город Москва |
|
29 февраля 2024 г. |
Дело N А40-177001/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стешана Б.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу
ООО "ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2023
по делу N А40-177001/23,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску ООО "ВОСТОК"
(ОГРН: 1042700193799, ИНН: 2722042050)
к ООО "ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"
(ОГРН: 5177746235134, ИНН: 7716878261)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВОСТОК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" о взыскании убытков по счету N ВМ041384 от 16.07.2022, процентов за пользование чужими денежными средствами, расходов по уплате государственной пошлины, судебных издержки.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана сумма основного долга в размере 245 750 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 16 375, 91 руб., госпошлина по иску в размере 8643 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратился ответчик, в которой считает его незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела, и суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец отзыв не представил.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что между истцом (Клиент) и ответчиком (Экспедитор) заключен договор на оказание услуг по организации перевозок груза от 01.02.2018 (далее - Договор).
Ответчиком был выставлен счет N ВМ041384 от 16.07.2022 на сумму 10 370 руб.
В соответствии с указанным счетом Ответчик должен был поставить товар, вентиляторы, в количестве 4 единиц в срок 14-21 рабочих дней с момента оплаты.
Истец оплатил стоимость товара в полном объеме платежным поручением N ВМ 041384 от 16.07.2022 г.
Срок исполнения Ответчиком обязательств по поставке товара истек 11.08.2022.
Как указывает истец, в марте 2022 года началась официальная переписка, так как до этого времени были проблемы на железной дороге. Из-за высокого спроса и низкой скорости доставки скопилось множество поездов в транспортном узле. После долгих переговоров по телефонам, которые не увенчались успехом истец начал официальную переписку.
13.03.2023 Истцом в адрес Ответчика направлена претензия исх. N 106 с требованием выполнить обязательство по поставке товара либо осуществить возврат денежных средств. На что Ответчик наличие задолженности не отрицал, подписанную накладную на транспортные услуги со стороны истца предоставить не может. Однако ни отгрузку товара, ни возврата денежных средств не произвел.
Претензией исх.N 106 от 13.03.2023 Истец потребовал возврата денежных средств. Указанное требование ответчиком до настоящего момента исполнено не было.
20.04.2023 исх. N 605 истец направил претензию о несогласии на представленный ответ на претензию от 13.03.2023 с ссылкой о том, что истцом нарушен срок для предъявления претензии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", ст. 123 предусмотрено, претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение сорока пяти дней, однако указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении:
возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза, багажа, грузобагажа со дня выдачи груза, багажа или грузобагажа;
возмещения за утрату груза по истечении тридцати дней со дня окончания срока его доставки;
возмещения за утрату груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;
В иных возникших в связи с осуществлением перевозки случаев со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензии.
О том, что груз ООО "ВОСТОК" не был получен по настоящее время, стало установлено, в феврале 2023 года, о чем была написана претензия (а также имеется деловая переписка, где срок предъявления претензии еще не истек (6 мес.), а также запрос о подтверждении документации в передаче груза от компании ООО "ЭБМ-Папст Урал".
Претензии, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), можно предъявить исполнителю при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке влечет наложение на перевозчика предусмотренной законодательством ответственности. Причем отвечает перевозчик не только за себя, но и за действия иных лиц, услугами которых он пользуется при перевозке.
Перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение багажа вне зависимости от наличия его вины в этом. Таким образом, причиненный действиями третьих лиц вред, услугами которых он пользуется при перевозке.
В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как следует из смысла ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для удовлетворения иска о взыскании убытков необходимо доказать совокупность обстоятельств, являющихся основанием для привлечения ответчика к названному виду гражданско-правовой ответственности, а именно: нарушение ответчиком взятых на себя обязательств, размер понесенных истцом убытков и причинно-следственную связь между действиями ответчика и полученными истцом убытками. Недоказанность одного из элементов является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В соответствии со ст. 393 ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
Факт утраты груза ответчиками не оспаривается, подтверждается материалами дела, в том числе материалами правоохранительных органов.
В соответствии с п. 27 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции", право на предъявление к перевозчикам требований, связанных с осуществлением перевозок груза, имеют лица, заключившие договоры перевозки, грузополучатели, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками своих обязательств по перевозкам грузов (часть 3 статьи 39 Устава).
Если же договор перевозки груза заключен экспедитором от своего имени, правом требовать возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика обладает экспедитор. Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитору независимо от того, кто является собственником груза, и независимо от того, возместил ли экспедитор соответствующий вред клиенту. В этом случае ответственным перед клиентом за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза является экспедитор.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 ФЗ N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ), экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части.
Согласно пункту 6 названной статьи действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.
Как указал Верховный Суд РФ в Определении от 21.01.2015 по делу N А56-51058/2013 наименование и характеристики груза, переданного экспедитору, могут быть подтверждены документами, составленными в момент передачи груза для доставки получателю.
Пунктом 12 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, при приеме груза клиенту выдается экспедиторская расписка, которая предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 554 экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
Спорный груз был принят счетом мест, без досмотра внутритарного содержимого, без товаросопроводительных документов, без объявления ценности.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 87-ФЗ при заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. Внесение в договор транспортной экспедиции такой информации без проверки ее достоверности не допускается (далее - Федеральный закон N 87-ФЗ).
Частью 4 статьи 4 Закона N 87-ФЗ установлено, что при приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
Вышеуказанные положения Закона N 87-ФЗ вступили в силу в вышеуказанной редакции с 20.07.2016 в связи с изданием Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности".
На экспедитора данным документом не возложено дополнительных обязанностей по установлению наименований, ассортимента, стоимости грузов. Смысл Закона именно в исключении возможности перевозки грузов, которые запрещены или ограничены в перевозке, в целях обеспечения общественной безопасности. Поэтому экспедитор должен установить именно свойства груза, отсутствие оснований для отказа в приемке груза к перевозке.
Таким образом, на Экспедитора Законом N 87-ФЗ, условиями договора транспортной экспедиции спорного груза не возложено обязанностей по установлению наименования, ассортимента, стоимости принятого к экспедированию груза.
Ответчик не оспаривал заявленный истцом перечень утерянных товаров (ст.ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), напротив, заявлял, что груз был доставлен, вместе с тем, доказательства доставки утеряны.
Согласно ст. 393 ГК РФ размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципа справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 7 от 24.03.2016, по смыслу ст.ст. 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер.
Судом правомерно отклонены доводы ответчика о том, что истцом пропущен срок на предъявление требований об утрате груза, поскольку из не оспоренной ответчиком деловой переписки следует, что еще 09.02.2023 истец вступил в деловую переписку с ответчиком, вместе с тем, тому было сообщено, что товар доставлен, ведутся поиски товарной накладной.
Довод жалобы о том, что размер ответственности должен быть ограничен объявленной ценностью груза, отклоняется ввиду несостоятельности.
Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, верно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Государственная пошлина относится на заявителя жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2023 по делу N А40-177001/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-177001/2023
Истец: ООО "ВОСТОК"
Ответчик: ООО "ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"