г. Вологда |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А05-8585/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Селивановой Ю.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 октября 2022 года по делу N А05-8585/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Северная Ресурсоснабжающая Компания" (ОГРН 1062901057295, ИНН 2901150333; адрес: 163069, город Архангельск, проезд Ломоносова, дом 81, офис 405; далее - ответчик, общество) о взыскании 584 506 руб. 49 коп. необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2020 и 2021 годы, 467 руб. 61 коп. пеней, начисленных за период с 27.07.2022 по 29.07.2022 с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
Арбитражным судом Архангельской области 29.09.2022 принято решение, которым с общества в пользу министерства взыскано 63 719 руб. 79 коп., в том числе: 63 672 руб. 04 коп. в возврат необоснованно полученных средств субсидии за 2020-2021 годы и 47 руб. 75 коп. пеней, начисленных за период с 27.07.2022 по 29.07.2022, а также пени, начисленные на сумму долга 63 672 руб. 04 коп. исходя из 1/300 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, за каждый день просрочки, начиная с 30.07.2022 по день фактической оплаты долга. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В связи с поступлением апелляционной жалобы 17.10.2022 судом первой инстанции решение изготовлено в полном объеме.
Министерство с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить. Полагает, что обществом в расчетах объем питьевой воды документально не подтвержден.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяются в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, предоставление обществу средств субсидии осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком между министерством и обществом заключены договоры о предоставлении субсидии от 28.12.2020 N 86-В и от 05.02.2021 N 45-В (далее соответственно договор 2020 года и договор 2021 года).
Агентством по тарифам и ценам Архангельской области обществу установлены тарифы на холодную воду, услуги водоотведения и горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытой системе горячего водоснабжения следующими постановлениями:
от 17 декабря 2020 года N 69-в/40 "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые ООО "Интеко-Инвест" на территории поселка Ширшинский сельского поселения "Лисестровское" Приморского муниципального района Архангельской области;
от 30 августа 2021 года N 45-в/4 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 17 декабря 2020 г. N 69-в/40";
от 28 октября 2021 г. N 61 -в/11 "Об утверждении производственной программы установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытой системе горячего водоснабжения, отпускаемую ООО "СРК" на территории городского округа "город Архангельск".
В соответствии с распоряжением министерства от 30.04.2022 N 210-р в отношении ООО "СРК" проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2020 и 2021 годы.
По результатам проверки составлен акт проверки от 30.06.2022 N 203/0606/75, согласно которому министерством выявлены следующие нарушения.
Министерством установлено, что в 2020 году в нарушение пункта 14 Порядка, пункта 3.2.1 договора 2020 года предприятие необоснованно включило в расчет субсидии объемы холодной воды в размере 3 187,581 куб. м и услуг водоотведения в размере 6 039,321 куб. м, реализованные ГБСУ АО "Ширшинский психоневрологический интернат" - юридическому лицу, не относящемуся к льготной категории потребителей, перечень которых определен областным законом от 26.09.2014 N 168-10-03 "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение".
Таким образом, министерство пришло к выводу, что предприятием необоснованно получены средства субсидии в размере 520 834 руб. 45 коп., в том числе 298 708 руб. 22 коп. - в части холодного водоснабжения, 222 126 руб. 23 коп. - в части услуг водоотведения.
Поскольку требование о возврате средств субсидии от 07.07.2022 N 203/06-06/4658 обществом не исполнено, министерство обратилось с настоящим исковым заявлением в суд.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены частично.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 статьи 78 БК РФ указано, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом пунктом 3 статьи 78 БК РФ определено, что цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, должен быть определен нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителям, приравненным к населению, утверждён названным выше постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)".
В силу пункта 4.1.6 договора министерство обязуется осуществлять контроль за соблюдением получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных порядком предоставления субсидии и настоящим договором в том числе в части достоверности представляемых получателем в соответствии с договором сведений, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок на основании документов, представленных получателем по запросу министерства в соответствии с Порядком предоставления субсидии и с подпунктом 4.3.4 договора, а также иных документов и информации, представленных в министерство.
Министерство пришло к выводу, что предприятием необоснованно получены средства субсидии в размере 520 834,45 рубля, в том числе 298 708,22 рубля - в части холодного водоснабжения, 222 126,23 рубля - в части услуг водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона Архангельской области от 26.09.2014 N 168-10-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение" (далее - Закон N 168-10-ОЗ) право на льготы имеют население и потребители, приравненные к населению.
Согласно подпунктам 3 и 4 пункта 1 статьи 3 Закона N 168-10-ОЗ население - физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, владеющие (пользующиеся) жилыми помещениями на законных основаниях, приобретающие питьевую и (или) техническую воду и услуги по водоотведению для собственных коммунально-бытовых нужд, питьевую и (или) техническую воду для общедомовых коммунально-бытовых нужд.
Потребители, приравненные к населению, - лица, приобретающие: горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, питьевую воду, техническую воду и услуги по водоотведению в целях предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению населению; питьевую воду и (или) техническую воду для производства горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования), в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению населению; питьевую воду и (или) техническую воду для производства горячей воды с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению населению.
Согласно статье 5 Закона N 168-10-ОЗ основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 4 этого закона, является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как указано в подпункте 5 пункта 1 статьи 3, статье 6 Закона N 168-10-ОЗ, компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, производится указанным организациям путем предоставления субсидий из областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, заключенных между данным органом и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса, и главным распорядителем бюджетных средств по этой статье расходов, является министерство.
Таким образом, на территории Архангельской области предусмотрен правовой механизм компенсации потерь посредством предоставления субсидий. Данный механизм подлежит применению при наличии материального права ресурсоснабжающей организации на получение полной стоимости ресурса, который оплачивается ей по социальному (заниженному) тарифу, что порождает возникновение у лица выпадающих доходов в виде межтарифной разницы.
Как следует из материалов дела, в расчетах за поставленную интернату в спорный период питьевую воду и оказанные услуги водоотведения общество применило льготные тарифы для потребителей, приравненных к населению.
Из абзаца 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, следует, что местом пребывания физического лица является место, где гражданин временно проживает, -гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Ввиду изложенного медицинская организация или иное подобное учреждение является для пациентов местом их пребывания, где они проживают на постоянной основе.
В соответствии с частью 1 статьи 92 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания относятся к специализированному жилому фонду.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 442 -ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 -7 статьи 20 настоящего Федерального Закона.
Как установлено судом первой инстанции коммунальный ресурс приобретается интернатом у организации ВКХ не в целях перепродажи. С учетом специализированного характера деятельности интерната (предоставление социально-бытовых услуг получателям в стационарной форме) последний использует воду, в том числе, для питьевого и хозяйственно-бытового снабжения проживающих в нем граждан. Потребителями коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения выступают физические лица, постоянно проживающие в интернате. Указанные лица с учетом своего статуса самостоятельно не могут заключать договоры на приобретение коммунальных услуг (в том числе водоснабжения и водоотведения), в их интересах такой договор заключает интернат.
Данные обстоятельства обоснованно позволили суду отнести интернат к категории потребителей, приравненных к населению.
При этом суд признал необходимым применять льготный тариф "потребители, приравненные к населению" в отношении всех объектов интерната: "Корпус для интерната", "Главный корпус", "Хозяйственный корпус", поскольку данные объекты фактически приравнены по статусу к нежилым помещениям общего имущества многоквартирного жилого дома, в связи с чем в отношении них также подлежит применению тариф, установленный для потребителей, приравненных к населению.
На основании изложенного, поскольку общество в рассматриваемый период осуществляло поставку питьевой воды, водоотведение интернату и применяло при этом тарифы ниже экономически обоснованных, то предприятие обоснованно включило в расчет потребности в средствах субсидии объем холодного водоснабжения и услуг по водоотведению, реализованный государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области "Ширшинский психоневрологический интернат".
В связи с чем оснований для вывода о необоснованном получении средств субсидии в размере 520 834 руб. 45 коп. у суда не имелось.
Апелляционная жалоба не содержит возражений относительного принятого решения в иной части
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 271.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 октября 2022 года по делу N А05-8585/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8585/2022
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: ООО "Северная Ресурсоснабжающая Компания"