г. Санкт-Петербург |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А56-96939/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Чечетка С.С.
при участии:
от истца (заявителя): Сергеев Д.П. по доверенности от 10.01.2023
от ответчика (должника): 1) Григорьева Е.А. по доверенности от 11.01.2023, 2) Швецова Е.Н. по доверенности от 11.01.2023
от 3-го лица: 1) не явился, извещен, 2) Гильманова Р.Р. по доверенности от 20.05.2022, 3) не явился, извещен,4) не явился, извещен, 5) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36877/2022) Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 7 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда
города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2022 по делу N А56-
96939/2021(судья Анисимова О.В.), принятое
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания
"ИНТРА ТУЛ",
заинтересованное лицо: 1) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы
N 7 по Ленинградской области; 2) Управление Федеральной налоговой службы по
Ленинградской области,
третье лицо: 1) Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда
Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области,
2) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу, 3) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по
Санкт-Петербургу, 4) Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда
социального страхования Российской Федерации, 5) Государственное учреждение -
Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования
Российской Федерации,
о признании незаконным бездействия, об обязании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "ИНТРА ТУЛ" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области (далее - налоговый орган, Инспекция), выразившегося в отказе в предоставлении акта сверки расчетов и справки о состоянии расчетов по запросу от 01.03.2021, об обязании Инспекции выдать акт сверки расчетов и справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, в которых отразить переплату по следующим налогам и сборам:
налог на доходы физических лиц с отпускных за октябрь 2015 года на основании платежного поручения от 08.10.2015 N 3422 на сумму 11 360 руб.;
налог на прибыль за 3 квартал 2015 года в федеральный бюджет на основании платежного поручения от 09.10.2015 N 3432 на сумму 430 000 руб.;
НДФЛ с заработной платы за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения N 3372 от 09.10.2015 на сумму 1 171 643 руб.;
налог на прибыль за 3 квартал 2015 года в региональный бюджет на основании платежного поручения от 09.10.2015 N 3433 на сумму 3 870 000 руб.;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения N 3376 от 09.10.2015 на сумму 2 106 976,56 руб.;
страховые взносы на ОМС в бюджет федерального ФОМС за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения N 3377 от 08.10.2015 на сумму 510 982,45 руб.;
страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2015 года согласно платежного поручения N 3375 от 08.10.2015 на сумму 208 589,58 руб.;
страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний за сентябрь 2015 года согласно платежного поручения N 3378 на сумму 20 141,97 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ФНС по Ленинградской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу, Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, истребовал у привлекаемого лица доказательства.
Решением суда первой инстанции от 03.10.2022 заявленные требования удовлетворены частично. Бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области признано незаконным. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области возложена обязанность выдать акт сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, в котором отразить переплату по следующим налогам и сборам: НДФЛ с отпускных за октябрь 2015 года на основании платежного поручения от 08.10.2015 N 3422 на сумму 11 360 руб.; НДФЛ с заработной платы за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения N 3372 от 09.10.2015 на сумму 1 171 643 руб.; по уплате страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения N 3376 от 09.10.2015 на сумму 2 106 976,56 руб.; страховым взносам на ОМС в бюджет федерального ФОМС за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения N 3377 от 08.10.2015 на сумму 510 982,45 руб.; страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2015 года согласно платежного поручения N 3375 от 08.10.2015 на сумму 208 589,58 руб.; страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний за сентябрь 2015 года согласно платежного поручения N 3378 на сумму 20 141,97 руб., а также справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам с учетом имеющейся переплаты по следующим налогам и сборам: НДФЛ на сумму 11 360 руб.; по уплате НДФЛ с заработной платы на сумму 1 171 643 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 2 106 976,56 руб.; страховых взносов на ОМС на сумму 510 982,45 руб.; страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 208 589,58 руб.; страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на сумму 20 141,97 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция ФНС N 7 по Ленинградской области, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит решение суда первой инстанции отменить и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители инспекции и Управления ФНС по Ленинградской области поддержали доводы жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
Представитель Общества с жалобой не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела 08.10.2015 и 09.10.2015 по системе "банк-клиент" общество направило в ПАО "НОТА-Банк" платежные поручения об уплате налогов и сборов, в том числе:
платежное поручение N 3422 на сумму 11360 руб. - уплата НДФЛ за октябрь 2015 года (срок оплаты до 12.10.2015);
платежное поручение N 3432 на сумму 430 000 руб. - сумма налога на прибыль за 3 квартал 2015 года в федеральный бюджет (срок оплаты до 28.10.2015);
платежное поручение N 3372 на сумму 1 171 643 руб. - сумма НДФЛ с заработной платы за сентябрь 2015 года (срок оплаты до 12.10.2015);
платежное поручение N 3433 на сумму 3 870 000 руб. - сумма налога на прибыль за 3 квартал 2015 года в региональный бюджет (срок оплаты до 28.10.2015);
платежное поручение N 3376 на сумму 2 106 976,56 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за сентябрь 2015 года (срок оплаты до 12.10.2015);
платежное поручение N 3377 на сумму 510 982,45 руб. - страховые взносы на ОМС в бюджет федерального ФОМС за сентябрь 2015 года (срок оплаты до 15.10.2015);
платежное поручение N 3375 на сумму 208 589,58 руб. - страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2015 года (срок оплаты до 15.10.2015);
платежное поручение N 3378 на сумму 20141,97 руб. - страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний за сентябрь 2015 года (срок оплаты до 15.10.2015).
Банк 12.10.2015 списал с расчетного счета Общества денежные средства по вышеуказанным платежным документам, однако эти денежные средства на единый счет федерального казначейства не поступили, размещены Банком на транзитном счете.
Приказом Центрального банка Российской Федерации от 13.10.2010 N ОД-2746 в ПАО "НОТА-Банк" была введена временная администрация и установлен мораторий на удовлетворение требований кредиторов ПАО "НОТА-Банк". Приказом от 24.11.2015 N ОД-3292 у Банка была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2016 по делу N А56-10467/2016, вступившим в законную силу 22.08.2016, признаны исполненными перед Межрайонной ИФНС России N21 по Санкт-Петербургу, ГУ - Санкт-Петербургское региональное отделение ФСС РФ и Управлением ПФР в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга обязательства налогоплательщика
по уплате налога на доходы физических лиц с отпускных за октябрь 2015 года на основании платежного поручения от 08.10.2015 N 3422 на сумму 11 360 руб.;
по уплате налога на прибыль за 3 квартал 2015 года в федеральный бюджет на основании платежного поручения от 09.10.2015 N 3432 на сумму 430 000 руб.;
по уплате НДФЛ с заработной платы за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения N 3372 от 09.10.2015 на сумму 1 171 643 руб.;
по уплате налога на прибыль за 3 квартал 2015 года в региональный бюджет на основании платежного поручения от 09.10.2015 N 3433 на сумму 3 870 000 руб.;
по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения N 3376 от 09.10.2015 на сумму 2 106 976,56 руб.;
по уплате страховых взносов на ОМС в бюджет федерального ФОМС за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения N 3377 от 08.10.2015 на сумму 510 982,45 руб.;
по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2015 года согласно платежного поручения N 3375 от 08.10.2015 на сумму 208 589,58 руб.;
по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний за сентябрь 2015 года согласно платежного поручения N 3378 от 09.10.2015 на сумму 20 141,97 руб.
Обязательства были признаны исполненными в связи с оплатой налогов и сборов с расчетного счета Общества в ПАО "НОТА-Банк".
Ссылаясь на повторную уплату указанных налоговых обязательств путем перечисления денежных средств платежными поручениями от 01.01.2015 с расчетного счета в АО "Юникредитбанк", Общество 01.03.2021 обратилось в МИФНС N 7 по Ленинградской области с заявлением о предоставлении справки о состоянии расчетов, акта сверки расчетов с отражением в нем сведений, связанных с возникновением переплаты по налогам за 2015 год в общей сумме 8 329 693,56 руб.
Письмом от 19.03.2021 исх. N 10-07/04499 налоговый орган направил ответ на запрос, которым отказал в предоставлении запрашиваемого акта сверки расчетов со ссылкой на положения статей 20, 21 Федерального закона от 03.07.2016 N250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N250-ФЗ). МИФНС N7 по Ленинградской области сообщила, что отразить такую информацию в вышеуказанных документах не представляется возможным в связи с тем, что администрированием страховых взносов до 01.01.2017 относилось к полномочиям Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно данных, переданных из Управления Пенсионного фонда и Фонда социального страхования Российской Федерации, переплаты заявитель по страховым взносам до 01.01.2017 не имеет.
Отказ в предоставлении акта сверки расчетов обжалован Обществом в вышестоящий налоговый орган.
Управление ФНС по Ленинградской области 29.07.2021 исх. N 16-21/-05/12095@ отказало в удовлетворении жалобы.
Полагая, что со стороны налогового органа допущено незаконное бездействие, выразившееся в непредоставлении в адрес Общества акта сверки состояния расчетов и справки о состоянии расчетов с отражением переплаты, возникшей в связи с оплатой налоговых обязательств 01.12.2015 и признанием в судебном порядке исполненной обязанность по уплате налогов, страховых взносов по делу N А56-10467/2016, Общество обратилось в Арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал подтвержденным факт наличия переплаты по состоянию на 22.08.2016 (дата вступления в силу судебного акта по делу N А56-10467/2016) в отношении НДФЛ на сумму 11 360 руб.; НДФЛ с заработной платы на сумму 1 171 643 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 2 106 976,56 руб.; страховых взносов на ОМС на сумму 510 982,45 руб.; страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 208 589,58 руб.; страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на сумму 20 141,97 руб., поскольку указанные обязательства признаны в судебном порядке исполненными, а также фактически поступили в бюджетную систему по платежным поручениям от 01.12.2015.
Отказывая в удовлетворении требований в части отражения переплаты по налогу на прибыль за 3 квартал 2015 года в федеральный бюджет в размере 430 000 руб. и налогу на прибыль в региональный бюджет за 3 квартал 2015 года в размере 3 870 000 руб., суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств повторного перечисления с расчетного счета в АО "ЮниКредитБанк" указанных налоговых обязательств.
Поскольку вывод арбитражного суда о частичном отказе в удовлетворении требований сторонами не оспаривается, в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, он не является предметом исследования и оценки апелляционного суда.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом действий (бездействия) должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания в судебном порядке ненормативного акта налогового органа недействительным (действий, бездействия - незаконными) необходимым условием является доказательство налогоплательщиком факта нарушения его конкретных (а не предполагаемых) прав и законных интересов в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействие) должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.01.2023) налоговый орган обязан осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.
Карточка расчетов с бюджетом - это информационный ресурс, который ведут налоговые органы по каждому налогоплательщику. В ней отражаются состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням и штрафам, данные о поступивших платежах, суммы налога, сбора, возмещенные налогоплательщикам в порядке зачета (возврата), а также после уточнения платежа, фиксируются данные о начисленных налогах, пенях и налоговых санкциях, которые заносятся на основании деклараций, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и других документов.
В карточке лицевого счета подлежат отражению данные о налоговых обязательствах налогоплательщика, на их основании составляется акт сверки и определяется состояние расчетов, в соответствии с которыми должна определяться сумма недоимки (переплата).
Единые требования к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом местного уровня утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, которыми в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, установлено, что исчисленные к уплате (доплате), уменьшению суммы налогов, сборов, страховых взносов отражаются в карточках расчетов с бюджетом в хронологическом порядке в валюте Российской Федерации.
Проводка начисления (уменьшения начисления, операций, связанных с урегулированием задолженности) подлежит передаче в карточку "РСБ" не позднее дня, следующего за получением налоговой декларации (расчета), решения суда, а также формированием налоговым органом решений, влияющих на состояние расчетов с бюджетом (за исключением решений об изменении срока уплаты налогов, сборов, пеней, штрафов).
По решениям судов информация передается в карточку "РСБ" после вступления соответствующих актов в законную силу.
Структурные подразделения налоговых органов, ответственные за учет платежей, обязаны осуществлять постоянный контроль соответствия программного продукта настоящим Требованиям и другим правовым актам по ведению информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" местного уровня в части вопросов, относящихся к их функциональной деятельности.
Поступившие (возвращенные) и зачисленные на соответствующие счета Федерального казначейства суммы налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов в рамках действующих технологических процессов передаются в карточку "РСБ" в валюте Российской Федерации на основании:
- информации из расчетных документов налогоплательщиков, прилагаемых к выписке из лицевого счета АДБ;
- информации, подтверждающей исполнение решений налогового органа на уточнение, зачет (в т.ч. межрегиональный), возврат платежа, передаваемой УФНС в нижестоящие налоговые органы;
- информации из расчетных документов на основании данных ГИС ГМП.
Исходя из положений п. 1 раздела "IX. Отражение в карточке "РСБ" состояния расчетов с бюджетом" показатель, характеризующий состояние расчетов налогоплательщика по соответствующему налогу (сбору), который рассчитывается после каждой проведенной операции по начислению (уменьшению), поступлению платежей, зачету или возврату соответствующих сумм по следующей формуле: сальдо на начало года (гр. 15 или 16) + (гр. 13 - гр. 14) - (гр. 8 - гр. 9).
В случае, если сумма начислений с учетом входящего сальдо превышает сумму уплаты за минусом возмещения, результат заносится в графу 15 и является "отрицательным сальдо".
В случае, если сумма начислений с учетом входящего сальдо меньше суммы поступлений за минусом возмещения, результат заносится в графу 16 и является "положительным сальдо".
Материалами дела установлено, что вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2016 по делу N А56-10467/2016, признаны исполненными перед Межрайонной ИФНС России N21 по Санкт-Петербургу, ГУ - Санкт-Петербургское региональное отделение ФСС РФ и Управлением ПФР в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга обязательства налогоплательщика
по уплате налога на доходы физических лиц с отпускных за октябрь 2015 года на основании платежного поручения от 08.10.2015 N 3422 на сумму 11 360 руб.;
по уплате НДФЛ с заработной платы за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения N 3372 от 09.10.2015 на сумму 1 171 643 руб.;
по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения N 3376 от 09.10.2015 на сумму 2 106 976,56 руб.;
по уплате страховых взносов на ОМС в бюджет федерального ФОМС за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения N 3377 от 08.10.2015 на сумму 510 982,45 руб.;
по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2015 года согласно платежного поручения N 3375 от 08.10.2015 на сумму 208 589,58 руб.;
по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний за сентябрь 2015 года согласно платежного поручения N 3378 от 09.10.2015 на сумму 20 141,97 руб.
Кроме того, Обществом произведена уплата указанных налоговых обязательств:
налога на доходы физических лиц с отпускных за октябрь 2015 года на основании платежного поручения от 01.12.2015 N 4170 на сумму 11 360 руб.;
НДФЛ с заработной платы за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения от 01.12.2015 N 4177 на сумму 1 171 643 руб.;
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения от 01.12.2015 N 4176 на сумму 2 106 976,56 руб.;
страховых взносов на ОМС в бюджет федерального ФОМС за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения от 01.12.2015 N 4175 на сумму 510 982,45 руб.;
страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения от 01.12.2015 N 4173 на сумму 208 589,58 руб.;
страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний за сентябрь 2015 года на основании платежного поручения от 01.12.2015 N 4172 на сумму 20 141,97 руб.
Таким образом, в силу положений ст. 32 НК РФ и Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом местного уровня утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@, налоговый орган по заявлению налогоплательщика обязан направить как акт сверки расчетов, так и справку о состоянии расчетов с бюджетом, в которых подлежала отражению переплата, сложившаяся в связи с принятием арбитражным судом судебного акта по делу N А56-10467/2016.
Поскольку указанные требования налоговым органом не исполнены, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в части признания незаконным бездействия Межрайонной ИФНС N 7 по Ленинградской области и обязании предоставить акт сверки и справку о расчетах с бюджетом с отражением переплаты по:
НДФЛ с отпускных за октябрь 2015 года в сумме 11 360 руб.;
НДФЛ с заработной платы за сентябрь 2015 года в сумме 1 171 643 руб.;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за сентябрь 2015 года в сумме 2 106 976,56 руб.;
страховые взносы на ОМС в бюджет федерального ФОМС за сентябрь 2015 года в сумме 510 982,45 руб.;
страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2015 года в сумме 208 589,58 руб.
При этом апелляционный суд признает обоснованными доводы апелляционной жалобы об отсутствии у налогового органа обязанности по отражению переплаты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Согласно Перечню видов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и соответствующих им кодов подвидов доходов бюджетов, главными администраторами которых являются федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения, утвержденному Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" администратором доходов бюджета по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является Фонд социального страхования Российской Федерации (код 393).
Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), который с 2017 года также регулирует уплату обязательных платежей в социальные фонды в виде страховых взносов, под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 2 НК РФ к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в Законе N 125-ФЗ. Уплата таких страховых взносов осуществляется страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 3, пункт 1.1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ).
Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого федеральным законом, отдельными строками. Указанные средства являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат (пункт 2 статьи 20 Закона N 125-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возложены на налоговые органы, а администрирование страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на Фонд социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, после 01.01.2017 Фонд социального страхования Российской Федерации (с 01.01.2023 Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) продолжает являться администратором страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществляет функции по взысканию недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, а также по зачету или возврату сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в соответствии с Законом N 125-ФЗ, в связи с чем, требование общества об обязании налогового органа отразить в акте сверки и справке о состоянии расчетов с бюджетом переплаты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности отражения в акте сверки переплаты по страховым взносам возникшей до 01.01.2017 являлись предметом исследования судом первой инстанции и мотивированно признаны необоснованными.
В рассматриваемом случае отсутствие переплаты явилось следствием неисполнения Решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2016 по делу N А56-10467/2016, а именно неотражение обязательств, признанных в судебном порядке исполненными, и не связано с учетом начисленных и уплаченных страховых взносов.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2022 по делу N А56-96939/2021 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области, выразившееся в отказе в предоставлении акта сверки расчетов, справки о состоянии расчетов по запросу общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "ИНТРА ТУЛ" от 01.03.2021.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области выдать ООО "Холдинговая компания "ИНТРА ТУЛ" акт сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам, в котором отразить переплату по следующим налогам и сборам:
НДФЛ с отпускных за октябрь 2015 года в сумме 11 360 руб.;
НДФЛ с заработной платы за сентябрь 2015 года в сумме 1 171 643 руб.;
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за сентябрь 2015 года в сумме 2 106 976,56 руб.;
страховым взносам на ОМС в бюджет федерального ФОМС за сентябрь 2015 года в сумме 510 982,45 руб.;
страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2015 года в сумме 208 589,58 руб.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области выдать ООО "Холдинговая компания "ИНТРА ТУЛ" справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам с учетом имеющейся переплаты по следующим налогам и сборам:
НДФЛ с отпускных за октябрь 2015 года в сумме 11 360 руб.;
НДФЛ с заработной платы за сентябрь 2015 года в сумме 1 171 643 руб.;
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за сентябрь 2015 года в сумме 2 106 976,56 руб.;
страховым взносам на ОМС в бюджет федерального ФОМС за сентябрь 2015 года в сумме 510 982,45 руб.;
страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за сентябрь 2015 года в сумме 208 589,58 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области в пользу ООО "Холдинговая компания "ИНТРА ТУЛ" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-96939/2021
Истец: ООО "Холдинговая компания "ИНТРА ТУЛ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 7 ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной Налоговой Службы По Ленинградской Области
Третье лицо: ГУ Ленинградское региональное отделение ФСС РФ, ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, МИФНС N21 по Санкт-Петербургу, ФНС России МИ N18 по Санкт-Петербургу, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 18 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ