г. Красноярск |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А33-12601/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" января 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис": Каримов А.А., представитель по доверенности от 26.12.2022 N 3, паспорт, диплом;
от заинтересованного лица - Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края: Федоренко Э.А., представитель по доверенности от 09.01.2023 N 3, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 31.10.2022 по делу N А33-12601/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее также - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее также - служба) о признании недействительным пункта 1 предписания по результатам проведения плановых / внеплановых проверок от 02.02.2022 N 61-ж.
Решением суда от 31.10.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что оно не является ответственным лицом за содержание и обслуживание внутриквартирного оборудования. Неисправность электросети находится после вводных автоматов защиты и индивидуального прибора учета электрической энергии. В свою очередь, по условиям договора управления границей эксплуатационной ответственности между собственниками помещений многоквартирного дома и управляющей компанией по электрооборудованию является отходящий от аппарата защиты квартирный кабель.
Службой в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В ходе судебного заседания представитель заявителя изложил доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Представитель службы изложил возражения на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период с 25.01.2022 по 02.02.2022 на основании приказа от 20.01.2022 N 61-ж службой в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка в рамках государственного лицензионного контроля с целью оценки соответствия деятельности юридического лица обязательным требованием в связи с поступившим обращением гражданина (вх. от 13.01.2022 N 02-08/221).
Уведомление о проверки от 21.01.2022 N 61-ж вручено обществу 21.01.2022.
В ходе проверки службой при визуальном осмотре выявлено, что обществом не обеспечено надлежащее содержание общего имущества многоквартирного жилого дома (далее также - МКД) по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Белинского, д. 40А, в частности не приняты меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, а именно в жилом помещении N 35/3 МКД подключение к электропитанию выполнено временным кабелем с соединением на скрутках без установки защитного отключения (пункт 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее также - Правила N170)).
По результатам проверки составлен акт проверки от 02.02.2022 N 61-ж и выдано предписание от 02.02.2022 N61-ж, согласно которому на общество возложена обязанность устранить вышеуказанное нарушение в срок до 29.05.2022 (пункт 1 предписания).
Не согласившись с пунктом 1 предписания от 02.02.2022 N 61-ж, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ), положением о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, административным регламентом осуществления службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края государственной функции по осуществлению государственного лицензионного контроля, утвержденным приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 17.10.2016 N 134-п, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что проверка проведена и оспариваемое предписание выдано должностным лицом управления в пределах предоставленных ему полномочий.
Нарушений процедуры проведения проверки и выдачи предписания не выявлено.
Из пункта первого оспариваемого предписания следует, что в нарушение пункта 5.6.6 Правил N 170 обществом не приняты меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, а именно в жилом помещении N 35/3 подключение к электропитанию выполнено временным кабелем с соединением на скрутках без установки защитного отключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Положениями пункта 1.1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 6, 7 и 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
В силу пункта 5.6.6 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны, в том числе, при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности, принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры.
На основании пункта 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
При этом на основании пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее также - Правила N 354), исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подпункта "е" пункта 34 Правил N 354 потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, указал, что по смыслу приведенных норм требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении).
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Белинского, д. 40А, в соответствии с договором от 22.03.2010 N 17 осуществляет общество. Соответственно, заявитель является лицом, ответственным за осуществление эксплуатационного контроля за техническим состоянием как всего здания многоквартирного дома, так и внутриквартирного оборудования.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки службой установлено, что в жилом помещении N 35/3 МКД подключение к электропитанию выполнено временным кабелем с соединением на скрутках без установки защитного подключения (подтверждено актом проверки, актом осмотра и не опровергнуто обществом).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что общество допустило нарушение в виде непринятия мер по предупреждению повреждений в электрической сети и, как следствие, оно обязано принять необходимые меры по устранению указанного нарушения.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что общество не является ответственным лицом за содержание и обслуживание внутренних электрических сетей жилого помещения в многоквартирном доме, отклоняются, поскольку вышеприведенные нормы права предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием внутриквартирного оборудования.
Суд первой инстанции правильно указал, что внутренние электрические сети жилого помещения N 35/3 МКД являются частью электрической сети жилого дома, неисправность которых (замыкание в связи с подключением, выполненным временным кабелем с соединением на скрутках без установки защитного отключения) может повлечь неисправность общедомовых сетей, то есть общедомового имущества.
Независимо от места прохождения границы эксплуатационной ответственности между собственником помещения и управляющей компанией, принимая во внимание специфику устройства системы электроснабжения, при котором внутриквартирное оборудование взаимосвязано с общедомовыми сетями, и его неисправность может привести к повреждению общедомового имущества, в том числе к замыканию и возникновению пожара, повреждению электроприборов, повреждению иного имущества, именно на управляющей организации лежит обязанность по принятию мер, направленных на сохранение общедомового имущества. Наличие нарушений в подключении к электропитанию создает не только угрозу повреждения общедомового имущества, но и представляет угрозу для жизни и здоровья людей, что говорит о наиболее повышенной ответственности управляющей организации за предотвращение подобных нарушений.
Более того, пунктом 1 предписания служба возложила обязанность на заявителя не устранить конкретное повреждение, а принять меры по предупреждению повреждений в электрической сети, что прямо предусмотрено пунктом 5.6.6 Правил N 170.
С учетом изложенного, службой на заявителя обоснованно возложена обязанность по принятию мер по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования. Доказательств обращения к собственнику помещения с требованием о понуждении устранить выявленные недостатки и (или) по принятию иных мер в материалы дела заявителем не представлено.
Поскольку предписание службы от 02.02.2022 N 61-ж в части пункта 1 содержит законные и обоснованные требования у службы имелись правовые основания для выдачи обществу оспариваемого предписания в оспариваемой части.
Доказательства неисполнимости предписания, несоответствия его действующему законодательству по форме и содержанию, доказательства нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности в материалах дела отсутствуют, судом апелляционной инстанции, как и судом первой инстанции не установлены.
Таким образом, поскольку оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, заявленные доводы фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, в связи с чем, заявленные в апелляционной жалобе доводы признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Государственная пошлина за апелляционную жалобу, в связи с отказом обществу в удовлетворении апелляционной жалобы, распределяется на заявителя в порядке части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 31.10.2022 по делу N А33-12601/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Ю. Барыкин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12601/2022
Истец: ООО "Жилсервис"
Ответчик: СЛУЖБА СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ