 (7) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается товариществом (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом) посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям.
Ввиду вышеизложенного СНТ "НЕФТЯНИК-1" является уполномоченным лицом, действующим в интересах своих членов, для которого заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным, а также лицом, с которым Региональный оператор обязан заключить такой договор, а в силу юридического состава такой договор считается заключенным на условиях публичного договора.
Данные доводы истца подтверждаются судебной практикой (Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции по делу N А55-20290/2021).
Кроме того, ответчик ошибочно полагал, что ввиду отказа органов местного самоуправления в организации контейнерной площадки на территории СНТ "НЕФТЯНИК-1" и в целом возможности организации таковой, отсутствует и правовое основание для заключения Договора ТКО.
Согласно п. 4 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, а также требования к содержанию указанного реестра предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N ?1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (далее - Постановление Правительства РФ N 1039).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1039 места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Ссылка Ответчика на СНиП 30-02-97, утвержденные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 N 849 суд первой инстанции отклонил, так как данный нормативный акт утратил силу 15.04.2020. Более того данный документ регулировал порядок планировки и застройки территорий СНТ. В настоящее время требования к обустройству контейнерных площадок и порядку накопления ТКО содержатся в том числе в СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов потребителями по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в связи с отсутствием организации и/или возможности организации со стороны органов местного самоуправления и/или собственниками контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.
Отсутствие места (площадки) накопления ТКО на территории СНТ "НЕФТЯНИК-1" не свидетельствует о неоказании Региональным оператором услуг по обращению с ТКО по Договору ТКО за спорный период, так как учитывая общедоступность контейнеров для сбора ТКО и обязанность собственников ТКО складировать ТКО в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, члены СНТ "НЕФТЯНИК-1", не были лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО.
Таким образом, доводы истца подтверждены документально.
Пунктом 22 типового договора установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно п. 23 Договора ТКО в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Поскольку ответчик своевременно оплату не произвел, истцом были начислены пени за период с 11.02.2019 по 31.03.2022 в размере 181 114 руб. 06 коп.
При это, суд первой инстанции принял довод ответчика о пропуске срока исковой давности, признал его обоснованным ввиду нижеследующего.
Претензия истцом в адрес ответчика была направлена 01.06.2022, ответчик получил претензию 07.06.2022, с иском истец обратился 08.08.2022, с учетом 10-дневного срока ответа на претензию, срок исковой давности приостанавливался на 10 дней, следовательно расчет должен производится с 30.07.2019, что составило основной долг - 316 101 руб. 25 коп. и пени - 145 235 руб. 36 коп.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 12, 123.12, 196, 199, 200, 309, 310, 329, 330, 425, 426, 438, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 66, 110, 167-170, 227, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.11.2001 N 15 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 15.11.2001 N18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности", пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил иск частично, взыскал с ответчика в пользу истца 316 101 руб. 25 коп. долга, 145 235 руб. 36 коп. пени за период с 11.02.2019 по 31.03.2022, 11 633 руб. расходов по государственной пошлине, а в остальной части иска отказал.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, поскольку отсутствуют предусмотренные статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для рассмотрения настоящего дела по общим правилам искового производства и имеются предусмотренные данной нормой права основания для рассмотрения настоящего дела в порядке упрощенного производства.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, являлись предметом исследования суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
В апелляционных жалобах не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области в виде резолютивной части от 10.10.2022 (мотивированное решение от 02.11.2022) по делу N А55-23484/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Судья |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23484/2022
Истец: ООО "ТрансРесурс"
Ответчик: Садоводческое некоммерческое товарищество "Нефтяник-1"
Третье лицо: ООО "ЭкоСтройРесурс"