г. Москва |
|
01 марта 2024 г. |
Дело N А40-193116/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: С.Л. Захарова,
судей: |
И.В. Бекетовой, В.А. Яцевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.11.2023 по делу N А40-193116/23 по заявлению ООО "Соло Группа" (ОГРН: 1027739826410, ИНН: 7734002090)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745)
третьи лица - 1) Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. 2) Префектура Северо-Западного административного округа г. Москвы
о признании незаконным отказ в государственной регистрации ранее возникшего права,
при участии:
от заявителя: |
Пикуш А.А. - протокол от 12.10.2022; |
от заинтересованного лица: |
Макеева Ю.Д. - по дов. от 15.01.2024; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Соло Группа" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по г. Москве, оформленного уведомлением об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права N КУВД-001/2023-11314779/8 от 29.06.2023.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.11.2023 по делу N А40-193116/23 решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, оформленное уведомлением N КУВД-001/2023-11314779/8 от 29.06.2023 об отказе государственной регистрации ранее возникшего право на объект недвижимости с кадастровым номером 77:08:0010004:1144, признано незаконным.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу зарегистрировать право собственности города Москвы на вышеуказанный объект недвижимости.
Не согласившись с указанным судебным актом, Росреестр обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Росреестра поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя требования апелляционной жалобы не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей третьих лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Соло Группа" обратилось в Росреестр с заявлением от 22.03.2023 о государственной регистрации ранее возникшего права собственности в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, 3-я Хорошевская ул., д. 13, к. 2, с кадастровым номером N 77:08:0010004:1144, общей площадью 257,2 кв. м (N MFC-0558/2023-444562).
Управлением на основании п.п. 5, 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ) 05.04.2023 принято решение о приостановлении государственной регистрации N КУВД-001/2023-11314779.
В целях получения дополнительной информации, необходимой для принятия решения по делу с учетом Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (далее - Закон N 210-ФЗ) Управлением направлены запросы в адрес МосгорБТИ, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Департамента городского имущества города Москвы и префектуры Северо-Западного административного округа города Москвы.
Далее Росреестром приняты решения от 14.05.2023 и 08.09.2023 о неустранении причин приостановления государственной регистрации и 29.06.2023 на основании ст.27 Закона N 218-ФЗ принято оспариваемое решение в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению регистрационных действий.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Законом N 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
По смыслу п. 3 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав (государственный кадастровый учет) включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав (государственного кадастрового учета) на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления либо отказа в осуществлении государственной регистрации прав (государственного кадастрового учета).
При этом правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ установлен перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
- наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (п.п. 2, 8, 9 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Частью 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ определены документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав.
Указанные документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН, и содержать описание недвижимого имущества.
Требования к правоустанавливающим документам в части необходимости описания объекта недвижимости введены Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ (далее - Закон N 122-ФЗ) и в последующем включены в Федеральный закон "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 N 221-ФЗ от 21.07.1997 (далее - Закон N 221-ФЗ).
До введения в действие Закона N 122-ФЗ сведения об этажности, составе помещений (описание объекта) не включались в правоподтвердающие документы, а содержались в технической документации.
Вместе с тем согласно ч. 4 ст. 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством РФ в порядке до дня вступления в силу Закона N 221-ФЗ, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Исходя из положений ст.ст. 8.1, 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации, за исключением тех случаев, когда право собственности возникло до вступления в силу Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
В силу ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Закона и требованиям принятых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Законом или иными федеральными законами.
Судом установлено, что обществом представлены следующие письменные доказательства, достоверность которых Управлением не оспаривается:
- заявление о государственной регистрации права N КУВД-001/2023-11314779;
- протокол очередного общего собрания участников ООО "Соло Группа" N 9 от 12.10.2022;
- уведомление об отказе в государственной регистрации прав от 21.07.2022;
- решение Арбитражного суда города Москвы от 11.07.2022 по делу N А40-207757/20 об отказе в признании здания самовольной постройкой;
- постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2023 N А40-207757/20, которым решение от 11.07.2022 оставлено без изменения;
- выписка N АМ-200313-632350 от 13.03.2020 из государственного адресного реестра об адресе объекта адресации;
- письмо из БТИ N ИС-с-3588/19 от 15.08.2019.
Также в материалы дела представлены достаточные и относимые письменные доказательства, свидетельствующие о праве собственности заявителя на нежилое здание, в том числе:
- акт приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию, утвержденным Префектом Северо-Западного административного округа города Москвы от 20.06.1996, выданное Комитетом по управлению имуществом Москвы Правительства Москвы;
- письмо о присвоении милицейского адреса от 11.12.1996;
- выписка из технического паспорта МосгорБТИ N 08-2826/16 от 08.01.1997;
- письмо из МосгорБТИ N ИС-ГР-С-790/20 от 27.02.2020.
Между тем представленные заявителем в суде первой инстанции документы являлись предметом оценки по делу N А40-207757/20, в рамках которого Управление Росреестра по Москве привлечено к участию в деле в порядке ст. 51 АПК РФ.
Наличие вступившего в законную силу судебного акта, которым установлено, что здание площадью 257,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 3-я Хорошевская, д. 13, корп. 2, принадлежит на праве собственности ООО "Соло Групп", имеет преюдициальное значение и повторному доказыванию в силу положений АПК РФ об обязательности судебных актов не подлежит.
Как разъяснено в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке", вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности на объект недвижимости (подпункт 3 пункта 1 статьи 8 ГК РФ) и для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости (статья 219 ГК РФ, пункт 5 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости). После вступления в законную силу решения суда о признании права собственности на самовольную постройку собственник данного объекта недвижимости вправе использовать его в гражданском обороте.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, признает, что обществом в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о регистрации права собственности приложены исчерпывающие документы.
Вопреки доводам Росреестра распоряжение мэра Москвы от 16.06.1994 N 288-РМ "О регистрации операций с собственностью физических и юридических лиц в г. Москве" (вместе с "Положением о реестре частной собственности в г. Москве 1994 г." (далее - Распоряжение) не предусматривало обязанность собственников недвижимого имущества по обязательному предоставлению документов, подтверждающих ранее возникшее право собственности на объекты недвижимости.
Положения п. 2 ч. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ предоставляют заявителю право выбора предоставления документа (надлежаще заверенной копии документа), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости.
В данном случае ООО "Соло Групп" при регистрации в качестве документа, являющегося основанием для осуществления государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества, представлено свидетельство на право собственности N 00-01009/98 от 05.05.1998, выданное Комитетом по управлению имуществом Москвы Правительства Москвы.
Регистрация права собственности проведена уполномоченным органом в период действия Распоряжения в соответствии с действующим на тот момент федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Судом установлено, что к заявлению также прилагались документы-основания, выданные до 31.01.1998 и содержащие описание объекта недвижимости согласно ранее действующему законодательству, в то время как отсутствие сведений в ЕГРН либо в реестре государственной или муниципальной собственности не является основанием, препятствующим государственной регистрации права собственности на спорный объект.
Пунктом 8 постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 N 327 "О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации имущественных прав" (далее - Постановление N 327) предусмотрено, что до принятия Правительством Москвы программы создания единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в городе Москве государственную регистрацию прав собственности и других вещных прав на здания, сооружения и нежилые помещения и сделок с ним на базе реестра собственности в соответствии со ст.ст. 131, 219, 223 ГК РФ осуществляет Москомимущество с выдачей свидетельств о внесении в реестр собственности.
При этом п. 2 Распоряжения определено считать внесение в реестр собственности актом государственной регистрации собственника и принадлежащего ему недвижимого имущества.
Следовательно, представленное свидетельство подтверждает осуществление в установленном порядке государственной регистрации права собственности на нежилое здание уполномоченным органом.
Также одной из причин отказа является полученная регистрирующим органом в рамках межведомственного взаимодействия информация из Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о демонтаже здания.
Так, в ответ на запросы Росррестром получены письма вх.N 11-1674/2023 от 07.04.2023 и вх.N 011-3516/2023 от 26.07.2023, из содержания которых следует, что здание с кадастровым номером 77:08:0010004:1144 демонтировано.
При этом письмо вх.N 011-3516/2023 от 26.07.2023 получено регистрирующим органом уже после вынесения оспариваемого решения (уведомления).
Снос объектов капитального строительства регламентируется нормами ГК РФ от и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу п. 3.1 ст. 222 ГК РФ решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается исключительно судом.
Поскольку заявителем не подтвержден снос капитального строения, а решением Арбитражного суда города Москвы от 11.07.2022 по делу N А40-207757/20, вступившим в законную силу, отказано в признании самовольной постройкой нежилого здания с кадастровым номером 77:08:0010004:1144 и его сносе, информация, полученная от Госинспекции, не может являться причиной, препятствующей проведению государственной регистрации ранее возникшего права.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявителем представлены исчерпывающие сведения и документы для проведения государственной регистрации права недвижимого имущества.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ признает обоснованным возложение на уполномоченный орган обязанности устранить допущенное нарушение прав заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, судом первой инстанции вынесен судебный акт, с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.11.2023 по делу N А40-193116/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-193116/2023
Истец: ООО "СОЛО ГРУППА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ