г. Киров |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А28-125/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика Кондрашовой А.В., действующей на основании доверенности от 17.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты города Кирова
на решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2022 по делу N А28-125/2022
по заявлению муниципального казенного учреждения "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" (ИНН: 4345288563, ОГРН: 1104345019184)
к Контрольно-счетной палате города Кирова (ИНН: 4345123138, ОГРН: 1054316960070)
заинтересованные лица - индивидуальный предприниматель Петелин Денис Валерьевич (ИНН: 434579442700, ОГРНИП: 305434504500052), индивидуальный предприниматель Бурлаков Алексей Леонидович (ИНН: 434535739567, ОГРНИП: 319435000055373), Управление ветеринарии Кировской области (ИНН: 4345036206, ОГРН: 1034316540060),
о признании недействительным представления в части,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова" (далее - заявитель по делу, МКУ "УДПИ г. Кирова", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 резолютивной части представления Контрольно-счетной палаты города Кирова (далее - ответчик, Контрольно-счетная палата, надзорный орган) от 26.11.2021 N 674-04-04/17.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены индивидуальный предприниматель Петелин Денис Валерьевич (далее - ИП Петелин Д.В.), индивидуальный предприниматель Бурлаков Алексей Леонидович (далее - ИП Бурлаков А.Л.), Управление ветеринарии Кировской области.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2022 заявленные требования удовлетворены, представление от 26.11.2021 N 674-04-04/17 в оспариваемой части признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Контрольно-счетная палата обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Контрольно-счетная палата настаивает на законности оспариваемого пункта представления от 26.11.2021 N 674-04-04/17. Ответчик поясняет, что им проводилась проверка соблюдения условий заключенных с МКУ "УДПИ г. Кирова" муниципальных контрактов на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев, а не соответствия результатов услуг целям выделения субвенции и соблюдения условий соглашения о предоставлении субвенции местному бюджету из областного бюджета от 17.02.2020 N 45/1. Ссылку суда первой инстанции в обжалуемом решении на положение пунктов 5.1 муниципальных контрактов от 22.01.2020 N 0019/20 и от 23.03.2020 N Ф.2020.000976 надзорный орган полагает необоснованной, отмечая, что качество услуг, оказанных исполнителями заказчику, им не оценивалось. Также Контрольно-счетная палата указывает на отсутствие запрета на установление при заключении и исполнении муниципальных контрактов каких-либо иных характеристик подлежащего отлову безнадзорного животного, не поименованных в Порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Кировской области, утвержденном постановлением Правительства Кировской области от 18.04.2012 N 148/201 (далее - Порядок N 148/201). С учетом изложенного, исполнители по контрактам должны были оказать услуги по отлову именно обозначенных в заявках животных без владельцев (в части соответствия животных возрастным и внешним характеристикам (окрас шерсти)) по адресам, указанным в заявках. Осуществление по месту, обозначенному в заявке на отлов, отлова животных, вид которых соответствует указанному в данной заявке, не свидетельствует о надлежащем выполнении условий муниципального контракта при несоответствии отловленного животного возрастным и внешним характеристикам (окрасу шерсти), названным заявителем (физическим или юридическим лицом). Кроме того, применительно к заявке на отлов от 20.10.2020 N 171 ответчик, ссылаясь на объяснение гражданина, поступившее в адрес надзорного органа 01.10.2021, отмечает, что в рамках проверки им было установлено неоказание услуги по отлову по адресу, указанному в данной заявке, в связи с чем на основании пункта 2.1.3.1 муниципального контракта от 23.03.2020 N Ф.2020.000976 оснований для уплаты денежных средств исполнителю по данной заявке у заказчика не имелось.
Заявитель по делу представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором отразил, что не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.12.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 06.12.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал занятую Контрольно-счетной палатой правовую позицию по делу. Заявитель по делу и заинтересованные лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, на основании пункта 2.17 плана деятельности на 2021 год, утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты от 29.12.2020 N 55 (с учетом изменений, внесенных в план распоряжением от 04.08.2021 N 43), Контрольно-счетной палатой в период с 06.09.2021 по 01.10.2021 проведена проверка законности и эффективности использования Учреждением в 2020 году средств субвенции местному бюджету из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий Кировской области в сфере обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования "Город Киров", в ходе которой установлено следующее.
Управлением ветеринарии Кировской области и Администрация города Кирова заключили соглашение о предоставлении субвенции местному бюджету из областного бюджета от 17.02.2020 N 45/1 (далее - Соглашение N 45/1, здесь и далее в редакции, действующей в период соответствующих правоотношений), предметом которого является предоставление из областного бюджета Кировской области в 2020 году бюджету муниципального образования "Город Киров" субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий Кировской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования "Город Киров" в рамках государственной программы Кировской области "Обеспечение ветеринарного благополучия" на 2020-2024 годы.
Субвенция предоставляется на реализацию следующих мероприятий: отлов животных без владельцев; транспортировка животных без владельцев; передача животных без владельцев в приют для животных; учет, идентификация животных без владельцев; содержание и кормление животных без владельцев в приюте для животных; стерилизация животных без владельцев; передача животных без владельцев владельцам, а при их отсутствии - заинтересованным лицам; выпуск животных без владельцев на прежнее место обитания; эвтаназия животных без владельцев; утилизация, уничтожение трупов животных без владельцев (пункт 1.2 Соглашения N 45/1).
В силу пунктов 3.3.1-3.3.5, 3.3.10 Соглашения N 45/1 муниципальное образование обязуется: отразить субвенции в доходной части местного бюджета; обеспечивать выполнение целей Соглашения N 45/1; предоставлять Управлению ветеринарии Кировской области копии счета на оплату (счета-фактуры), акта оказанных услуг, карточек учета животных без владельцев, реестра учета животных без владельцев, заключений о клиническом состоянии животных без владельцев, муниципального контракта, видеозаписей отлова животных без владельцев и их выпуска в прежние места обитания; использовать перечисленную субвенцию по целевому назначению в соответствии с пунктом 1.2 Соглашения N 45/1; обеспечивать достижение показателя, выраженного в количестве единиц отловленных животных без владельцев; обеспечить в первом полугодии 2020 года заключение контрактов, финансирование которых осуществляется за счет субвенции.
В соответствии с пунктом 2.7 Устава МКУ "УДПИ г. Кирова" (далее - Устав) Учреждение является получателем бюджетных средств.
Согласно пункту 3.3.29 Устава для достижения поставленных целей Учреждение в пределах выделенных бюджетных средств осуществляет, в том числе такой основной вид деятельности как реализация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования "Город Киров".
На основании пунктов 4.1.4, 4.1.6, 4.1.8 Устава Учреждение имеет право самостоятельно планировать, определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными Уставом, заключать договоры от имени муниципального образования "Город Киров" с юридическими и физическими лицами, обеспечивать исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Заключение и оплата Учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени муниципального образования "Город Киров" в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств.
В целях реализации отдельных государственных полномочий Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования "Город Киров", предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 498-ФЗ), между Учреждением (заказчик), действующим от имени муниципального образования "Город Киров", и ИП Петелиным Д.В., ИП Бурлаковым А.Л. (исполнители), заключены муниципальные контракты от 22.01.2020 N 0019/20 и от 23.03.2020 N Ф.2020.000976 соответственно (далее - контракты от 22.01.2020, от 23.03.2020).
Согласно пунктам 1.1 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020 исполнители обязуется оказать услуги по отлову и содержанию животных без владельцев в соответствии с условиями контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.
Объем оказываемых услуг по отлову и содержанию животных без владельцев устанавливается в соответствии с техническим заданием, являющимся приложением N 1 к контрактам (пункты 1.2 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020), которое также содержит сведения о том, что цена определяется за единицу оказываемой услуги по отлову и содержанию животных без владельцев.
Место оказания услуг - территория муниципального образования "Город Киров" в соответствии с заявкой - отлов (пункты 1.3 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020).
Срок оказания услуг в рамках контракта от 22.01.2020 - с момента заключения контракта по 31.07.2020 включительно, в рамках контракта от 23.03.2020 - с момента заключения контракта по 20.12.2020 включительно (пункты 1.4 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020).
На исполнителей по контрактам от 22.01.2020, от 23.03.2020 возложены, в том числе следующие обязанности: обеспечить выполнение, результат и качество услуг в соответствии с требованиями, предусмотренными разделами 5 названных контрактов (пункты 2.1.2); оказывать услуги по заявкам заказчика, Администрации города Кирова, территориальных управлений Администрации города Кирова, правоохранительных органов, государственных экстренных служб (пункты 2.1.3).
На основании пунктов 3.1.3 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020 заказчик обязан направить заявку об оказании услуг по предмету контракта. Заявка должна содержать время отправки, место отлова, ориентировочное количество животных, подлежащих отлову, данные заявителя.
Заявка считается выполненной, но услуги не оплачиваются, в случае отсутствия животных в месте отлова, указанном в заявке заказчика (пункты 2.1.3.1, 3.1.4 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020).
В силу пунктов 5.1 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020 выполнение, результат и качество услуг должны соответствовать требованиям и нормам действующего законодательства Российской Федерации, предъявляемым к оказанию услуг, в том числе положениям Порядка N 148/201.
Приемка результатов оказанных услуг осуществляется ежемесячно с участием уполномоченных представителей заказчика и исполнителей (пункты 6.1 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020).
В соответствии с техническим заданием, выступающим приложением N 1 к контрактам от 22.01.2020, от 23.03.2020, мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и передачу в приюты для животных в день отлова, содержание животных без владельцев в приютах для животных, возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев животным, возврат животных без владельцев, не проявляющих признаков немотивированной агрессии, на прежние места обитания после проведения необходимых мероприятий, на прежние места обитания.
При проведении проверки надзорный орган установил, что в ходе исполнения контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020 Учреждением в нарушение статьей 309, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4.2 Порядка N 148/201, пунктов 2.1.3.1 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020, по актам 31.03.2020 N 19, от 05.11.2020 N 6, от 04.12.2020 N 7 были приняты и платежными поручениями от 07.05.2020 N 682, от 30.11.2020 N 2646, от 25.12.2020 N 2915 оплачены за счет средств субвенции услуги по отлову и содержанию тридцати одного животного, не соответствующего возрастным и внешним характеристикам (окрас шерсти) животных, указанных в заявках на отлов, а также одного животного, по утверждению ответчика доставленного в приют иным лицом, а не исполнителем по контракту от 23.03.2020, на общую сумму 105 176 рублей 20 копеек.
По результатам оценки представленных документов по использованию средств субвенции, руководствуясь статьей 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ), Контрольно-счетная палата города Кирова пришла к выводу о неправомерном расходовании обозначенных средств в общей сумме 105 176 рублей 20 копеек.
Результаты проверки оформлены актом от 15.10.2021 N 62, надзорным органом в адрес Учреждения выдано представление от 26.11.2021 N 674-04-04/17, в пункте 1 резолютивной части которого указано на необходимость принять меры по возврату в бюджет в установленном законодательством порядке средств в сумме 105 176 рублей 20 копеек, неправомерно расходованных на оплату услуг по отлову и содержанию животных.
Не согласившись с указанным требованием, изложенным в пункте 1 резолютивной части представления от 26.11.2021 N 674-04-04/17, МКУ "УДПИ г. Кирова" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Придя к выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав представление в оспариваемой части недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 6 БК РФ под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
На основании статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субвенций местным бюджетам.
Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (пункт 1 статьи 140 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 268.1 БК РФ полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета; контроль в других сферах, установленных Законом N 6-ФЗ.
При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Законом N 6-ФЗ, направляются объектам контроля представления, предписания (пункт 2 статьи 268.1 БК РФ).
Как следует из содержания пункта 3.1 статьи 270.2 БК РФ, представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Законом N 6-ФЗ.
В соответствии со статьей 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию, нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
Законом N 6-ФЗ установлены общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
В части 1 статьи 16 Закона N 6-ФЗ установлено, что контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
В силу части 1 статьи 1 Положения о Контрольно-счетной палате города Кирова, утвержденного решением Кировской городской Думы от 30.11.2011 N 57/5, Контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля.
Законом Кировской области от 18.06.2014 N 416-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" (далее - Закон N 416-ЗО), действующим в период соответствующих правоотношений, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных районов и городских округов Кировской области (статья 1).
В соответствии со статьей 2 Закона N 416-ЗО финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении отдельных государственных полномочий, осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления субвенций местным бюджетам из областного бюджета.
В разделе 6 Государственной программы Кировской области "Обеспечение ветеринарного благополучия", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 16.12.2019 N 641-П (в редакции, действующей в период соответствующих правоотношений), который содержит сведения об участии муниципальных образований Кировской области в реализации Государственной программы, указано, что в рамках реализации отдельного мероприятия "Организация проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению" в соответствии с Законом N 416-ЗО местным бюджетам из областного бюджета предоставляются субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных районов и городских округов. Управление ветеринарии Кировской области как орган исполнительной власти региона является главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субвенций местным бюджетам из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий Кировской области и заключает с муниципальными образованиями Кировской области соответствующие соглашения.
Одним из целевых показателей эффективности реализации Государственной программы в рамках отдельного мероприятия "Организация проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению" является количество отловленных животных без владельцев, представляющее собой суммарное количество отловленных животных без владельцев по данным ведомственной отчетности Управления ветеринарии Кировской области на основании информации, представляемой органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области.
Пунктом 5 Порядка предоставления и распределения субвенций местным бюджетам из областного бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий Кировской области в области обращения с животными в части организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных районов и городских округов Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 05.02.2013 N 194/45, предусмотрено, что получатели средств местных бюджетов осуществляют расходование средств субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий, указанных в статье 1 Закона N 416-ЗО.
В пунктах 5.1 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020 отражено, что не только качество оказываемых услуг, но и само их выполнение, а также результат оказываемых услуг, должны соответствовать требованиям и нормам действующего законодательства Российской Федерации, предъявляемым к оказанию услуг, в том числе положениям Порядка N 148/201.
Как следует из содержания раздела 1 Порядка N 148/201, порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Кировской области разработан в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; реализации принципа гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам; регулирования численности животных без владельцев.
Порядок N 148/201 устанавливает правила деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Кировской области.
Согласно разделу 3 Порядка N 148/201 под животным без владельца понимается животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен; деятельностью по обращению с животными без владельцев является деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Законом N 498-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка N 148/201 отлов животных без владельцев проводится по письменным заявкам организаций (юридических лиц) и граждан (физических лиц) согласно приложениям N 1, N 2 по графикам, формируемым в соответствии с заявками, а также вынужденный по устным обращениям граждан, которые заносятся в журнал телефонограмм.
Отлову подлежат животные без владельцев (собаки и кошки) (пункт 4.4 Порядка N 148/201).
После транспортировки животных без владельцев в приют для животных на каждое животное оформляется отдельная карточка учета согласно приложению N 3 (пункт 4.15 Порядка N 148/201).
Из приложений N N 1 и 2 к Порядку N 148/201 следует, что заявка на отлов животных без владельцев в качестве сведений, подлежащих указанию в ней, предусматривает информацию о местонахождении животного без владельца, виде животного без владельца (кошка, собака), количестве животных без владельцев. Указание в заявке каких-либо иных дополнительных характеристик животных без владельцев, подлежащих отлову, Порядком N 148/201 не предусмотрено.
Равным образом, пункты 3.1.3 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020, содержащие указание на сведения, подлежащие отражению заказчиком в заявке на отлов, не содержат данных об указании в заявках возрастных и внешних характеристик животного без владельцев, испрашиваемого к отлову, предусматривая, что заявка должна содержать место отлова, ориентировочное количество животных, подлежащих отлову. В этой связи суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика со ссылкой на отсутствие в Порядке N 148/201 запрета на установление при заключении и исполнении муниципальных контрактов каких-либо иных дополнительных характеристик подлежащего отлову безнадзорного животного, не поименованных в Порядке N 148/201, поскольку, как следует из содержания контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020, таких дополнительных характеристик в них не предусмотрено.
Как следует из содержания акта проверки от 15.10.2021 N 62, оценивая соблюдение условий контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020, ответчик пришел к выводу о том, что приняв и оплатив оказанные исполнителями по названным муниципальным контрактам услуги по отлову и содержанию тридцати одного животного (собаки), не соответствующего возрастным и внешним характеристикам (окрас шерсти) животных, указанных в заявках на отлов, МКУ "УДПИ г. Кирова" нарушило пункты 2.1.3.1 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020. Иных нарушений положений контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020 применительно к данным обстоятельствам надзорным органом Учреждению в акте проверки и представлении не вменено.
Доводам ответчика, ссылающегося на нарушение Учреждением пунктов 2.1.3.1 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020, в этой части дана надлежащая оценка судом первой инстанции, указавшим на то, что факт отлова названных животных без владельцев (тридцать одна собака), то есть их наличия в местах отлова - по адресам, указанных в заявках на отлов собак, переданных исполнителям по контрактам, ответчиком не оспаривается, в связи с чем вменение Учреждению нарушения пунктов 2.1.3.1 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020 является необоснованным.
Аргумент надзорного органа со ссылкой на пункты 2.1.3 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020 об осуществлении оказания услуг по заявкам заказчика не принимается, поскольку соответствующие пункты контрактов по своей сути указывают на то, что поступление соответствующей заявки от заказчика является основанием к отлову исполнителями животных без владельцев, между тем состав сведений, которые подлежат указанию в соответствующих заявках и учету при исполнении контрактов, раскрывается и конкретизируется в Порядке N 148/201 и пунктах 3.1.3 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020.
При таких обстоятельствах сам факт обнаружения исполнителями по контрактам при выезде по местам, обозначенным в заявках, безнадзорных собак, отличных по возрасту и окрасу от собак, указанных в заявках, не может служить основанием для уклонения исполнителей от их отлова, поскольку в рассматриваемом случае исполнение заявки на отлов не ставится в зависимость от названных возрастных и внешних характеристик ни положениями Порядка N 148/201, ни положениями спорных контрактов. Обратного из материалов настоящего дела не следует.
Дополнительные характеристики (возраст животного, его окрас, размер, поведенческий фактор и т.д.), на необходимость учета которых при принятии и оплате оказанных услуг ссылается ответчик, по своей сути являются субъективными факторами и зависят от восприятия человека, его эмоциональных и психофизических качеств, в связи с чем не всегда могут быть достоверно определены лицом, которое указывает на необходимость осуществления отлова безнадзорного животного, что, в свою очередь, может привести к фактической невозможности исполнения муниципальных контрактов и достижения целей их заключения, которые следуют из содержания раздела 1 Порядка N 148/201.
Вне зависимости от возраста и окраса безнадзорных животных их бесконтрольное существование в пределах муниципального образования влечет за собой угрозу жизни, здоровью и безопасности неограниченного круга лиц именно численностью популяции животных, равно как и не способствует достижению обозначенных в разделе 1 Порядка N 148/201 целей в области организации деятельности по обращению с животными без владельцев.
Относительно указания надзорного органа в акте проверки от 15.10.2021 N 62 и представлении от 26.11.2021 N 674-04-04/17 на установленный им применительно к заявке на отлов от 20.10.2020 N 171 факт неоказания услуги по отлову по адресу, указанному в данной заявке (по утверждению ответчика, собака была доставлена в приют иным лицом, а не исполнителем по контракту от 23.03.2020 N Ф.2020.000976), в связи с чем на основании пункта 2.1.3.1 муниципального контракта от 23.03.2020 основания для уплаты денежных средств исполнителю по данной заявке у Учреждения отсутствовали, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с пунктами 2.1.5 контрактов от 22.01.2020, от 23.03.2020 исполнители обязаны обеспечить регистрацию животных без владельцев в приюте, при этом каждому присваивается регистрационный порядковый номер, ведется карточка учета животного без владельца и реестр по учету животных без владельцев.
В поступившей заявке на отлов от 20.10.2020 N 171 содержалось указание на необходимость отлова бесхозного животного (собаки) по улице Кольцова, 11-69.
Согласно приложению N 3 к Порядку N 148/201, предусматривающему форму карточки учета животного без владельца, в данной карточке подлежит фиксации номер заявки и место отлова животного.
Из содержания карточки учета животного без владельца от 20.10.2020 N 196, представленной в материалы настоящего дела, следует, что в соответствии с заявкой на отлов от 20.10.2020 N 171 ИП Бурлаков А.Л. в лице своего бригадира произвел отлов животного без владельца (собаки) по адресу: улица Кольцова, 11-69, животное передано в приют по адресу: переулок Больничный, 6; 20.10.2020 животное осмотрено врачом, о чем составлено заключение о клиническом состоянии животного без владельца от 20.10.2020 N 223 с указанием на то, что животное здорово.
Данные обстоятельства и содержание названных документов ответчиком достаточным и надлежащим образом не опровергнуты.
Объяснение гражданина, поступившее в адрес надзорного органа 01.10.2021, то есть более чем через одиннадцать месяцев после спорной даты, не позволяет с достаточной степенью достоверности установить, о какой именно собаке в нем идет речь, и соотнести сведения с данными, зафиксированными в заявке на отлов. Кроме того, в пояснениях гражданина указывается на доставку животного данным лицом в приют в районе улицы Заводской, тогда как фактически приют, в который было доставлено животное исполнителем по контракту, расположен по адресу: переулок Больничный, 6. Как указало лицо, представившее объяснения, каких-либо документов при передаче животного в приют им не подписывалось.
Выводы надзорного органа применительно к указанному нарушению доказательственно основаны исключительно на объяснениях гражданина, содержание которых, между тем, надлежащим образом сделанные ответчиком выводы не подтверждает.
Таким образом, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ орган достаточным образом не доказал правомерность приводимых им аргументов о неоказании услуги по отлову по адресу, указанному в заявке от 20.10.2020 N 171, при наличии в материалах дела применительно к данной заявке исполнительной документации, содержание которой не опровергнуто надзорным органом и подтверждает осуществление отлова животного по адресу, указанному в заявке на отлов.
С учетом совокупности изложенного суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, правомерно удовлетворил заявленные Учреждением требования о признании недействительным пункта 1 резолютивной части представления Контрольно-счетной палаты от 26.11.2021 N 674-04-04/17.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают итогового вывода суда, изложенного в обжалуемом решении. При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2022 по делу N А28-125/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2022 по делу N А28-125/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты города Кирова - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-125/2022
Истец: МКУ "УДПИ г. Кирова"
Ответчик: Контрольно-счетная палата города Кирова
Третье лицо: ИП Бурлаков Алексей Леонидович, ИП Петелин Денис Валерьевич, Управление ветеринарии Кировской области