26 января 2023 г. |
Дело N А83-6835/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2023.
В полном объёме постановление изготовлено 26.01.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Сикорской Н.И., Остаповой Е.А.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Молчановой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционных жалоб индивидуального предпринимателя Ибраимова Акъкия Халиловича и Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.07.2022 по делу N А83-6835/2021
по исковому заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым
к индивидуальному предпринимателю Ибраимову Акъкий Халилович
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное агентство лесного хозяйства
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее -
истец, министерство, арендодатель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Ибраимову Акъкий Халилович (далее - ответчик, предприниматель, арендатор) и с учетом заявления об уточнении исковых требований от 09.03.2022 (л.д. 62-63 т.2), принятого к рассмотрению в судебном заседании 22.03.2022 (л.д.76 т.2) просило взыскать с предпринимателя задолженность по договору аренды лесного участка от 20.07.2018 N 010/18 в сумме 155 987,05 руб. Исковые требования мотивированы невнесением арендатором арендных платежей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.07.2022 исковые требования удовлетворены частично. Взыскана с предпринимателя в пользу министерства задолженность по договору от 20.07.2018 в сумме 99 238,86 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции руководствовался необходимостью корректировки суммы взыскания с учетом требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 (далее - постановление N 439).
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт. Апеллянт ссылается на необоснованный отказ в удовлетворении всей суммы взыскания.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт. Апеллянт ссылается на применение неверного коэффициента в методике расчета арендной платы с учетом проведенных торгов.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.07.2018 между министерством и предпринимателем был заключен договор аренды лесного участка N 010/18.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 договора арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности и имеющий следующие характеристики: площадь 1,0000 га, расположенный в Республике Крым, городской округ Алушта, Алуштинское лесничество, Алуштинское участковое лесничество, квартал 23, выделы 8, 9, 11, 14, кадастровый номер 90:15:030601:34.
Пунктом 2.1 договора установлено, что в 2018 году арендная плата по настоящему договору составляла 188 211 руб. Годовая арендная плата подлежала внесению в федеральный бюджет в 2018 году с момента государственной регистрации. Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.
Пунктом 2.2 договора, установлено, что размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для соответствующего года.
Как следует из материалов дела, расчет арендной платы приведен в приложении N 3 к договору.
Согласно данному расчету арендная плата рассчитывается в соответствии со статьями 73, 102 Лесного кодекса российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 N 989 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310" и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
В соответствии с приложением N 3 к договору, при осуществлении рекреационной деятельности, ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации и расположенного в границах округа Алушта, составляет 26 640 руб. за гектар в год.
К указанной ставке применяются следующие коэффициенты: в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарков) - 1,5; учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам - 3; учитывающий площадь лесного участка - 1; коэффициент индексации -1,57.
Формулой расчета годовой арендной платы с применением коэффициентов является 26 640,00 х S лесного участка х К категории защитных и целевое х К дороги х К площади х К индексации. Данная формула расчета размера ежегодной арендной платы и применялась при заключении вышеуказанного договора, содержится в приложении N 3 договора.
Годовая арендная плата в 2018 год за 1,0000 га составила: 26 640,00х 1,5х3х1х1,57=188211,60 руб. в год.
Ответчиком в 2018 году сумма арендной платы в размере 188 211,60 руб. была выплачена.
Из материалов дела следует, что 22.11.2019 в адрес ответчика направлено уведомление о перерасчете арендной платы N 16459/12.1.1-22, согласно которому в 2018 года, к ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации 26 640 руб. за гектар должны быть применены следующие коэффициенты: в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарков) - 1,57; учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам - 3,5; учитывающий площадь лесного участка - 1; учитывающий коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка -1,57. Итого, в 2018 году арендная плата за 1,0000 га лесного участка, с учетом перерасчета должна составлять: 26640,00-1,5х3,5-1х1,57=219 580,20 руб. в год.
Так по результатам перерасчета арендной платы, сумма арендной платы в 2018 году составила 219 580,20 руб.
Согласно уведомлению о перерасчете арендной платы N 16559/12.1.1-22, в 2019 году к ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации 26 640,00 рублей за гектар применяются следующие коэффициенты: в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарков) - 1,5; учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам - 3,5; учитывающий площадь лесного участка - 1; учитывающий коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка -1,89.
Итого, в 2019 году арендная плата за 1,0000 га лесного участка, с учетом перерасчета составила 26 640,00х1,5х3,5х1х1,89=264 335,40 руб. в год.
Ответчиком в 2019 году была выплачена сумма арендной платы в размере 79 926,10 руб., а именно в 2019 году было платежное поручение от 19.08.2019 N 16 года на сумму 15 985,50 руб. и от 23.08.2019 N 20 на сумму 63 940,60 руб. (15 985,50 + 63 940,60 = 79 926,10).
В 2020 году к ставке платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации 26 640 руб. за гектар применяются следующие коэффициенты: в отношении защитных лесов (кроме зеленых зон, лесопарков) - 1,5; учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам - 3,5; учитывающий площадь лесного участка - 1; учитывающий коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка - 2,26.
Итого, в 2020 году арендная плата за 1,0000 га лесного участка, с учетом перерасчета составила: 26 640,00х1,5х3,5х1х2,26=316 083,60 руб.
Ответчиком в 2020 году была выплачена сумма арендной платы в размере 20 000 руб. Как указывает истец, арендатором за период с 2018 года по 2020 год была выплачена арендная плата в размере 458 137,70 рублей, а начислена арендная плата Министерством за 2018, 2019, 2020 в размере 634 124, 75 руб.
Полагая, что задолженность ответчика перед министерством за период с 21.11.2019 (дата перерасчета арендной платы) по 18.11.2020 (дата расторжения договора) составила 634 124,75 - 458 137,70 = 175 987,05 руб., министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы суд руководствуется следующим.
Из положений статей 309, 310 ГК РФ следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное пользование и владение или во временное пользование.
Согласно частям 1, 2 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды и устанавливаются, в том числе в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3, 4 указанной статьи.
Пунктом 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В пункте 1 статьи 424 ГК РФ закреплено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу положений частей 1, 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использованием лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310.
Как следует из пункта 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104 "Обзор практики применения арбитражными судами норм ГК РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств" расторжение договора аренды влечет прекращение обязательств на будущее время и не лишает арендодателя права требовать с арендатора образовавшиеся до момента расторжения договора суммы основного долга.
Как установлено судом первой инстанции, применение коэффициента 3,5, учитывающего приближенность лесного участка к автомобильной дороге общего пользования на расстоянии от 0 до 1 км, является элементом для произведения расчета арендной платы, на который распространяется государственное регулирование (пункт "б" приложение N 11 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"). Таким образом, изначально истец ошибочно применил коэффициент - 3, так как наверно установил расстояние до автомобильной дороги общего пользования, что подтверждается представленным извлечением из публичной карты (расстояние менее 1 км.)
С учетом изложенного, апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что в данной ситуации арендная плата относится к регулируемым ценам и ее размер должен определяться в соответствии с нормативными правовыми актами.
Аналогичная правовая позиция высказана Арбитражным судом Поволжского округа в постановлении от 19.08.2021 по делу N А57-34368/2020.
Следовательно, утверждение ответчика об отсутствии предусмотренных законом оснований для изменения (увеличения) арендной платы противоречит материалам дела и не учитывает регулируемый характер арендных ставок за использование лесных участков.
Суд первой инстанции верно указал на то, что поскольку договором предусмотрено изменение арендной платы в соответствии с коэффициентом к ставкам платы, предусмотренных Правительством Российской Федерации, министерство, в пределах условий, предусмотренных сторонами в договоре, произвело вышеуказанный перерасчет в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к неналоговым доходам федерального бюджета отнесена плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов. Плата в части, превышающей минимальный размер, статьей 57 БК РФ отнесена к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
За 2018 год:
26 640 (базовая стоимость дли Алушты) х1,5 (коэфф. для защитных лесов) х3,5(приближённость к автомобильным дорогам) х 1 (коэффициент площади участка) х 1,57 (индексация постановление N 1363) = 219 580,20 руб. в год (219 580,20/365 дней = 601,59 в день).
По результатам проведенного аукциона по данному участку в доход федерального бюджета был переведен задаток арендной платы в сумме 188211,60 руб. в пользу победителя-ответчика.
Договор зарегистрирован 01.08.2018, согласно п.2.3 Договора арендная плата начисляется со дня государственной регистрации договора, однако п.2.2. Договора предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для соответствующего года.
Исходя из чего следует сумма, по договору, подлежащая внесению в федеральный бюджет (руб.) в 2018 году: август 2018 - 601,59х29 дней = 17 446,11 руб.; сентябрь 2018 - 601,59х30 дней = 18 047,70 руб.; октябрь 2018 - 601,59х31 день = 18 649,29 руб.; ноябрь 2018 - 601,59х30 дней = 18 047,70 руб.; декабрь 2018 - 601,59х31 день =18 649,29 руб.
Итого за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года - 90 840,09 руб., с учетом ранее внесенного задатка переплата по договору на 01.01.2019 составила 97 371,51 руб.
За 2019 год:
Сальдо в пользу ответчика 97 371,51 руб. на 01.01.2019 - 26 640 руб. (базовая стоимость для Алушты) х1,5(коэффициент для защитных лесов) х 3,5 (приближенность к автомобильным дорогам) х1 (коэффициент площади участка) х 1,89 (индексация постановление N 1363) = 264 335,40 руб. в год, (264 335,40/365 дней = 724,21 в день).
Сумма оплаты арендной платы в 2019 году: январь - 724,21 х31 день = 22 450,51 руб.; февраль - 724,21х28 дней = 20 277,88 руб.; март - 724,2,1 х31 день = 22 450,51 руб.; апрель - 724,21х30 дней - 21 726,30 руб.; май - 724,21х31 день 22 450,51 руб.; июнь - 724,21х30 дней = 21 726,30 руб.; июль 724,21 х31 день = 22 450,51 руб.; август -724,21х31 день = 22 450,51 руб.; сентябрь - 724,21х30 дней = 21 726,30 руб.; октябрь - 724,21х31 день = 22 450,51 руб.; ноябрь - 724,21х30 дней = 21 726,30 руб.; декабрь - 724,21 х31 день = 22 449,26 руб. (-1,25 руб. за счет округления к сумме годовой арендной платы).
Оплачено: платежным поручением от 19.08.2019 N 16 - 15 985,50 руб.; платежным поручением от 23.09.2019 N 20 - 63 940,60 руб.
Итого: 79 926,10 руб., с учетом переплаты на 01.01.2019: 177 297,61 руб. (79 926,10+97 371,51), задолженность с сентября 2019 года составила - 87 037,79 руб. За 2020 год:
Задолженность ответчика на 01.01.2020 года составила: 87 037,79 руб. - 26 640 (базовая стоимость для Алушты) х1,5(коэффициент для защитных лесов) х3,5 (приближенность к автомобильным дорогам) х1 (коэффициент площади участка) х 2,26 (индексация постановление N 1363) = 316 083,60 руб. в год, (316 083,60/366 дней=863,62 в день).
Договор расторгнут 18.11.2020, следовательно, необходимо было оплатить арендную плат) в сумме 278 949,26 руб. (863,62х323 дня пользования арендным участком) за 2020 год: январь - 863,62х31 день = 26 772,22 руб.; февраль - 863,62х29 дней = 25 044,98 руб.; март - 863,62х31 день = 26 772,22 руб.; апрель - 863,62х30 дней = 25 908,60 руб.; май - 863,62х31 день = 26 772,22 руб.; июнь - 863,62х30 дней = 25 908,60 руб.; июль - 863,62х31 день = 26 772,22 руб.; август - 863,62х31 день = 26 772,22 руб.; сентябрь - 863,62х30 дней = 25 908,60 руб.; октябрь - 863,62х31 день = 26 772,22 руб.; ноябрь - 863,62х18 дней = 15 545,16 руб.
Оплачено 190 000,00 руб.: платежным поручением от 03.06.2020 N 2 - 20 000 руб.; платежным поручением, от 17.08.2020 N 6 - 10 000 руб.; платежным поручением от 16.09.2020 N 10 - 5 000 руб.; платежным поручением от 12.10.2020 N 12 - 5 000 руб.; платежным поручением от 23.11.2020 N 14 - 100 000,00 руб.; платежным поручением от 04.12.2020 N16 - 50 000 руб.
Итого задолженность по договору с апреля 2020 года и на момент расторжения договора составила 175 987,05 руб. (87 037,79+278 949,26-190 000).
В 2022 году начисления в связи с расторжением договора не осуществлялись, оплата в счет погашения задолженности производилась на общую сумму 34 000 руб. - в размере 20 000 руб. платежным поручением от 03.02.2022 N 2 и в размере 14 000 руб. платежным поручением от 29.04.2022 N 1.
Таким образом задолженность по договору от 20.07.2018 N 010/18 составила 141 987,05 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее - Закон N 68-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году.
Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества утверждены постановлением N 439 (далее - Требования).
Согласно пункту 1 Требований они применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьёй 11 Закона N 68-ФЗ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Отсрочка предоставляется на срок до 01.10.2020, начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации; задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 01.01.2021 и не позднее 01.01.2023 поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды (подпункт "а" пункта 3 Требований).
Таким образом, право на отсрочку уплаты арендной платы на основании части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ и на условиях, указанных в пункте 3 Требований, имеют организации и индивидуальные предприниматели-арендаторы недвижимого имущества, за исключением жилых помещений, по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации указанного в этой норме решения, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Установление наличия иных дополнительных оснований или условий для предоставления отсрочки уплаты арендной платы в силу части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, в том числе невозможности пользоваться арендованным имуществом по назначению, в соответствии с положениями указанных правовых норм не требуется (ответ на вопрос N 4 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020)). Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, к которому по пункту 5 отнесен такой вид деятельности как деятельность по предоставлению мест для временного проживания (Код КВЭД 55), что включает в себя деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания (Код КВЭД 55.90).
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Минэкономразвития от 15.04.2020 N Д13и-11577 "Об утверждённом перечне пострадавших отраслей", если в Перечне наиболее пострадавших отраслей указан целиком класс или подкласс для одной из отраслей, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень наиболее пострадавших отраслей.
Режим повышенной готовности введен на территории Указом Главы Республики Крым от 17.03.2020 N 63-У "О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым" с 00 часов 00 минут 17 марта 2020 года.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ответчик соответствует указанным выше требованиям и, согласно требованиям части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ министерство было обязано в течении 30-ти дней, то есть до 12.10.2020, заключить с ним дополнительное соглашение к договору аренды государственного имущества (лесного участка) от 20.07.2020 о предоставлении отсрочки уплаты арендной платы по договору на период с 01.04.2020 по 01.10.2020 на условиях, предусмотренных пунктом 3 Требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утверждённых постановлением N 439.
Из материалов дела следует, что 27.04.2020 и 08.09.2020 предприниматель обращался с заявлениями в министерство о предоставлении отсрочки уплаты арендной платы по указанному договору на период с 01.04.2020 по 01.10.2020 на условиях, предусмотренных вышеназванными законодательными актами, заключив соответствующее дополнительное соглашение.
Письмами от 21.05.2020 N 10347/1 и от 24.09.2020 N 24107/1 истец отказал в заключении дополнительного соглашения, сославшись на то, что, дополнительные меры поддержки должны быть установлены решением Правительства Российской Федерации.
Как указал Верховный суд Российской Федерации в ответе на вопрос N 3 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020), если арендатор не внес арендную плату в размере и сроки, установленные договором аренды, а арендодатель знал или не мог не знать об осуществлении арендатором деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, арендодатель информирует арендатора о наличии у него права на предоставление отсрочки в соответствии с Законом N 98-ФЗ (пункт 3 статьи 307 ГК РФ).
В отсутствие такого информирования арендодатель считается предоставившим арендатору отсрочку на условиях, установленных пунктом 3 Требований. Аналогичные последствия применяются в случае, если арендодатель необоснованно уклонился от заключения дополнительного соглашения или своим поведением дал арендатору основания полагать, что отсрочка будет предоставлена, либо не выдвигал возражений против выплаты арендатором арендной платы на условиях, установленных пунктом 3 Требований (статья 10, пункт 3 статьи 432 ГК РФ).
С учетом изложенного, апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что в отношении начисления обязательств по оплате арендных платежей начиная с 17.03.2020 по 30.09.2020 включительно предоставляется отсрочка.
Таким образом, срок оплаты аренды в сумме 42 749,19 руб. не наступил, согласно следующего расчета:
Отсрочка с 17.03.2020 по 30.09.2020: март 17.03.2020 - 31.03.2020 (15 дней х 863,62 = 12 954,30 руб.), апрель - 25 908,60 руб., май - 26 772,22 руб., июнь - 25 908,60 руб., июль - 26 772,22 руб., август - 26 772,22 руб., сентябрь - 25 908,60 руб. Всего подлежит отсрочке - 170 996,76 руб.
За 2021 год - 1 полугодие 2022 года подлежит уплате на дату принятия решения (170996,76 / 24 х 18 месяцев) = 128 247,57 руб.
Оснований для несогласия с таким применением судом первой инстанции правил, установленных подпунктом "а" пункта 3 Требований, у апелляционного суда не имеется.
Апеллянты также не оспаривают такое правоприменение (в части методики).
Обязательства за все периоды:
2019 год - 87 037,79 руб.,
2020 год - 107 952,50 руб. (разница между начисленным за 2020 год долгом (278 949,26 руб.) и суммой отсрочки в размере 170 996,76 руб.),
2021 год - 6 месяцев 2022 года - 128 247,57 руб.
Всего - 323 237,86 руб.
Оплата арендных платежей в 2020 году - 190 000 руб., в 2022 году - 34 000 руб.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что задолженность предпринимателя составляет 99 238,86 руб. (323 237,86 руб. - 224 000 руб.); в связи с предоставленной отсрочкой, оснований для удовлетворения исковых требований в остальной части не имеется.
Апелляционный суд учитывает, что истец не лишен права обратиться в суд в случае ненадлежащего исполнения обязательства ответчиком после истечения срока, на который Правительством Российской Федерации установлены меры поддержки.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что доводы министерства об отсутствии правовых оснований для применения отсрочки выплаты арендной платы основаны на ошибочном толковании положений статьи 19 Закона N 98-ФЗ применительно к установленным по настоящему делу фактическим обстоятельствам. Доводы апеллянта-арендатора о том, что необходимо применять коэффициент 3,5 за 2018 год без учета того, что на торгах соответствующий коэффициент определен неправильно, не принимаются апелляционным судом.
Размер арендной платы за пользование земельными участками является регулируемым; ее размер должен определяться в соответствии с нормативными правовыми актами. Так, в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что размер арендной платы за пользование лесными участками относится к категории регулируемых платежей (статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
По существу договор, заключенный с арендатором по результатам торгов, обладает признаками недействительной сделки в части размера арендной платы.
Ссылка апеллянта-арендодателя на неосновательное применение отсрочки уплаты арендной платы, также отклоняется апелляционным судом.
Данные доводы министерства не основаны на указанных выше нормах права и судебной практике.
Так как фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, нормы материального права применены правильно, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта. Поэтому апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.07.2022 по делу N А83- 6835/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Ибраимова Акъкия Халиловича и Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Тарасенко |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6835/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ИП Ибрагимов Акъкий Халилович
Третье лицо: Федеральное агенство лесного хозяйства