г. Москва |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А41-60300/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Досовой М.В., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от публично-правовой компании "Фонд развития территорий": Быковских И.Ю. по доверенности N 08-3/42 от 14.03.22, Мусаев А.М. по доверенности N 08-3/210 от 09.01.23, Назарова Е.П. по доверенности N 08-3/18 от 19.01.23,
от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Премьер-Инвест" Деринга Бориса Юрьевича: Загидуллин М.А. по доверенности от 01.12.2020,
от Сарибекяна Норика Степаевича: Сарибекян Ж.Н. по нотариально удостоверенной доверенности от 02.08.21, зарегистрированной в реестре за N 50/36-н/50-2021-6-703,
от Главного управления государственного строительного надзора Московской области: Шаповалов Д.С. по доверенности N 1104-09/22 от 02.09.22,
от публичного акционерного общества "Сбербанк России": Зиновьев Д.В. по доверенности N МБ/8430-Д от 24.09.21, Филатов А.С. по доверенности N МБ/8804-ДТЛ от 20.10.21,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Астафьева Алексея Анатольевича, Клинова Алексея Владимировича, Попкова Сергея Юрьевича, Сарибекяна Норика Степаевича и публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на определение Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2022 года по делу N А41-60300/19, по заявлению публично-правовой компании "Фонд развития территорий" о намерении стать приобретателем прав на земельный участок, принадлежащий должнику, со всеми неотделимыми улучшениями, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Премьер-Инвест",
УСТАНОВИЛ:
Публично-правовая компания (ППК) "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просила:
1. Удовлетворить заявление Фонда о намерении в порядке статьи 201.15-2-2 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)" стать приобретателем прав общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Премьер-Инвест" на земельные участки со всеми неотделимыми улучшениями на таком земельном участке (Объектами незавершенного строительства), а именно:
1) Земельный участок с кадастровым номером 50:56:0030323:6 общей площадью 20 706 кв.м., расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: обл. Московская, г. Климовск, ул. Серпуховская. Неотделимые улучшения на земельном участке (объекты незавершенного строительства): Объект незавершенного строительства общей площадью 33 375,3 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Серпуховская, д. 5; Объект незавершенного строительства общей площадью 14 169,5 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Серпуховская, д. 5, корп. 1, прав на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения.
2. Установить срок для перечисления денежных средств на специальный банковский счет должника (т. 1, л.д. 2-4).
Заявление подано на основании статьи 201.15-2-2 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)".
В связи с принятием Федерального закона N 436-ФЗ от 30.12.21 "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" была переименована в публично-правовую компанию (ППК) "Фонд развития территорий".
Определением Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2022 года
заявление было удовлетворено, ППК "Фонд развития территорий" переданы права на земельный участок с кадастровым номером 50:56:0030323:6 общей площадью 20 706 кв.м., расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: обл. Московская, г. Климовск, ул. Серпуховская. Неотделимые улучшения на земельном участке (объекты незавершенного строительства): Объект незавершенного строительства общей площадью 33 375,3 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Серпуховская, д. 5; Объект незавершенного строительства общей площадью 14 169,5 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Серпуховская, д. 5, корп. 1, а также права на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения. Установлено, что соотношение стоимости прав на земельный участок с кадастровым номером 50:56:0030323:6 со всеми неотделимыми улучшениями на таком земельном участке - Объектами незавершенного строительства:
- Объект незавершенного строительства общей площадью 33 375,3 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Серпуховская, д. 5;
- Объект незавершенного строительства общей площадью 14 169,5 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Серпуховская, д. 5, корп. 1, и совокупного размера требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства, составляет 2 463 758 290 рублей 81 копейка. ППК "Фонд развития территорий" обязана в соответствии с пунктом 5 статьи 201.15-2-2 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)", перечислить денежные средства, составляющие разницу между стоимостью прав на земельный участок с находящимися на нем объектами незавершенного строительства, подлежащие передаче Фонду, и размером причитающихся участникам строительства выплат, в размере 2 463 758 290 рублей 81 копейка на основной счет должника в течение месяца с момента вынесения определения. ППК "Фонд развития территорий" обязана в течение месяца с момента вынесения определения перечислить на специальный банковский счет должника, открытый конкурсным управляющим должника в ПАО "Сбербанк России", реквизиты которого представлены в материалы дела и заявителю, денежные средства в размере 21 591 034 рубля 10 копеек в целях погашения требований по текущим платежам и платежей 1 и 2 очереди реестра требований кредиторов. Конкурсному управляющему ООО "Премьер-Инвест" предписано выполнить требования, предусмотренные пунктом 12 статьи 201.15-2 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)" (т. 4, л.д. 37-42).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ППК "Фонд развития территорий", Астафьев Алексей Анатольевич, Клинов Алексей Владимирович, Попков Сергей Юрьевич и Сарибекян Норик Степаевич обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят определение отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права при его вынесении (т. 4, л.д. 66-76, т. 5, л.д. 1-12, 112-114, 125-126, т. 8, л.д. 5-7, 13-16).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2022 года был принят отказ ППК "Фонд развития территорий" от заявления о намерении приобрести права застройщика - ООО "Премьер-Инвест" на земельный участок с кадастровым номером 50:56:0030323:6 и объекты незавершенного строительства площадью 33 375,3 кв.м. и 14 169,5 кв.м., определение Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2022 года отменено, производство по заявлению ППК "Фонд развития территорий" прекращено (т. 8, л.д. 140-142).
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08 сентября 2022 года постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2022 года было отменено, обособленный спор направлен на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (т. 9, л.д. 68-70).
При новом рассмотрении дела в судебном заседании апелляционного суда представитель ППК "Фонд развития территорий" заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы по определению стоимости прав застройщика.
Конкурсный управляющий ООО "Премьер-Инвест" заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы по определению стоимости прав застройщика.
В последствии в судебном заседании апелляционного суда представитель конкурсного управляющего ООО "Премьер-Инвест" завил отказ от ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению стоимости прав застройщика.
Рассмотрев ходатайство ППК "Фонд развития территорий" о назначении экспертизы по делу, апелляционный суд не находит оснований для его удовлетворения.
В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 04.04.14 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", ходатайство о проведении экспертизы может быть заявлено в суде первой или апелляционной инстанции до объявления председательствующим в судебном заседании исследования доказательств законченным (часть 1 статьи 164 АПК РФ), а при возобновлении их исследования - до объявления законченным дополнительного исследования доказательств (статья 165 Кодекса).
Ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений частей 2 и 3 статьи 268 АПК РФ, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении экспертизы), и суд признает эти причины уважительными.
При рассмотрении дела в Арбитражном суде Московской области ППК "Фонд развития территорий" ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявляла, в связи апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения такого ходатайства.
При этом апелляционный суд отмечает, что в рассматриваемом ходатайстве ППК "Фонд развития территорий" просит назначить экспертизу в целях установления стоимости прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем объектами незавершенного строительства, поскольку не согласна с размером стоимости этих прав, определенной независимым оценщиком ООО "НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ" в отчете N ОО2021А-05 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:56:0030323:6 и двух зданий незавершенного строительства, расположенных по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Серпуховская, д. 5 и д. 5 корп. 1, от 26.01.21.
Вместе с тем, указанный отчет был представлен ППК "Фонд развития территорий" в арбитражный суд вместе с заявлением о намерении приобрести права застройщика на земельный участок (т. 1, л.д. 5) без каких-либо возражений относительно выводов оценщика.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о назначении судебной экспертизы по делу.
Законность и обоснованность определения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Премьер-Инвест" являлось застройщиком жилых домов, расположенных по адресам: Московская область, г. Климовск, ул. Серпуховская, д. 5 и ул. Серпуховская, д. 5, корп. 1, на земельном участке с кадастровым номером 50:56:0030323:6, принадлежащем должнику на праве собственности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 ноября 2020 года ООО "Премьер-Инвест" было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, при банкротстве должника применены правила параграфа 7 "Банкротство застройщиков" главы IX Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)", конкурсным управляющим должника утвержден Деринг Борис Юрьевич (т. 1, л.д. 21-25).
По заказу конкурсного управляющего ООО "Премьер-Инвест" 26.01.21 независимым оценщиком ООО "НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ" был подготовлен отчет N ОО2021А-05 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:56:0030323:6 и двух зданий незавершенного строительства, расположенных по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Серпуховская, д. 5 и д. 5 корп. 1, согласно которому рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 25.01.21 составила 2 937 704 902 рубля без учета НДС (т. 2, л.д. 22-152, т. 3, л.д. 1-159).
Из указанного отчета следует, что степень готовности жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Серпуховская, д. 5 и д. 5 корп. 1, составляет 81% (стр. 17 отчета).
29.10.21 состоялось заседание Наблюдательного совета ППК "Фонд развития территорий", на котором по третьему вопросу повестки дня было принято решение о финансировании мероприятий, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17 "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщика и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении объекта незавершенного строительства застройщика ООО "Премьер-Инвест" (Московская область) и одобрении совершения сделок по осуществлению выплаты возмещения гражданам - участникам строительства в соответствии со статьей 13 Закона N 218-ФЗ на основных условиях согласно Приложению 17 (т. 1, л.д. 7-9).
В соответствии с Приложением 17 к протоколу заседания Наблюдательного совета от 29.10.21 N НС-32/2021:
- Фонд в соответствии со статьей 13 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17 "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 218-ФЗ) осуществляет выплату возмещения гражданам - участникам строительства за счет имущества Фонда, источники формирования которого предусмотрены Законом N 218-ФЗ. В течение шестидесяти дней со дня принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 Закона N 218-ФЗ Фонд обращается в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о намерении приобрести права застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями по основаниям и в порядке, установленным в статье 201.15-2-2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в целях последующей реализации в порядке, предусмотренном статьей 13.4 Закона N 218-ФЗ;
- размер денежных средств, необходимых для финансирования мероприятий, предусмотренных в пункте 2.1 части 2 статьи 13.1 Закона N 218-ФЗ указан в приложении к настоящему Приложению;
- размер денежных средств, подлежащих выплате гражданам - участникам строительства, требования которых по передаче жилого помещения, машино-места, нежилого помещения включены в реестр требований участников строительства, указан в приложении к настоящему Приложению, НДС не облагается (определен на основании отчета об оценке N ФЗП-02/173-19/64/1 от 31.07.21, подготовленного ООО "Центра независимой экспертизы собственности");
- объем финансирования за счет имущества Фонда, сформированного за счет имущественного взноса Российской Федерации и компенсационного фонда, указан в приложении к настоящему Приложению;
- объем финансирования за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации, указан в приложении к настоящему Приложению;
- размер оплаты услуг банка-агента при проведении выплаты возмещения составляет не более 1,5 % от размера денежных средств, подлежащих выплате гражданам - участникам строительства, требования которых по передаче жилого помещения, машино-места, нежилого помещения включены в реестр требований участников строительства;
- цена сделок составит сумму размера денежных средств, подлежащих выплате гражданам - участникам строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства на дату его предоставления конкурсным управляющим в Фонд, а также денежных средств, подлежащих выплате гражданам - участникам строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства после указанной даты;
- размер денежных средств, подлежащих выплате гражданам - участникам строительства, требования которых будут включены в реестр требований участников строительства, определяется в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 13 Закона N 218-ФЗ. Окончательный размер денежных средств, выплата которых производится гражданам - участникам строительства в соответствии с настоящим решением, будет определен после осуществления расчетов по требованиям граждан - участников строительства до даты завершения процедуры конкурсного производства застройщика - банкрота, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.
В соответствии с приложением к Приложению 17 "Перечень объектов незавершенного строительства - многоквартирных домов и объем финансирования мероприятий по осуществлению выплаты возмещений гражданам - участникам строительства" размер денежных средств, подлежащих выплате гражданам - участникам строительства составляет 1 043 081 168 рублей 39 копеек, объем финансирования осуществляется за счет имущественного взноса Российской Федерации и компенсационного фонда в размере 730 156 817 рублей 878 копеек и за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации в размере 312 924 350 рублей 52 копейки.
В связи с принятием вышеназванного решения Наблюдательного совета ППК "Фонд развития территорий" в порядке статьи 201.15-2-2 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)" обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая обжалуемое определение, суд первой инстанции указал, что Фондом соблюдены все условия, предусмотренные нормами Закона о банкротстве, необходимые для передачи прав на объект незавершенного строительства в целях урегулирования обязательств застройщика-банкрота ООО "Премьер-Инвест" перед участниками долевого строительства.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 32 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Особенности банкротства застройщиков закреплены в параграфе 7 главы IX Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно пункту 1 статьи 201.15.2-2 Закона о банкротстве в течение шестидесяти дней со дня принятия Фондом решения о финансировании мероприятий, указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - решение о финансировании), Фонд обращается в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о намерении приобрести права застройщика на земельный участок, расположенные на нем объект (объекты) незавершенного строительства, неотделимые улучшения такого земельного участка, права на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения (далее соответственно - заявление о намерении, земельный участок с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями, проектная документация). Копия заявления о намерении направляется конкурсному управляющему.
В состав имущества, права на которое передаются Фонду в соответствии с настоящей статьей, не включаются многоквартирный дом, дома блокированной застройки, здание (сооружение), предназначенное исключительно для размещения машино-мест, строительство которых завершено и в отношении которых арбитражным судом вынесено определение о передаче участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в соответствии со статьей 201.11 настоящего Федерального закона, а также земельный участок, на котором расположен соответствующий объект (п. 2 ст. 201.15.2-2 Закона о банкротстве).
Из материалов дела следует, что ООО "Премьер-Инвест" являлось застройщиком жилых домов, расположенных по адресам: Московская область, г. Климовск, ул. Серпуховская, д. 5 и ул. Серпуховская, д. 5, корп. 1, на земельном участке с кадастровым номером 50:56:0030323:6, принадлежащем должнику на праве собственности.
Согласно отчету ООО "Премьер-Инвест" N ОО2021А-05 от 26.01.21 степень готовности жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Серпуховская, д. 5 и д. 5 корп. 1, составляет 81%.
В соответствии с пунктом 4 статьи 201.15.2-2 Закона о банкротстве передача земельного участка с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями в соответствии с настоящей статьей осуществляется с соблюдением условий и требований, которые предусмотрены подпунктом 2 пункта 3, пунктами 5, 7 и 10 статьи 201.10 настоящего Федерального закона.
При этом пунктом 3 статьи 201.15-2-2 Закона о банкротстве закреплено, что в качестве встречного представления за передаваемое имущество Фонд осуществляет выплату возмещения участникам строительства в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, возможность передачи Фонду земельного участка должника-застройщика с находящимися на нем неотделимыми улучшениями обусловлена принятием Фондом решения о финансировании мероприятий, указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ, и должна производиться с соблюдением условий и требований, которые предусмотрены подпунктом 2 пункта 3, пунктами 5, 7 и 10 статьи 201.10 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 статьи 201.15-2-2 Закона о банкротстве к заявлению о намерении прилагается решение о финансировании.
Как указывалось выше, 29.10.21 состоялось заседание Наблюдательного совета ППК "Фонд развития территорий", на котором по третьему вопросу повестки дня было принято решение о финансировании мероприятий, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17, в отношении объекта незавершенного строительства застройщика ООО "Премьер-Инвест" (Московская область) и одобрении совершения сделок по осуществлению выплаты возмещения гражданам - участникам строительства в соответствии со статьей 13 Закона N 218-ФЗ на основных условиях согласно Приложению 17.
Препятствий к передаче Фонду прав застройщика, которые предусмотрены подпунктом 2 пункта 3, пунктами 5, 7 и 10 статьи 201.10 настоящего Федерального закона, не установлено.
В соответствии с пунктом 9 статьи 201.15-2-2 Закона о банкротстве в течение десяти дней с даты поступления конкурсному управляющему заявления о намерении наряду со сведениями, предусмотренными абзацем вторым пункта 2 статьи 201.15 настоящего Федерального закона, конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд и Фонд следующие сведения:
1) расчет суммы, необходимой для погашения задолженности по текущим платежам и требований кредиторов первой и второй очереди и определяемой в соответствии с пунктом 5 статьи 201.10 настоящего Федерального закона на дату направления заявления о намерении в арбитражный суд (в том числе сведения об общем размере соответствующей задолженности, сведения о стоимости прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями и сведения о стоимости имущества застройщика, которое остается у него после передачи указанного земельного участка с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями);
2) соотношение стоимости прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями и совокупного размера требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства, по которым в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" будет осуществлена выплата возмещения.
Согласно пункту 5 статьи 201.15-2-2 Закона о банкротстве, если стоимость прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями, подлежащий передаче Фонду, превышает совокупный размер причитающихся участникам строительства выплат, Фонд обязан перечислить застройщику денежные средства в размере такого превышения.
Если стоимость прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями, подлежащий передаче Фонду, меньше совокупного размера причитающихся участникам строительства выплат, Фонд получает право требования к застройщику в размере образовавшейся разницы. Указанное право требования Фонда подлежит включению в реестр требований кредиторов в составе третьей очереди кредиторов в соответствии с правилами, установленными статьей 201.9 настоящего Федерального закона (п. 5 ст. 201.15-2-2 Закона о банкротстве).
Таким образом, действующее законодательство при рассмотрении намерения Фонда о передаче прав застройщика устанавливает необходимость определения следующих величин:
- суммы, необходимой для погашения задолженности по текущим платежам и требований кредиторов первой и второй очереди,
- стоимости прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями,
- размера причитающихся участникам строительства выплат, а также соотношения двух последних величин.
Из представленных конкурсным управляющим ООО "Премьер-Инвест" Дерингом Б.Ю. пояснений следует, что:
- размер требований кредиторов должника по текущим платежам составляет 17 833 626 рублей 20 копеек,
- размер требований кредиторов первой и второй очереди реестра требований кредиторов должника составляет 3 757 407 рублей 94 копейки,
- стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:56:0030323:6 и двух зданий незавершенного строительства, расположенных по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Серпуховская, д. 5 и д. 5 корп. 1, согласно отчету ООО "НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ" N ОО2021А-05 от 26.01.21 составляет 3 506 839 459 рублей 20 копеек с учетом НДС,
- размер причитающихся участникам строительства выплат, определенный Фондом самостоятельно, составляет 1 043 081 168 рублей 39 копеек (т. 1, л.д. 14-20, т. 4, л.д. 6-8).
Таким образом, имеет место ситуация, указанная в пункте 5 статьи 201.15-2-2 Закона о банкротстве, при которой стоимость прав застройщика превышает совокупный размер причитающихся участникам строительства выплат, а, следовательно, Фонд обязан перечислить застройщику денежные средства в размере такого превышения.
В рассматриваемом случае размер превышения составляет 2 463 758 290 рублей 81 копейка (3 506 839 459,20 - 1 043 081 168,39).
С учетом излож енного, поскольку препятствий к передаче прав застройщика Фонду не установлено, суд первой инстанции правомерно, применительно к положениям статьи 201.15-2-2 Закона о банкротстве передал ППК "Фонд развития территорий" права на земельный участок с кадастровым номером 50:56:0030323:6 и расположенные на нем неотделимые улучшения, обязав Фонд перечислить денежные средства, составляющие разницу между стоимостью прав на земельный участок и размером причитающихся участникам строительства выплат, в размере 2 463 758 290 рублей 81 копейку, а также денежные средства в размере 21 591 034 рубля 10 копеек в целях погашения требований по текущим платежам и платежей 1 и 2 очереди реестра требований кредиторов.
Довод апелляционной жалобы ППК "Фонд развития территорий" о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, что в частности выразилось в неустановлении воли заявителя на удовлетворение заявленных требований, признается апелляционным судом несостоятельным.
Действительно, как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 35 от 22.06.12 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пункта 9 части 1 статьи 148 АПК РФ, если обратившееся с заявлением о признании должника банкротом лицо повторно не явилось в судебное заседание по рассмотрению обоснованности его заявления, в том числе по вызову суда, и не заявило ходатайство о рассмотрении обоснованности его заявления в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства, а должник не требует рассмотрения дела по существу, суд оставляет это заявление без рассмотрения. Указанная норма применяется и при рассмотрении требований кредиторов в порядке статей 71 или 100 Закона о банкротстве, а также при рассмотрении иных заявлений, жалоб или ходатайств при отсутствии возражений всех непосредственных участников обособленного спора.
Вместе с тем, положения статьи 201.15-2-2 Закона о банкротстве предусматривают рассмотрение заявления о намерении в течение четырнадцати рабочих дней с даты его поступления, а заявления о передаче прав застройщика - в течение трех рабочих дней с даты поступления. То есть отложение судебных заседаний по рассмотрению подобных заявлений, а следовательно и возможность установления повторной неявки заявителя в них, действующих законодательством не установлена.
Более того, вопреки доводам ППК "Фонд развития территорий" у суда первой инстанции после получения заявления о намерении отсутствовала необходимость устанавливать сохранение волеизъявления Фонда в отношении получения прав застройщика.
Так, как указал Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 08 сентября 2022 года по настоящему делу, в соответствии со статьями 2 и 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Публично-правовая компания "Фонд развития территорий" - унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Учредителем Фонда является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Фонда от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Фонд действует на основании устава, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Для достижения целей деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, Фонд осуществляет следующие функции и полномочия:
1) функции и полномочия, связанные с защитой прав и законных интересов граждан - участников строительства;
2) функции и полномочия, связанные с содействием модернизации жилищнокоммунального хозяйства и обеспечением сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
3) функции и полномочия, связанные с содействием в обеспечении устойчивого развития территорий и создании комфортных и благоприятных условий проживания граждан;
4) иные функции и полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
К функциям и полномочиям, связанным с защитой прав и законных интересов граждан - участников строительства, относятся, в частности,
- финансирование за счет имущества Фонда мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов, домов блокированной застройки (в случае, если количество таких домов составляет три и более), зданий (сооружений), предназначенных исключительно для размещения машино-мест (далее - объекты незавершенного строительства), а также по завершению строительства (строительству) объектов инженерно-технической инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, предназначенных для размещения дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, поликлиник, объектов транспортной инфраструктуры и объектов капитального строительства, обеспечивающих подключение (технологическое присоединение) объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях последующей безвозмездной передачи объектов инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность (далее - объекты инфраструктуры), в том числе объектов инфраструктуры, необходимых для обеспечения ввода при завершении строительства объектов незавершенного строительства в эксплуатацию;
- реализация имущества, переданного Фонду по основаниям, предусмотренным статьей 201.15-2-2 Закона о банкротстве, в соответствии со статьей 13.4 названного Федерального закона;
- осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, в том числе права на которые переданы Фонду по основаниям, предусмотренным статьей 201.15-2-2 Закона о банкротстве, в соответствии с частями 2 - 4 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2020 N 542- ФЗ "О внесении изменений в статью 201.15-2-2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 3 и 13.4 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 201.15-2-2 Закона о банкротстве в случае принятия Фондом решения о выплате гражданам участникам строительства возмещения по объектам незавершенного строительства застройщика Фонд в течение 60 дней обращается с заявлением о намерении приобрести права застройщика на земельный участок с объектами незавершенного строительства.
В рамках осуществления полномочий, возложенных на Фонд, в том числе, Уставом Фонда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.10.17 N 1231 в действовавшей на тот момент редакции от 23.08.21, наблюдательным советом Фонда было одобрено обращение Фонда с заявлением о намерении приобрести права ООО "ПремьерИнвест" на земельный участок с объектами незавершенного строительства, в связи с принятием указанного решения о финансировании мероприятий по выплате возмещения Фонд обратился с заявлением о намерении приобрести права застройщика ООО "Премьер-Инвест" на земельный участок с объектами незавершенного строительства.
На основании изложенного Арбитражный суд Московского округа пришел к выводу о том, что поскольку Фонд осуществляет свои полномочия не в собственных интересах, а в интересах граждан - участников долевого строительства и является публично-правовой организацией, оснований для отказа Фонда от заявления о намерении в порядке статьи 201.15-2-2 Закона о банкротстве стать приобретателем прав ООО "Премьер-Инвест" на земельные участки со всеми неотделимыми улучшениями на таком земельном участке (объектами незавершенного строительства) не имеется. Такое право не предусмотрено действующем законодательством. Более того, отказ от заявления затронул права участников долевого строительства, с которыми должником были заключены соответствующие договоры.
Данные выводы Арбитражного суда Московского округа поддержал Верховный Суд Российской Федерации в определении N 305-ЭС20-23285 от 05 декабря 2022 года по настоящему делу.
Следовательно, в силу действующего законодательства Фонд не вправе отказаться от заявления о намерении стать приобретателем прав застройщика, а значит, у суда первой инстанции отсутствовала необходимость установления факта сохранения интереса Фонда к заявленному требованию.
То обстоятельство, что суд первой инстанции сразу принял решение о передаче прав застройщика Фонду без принятия судебного акта по результатам рассмотрения заявления о намерении, по мнению апелляционного суда, не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 12 статьи 201.15-2-2 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения заявления о намерении арбитражный суд выносит определение:
1) об удовлетворении заявления о намерении в случае соблюдения условий, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящей статьи;
2) об отказе в удовлетворении заявления о намерении в случае несоблюдения условий, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящей статьи.
Пунктом 17 указанной статьи закреплено, что Фонд в течение десяти рабочих дней с даты перечисления денежных средств в соответствии с определением об удовлетворении заявления о намерении обращается в арбитражный суд с ходатайством о передаче прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями Фонду и погашении требований кредиторов. К указанному ходатайству прилагаются платежные документы, подтверждающие перечисление денежных средств в размере, который указан в определении арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении. Копия указанного ходатайства направляется конкурсному управляющему.
В течение трех рабочих дней с даты поступления указанного в пункте 17 настоящей статьи ходатайства Фонда арбитражный суд выносит определение о передаче Фонду прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями (п. 18 ст. 201.15-2-2 Закона о банкротстве).
Таким образом, по смыслу действующего законодательства факт передачи прав застройщика Фонду связан прежде всего с подачей им заявления о намерении приобрести такие права и осуществлением соответствующего финансирования. При этом, как указывалось выше, ППК "Фонд развития территорий" в силу действующего законодательства не наделено правом на отказ от заявления о намерении.
В связи с изложенным апелляционный суд полагает, что принятие судом первой инстанции решения о передаче прав застройщика Фонду одновременно с рассмотрением заявления о намерении не привело к вынесению неправильного решения, что в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации явилось бы основанием для отмены судебного акта.
Довод апелляционной жалобы ППК "Фонд развития территорий" о том, что настоящий спор был рассмотрен в отсутствие сведений о надлежащем извещении всех заинтересованных лиц, признается апелляционным судом несостоятельным.
В силу части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Информация о принятии искового заявления или заявления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается арбитражным судом в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Документы, подтверждающие размещение арбитражным судом в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.
Заявление ППК "Фонд развития территорий" было принято к производству определением Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2021 года, судебное заседания по его рассмотрению назначено на 18 января 2022 года (т. 1, л.д. 1).
Данное определение было опубликовано в системе "Картотека арбитражных дел" в сети "Интернет" 17.12.21 в 13:06:48 (по московскому времени).
В силу части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
По смыслу разъяснений, данных в пунктах 14, 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 35 от 22.06.12 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", после принятия требований кредитора к рассмотрению такой кредитор самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Следовательно, все, участвующие в деле о банкротстве ООО "Премьер-Инвест" лица с момента опубликования определения Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2021 года считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения настоящего спора.
В связи с изложенным апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции нормы процессуального права при рассмотрении настоящего дела нарушены не были.
Довод апелляционной жалобы ППК "Фонд развития территорий" о неправильном определении размера текущих платежей и необходимости погашения только текущих обязательств первой очереди подлежит отклонению.
Согласно представленному в материалы дела расчету конкурсного управляющего ООО "Премьер-Инвест":
1. сумма текущих обязательств должника составляет 17 833 626 рублей 20 копеек, а именно:
- первая очередь - 1 773 182 рубля 65 копеек, при этом требования кредиторов по текущим платежам 1 очереди в размере 642 396 рублей 27 копеек были погашены за счет конкурсной массы, т.е. размер неисполненных обязательств этой очереди составляет - 1 130 786 рублей 38 копеек,
- вторая очередь - 6 502 250 рублей 36 копеек,
- третья очередь - 735 000 рублей,
- четвертая очередь - 4 187 359 рублей 89 копеек,
- пятая очередь - 5 015 011 рублей 53 копейки.
2. размер требований кредиторов 1 и 2 очереди должника согласно реестру требований кредиторов составляет 3 757 407 рублей 94 копейки, а именно:
- первая очередь - 0 рублей,
- вторая очередь - 3 317 307 рублей 22 копейки, а также проценты на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации - 440 100 рублей 72 копейки.
На основании изложенного, общий размер денежных средств, подлежащих внесению Фондом на специальный счёт ООО "Премьер-Инвест" для погашения требований кредиторов по текущим платежам и требований кредиторов 1 и 2 очереди реестра, был определен судом первой инстанции в размере 21 591 034 рубля 10 копеек (17 833 626, 20 + 3 757 407,94).
Пункт 4 статьи 201.15-2-2 Закона о банкротстве содержит отсылочную норму к пункту 5 статьи 201.10 Закона о банкротстве, в соответствии с которым если имущества, которое остается у должника после передачи объекта незавершенного строительства, недостаточно для погашения текущих платежей, связанных с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения конкурсному управляющему, оплатой деятельности лиц, привлечение которых конкурсным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, требований кредиторов первой и второй очереди, участники строительства и (или) третьи лица до рассмотрения арбитражным судом ходатайства о передаче объекта незавершенного строительства вправе внести в соответствии со статьей 201.15 настоящего Федерального закона на специальный банковский счет должника денежные средства в размере превышения совокупного размера указанных текущих платежей и требований кредиторов первой и второй очереди над стоимостью имущества застройщика, которое остается у него после передачи объекта незавершенного строительства, но не более десяти процентов стоимости прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок. Эти средства вносятся участниками строительства пропорционально размеру их требований, если иное не установлено решением собрания участников строительства.
Между тем, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июля 2022 года N 34-П положения пункта 5 статьи 201.10, абзаца второго пункта 2 статьи 201.15, подпункта 1 пункта 8 статьи 201.15-1 Закона о банкротстве признаны не соответствующими статьям 19, 34 и 35 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими не допускается погашение требований кредиторов по текущим платежам, не относящихся к первой очереди удовлетворения текущих платежей, о возмещении расходов, обеспечивающих завершение конкурсного производства, за счет фонда, действующего в целях защиты прав граждан - участников долевого строительства, являющегося приобретателем объектов застройщика в рамках дела о банкротстве, если из обстоятельств дела, включая объем требований к застройщику, в том числе обеспеченных залогом, не следует, что сумма долга или по крайней мере значительная ее часть не была бы получена кредиторами по текущим платежам, даже если бы имущество не было бы передано фонду, а в части текущих платежей для удовлетворения требований об оплате труда работников застройщика, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору непосредственно на том объекте незавершенного строительства, который передан фонду, - вне зависимости от этого условия.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 мотивировочной части упомянутого постановления, если бы приобретатель (фонд) не обратился с заявлением о намерении, имущество (земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями), оставаясь у застройщика, могло бы рассматриваться как возможный источник погашения задолженности перед текущими кредиторами, однако при его переходе к приобретателю такая возможность утрачивается. В то же время деятельность соответствующих кредиторов застройщика направлена на проведение отдельных мероприятий по строительству объекта, обеспечение его сохранности, надлежащее осуществление процедур банкротства, что также содействует успешному завершению строительства. Поэтому Конституционный Суд Российской Федерации указал, что справедливым был бы учет интересов кредиторов по текущим требованиям в рамках процедур, в которые вовлекается и фонд, действующий в целях защиты прав граждан, тем самым признав обязанность фонда как приобретателя при недостаточности конкурсной массы застройщика погашать требования всех текущих кредиторов.
Передача фонду прав и обязанностей застройщика фактически является специальной правовой формой реализации данного имущества по цене, равной оценочной стоимости прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, ставящей кредиторов в то же положение, как если бы данные объекты были проданы по этой цене на торгах в процедуре банкротства и вырученные от продажи средства распределились бы в соответствии с законодательством о банкротстве (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.08.2022 N 309-ЭС18-13770(4-6)). Такое понимание передачи имущества фонду соответствует и указанию Конституционного Суда Российской Федерации на то, что требования текущих кредиторов (за исключением работников) не подлежат погашению, если из обстоятельств дела следует, что сумма долга или по крайней мере значительная ее часть не была бы получена кредиторами по текущим платежам, даже если бы имущество не было бы передано фонду.
В рассматриваемом случае с учетом правил пункта 6 статьи 138, подпунктов 3 и 4 пункта 1, пункта 4 статьи 201.14 Закона о банкротстве не имеется оснований полагать, что сумма долга или по крайней мере значительная ее часть не была бы получена кредиторами по текущим платежам в случае реализации объекта незавершенного строительства.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что сумма подлежащих погашению текущих обязательств должника была определена судом первой инстанции верно.
Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07 октября 2022 года N 305-ЭС22-209 по делу N А41-34929/2019.
Иные доводы апелляционной жалобы ППК "Фонд развития территорий" сводятся к несогласию с суммой, определенной судом первой инстанции для выплаты Фондом, с указанием на отсутствие финансовой возможности проведения такой выплаты.
Как указывалось выше, стоимость прав застройщика была определена на основании отчета ООО НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ" N ОО2021А-05 от 26.01.21, который имелся на дату проведения заседания Наблюдательного совета Фонда - 29.10.21 и был представлен совместно с рассматриваемым заявлением.
Каких-либо возражений относительно произведенной оценки со стороны ППК "Фонд развития территорий" в суде первой инстанции не поступало.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Наблюдательном совете публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1231 от 07.10.17 (Положение о Наблюдательном совете) Наблюдательный совет Фонда осуществляет контроль за деятельностью Фонда, в том числе за исполнением принимаемых органами управления Фонда решений, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом положений законодательства Российской Федерации и устава Фонда.
Как закреплено в Уставе ППК "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации N 1231 от 07.10.17 (в редакции, действовавшей на 29.10.21, Наблюдательный совет Фонда в числе прочего:
29(1)) принимает решение о финансировании либо о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства и объектов инфраструктуры, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного подпунктом 11(1) пункта 37 настоящего устава;
29(4)) устанавливает порядок принятия Фондом решения о финансировании расходов, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", и об определении предельного размера такого финансирования;
29(7)) принимает решение о выплате возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест, а также нежилых помещений, определенных подпунктом 3.1 пункта 1 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 35 Устава Фонда Член наблюдательного совета Фонда обязан разумно и добросовестно действовать в интересах Фонда, а также не разглашать конфиденциальную информацию, в том числе после прекращения членства в наблюдательном совете Фонда.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 1192 от 12.09.19 "Об утверждении Правил принятия решения публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Правила принятия решения о финансировании), решение о финансировании, за исключением случая, предусмотренного пунктом 19 настоящих Правил, принимается наблюдательным советом Фонда при отсутствии условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона, за исключением случаев, если решением Правительства Российской Федерации установлено иное.
В пункте 5 Правил принятия решения о финансировании закреплено, что Фонд принимает решение о финансировании на основании:
а) информации, сведений и документов, размещенных в единой информационной системе жилищного строительства в соответствии с требованиями Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
б) документов, полученных Фондом от застройщика в соответствии с частью 5 статьи 11 Закона;
в) документов застройщика, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности застройщика, представленных в соответствии с пунктом 2.3-1 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсным управляющим;
г) иных документов и информации, полученных Фондом в целях подготовки соответствующего решения.
Пунктом 8 названных Правил установлено, что решение о финансировании принимается Фондом на основании ходатайства субъекта Российской Федерации о восстановлении прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории такого субъекта Российской Федерации (далее - ходатайство), составленного в соответствии с типовой формой согласно приложению N 1, подписанного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и направленного посредством личного кабинета субъекта Российской Федерации в единой информационной системе жилищного строительства (при отсутствии технической возможности направления ходатайства посредством указанного личного кабинета ходатайство подается в Фонд на бумажном носителе). Решение о финансировании принимается Фондом по результатам рассмотрения ходатайства в случае признания застройщика банкротом и при отсутствии условий принятия решения о нецелесообразности финансирования, предусмотренных частью 3.3 статьи 13.1 Закона.
Согласно пункту 8(1) Правил принятия решения о финансировании Фонд в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства осуществляет проверку комплектности документов, представляемых согласно перечню, являющемуся приложением к типовой форме ходатайства, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам. В случае непредставления или представления субъектом Российской Федерации в неполном объеме документов, предусмотренных указанным перечнем, Фонд в пределах указанного срока уведомляет субъект Российской Федерации о необходимости представления недостающих документов в течение 10 календарных дней со дня получения субъектом Российской Федерации такого уведомления. Непредставление недостающих документов субъектом Российской Федерации в указанный срок является основанием для отказа Фонда в рассмотрении ходатайства. При получении отказа в рассмотрении ходатайства субъект Российской Федерации вправе повторно направить в Фонд ходатайство, составленное в соответствии с типовой формой ходатайства, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 10 названных Правил Принятие Фондом решения о финансировании возможно, если:
а) истек предусмотренный пунктом 4 статьи 201.4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" срок включения требований участников строительства в реестр требований участников строительства и определены совокупный размер требований участников строительства о передаче жилых помещений, размер требований участников строительства о передаче машино-мест и нежилых помещений и совокупный размер денежных требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства;
б) конкурсным управляющим в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" проведена инвентаризация имущества застройщика;
в) конкурсным управляющим определена стоимость земельных участков (прав на земельные участки), предназначенных для размещения объектов незавершенного строительства, неотделимых улучшений на таких земельных участках (включая объекты незавершенного строительства);
г) Фондом определены степень готовности объектов незавершенного строительства, объектов инфраструктуры, сроки, необходимые для завершения строительства, размер финансирования, необходимого для завершения строительства указанных объектов, предельный объем финансирования, необходимого для завершения строительства объектов незавершенного строительства, определенный в соответствии с пунктом 10(1) настоящих Правил, и предельный объем финансирования, необходимого для завершения строительства (строительства) объектов инфраструктуры, определенный в соответствии с пунктом 10(2) настоящих Правил;
д) конкурсным управляющим определен размер денежных средств, необходимых для погашения требований по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, включенных в реестр требований кредиторов, денежных средств, подлежащих перечислению в соответствии с пунктом 3 статьи 201.15-1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также в целях обеспечения в соответствии со статьями 201.11 и 201.15-1 указанного Федерального закона возможности передачи участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строительство которых завершено, или передачи Фонду или фонду субъекта Российской Федерации прав на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями;
е) Фондом определена рыночная стоимость 1 кв. метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке во всех многоквартирных домах и (или) жилых домах блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков, входящих в состав жилого комплекса, на основании отчета оценщика, привлеченного Фондом;
ж) Фондом определен размер предполагаемого возмещения гражданам - участникам строительства, выплата которого предусмотрена статьей 13 Закона (далее - предельная сумма выплат).
Изложенное свидетельствует о том, что при принятии решения о финансировании мероприятий в отношении объекта незавершенного строительства застройщика ООО "Премьер-Инвест" 29.10.21 Наблюдательный совет ППК "Фонд развития территорий" был ознакомлен с отчетом ООО "НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ" N ОО2021А-05 от 26.01.21 и согласился с проведенной оценкой стоимости прав застройщика, приняв соответствующее решение.
Исходя из положений Устава Фонда, риск принятия необоснованного решения лежит на членах Наблюдательного совета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 218-ФЗ от 29.07.17 выплата возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства, осуществляется на основании принятого Фондом решения о финансировании указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона мероприятий за счет его имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если застройщик признан арбитражным судом банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство. Такая выплата осуществляется до даты завершения процедуры конкурсного производства застройщика.
Пунктом 2 названной статьи (в редакции, действовавшей на дату принятия решения Наблюдательного совета - 29.10.21) закреплено, что выплата возмещения гражданину - участнику строительства, имеющему требование о передаче жилого помещения (жилых помещений), осуществляется в размере стоимости указанного помещения (указанных помещений), определяемой как произведение общей площади жилого помещения в многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков), подлежащего передаче гражданину - участнику строительства, но не более ста двадцати квадратных метров, и рыночной стоимости одного квадратного метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке, но не менее уплаченной цены договора либо размера уплаченных паевых взносов, рассчитываемых исходя из общей площади такого жилого помещения (таких жилых помещений), не превышающей ста двадцати квадратных метров. Предусмотренная настоящей частью рыночная стоимость определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного Фондом, на дату, которая не может быть более чем на три месяца ранее даты принятия Фондом решения в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Порядок расчета размера выплаты возмещения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, на основании произведенной конкурсным управляющим оценки стоимости земельных участков с объектами незавершенного строительства и неотделимыми улучшениями на таких земельных участках Фонд принимает решение о финансировании, после чего самостоятельно производит расчет суммы выплат гражданам - участникам долевого строительства.
Согласно приложению к Приложению 17 к протоколу заседания Наблюдательного совета от 29.10.21 N НС-32/2021 размер денежных средств, подлежащих выплате гражданам - участникам строительства, определенный Фондом, составил 1 043 081 168 рублей 39 копеек.
Учитывая вышеизложенное, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в части определения соотношения стоимости прав на земельный участок с кадастровым номером 50:56:0030323:6 со всеми неотделимыми улучшениями на таком земельном участке и размером причитающихся участникам строительства выплат, а также обязания Фонда осуществить соответствующую выплату апелляционный суд не находит.
Доводы апелляционных жалоб Клинова А.В., Попкова С.Ю., Сарибекяна Н.С. о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым определением в связи с ограничением суммы причитающихся указанным лицам выплат, подлежат отклонению.
В Приложении N 17 к протоколу заседания Наблюдательного совета от 29.10.21 N НС-32/2021 указано, что размер денежных средств, подлежащих выплате гражданам-участникам строительства, требования которых будут включены в реестр требований участников строительства, определяется в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 13 Закона N 218-ФЗ. Окончательный размер денежных средств, выплата которых производится гражданам-участникам строительства в соответствии с настоящим решением, будет определен после осуществления расчетов по требованиям граждан-участников строительства до даты завершения процедуры конкурсного производства застройщика-банкрота, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 218-ФЗ выплата возмещения гражданину - участнику строительства, имеющему требование о передаче жилого помещения (жилых помещений), осуществляется в размере стоимости указанного помещения (указанных помещений), определяемой как произведение общей площади жилого помещения в многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков), подлежащего передаче гражданину - участнику строительства, но не более ста двадцати квадратных метров, и рыночной стоимости одного квадратного метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке, но не менее уплаченной цены договора либо размера уплаченных паевых взносов, рассчитываемых исходя из общей площади такого жилого помещения (таких жилых помещений), не превышающей ста двадцати квадратных метров. Предусмотренная настоящей частью рыночная стоимость определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного Фондом, на дату, которая не может быть более чем на три месяца ранее даты принятия Фондом решения в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Порядок расчета размера выплаты возмещения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Не получившие компенсацию лица - участники строительства вправе обратиться с соответствующим заявлением до завершения процедуры конкурсного производства застройщика, причем этот срок может быть продлен при наличии обстоятельств, указанных в пункте 5 Правил принятия решения о финансировании.
С учетом приведенных выше положений действующего законодательства, подача Фондом заявления о намерении, рассмотрение и принятие судебного акта по результатам его рассмотрения связаны именно с принятием Фондом решения о финансировании; полная выплата возмещения гражданам-участникам строительства не является условием, необходимым для удовлетворения указанного заявления Фонда судом; приобретение Фондом прав застройщика на земельные участки с расположенными на них объектами незавершенного строительства не снимет с Фонда обязанности осуществить выплату участникам строительства, обратившимся с соответствующим заявлением в установленный срок.
Вопрос получения компенсации и ее размера не входят в предмет исследования по настоящему обособленному спору.
Кроме того, согласно пункту 15(2) Правил принятия решения о финансировании предельная сумма выплат, указанная в решении о финансировании мероприятий, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 13.1 Закона, может быть изменена в случае поступления в Фонд после закрытия реестра требований кредиторов заявлений граждан - участников строительства о выплате возмещения. В указанном случае предельный объем финансирования за счет имущества Фонда и за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации определяется в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящих Правил.
Довод апелляционной жалобы Астафьева А.А. о наличии в отношении части квартир принятых обеспечительных мер в виде запрета регистрационных действий не может быть принят во внимание, поскольку указанное обстоятельство не препятствует проведению мероприятий, определенных статьей 201.15-2-2 Закона о банкротстве.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционные жалобы не содержат.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 20 статьи 201.15-2-2 Закона о банкротстве определение арбитражного суда о передаче Фонду прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня их принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции не позднее чем через четырнадцать дней принимает постановление, которое является окончательным.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 35.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 35 от 22.06.12 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", пересмотр постановления суда апелляционной инстанции в порядке кассационного производства в рамках такого порядка законодательством не предусмотрен. Данный порядок распространяется, в частности, на определения о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов (пункт 5 статьи 15 Закона).
Таким образом, настоящее постановление обжалованию в Арбитражный суд Московского округа не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2022 года по делу N А41-60300/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
М.В. Досова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-60300/2019
Должник: ООО "ПРЕМЬЕР-ИНВЕСТ"
Кредитор: А МСКСО ПАУ "содружество", Алексеев Дмитрий Сергеевич, Ан Евгений Федорович, АО "МОСОБЛГАЗ", АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ", АССОЦИАЦИЯ "САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА", Ассоциация СРО "ЦААУ", Безукладрва Елена Михайловна, Гладких Илоны Алексеевна, Голева Елена Владимировна, Захарова Оксана Борисовна, ИП Колесник Артем Валерьевич, Исмайлова Фируза Закир кызы, ИФНС N 5 по МО, Клинов Алексей Владимирович, Козлитина Татьяна Павловна, Комаренко Дмитрий Филиппович, Комитет имущественных и земельных отношений Администрация Городского округа Подольск, Котельникова Ирина Николаевна, Кузнецов Михаил Викторович, Кузнецова Валентина Ивановна, Лапшин Дмитрий Владимирович, Лобач Ольга Андреевна, Ляшенко Марина Сергеевна, Малыхина Ирина Евгеньевна, Митюков Сергей Сергеевич, Михайлов Дмитрий Анатольевич, Морозова Ольга Эдуардовна, МУП ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК "СЛУЖБА ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА", Мурашова Лидия Николаевна, Овчинников Михаил Валерьевич, ООО "ПРЕМЬЕР-ИНВЕСТ", ООО "СТРОИТЕЛЬНЫЙ ДВОР", ООО "ФИНАНСЫ И УПРАВЛЕНИЕ", ПАО "ВЫМПЕЛ-КОММУНИКАЦИИ", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", Поддуба Егор Александрович, Попков Сергей Юрьевич, Пронин Сергей Васильевич, Ревякин Роман Алексеевич, СОЮЗ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "ВОЗРОЖДЕНИЕ", Фролов Александр Кимальевич, Хромов Денис Максимович, Цыганцева Людмила Константиновна, Чичин Андрей Олегович, Чичин Илья Олегович, Шипилов Вадим Николаевич, Юров Вячеслав Викторович, Янькова Елизавета Валентиновна
Третье лицо: Деринг Борис Юрьевич
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18529/2024
19.12.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18527/2024
16.12.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19797/2024
03.12.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16236/2024
06.11.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12527/2024
28.10.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17922/2024
24.10.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19827/2024
16.10.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15615/2024
20.09.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10708/2024
22.04.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14593/20
28.03.2024 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14593/20
08.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14593/20
18.01.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-23310/2023
07.12.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21730/2023
24.10.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14593/20
09.10.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-60300/19
02.10.2023 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14593/20
29.09.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16760/2023
10.08.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13310/2023
26.06.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14593/20
30.05.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8129/2023
11.05.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14593/20
13.04.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14593/20
20.03.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1552/2023
22.02.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14835/2022
01.02.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-24453/2022
30.01.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14593/20
27.01.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-25026/2022
26.01.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21652/20
20.10.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19053/2022
05.10.2022 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-60300/19
08.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14593/20
19.08.2022 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-60300/19
04.07.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3516/2022
23.03.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1654/2022
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14593/20
27.10.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20122/2021
21.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14593/20
27.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17289/2021
20.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12440/2021
07.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15159/2021
01.09.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14545/2021
25.08.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13667/2021
26.07.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11714/2021
26.07.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-12932/2021
09.06.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5230/2021
19.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14593/20
12.02.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21652/20
09.11.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-60300/19
22.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14593/20
18.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-60300/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-60300/19
11.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-60300/19