г. Самара |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А55-12548/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Харламова А.Ю.,
судей Корастелева В.А., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Новый городок" - не явился, извещено,
от Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области - Кедров О.Г., доверенность от 01.06.2021,
от Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области - не явился, извещена,
от УФНС России по Самарской области - Лазарев Р.С., доверенность от 21.10.2022,
от Межрайонной ИФНС России N 22 по Самарской области - Кузьмина А.В., доверенность от 11.05.2022,
от Межрайонная ИФНС России N 18 по Самарской области - не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23.01.2023 в помещении суда апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новый городок" на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2022 по делу N А55-12548/2022 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Новый городок", ОГРН 1076311003670, ИНН 6311096850, г. Самара,
к Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области, г. Самара,
к Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, г. Тольятти, Самарская область,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
-УФНС России по Самарской области, г. Самара,
-Межрайонная ИФНС России N 22 по Самарской области, г. Самара,
-Межрайонная ИФНС России N 18 по Самарской области, г. Самара,
об обязании произвести перерасчет налога, об обязании произвести зачет излишне уплаченного налога, о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Новый городок" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило:
-обязать Межрайонную ИФНС России N 20 по Самарской области произвести перерасчет земельного налога по земельным участкам: N 63:26:0803010:5, N 63:26:0803010, N 63:23:0803010:4, за 2018, 2019, 2020 года;
-обязать произвести зачет излишне уплаченного налога, зачесть суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей.
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции в порядке, предусмотренном ст. 46 АПК РФ, привлек к участию в деле к качестве соответчика - Межрайонную ИФНС России N 23 по Самарской области, и в порядке, предусмотренном ст. 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - УФНС России по Самарской области, Межрайонную ИФНС России N 22 по Самарской области и Межрайонную ИФНС России N 18 по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2022 по делу N А55-12548/2022 в удовлетворении заявленных ООО "Новый городок" требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ООО "Новый городок" обратилось с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе ООО "Новый городок" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных данным обществом с ограниченной ответственностью требований.
Налоговые органы, в т.ч. Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области, УФНС России по Самарской области и Межрайонная ИФНС России N 22 по Самарской области представили в материалы дела письменные мотивированные Отзывы на апелляционную жалобу ООО "Новый городок", в которых просят суд апелляционной инстанции отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить без изменений обжалуемый судебный акт суда первой инстанции.
В соответствии со ст.ст. 156 и 266 АПК РФ судебное заседание, с учетом мнения представителей Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области, УФНС России по Самарской области и Межрайонной ИФНС России N 22 по Самарской области, проводится судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ООО "Новый городок", Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области и Межрайонная ИФНС России N 18 по Самарской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, оценив доводы ООО "Новый городок", изложенные в апелляционной жалобе, контрдоводы Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, УФНС России по Самарской области и Межрайонной ИФНС России N 22 по Самарской области, изложенные в Отзывах на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области, УФНС России по Самарской области и Межрайонной ИФНС России N 22 по Самарской области, изучив и оценив материалы по делу, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта суда первой инстанции.
Как следует из материалов по настоящему делу и было установлено судом первой инстанции, ООО "Новый городок" (ОГРН 1076311003670, ИНН 6311096850) на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: N 63:26:0803010:5, N 63:26:0803010:6, N 63:26:0803010:4.
31.01.2022 ООО "Новый городок" обратилось в Межрайонную ИФНС России N 20 по Самарской области с заявлением о перерасчете земельного налога по указанным земельным участкам (без указания периода).
Письмом от 16.02.2022 N 12-23/07578 Межрайонной ИФНС России 20 по Самарской области было отказано ООО "Новый городок" в произведении перерасчета земельного налога за 2020 год.
Не согласившись с данным отказом ООО "Новый городок" 15.03.2022 обратилось в УФНС России по Самарской области с жалобой на указанный отказ в перерасчете земельного налога, выраженного в Письме Межрайонной ИФНС России 20 по Самарской области от 16.02.2022 N 12-23/07578.
Согласно просительной части указанной жалобы ООО "Новый городок" просило УФНС России по Самарской области произвести (обязать произвести) перерасчет земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами: 63:26:0803010:4, 63:26:0803010:5, 63:26:0803010:6, за 2018, 2019, 2020 года и зачесть излишне оплаченный налог в последующие периоды.
В связи с чем, при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции правомерно отклонил в качестве несостоятельного контрдовод Межрайонной ИФНС России 20 по Самарской области о несоблюдении заявителем досудебного порядка по вопросу о перерасчете спорных сумм налога за налоговые периоды - 2018, 2019 года, поскольку данный контрдовод противоречит материалам данного дела.
Письмом УФНС России по Самарской области от 15.04.2022 N 22-25/12558@ на обращение ООО "Новый городок" от 17.03.2022 N б/н, дан ответ о том, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 63:26:0803010:4, 63:26:0803010:5, 63:26:0803010:6, информация об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или решения суда в налоговые органы не поступала, соответственно, у налогового органа отсутствуют основания для перерасчета земельного налога за 2020 год.
По перерасчету земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами: 63:26:0803010:4, 63:26:0803010:5, 63:26:0803010:6, за 2018 год, за 2019 год УФНС России по Самарской области, оценка жалобы ООО "Новый городок" не была дана.
В то же время, при расчете земельного налога за 2021 год будет применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 N 935 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Новый городок" в суд первой инстанции с указанным выше заявлением.
Повторно рассмотрев настоящее дело по апелляционной жалобе ООО "Новый городок" суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:
-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из содержания обжалуемого судебного акта следует, что оценка правомерности заявленных ООО "Новый городок" требований производилась судом первой инстанции в соответствии с положениями ст.ст. 9, 65 АПК РФ с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в соответствии со ст. 71 АПК РФ.
В обоснование заявленных требований ООО "Новый городок" указывало, что с 01.01.2021 на территории Самарской области Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 N 935 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области" (далее - Постановление N 935) утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области.
Кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих на праве собственности ООО "Новый городок" составила:
-земельный участок с кадастровым номером: 63:26:0803010:5 - 7 640 830 руб. 00 коп.;
-земельный участок с кадастровым номером: 63:26:0803010:6 - 7 211 350 руб. 00 коп.;
-земельный участок с кадастровым номером: 63:26:0803010:4 - 24 742 000 руб. 00 коп.
В связи с чем, заявитель со ссылкой на Письмо ФНС России от 27.07.2021 N СД-4- 21/10567@ "Об определении периода перерасчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления рыночной стоимости" и на Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.02.2019 N 10-П указывал, что налоговое законодательство РФ не содержит ограничений периода, за который может быть произведен перерасчет налога с целью реализации указанного права, в связи с чем, полагает, что вправе требовать исчисления налога исходя из кадастровой стоимости земельных участков с 01.01.2021, утвержденных Постановлением N 935, за предыдущие налоговые периоды - 2018, 2019, 2020 года и зачета возникшего в результате перерасчета излишне оплаченного налога в последующие периоды.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 391 НК РФ определено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 01 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 391 НК РФ.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 391 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 391 НК РФ.
Абзацем 6 п. 1 ст. 391 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно подп. "а" п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в ст. 52 части первой и часть вторую НК РФ" (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ) абз. 4 - 7 ст. 391 НК РФ признаны утратившими силу.
В соответствии с подп. "б" п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ ст. 391 НК РФ дополнена п. 1.1.
Согласно абз. 1 п. 1.1 ст. 391 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2019) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 1.1 ст. 391 НК РФ.
Абзацем 4 п. 1.1 ст. 391 НК РФ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ положения п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391 и п. 2 ст. 403 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2019), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в РФ", вступившим в законную силу 22.07.2014, в ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" (далее в т.ч. - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) были внесены изменения, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, указанные сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов настоящего дела и было установленосу дом первой инстанции, ООО "Новый городок" принадлежат на праве собственности земельные участки, расположенные по следующим адресам:
-Самарская область, Красноярский р-н, п. Соколинка, в 4ех км севернее п. Соколинка;
-Самарская обл, Красноярский р-н, п. Песчановка, в 1,25 км севернее п. Песчановка;
-Самарская обл, Красноярский р-н, п. Студеный, в 1-ом км западнее п. Студеный.
Вид разрешенного использования данных земельных участков - для комплексного освоения в целях жилищного строительства, для объектов жилой застройки.
Согласно данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, ООО "Новый городок" зарегистрировано по адресу: г. Самара, ул. Княза Григория Засекина, д. 1, офис 301 и состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области.
Налоговое администрирование земельных участков, принадлежащих ООО "Новый городок" на праве собственности, осуществляет Межрайонная ИФНС России N 20 по Самарской области.
При администрировании имущественных налогов налоговые органы, руководствуясь ст. 85 НК РФ, используют сведения о характеристиках объектов собственности и их владельцах, представленные регистрирующими органами (организациями, должностными лицами).
В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество сообщают сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе в налоговые органы, на основании полученных сведений налоговые органы исчисляют земельный налог, подлежащий уплате.
Согласно сведениям регистрирующего органа кадастровая стоимость указанных выше земельных участков составляет:
-кадастровый номер объекта: 63:26:0803010:5, кадастровая стоимость с 01.01.2014 по 31.12.2020 - 24 698 260 руб. 00 коп., с 01.01.2021 - 7 640 830 руб. 00 коп;
-кадастровый номер объекта: 63:26:0803010:6, кадастровая стоимость с 01.01.2014 по 31.12.2020 - 24 078 220 руб. 00 коп., с 01.01.2021 - 7 211 350 руб. 00 коп.;
-кадастровый номер объекта: 63:26:0803010:4, кадастровая стоимость с 01.01.2014 по 31.12.2020 - 183 945 200 руб. 00 коп., с 01.01.2021 - 24 742 000 руб. 00 коп.
Согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ (п. 1 ст. 390 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п.п. 15 и 16 данной статьи.
На основании ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, положениями гл. 31 НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления земельного налога, поставленный в зависимость от момента приобретения соответствующих участков на условиях осуществления на нем жилищного строительства.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков, в частности, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
Пунктом 15 ст. 396 НК РФ установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (абз. 2).
Исходя из буквального содержания данной нормы применение повышающего коэффициента к ставке налога 0,3 % является правовым последствием одного факта - отсутствия на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости.
Указанное регулирование связано с земельным участком и установленным для него видом разрешенного использования, а не с собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком.
Таким образом, как было установлено судом первой инстанции, земельный налог в отношении вышеуказанных земельных участков за 2020 год рассчитан налоговым органом следующим образом:
-в отношении земельного участка с кадастровым номером: 63:26:0803010:5 (24 698 260 х 0,3 % х 4) = 296 379, где 24 698 260 - налоговая база (кадастровая стоимость), 0,3 % - ставка, 4 - повышающий коэффициент;
-в отношении земельного участка с кадастровым номером: 63:26:0803010:6 (24 078 220 х 0,3 % х 4) = 288 939, где 24 078 220 - налоговая база (кадастровая стоимость), 0,3 % - ставка, 4 - повышающий коэффициент;
-в отношении земельного участка с кадастровым : 63:26:0803010:4 (183 945 200 х 0,3 % х 4) = 2 207 342, где 183 945 200 - налоговая база (кадастровая стоимость), 0,3 % - ставка, 4 - повышающий коэффициент.
Аналогичным образом земельный налог в отношении вышеуказанных земельных участков также был рассчитан и самим заявителем в Налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год.
Заявитель со ссылкой на Письмо ФНС России от 27.07.2021 N СД-4-21/10567@ полагает, что так как кадастровая стоимость земельных участков: 63:26:0803010:5, 63:26:0803010:6, 63:26:0803010:4, изменена Постановлением N 935, она должна учитывается для расчета земельного налога за предыдущие периоды - за 2018 год, за 2019 год, за 2020 год.
Указанные доводы заявителя были правомерно отклонены судом первой инстанции в качестве несостоятельных, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Постановлением N 935, утверждена актуальная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно: 63:26:0803010:5, 63:26:0803010:6, 63:26:0803010:4.
При этом Постановление N 935 вступает в силу по истечении 10ти дней со дня его официального опубликования и распространяет свое действие для целей налогообложения на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что измененная Постановлением N 935 кадастровая стоимость земельных участков: 63:26:0803010:5, 63:26:0803010:6, 63:26:0803010:4, должна учитываться для расчета земельного налога с 2021 года.
Кроме того, из указанного Постановления следует, что утвержденная им кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области установлена не на основании изменения прежней кадастровой стоимости земельных участков вследствие установления их рыночной стоимости, а на основании Отчета об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков от 20.10.2020 N 1/2020, выполненного ГБУ Самарской области "Центр кадастровой оценки" (далее - ГБУ СО "Центр Кадастровой Оценки"), Уведомления об отсутствии нарушений требований к отчету об итогах государственной оценки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09.11.2020 N 15-01411/20.
Налоговой базой для расчета земельного налога за предыдущие периоды - 2018-2020 годы по земельным участкам с кадастровыми номерами, соответственно: 63:26:0803010:5, 63:26:0803010:6, 63:26:0803010:4, является кадастровая стоимость, установленная Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610, применяемая с 01.01.2014 по 31.12.2020.
Ссылка заявителя на Письмо ФНС России от 27.07.2021 N СД-4-21/10567@, как безусловное основание для налогового органа для перерасчета в рассматриваемом случае земельного налога за 2018, 2019, 2020 года была правомерно отклонена судом первой инстанции, как основанная на ошибочном толковании норм права.
Так, в Письме ФНС России от 27.07.2021 N СД-4-21/10567@ лишь рассматривался вопрос о перерасчете земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.
Как уже было установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, в рассматриваемом случае, заявителем в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ не были представлены сведения о принятых решениях комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решениях суда об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости спорных земельных участков.
Кроме того, суд первой инстанции верно указал, что указанное Письмо ФНС России в силу требований ст. 13 АПК РФ не относятся к числу нормативно-правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел.
В Письме ФНС России от 27.07.2021 N СД-4-21/10567@ указано на то, что содержащиеся в нем разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от изложенных в этом письме разъяснений.
Ссылка заявителя на Ответ ГБУ СО "Центр Кадастровой Оценки" от 03.02.2022 N 741, согласно которого заявителю было сообщено, что кадастровая оценка в 2020 году проведена ГБУ по новым правилам в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и методологии предусмотренной Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226, в то время как ранее кадастровая стоимость определялась иными организациями в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135- ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", также правомерно не была принята во внимание судом первой инстанции, поскольку доводы заявителя фактически направлены на несогласие с кадастровой стоимостью установленной Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610, которая в установленном законом порядке, заявителем не была оспорена.
Ссылка заявителя в обоснование своей позиции по делу на Постановление Конституционного Суда РФ от 15.02.2019 N 10-П "По делу о проверке конституционности ст. 402 НК РФ, в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой" также была правомерно отклонена судом первой инстанции, как не подлежащая применению в рассматриваемом случае.
Суд отмечает, что предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ по указанному делу являются п.п. 1 и 2 ст. 402 НК РФ в той мере, в какой они в системе правового регулирования налога на имущество физических лиц служат нормативным основанием для определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и обусловленного применяемым способом определения налоговой базы размера налоговой ставки в тех субъектах РФ, в которых не утверждены в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и (или) не установлена единая дата начала применения на их территории порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. Конституционный Суд РФ, рассмотрев указанное дело, признал, что п.п. 1 и 2 ст. 402 НК РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора) в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую из его кадастровой стоимости.
В рассматриваемом же случае, заявителем в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ не представлены доказательства того, что спорная сумма относится к налогу на имущество физических лиц, спорная сумма налога исчислена инспекцией исходя из инвентаризационной стоимости вышеназванных земельных участков, а также то, что в Самарской области не утверждены в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и (или) не установлена единая дата начала применения на ее территории порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.
Суд апелляционной инстанции разделает вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае также не могут быть применены положения п. 1.1 ст. 391 НК РФ, в части проведения перерасчета заявителю земельного налога, так как заявителем не представлены сведения о принятых решениях комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решениях суда об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости земельных участков, с кадастровыми номерами: 63:26:0803010:5, 63:26:0803010:6, 63:26:0803010:4.
Кроме того, суд первой инстанции верно отметил, что Приказом УФНС России по Самарской области от 18.02.2021 N 01-04/027 в рамках мероприятий по реорганизации налоговых органов в форме перехода на двухуровневую систему управления и в форме укрупнения налоговых органов, предусмотренных Стратегией модернизации организационно-функциональной модели ФНС России на 2021-2026 годы, утвержденной Распоряжением ФНС России от 27.01.2021 N 9@, Приказом ФНС России от 16.02.2021 N ЕД-7-12/142@ "О проведении мероприятий по модернизации организационной структуры Федеральной налоговой службы" с 31.05.2021 создана Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области (Долговой центр) - это специализированная инспекция, на которую возложены функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ налогов, сборов и страховых взносов, иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, по управлению долгом в части урегулирования (взыскания) задолженности в отношении всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Самарской области.
Инспекция осуществляет полномочия на всей территории Самарской области во взаимодействии с налоговыми органами.
В соответствии с п. 6.15 Положения "О Межрайонной ИФНС России N 23 по самарской области", утвержденного Приказом УФНС России по Самарской области от 30.12.2021 N 01-04/237 с 01.03.2022.
Долговой центр осуществляет в установленном законодательством РФ порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.
Заявление на акт сверки можно подать лично, по почте, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в инспекцию по месту учета.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика поэтому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
Пунктами 4 и 7 ст. 78 НК РФ предусмотрена возможность осуществления налоговым органом зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со ст. 229 НК РФ) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Как следует из Отзыва Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области, представленного и суду первой инстанции и суду апелляционной инстанции, по состоянию на 11.10.2022 заявления от налогоплательщика - ООО "Новый городок" на зачет/возврат в данную налоговую инспекцию не поступали.
В связи с изложенным, у Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области не имелось предусмотренных законом оснований для перерасчета земельного налога за 2018, за 2019, за 2020 годы по земельным участкам с кадастровыми номерами: 63:26:0803010:4, 63:26:0803010:5, 63:26:0803010:6, по кадастровой стоимости установленной Постановлением N 935 и зачета излишне оплаченного налога в последующие периоды.
Следовательно, Отказ Межрайонной ИФНС России N 20 по Самарской области, в произведении перерасчета земельного налога, выраженный в Письме от 16.02.2022 N 12-23/07578, в рассматриваемом случае, является законным и обоснованным.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельства дела, с учетом изучения и оценки представленных лицами, участвующими в деле, документов, суд первой инстанции правомерно и обосновано не нашел предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных ООО "Новый городок" требований.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, с учетом положений п. 1.1 ст. 391 НК РФ, при наличии документов подтверждающих, изменение кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами: 63:26:0803010:4, 63:26:0803010:5, 63:26:0803010:6 на основании решения суда, заявитель не лишен права обратиться в налоговый орган с заявлением о перерасчете земельного налога и заявлением о зачете/возврате суммы излишне уплаченного налога.
Данный вывод подтверждается позицией Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 06.04.2021 N Ф06-1988/2021 по делу N А12-10794/2020.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая возникший между сторонами спор, по правилам, установленным ст.ст. 71 и 162 АПК РФ, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу исковых требований истца, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Судебные расходы ООО "Новый городок" по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ распределены судом первой инстанции правильно.
То обстоятельство, что в оспариваемом решении не указаны какие-либо конкретные доказательства, либо доводы, не свидетельствует о том, что они не были исследованы и оценены судом первой инстанции. Из текста обжалуемого решения суда первой инстанции усматривается, что все представленные в материалы дела доказательства были исследованы и оценены в порядке ст. 71 АПК РФ и, что по ним судом первой инстанции были сделаны соответствующие выводы. При том, что оценка какого-либо доказательства, сделанная судом первой инстанции не в пользу стороны, представившей это доказательства, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательства со стороны суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на апеллянта.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2022 по делу N А55-12548/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Харламов |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12548/2022
Истец: ООО "Новый Городок"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N20 по Самарской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНс России N18 по Самарской области, Межрайонная ИФНС России N22 по Самарской области, МИ ФНС N 18 по Сам обл, МИ фНС N 22 по Самарской обл., МИ ФНС N 23 по Сам. Обл, МИФНС России N23 по Самарской области, Управление Федеральной Налоговой Службы по Самарской Области