г. Санкт-Петербург |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А56-68411/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Нестерова С.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 18.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40001/2022) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2022 по делу N А56-68411/2022 (судья Целищева Н.Е.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Союз" к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга об урегулировании разногласий по договору,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Союз" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) об урегулировании разногласий, возникших между Обществом и Комитетом, по договору на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) N 20/НТО27541(А) (далее - договор) по пунктам 2.3, 2.4 договора; обязании Комитета в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда заключить с Обществом договор на размещение НТО на условиях проекта договора N 20/НТО-27541(A) на размещение НТО в редакции пунктов 2.3, 2.4 договора; признать незаконным решение Комитета от 12.04.2022 N 50-НТО(Ц) в части пункта 2 об установлении платы за размещение НТО в размере 502 153,58 руб. в год, 25 538,40 руб. в квартал.
Решением от 01.11.2022 суд урегулировал разногласия по договору N 20/НТО-27541(А), возникшие между обществом с ограниченной ответственностью "Союз" (ОГРН 1047844018188) и Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга (ОГРН 1027809244561), приняв пункты 2.3, 2.4 договора в редакции Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга: "2.3. Размер годовой платы по договору составляет 502 153,58 (пятьсот две тысячи сто пятьдесят три целых пятьдесят восемь сотых) руб., плата по Договору в месяц составляет 41 846,13 (сорок одна тысяча восемьсот сорок шесть целых тринадцать сотых) руб. 2.4. Предприниматель перечисляет плату помесячно - за каждый месяц вперед не позднее десятого числа оплачиваемого месяца. Предприниматель перечисляет плату за первый платежный период (один месяц) в размере 41 846,13 руб. в течение двадцати дней со дня подписания договора, за январь до 31 января.". В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой об его отмене, указав на отсутствие принятого в соответствии с ЗК РФ действующего решения об использовании Обществом места размещения НТО, в связи с чем, по мнению Комитета, не имеется оснований для урегулирования разногласий по договору.
В судебном заседании представитель Комитета доводы апелляционной жалобы поддержал.
Общество, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечило. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, на основании протокола о результатах аукциона от 16.08.2017 Комитет и Общество 19.11.2018 заключили договор N 20/НТО-26930(А), по условиям которого Обществу было предоставлено за плату право на размещение НТО на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр. (севернее д. 1-3, лит. А по Думской ул.), площадью 1,00 кв.м, согласно схеме границ земельного участка, предназначенного для размещения НТО, являющейся неотъемлемой частью договора, при соблюдении Обществом вида и цели использования НТО - передвижное средство разносной торговли (тележки, лотки и другое торговое оборудование), высоты НТО - не более 3,5 м, площади НТО - не более 1 кв.м; Общество, в свою очередь, обязалось разместить НТО и использовать земельный участок, предназначенный для его размещения, в течение срока действия договора на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Санкт-Петербурга и условиями договора. Указанный договор действует с 15.01.2018 по 14.01.2023 и вступает в силу с момента его подписания (пункт 2.1).
Пунктом 2.3 договора установлено, что размер годовой платы по договору составляет 502 153,58 руб., плата по договору в квартал составляет 125 538,40 руб.
Впоследствии Общество обратилось в Комитет с заявлением (вх. N 04-26- 15706/22-0-0 от 05.04.2022) о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона на новый срок в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 08.04.2015 N 165-27 "О размещении нестационарных торговых объектов" (далее - Закон N 165-27), которым предусмотрена возможность заключения договора на размещение НТО в местах, определенных Схемой, без проведения аукциона в случае размещения на новый срок НТО, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном Схемой, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по договору на размещение указанного НТО.
Комитет принял решение N 50-НТО(Ц) от 12.04.2022 о заключении с Обществом договора на размещение НТО на новый срок без проведения аукциона в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 165-27.
Пунктом 2 указанного решения установлено, что размер платы за размещение НТО определен в соответствии с условиями договора на размещение НТО от 19.11.2018 N 20/НТО-26930(А) и составляет 502 153,58 руб. в год.
В связи с несогласием с размером платы за размещение НТО, установленным пунктом 2.3 проекта договора на размещение НТО, Общество с сопроводительным письмом направило в адрес Комитета протокол разногласий к проекту договора на размещение НТО исх. N 182-Си от 04.05.2022 (вх. N 04-15-22435/20-0-0 от 11.05.2022).
В ответ Обществом 07.06.2022 получено письмо Комитета исх. N 04-15- 22435/20-0-1 от 30.05.2022 об отказе в согласовании протокола разногласий со ссылкой на то, что размер платы по договору установлен решением Комитета N 50-НТО(Ц) от 12.04.2022.
Отказ Комитета от заключения договора на размещение НТО в редакции протокола разногласий (пункты 2.3 и 2.4) послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 445 ГК РФ возникающие при заключении такого договора разногласия передаются на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Разрешение судом преддоговорного спора по существу сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Редакция условий договора, определенная судом, регулирует отношения сторон.
Таким образом, разрешая переданный спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен оценить законность и обоснованность редакций, предложенных обеими сторонами, а также определить в решении и отразить в резолютивной части редакцию принятого судом условия договора.
Заключение договора на право размещения нестационарного торгового объекта обязательно в силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и призвано урегулировать отношения между владельцем нестационарного торгового объекта и органом местного самоуправления (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона Санкт-Петербурга от 08.04.2015 N 165-27 "О размещении нестационарных торговых объектов" (далее - Закон N 165-27) размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на землях и земельных участках, находящихся на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема) в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и договором на размещение НТО.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
По смыслу статьи 2 Закона N 165-27 предоставление права на размещение НТО в местах, определенных Схемой, производится на основании договора на размещение НТО, заключаемого по результатам аукциона либо в случаях, установленных этим Законом, без проведения торгов.
Статьей 6 Закона N 165-27 предусмотрены случаи, когда заключение договора на размещение НТО в местах, определенных Схемой, возможно без проведения торгов (аукциона).
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 6 Закона N 165-27 договор на размещение НТО заключается без проведения аукциона в случае размещения на новый срок НТО, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном Схемой размещения НТО, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по договору на размещение указанного НТО.
Как следует из материалов дела, ранее Комитетом с Обществом был заключен договор на размещение НТО от 19.11.2018 N 20/НТО-27541(А) по результатам торгов на право его заключения с установлением величины платы по результатам торгов в размере 502 153,58 руб. в год.
На основании обращения Общества о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона в месте, определенном Схемой размещения НТО, утвержденной распоряжением Комитета в соответствии с Законом 165-207, Комитетом было принято решение N 50-НТО(Ц) от 12.04.2022 о заключении договора на размещение НТО на новый срок с установлением величины платы в размере 502 153,58 руб. в год.
По мнению Общества, размер платы по договору на размещение НТО должен быть рассчитан по формуле, приведенной в пункте 1 статьи 4 Закона N 165-27, и составит 3678,08 руб. в месяц.
Между тем в данном случае размер платы за использования места размещения НТО установлен для Общества по результатам торгов на право использования соответствующего места для размещения НТО и иной размер платы не применим с учетом следующего.
В силу п. 8 ст. 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.
Данная норма направлена на соблюдение принципа конкуренции и баланса интересов всех участников торгов. Принимая решение об участии в торгах и формируя свое предложение, каждый участник торгов учитывает условия будущего договора, разрабатываемые и предлагаемые организатором торгов. Изменение таких условий после определения победителя и установление условий более удобных, льготных для контрагента - победителя торгов означает, что тем самым нарушаются права иных лиц, участвовавших в торгах и не признанных победителями.
Таким образом, при получении права на использование имущества на торгах размер платы за использование имущества для победителя торгов должен определяться с учетом сделанного им предложения как при продлении какого договора (в установленных случаях), так и при заключении договора в отношении того же самого имущества на новый срок без проведения торгов (при наличии таких оснований), в ином случае будут нарушены права иных лиц, участвовавших в торгах, но не признанных победителями, либо определяться по результатам новых торгов на право использования имущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" установлены в том числе следующие принципы:
- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка;
- порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Таким образом, последующее изменение размера платы за предоставленные на торгах земли или земельные участки, относящиеся к государственной собственности для победителя торгов в меньшую сторону создает дискриминационные условия в отношении иных хозяйствующих субъектов и нарушает принцип экономической обоснованности, согласно которому плата за использование высоко востребованного имущества должна определяться по результатам торгов, что одновременно является и гарантией равного доступа для всех заинтересованных субъектов к возможности использования такого имущества.
С учетом приведенных законодательных норм и положений п. 1 ст. 621 ГК РФ (по аналогии закона к спорным правоотношениям), согласно которым арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок на тех же условиях (поскольку при заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены лишь по соглашению сторон), иной размер платы за предоставленное место размещения НТО при продолжении использования такого места размещения НТО, кроме как определенный по результатам ранее проведенных торгов, победителем которых стало Общество, не применим.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, удовлетворив требования, изложив спорные пункты в редакции Комитета.
В апелляционной жалобе Комитет указал следующее.
Порядок принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона (далее - Порядок) был утвержден распоряжением Комитета от 13.12.2016 N 148-р и предусматривал утрату силы решения о заключении договора на размещение КТО при уклонении от подписания договора заявителем (п. 2.5.2 Порядка, п. 5 формы решения - приложения N 5 к Порядку).
Аналогичный порядок содержится в действующей с 01.07.2022 (распоряжение Комитета от 27.04.2022 N 42-р) редакции Административного регламента Комитета по предоставлению государственной услуги по принятию решения о заключении договора на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного распоряжением Комитета от 29.12.2017 N 251-р.
Информация об утрате распоряжением Комитета от 12.04.2022 N 50-НТО(Ц) своей силы доведена до сведения Общества письмом от 14.07.2022, что Обществом не оспаривается.
Ввиду уклонения Общества от подписания договора на основании распоряжения от 12.04.2022 N 50-НТО(Ц) решение об использовании Обществом места размещения НТО утратило силу, информация об утрате Распоряжением силы размещена в установленном порядке на официальном портале Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru.
Таким образом, заключение с Обществом договора на размещение НТО и урегулирование каких-либо разногласий при заключении договора на размещение НТО не является возможным ввиду отсутствия принятого в соответствии с ЗК РФ действующего решения об использовании Обществом места размещения НТО.
Между тем апелляционным судом установлено, что с иском об урегулировании разногласий Общество обратилось в суд 04.07.2022, то есть до того как информация об утрате распоряжением Комитета от 12.04.2022 N 50-НТО(Ц) своей силы была доведена до сведения Общества письмом от 14.07.2022.
Правовая позиция, разделяемая Комитетом, лишает Общество права на судебную защиту.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2022 по делу N А56-68411/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68411/2022
Истец: ООО "СОЮЗ"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА