город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2023 г. |
дело N А53-32747/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
государственного унитарного предприятия Ростовской области
"Управление развития систем водоснабжения"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28.11.2022 по делу N А53-32747/2022
по заявлению государственного унитарного предприятия Ростовской области
"Управление развития систем водоснабжения"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по
Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления об административном
правонарушении,
при участии:
от государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения": представитель Чуркин Д.С. по доверенности от 12.10.2022,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: представитель Стрижакова Г.В. по доверенности от 10.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - заявитель, предприятие, ГУП РО "УРСВ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, УФАС по Ростовской области) о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2022 N 061/04/9.21-1991/2022 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначении административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.11.2022 в удовлетворении заявления ГУП РО "УРСВ" отказано.
Решение суда мотивировано наличием в действиях предприятия состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУП РО "УРСВ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что наложение административного штрафа в размере 600 000 руб. существенно скажется на финансовом положении ГУП РО "УРСВ" и не позволит в полной мере осуществить расходы на содержание, ремонт, обслуживание социально значимых объектов сети водоснабжения, водоотведения, что может в дальнейшем привести к причинению вреда охраняемым законом интересам общества и государства.
В материалы дела от УФАС по Ростовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в УФАС по Ростовской области поступило обращение Мартиросян А.Н. о неправомерных, по мнению заявителя, действиях ГУП РО "УРСВ" по факту нарушения сроков подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения по договору N 71В-Ш от 29.07.2020.
Как следует из обращения 13.07.2020 Мартиросян А.Н., в адрес ГУП РО "УРСВ" было подано заявление на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Между ГУП РО "УРСВ" и Мартиросян А.Н. заключен договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения N 71В-Ш от 29.07.2020.
Согласно пункту 4 вышеуказанного договора срок подключения объекта составляет не более 18 месяцев со дня заключения договора.
Таким образом, ГУП РО "УРСВ" необходимо было исполнить свои обязательства по договору N 71В-Ш от 29.07.2020 до 29.01.2022.
Согласно акту подключения N 71В-Ш/29.07-2020 объект был подключен 08.08.2022.
16.08.2022 по факту выявленных нарушений УФАС по Ростовской области в отношении ГУП РО "УРСВ" составлен протокол об административном правонарушении N 061/04/9.21-1991/2022 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
15.09.2022 УФАС по Ростовской области в отношении ГУП РО "УРСВ" принято постановление о назначении административного наказания N 061/04/9.21-1991/2022, которым ГУП РО "УРСВ" признано нарушившим часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Несогласие с принятым постановлением административного органа послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Объектом административных правонарушений выступают общественные отношения в области соблюдения безопасности технологического присоединения к электрическим сетям, подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения.
Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, состоит в нарушении правил технологического присоединения к электрическим сетям.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения регулирует статья 18 Федерального закона N 416-ФЗ.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее -заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3). При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) (часть 4).
Судом первой инстанции по материалам дела верно установлено, что 13.07.2020 Мартиросян А.Н. в адрес ГУП РО "УРСВ" было подано заявление на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Между ГУП РО "УРСВ" и Мартиросян А.Н. заключен договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения N 71В-Ш от 29.07.2020.
Следовательно, ГУП РО "УРСВ" необходимо было до 29.01.2022 исполнить свои обязательства по договору N 71В-Ш от 29.07.2020.
Согласно акту подключения N 71В-Ш/29.07-2020 объект был подключен - 08.08.2022.
Таким образом, ГУП РО "УРСВ" нарушило установленный срок.
ГУП РО "УРСВ" не представило доказательств, подтверждающих исполнение своих обязательств по осуществлению мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта заявителя в установленный срок, а также что им предприняты все возможные и необходимые меры для исполнения требований Правил холодного водоснабжения и водоотведения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия ГУП РО "УРСВ" правомерно квалифицированы управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено, что в материалах дела имеются сведения о привлечении ГУП РО "УРСВ" к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление УФАС по Ростовской области N 061/04/9.21-1778/2020 от 21.10.2020, которое вступило в законную силу 16.02.2021).
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях предприятия объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих привлечение предприятия к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ.
ГУП РО "УРСВ" в апелляционной жалобе ссылается на то, что наложение административного штрафа в размере 600 000 руб. существенно скажется на финансовом положении ГУП РО "УРСВ" и не позволит в полной мере осуществить расходы на содержание, ремонт, обслуживание социально значимых объектов сети водоснабжения, водоотведения, что может в дальнейшем привести к причинению вреда охраняемым законом интересам общества и государства. В обоснование указанных доводов ссылается на бухгалтерскую отчетность за 2022 год, принятую налоговым органом 28.07.2022.
Рассмотрев указанные доводы, апелляционная коллегия не находит оснований для снижения назначенного административным органом штрафа на основании следующего.
Административным органом установлено, что предприятие ранее было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление УФАС по Ростовской области N 061/04/9.21-1778/2020 от 21.10.2020, которое вступило в законную силу 16.02.2021).
С учетом повторности привлечения к административной ответственности оснований для снижения штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, не усматривается.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ГУП РО "УРСВ" административного правонарушения, при том, что предприятие не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Учитывая характер совершенного правонарушения, апелляционная коллегия полагает, что назначенное административным органом наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 рублей, соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
В целом доводы апелляционной жалобы предприятия направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.11.2022 по делу N А53-32747/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-32747/2022
Истец: ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ