г. Москва |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А40-132528/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2022 по делу N А40-132528/22, по заявлению ФГУП "Телевизионный технический центр "Останкино" к ответчику Управление Росреестра по Москве о признании
третьи лица: 1) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве, 2) ООО "ТЕЛЕРЕНТ",
при участии:
от заявителя: |
Левенкова Е.А. по доверенности от 05.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
Власов Д.Е. по доверенности от 17.01.2022; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; 2. Зорина Н.В. по доверенности от 09.11.2022 |
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Телевизионный технический центр "Останкино" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 12.04.2022 N MFC-0558/2021-2117026, КУВД-001/2021-56337164, PKPVDMFC-2021-12-29-361072.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение и определение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества, третьего лица, ООО ТЕЛЕРЕНТ" поддержал решение суда первой инстанции, поскольку считает его законным и обоснованным.
Представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя Общества, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23 августа 2021 года заявитель ФГУП "ТТЦ "Останкино" и ООО "ТЕЛЕРЕНТ" с согласия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве заключили договор N 784/Д-21 аренды нежилых помещений здания, находящегося в хозяйственном ведении, не являющегося объектом культурного наследия, заключенный по результатам заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды федерального недвижимого имущества от 04 августа 2021 года (далее - договор аренды).
В соответствии с условиями договора аренды от 23 августа 2021 года ФГУП "ТТЦ "Останкино" передало, а ООО "ТЕЛЕРЕНТ" приняло во временное владение и пользование помещения, расположенные в здании по адресу: Москва, ул. Академика Королева, дом 19, общей площадью 23,2 кв.м, а именно: этаж 1 номер помещения 1244 комната N 244 - офис площадью 23,2 кв.м.
Согласно пункту 1.3. договора аренды сведения о помещениях, передаваемых в аренду, изложенные в настоящем договоре и приложениях к нему, являются достаточными для их надлежащего использования в соответствии с целями, указанными в пункте 1.1. настоящего договора.
Факт передачи помещений подтверждается актом приема-передачи арендуемых помещений от 01.09.2021, подписанным полномочными представителями ООО "ТЕЛЕРЕНТ" и ФГУП "ТТЦ "Останкино" без замечаний.
Договор аренды действует в течение 3 (трех) лет с момента подписания акта приема-передачи объекта аренды (пункт 2.1. договора), вступает в силу с момента его подписания Сторонами и считается для третьих лиц заключенным с момента его государственной регистрации (пункт 2.2. договора аренды).
ФГУП "ТТЦ "Останкино" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением от 29 декабря 2021 года N MFC-05 5 8/2021-2117026-1 о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в порядке, установленном законом, с приложением необходимых документов в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
Уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав от 12.01.2022 N КУВД-001/2021-56337164/1 Управление Росреестра по Москве в соответствии с пунктами 6 и 49 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации сообщило о вынесении решения о приостановлении до 12.04.2022 осуществления действий по государственной регистрации договора аренды.
Далее, Управлением Росреестра по Москве на основании статьи 27 Закона о государственной регистрации уведомлением от 12.04.2022 N MFC-0558/2021-2117026 КУВД-001/2021-56337164 PKPVDMFC-2021-12-29-361072 ФГУП "ГГЦ "Останкино" было сообщено о принятии решения об отказе в государственной регистрации прав в отношении объекта в связи с истечением срока приостановления и не устранением приведенных в уведомлении причин.
Из текста уведомления об отказе в государственной регистрации следует, что "при сопоставлении кадастровых сведений об объекте недвижимости, имеющихся в государственном кадастре недвижимости, и сведений, указанных в предмете представленного договора, выявлены противоречия в составе и площади объекта. Согласно сведениям реестра прав на недвижимость право собственности зарегистрировано на нежилое здание общей площадью 82.530,3 кв.м. При этом, кадастр недвижимости содержит сведения, отличающиеся от сведений реестра прав на недвижимость в отношении данного объекта недвижимого имущества (объект с кадастровым номером 77:02:0022004:1018 общей площадью 82755.9 кв.м). Вышеизложенное свидетельствует о проведении строительных работ, повлекших изменение технических характеристик объекта недвижимости. Указанные обстоятельства препятствуют проведению государственной регистрации".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Судом проверено и установлено, что срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом порядке.
При этом основаниям для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе и договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона о недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно части 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Условия представленного ФГУП "ТТЦ "Останкино" на государственную регистрацию договора аренды в совокупности с информацией об объекте аренды соответствуют имеющимся у регистрирующего органа сведениям ЕГРН об объекте аренды, и позволяют достоверно установить, что договор заключен в отношении помещения площадью 23,2 кв.м.
Предмет договора аренды описан в соответствии со сведениями о помещении, которые содержатся в Государственном кадастре недвижимости, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25.02.2022 и кадастровой выпиской. Передаваемое в аренду помещение находится в здании по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, дом 19, этаж 1, помещение 1244, площадь 23,2 кв.м.
Спора по поводу имущества, являющегося объектом аренды по договору между ФГУП "ТТЦ "Останкино", ООО "ТЕЛЕРЕНТ" и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве не имеется.
Таким образом, представленные на государственную регистрацию документы соответствуют требованиям закона, недостоверных сведений и противоречий с ЕГРН не содержат. С указанным выводом у суда апелляционной инстанции нет основании не согласиться.
Отказывая в проведении действий по государственной регистрации договора аренды, Управление Росреестра ссылается на статью 27 Закона о государственной регистрации.
Как следует из пунктов 6 и 49 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны (пункт 6);
- имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости) (пункт 49).
Согласно части 5 статьи 29 Закона о государственной регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
В силу положений статьи 27 Закона о государственной регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Заключая договор аренды, стороны достаточно ясно выразили свою волю относительно того, какое помещение передается в аренду. Неопределенности в индивидуализации объекта у сторон не имеется. Права ФГУП "ТТЦ "Останкино" на предоставленный в аренду объект недвижимости зарегистрированы в установленном порядке.
Расхождение общей площади объекта недвижимости между сведениями, указанными в кадастре недвижимости и указанными в реестре прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества, не является основанием, предусмотренным статьей 26 Закона о государственной регистрации.
Выявление проведения строительных работ, повлекших изменение технических характеристик объекта недвижимости, при регистрации обременения в виде аренды, в полномочия Управления Росреестра по Москве не входит, а наличие либо отсутствие у регистратора сомнений по данному поводу не должно было повлиять на совершение регистрационных действий.
Таким образом, Управление Росреестра не имело законных прав по данным основаниям для принятия решения об отказе.
Учитывая изложенное, суд пришел правильному к выводу о том, что у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации договора аренды от 23.08.2021 г. N 784/Д-21 в отношении объекта недвижимости - нежилое помещение общей площадью 23,2 кв.м., расположенного в здании по адресу: г. Москва, ул. Академика Королева, д. 19, кадастровый номер 77:02:0022004:1018 на основании заявления от 29.12.2021 N MFC-0558/2021-2117026, при этом оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.10.2022 по делу N А40-132528/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132528/2022
Истец: ФГУП "ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ОСТАНКИНО"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ТЕЛЕРЕНТ"