г. Москва |
|
01 марта 2024 г. |
Дело N А40-212586/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ЗЛАТОУСТЬЕ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2023 по делу N А40-212586/23
по заявлению ООО "ЗЛАТОУСТЬЕ"
к ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 1 ПО Г. МОСКВЕ
о возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
Калиниченко Д.А. по доверенности от 12.10.2023; |
от заинтересованных лиц: |
Новикова В.И. по доверенности от 27.02.2024, Костикова М.А. по доверенности от 22.03.2023, Злобина И.С. по доверенности от 31.08.2023; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2023 по настоящему делу оставлено без удовлетворения заявление ООО "ЗЛАТОУСТЬЕ" (далее - общество) о возложении обязанности на ИНСПЕКЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 1 ПО Г. МОСКВЕ (далее - налоговый орган) возвратить излишне уплаченный налог на имущество в размере 3 457 608 руб.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, заявление удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители налогового органа поддержали решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционным судом в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, выслушав представителей общества и налогового органа, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.2 ст.375 НК РФ, ст.1.1. Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговой базой в отношении отдельных объектов недвижимого имущества является их кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП определен перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Принадлежащее обществу на праве собственности здание с кадастровым номером 77:01:0001033:1044 (далее - здание) было включено в перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП.
Во исполнение положений п.2 ст.375 НК РФ, ст.1.1. Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", Постановления Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП общество исчисляло налог на имущество за 2017 год исходя из кадастровой стоимости здания.
Вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 09.06.2022 по делу N 3а-0249/2022 здание исключено из перечня, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП.
Исключение здания из перечня позволило обществу пересчитать налог на имущество за 2017 исходя из балансовой стоимости.
22.11.2022 общество направило в налоговый орган уточненные расчеты по авансовым платежам и уточненную налоговую декларацию.
В результате пересчета размер налога уменьшился. Возникла переплата налога на имущество в размере 3 457 608 руб.
21.02.2023 общество обратилось в налоговый орган с заявлением об отражении положительного сальдо на едином налоговом счете.
14.03.2023 общество обратилось в налоговый орган с заявлением о распоряжении путем возврата суммой денежных средств в размере 3 457 608 руб., формирующих положительное сальдо единого налогового счета.
05.05.2023 налоговый орган принял решение об отказе обществу в распоряжении суммой денежных средств по причине истечения 3-х летнего срока с даты их уплаты.
Полагая, что отказом нарушены права и законные интересы общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на имущество в размере 3 457 608 руб.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления общества, исходя из следующего.
В п/п 1 п.7 ст.11.3. НК РФ сказано, что при определении размера совокупной обязанности не учитываются: суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уменьшению на основании налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов), предусматривающих уменьшение подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов, если со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующих налога, сбора, страховых взносов до дня подачи указанных налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов) прошло более трех лет, за исключением случаев осуществления налоговым органом перерасчета налогов, сборов, страховых взносов по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, и случаев восстановления судом указанного срока, если причины его пропуска признаны судом уважительными.
В Определении от 19.06.2023 N 305-ЭС23-2253 по делу N А40-16745/2022 Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что установленный п.3 ст.79 НК РФ трехлетний срок на обращение налогоплательщика за возвратом налога на имущество должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за истекший налоговый (отчетный) период.
Ограничение права на возврат налога и выплату процентов указанным сроком связано с поддержанием правовой определенности. Налоговые поступления формируют доходы бюджета, за счет которых финансируются общественные нужды. Предоставление плательщику неограниченной во времени возможности требовать возврата ранее внесенных средств с начислением процентов, что по сути означает извлечение из бюджета уже израсходованных сумм, приводило бы к подрыву стабильности финансовой системы и, тем самым, к нарушению публичных интересов (Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2023 N 305-ЭС23-2253 по делу N А40-16745/2022).
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2023 N 305-ЭС22-29265 по делу N А40-60643/2022 сказано, что о возникновении в будущем оснований для взимания налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости налогоплательщик, как правило, узнает еще до наступления очередного налогового периода - из результатов проведенных уполномоченными органами мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, имея при этом возможность потребовать устранения допущенных ошибок путем проведения повторного мероприятия.
Опубликование нормативного правового акта, которым на очередной налоговый период (календарный год) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, также происходит до начала налогового периода (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2023 N 305-ЭС22-29265 по делу N А40-60643/2022).
Как правило, налогоплательщик уже к началу налогового периода обладает сведениями о предстоящем излишнем взыскании налога и имеет возможность заранее принять меры по защите своих прав как в административном порядке - путем обращения за пересмотром результатов мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, так и в судебном порядке - путем оспаривания ненормативного правового акта об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Эта возможность сохраняется у налогоплательщика и после начала налогового периода, составляющего календарный год (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2023 N 305-ЭС22-29265 по делу N А40-60643/2022).
Принятие мер, направленных на пересмотр в административном порядке результатов указанных мероприятий, либо на оспаривание нормативного правового акта и своевременность принятия таких мер находятся в сфере контроля и ответственности налогоплательщика (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2023 N 305-ЭС22-29265 по делу N А40-60643/2022).
При разрешении настоящего спора апелляционный суд также полагает возможным применить положения Определения Конституционного Суда РФ от 30.01.2024 N 8-О-Р, разъясняющего Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П.
В Определении Конституционного Суда РФ от 30.01.2024 N 8-О-Р сказано, что с учетом общего правила о действии постановления Конституционного Суда Российской Федерации на будущее время, согласующегося с принципом правовой определенности и презумпцией конституционности нормативных актов, а также с положениями статьи 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации, выявление Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П конституционно-правового смысла подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации само по себе не предполагает возможности пересмотра размера налоговых обязательств неограниченного круга налогоплательщиков, исполнивших с учетом положений соответствующего правового регулирования обязанность по уплате налогов за предшествовавшие вынесению такого Постановления периоды.
В то же время пересмотр налоговых обязательств в тех отношениях по уплате налога, которые уже завершены, а налог в рамках которых исчислен исходя из включения объекта недвижимого имущества в перечень и уплачен, из данного Постановления не вытекает.
Иное понимание правоприменительными органами положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, вопреки общему правилу действия актов Конституционного Суда Российской Федерации во времени, допускало бы возможность распространения его действия на прошлое время (т.е. к отношениям, в рамках которых соответствующие налоги уже были уплачены) и приводило бы к неоправданному с конституционной точки зрения и расходящемуся с природой соответствующих отношений пересмотру размера налоговых обязательств неограниченного круга налогоплательщиков.
Вместе с тем налогоплательщики, в том числе не обращавшиеся в суд до вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, не лишены права - с учетом указанного Постановления, после его вступления в силу - обратиться с требованиями, касающимися исключения объектов недвижимого имущества из перечней. Однако судебные решения по такого рода спорам во всяком случае не могут затрагивать налоговых обязательств, уже возникших на момент вступления в силу названного Постановления, в том числе приводить к возврату денежных сумм, уплаченных налогоплательщиками по этим обязательствам, из бюджетов.
Из изложенных положений следует, что трехлетний срок по п/п 1 п.7 ст.11.3. НК РФ подлежит исчислению со дня уплаты налога на имущество за 2017 год, со дня исполнения налоговой обязанности по уплате налога на имущество за 2017 год, а не со дня вступления в законную силу решения Московского городского суда от 09.06.2022 по делу N 3а-0249/2022.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в налоговый орган и в суд за пределами трехлетнего срока, установленного п/п 1 п.7 ст.11.3. НК РФ, исчисленного со дня уплаты налога на имущество за 2017 год, со дня исполнения налоговой обязанности по уплате налога на имущество за 2017 год.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления общества.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы апелляционным судом и в соответствии со статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта и не подтверждены надлежащими доказательствами.
В соответствии с ч.1 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ч.2 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Применительно к ч.1 ст.268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела у апелляционного суда отсутствуют правовые основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений, указанных в ч.4 ст.270 АПК РФ не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2023 по делу N А40-212586/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-212586/2023
Истец: ООО "ЗЛАТОУСТЬЕ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 1 ПО Г. МОСКВЕ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ