город Ростов-на-Дону |
|
25 января 2023 г. |
дело N А53-14471/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой М.С.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети-Юг"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.10.2022 по делу N А53-14471/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети-Юг" (ОГРН 1076164009096 ИНН 6164266561)
к Правительству Ростовской области
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства транспорта Ростовской области; Министерства имущественных и земельных отношений финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области
о признании недействительными пунктов постановлений,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Юг" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Правительству Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, Правительство) о признании недействительными пунктов 5.2, 5.3, 7.2, 7.3 постановления Правительства Ростовской области от 15.02.2022 N 63 "Об установлении публичного сервитута" (далее - Постановление N 63), как противоречащих нормам Земельного кодекса Российской Федерации; об обязании Правительства внести изменения в Постановление N 63, изложив пункт 7.2 постановления в следующей редакции:
"7.2. Обеспечить направление в орган регистрации прав в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия настоящего постановления заявления о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о публичном сервитуте, установленном в отношении земельных участков, указанных в приложении N 1 к настоящему постановлению".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.10.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ВЛ ПО кВ Сальск - Трубецкая к ПС 110/35/10 кВ "Трубецкая" является инженерным сооружением, а не инженерной коммуникацией, к спорным правоотношениям не применяют положения Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), правовая природа публичных сервитутов, устанавливаемых в отношении инженерных сооружений и коммуникаций, является различной. Общество ссылается на то, что в данном случае заключение соглашения с правообладателем земельных участков является правом общества, а не обязанностью. Пункты 5.2, 5.3, 7.2, 7.3, 7.4 Постановления N 63 возлагают на общество не предусмотренные законом обязанности.
В представленном в материалы дела отзыве Правительство считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежит на праве собственности линия электропередач ВЛ 110 кВ Сальск - Трубецкая к ПС 110/35/10 кВ "Трубецкая" (свидетельство о государственной регистрации права серия 61 АД от 15.08.2008 N 270459).
На основании решения внеочередного общего собрания акционеров общества (протокол от 08.11.2019 N 21) внесены изменения в устав общества, а именно: изменено наименование общества с ПАО "МРСК Юга" на ПАО "Россети Юг".
Постановлением N 63 установлен публичный сервитут в целях размещения объектов электросетевого хозяйства (линия электропередач ВЛ 110 кВ Сальск - Трубецкая к ПС 110/35/10 кВ "Трубецкая" и их неотъемлемых технологических частей.
Пунктами 5.2., 5.3. указанного постановления предписано:
"5.2. Обратиться к владельцам автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в целях заключения договоров, заключаемых владельцами инженерных коммуникаций, осуществляющими прокладку, перенос, переустройство инженерных коммуникаций и их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги, с владельцем автомобильной дороги, с техническими требованиями и условиями, подлежащими обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве и эксплуатации, в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:34:0000000:53, 61:34:0000000:6704, 61:34:0000000:6707, 61:57:000000:21, 61:34:0600005:303.
5.3. После заключения договоров с владельцами автомобильных договоров, указанных в подпункте 5.2 настоящего пункта, предоставить их заверенные копии в министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области".
Пунктом 7.2., 7.3 указанного постановления Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области предписано:
"7.2. Обеспечить направление в орган регистрации прав в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия настоящего постановления заявления о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости о публичном сервитуте, установленном в отношении земельных участков, указанных в приложении N 1 к настоящему постановлению, за исключением земельных участков с кадастровыми номерами 61:34:0000000:53, 61:34:0000000:6704, 61:34:0000000:6707, 61:57:000000:21, 61:34:0600005:303.
7.3. Обеспечить направление в орган регистрации прав в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения копий договоров с владельцами автомобильных дорог в соответствии с подпунктом 5.3 пункта 5 настоящего постановления заявления о внесении сведений в Единый государственный реестр прав недвижимости о публичном сервитуте, установленном в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:34:0000000:53, 61:34:0000000:6704, 61:34:0000000:6707, 61:57:000000:21, 61:34:0600005:303.
Оспаривая пункты 5.2, 5.3, 7.2, 7.3, общество ссылается на следующие обстоятельства.
Согласно части 4.2. статьи 25 Закона N 257-ФЗ) допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10.08.2020 N 297 утвержден Порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требования к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута (далее - Приказ N 297).
Вместе с тем, ВЛ 110 кВ Сальск - Трубецкая к ПС 110/35/10 кВ "Трубецкая", по мнению заявителя, не является инженерной коммуникацией, что исключает применение к спорным правоотношениям Закона N 257-ФЗ. Земельный кодекс Российской Федерации не наделяет полномочиями органы власти по обязанию собственников сооружений заключать договоры с владельцами автомобильных дорог в порядке статьи 19 Закона N 257-ФЗ.
Кроме того, согласно пункту 6 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 3.6 Закона N 257-ФЗ, вправе заключить с правообладателем земельного участка соглашение об осуществлении публичного сервитута в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. В случае отсутствия соглашения об осуществлении публичного сервитута обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность на условиях, указанных в решении об установлении публичного сервитута.
Право собственности общества на ВЛ 110 кВ Сальск - Трубецкая к ПС 110/35/10 кВ "Трубецкая" возникло 15.08.2008, следовательно, учитывая, что право собственности на ВЛ возникло до 01.09.2018, обязанности направлять и заключать соглашения об осуществлении публичного сервитута у электросетевой организации нет.
В отношении пунктов 7.2., 7.3 Постановления N 63 заявитель указал следующее.
Пунктом 45 Приказа Минэкономразвития от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" указано, что ФГБУ ФКП Росреестра по Ростовской области при получении XML документа, содержащего сведения о характерных точках границ объекта, вносит такие границы согласно предоставленному графическому описанию (координатам). В отношении земельных участков, сведения о границах которых содержатся в ЕГРН, и которые частично или полностью попадают в границы публичного сервитута, автоматически вносятся сведения о частях таких земельных участков, образуемых в связи с установлением и внесением в реестр границ сведений о границах публичного сервитута.
Поскольку Постановлением N 63 утверждены границы публичного сервитута, включающие 229 характерных точек и состоящие из 1-го контура, исполнение данного пункта технически не представляется возможным, не нарушая целостность границ публичного сервитута, так как земельные участки с кадастровыми номерами 61:34:0000000:53, 61:34:0000000:6704, 61:34:0000000:6707, 61:57:000000:21, 61:34:0600005:303 входят в утвержденные границы.
При этом Управление Росреестра по Ростовской области должно внести в ЕГРН границы всего устанавливаемого публичного сервитута в отношении испрашиваемого сооружения, не разбивая его на части.
Пунктом 9 Постановления N 63, а также пунктом 8 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, при невнесении сведений в ЕГРН о границах сервитута в полном объеме (или отказе во внесении сведений в неполном объеме) публичный сервитут в силу пункта 8 статьи 38.39 Земельного кодекса Российской Федерации не будет установлен до момента внесения полных сведений.
Кроме того, по сути, Правительство ставит установление публичного сервитута под условие выполнения обществом дополнительных обязанностей, не предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации.
Полагая, что указанные пункты оспариваемого ненормативного правового акта не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ) введен пункт 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Этим же законом введена в действие глава V.7 (статьи 39.37 - 39.50) Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута.
Пунктом 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что публичный сервитут может быть установлен для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 19 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Законом N 257-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона N 257-ФЗ прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги. В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
В силу части 4.2 статьи 25 Закона N 257-ФЗ допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций.
Относительно доводов общества о том, что воздушная линия электропередачи не является инженерной коммуникацией, суд первой инстанции указал на то, что положениями статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) не исключается отнесение спорной ВЛ, являющейся линией электропередачи, к видам инженерных коммуникаций.
В статье 3 Закона N 35-ФЗ даны определения основных понятий, в том числе: объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование; услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе Закон N 257-ФЗ, не содержит понятие "инженерные коммуникации". Его содержание раскрывается из совокупности действующих нормативных актов Российской Федерации.
Нормативными актами и судебной практикой воздушные линии электропередачи рассматриваются в качестве надземных инженерных коммуникаций безотносительно к тому, один или несколько объектов обслуживают такие линии (например, приказ Минэкономразвития России от 04.06.2019 N 318 "Об утверждении порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы" (примечание 30), приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (подпункт 5 "б" пункта 4), "СП 11-104-97. Система нормативных документов в строительстве. Инженерно-геодезические изыскания для строительства", "СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*", утв. приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266 (пункты 6.36, 6.37), приказ Ростехнадзора от 30.03.2020 N 139 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на конденсатопроводах и продуктопроводах" (пункт 42), приказ Ростехнадзора от 26.12.2018 N 647 "Об утверждении Руководства по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа" (подпункт 5.5.4.1), СП 407.1325800.2018. Свод правил. Земляные работы. Правила производства способом гидромеханизации, утв. приказом Минстроя России от 24.12.2018 N 853/пр (приложение Е: Схема для проектирования инженерных коммуникаций (трубопроводов, линий электропередачи, технологических проездов), кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2020 N 8-КА19-11, постановления Одиннадцатого апелляционного арбитражного суда от 16.11.2020 по делу N А65-9340/2020, от 12.10.2020 по делу N А65-4524/2020).
Воздушная ЛЭП является инженерной коммуникацией, поскольку согласно примечанию к пункту 5.172 СП 11-104-97 "Свод правил по инженерно-геодезическим изысканиям для строительства" (принят и введен Госстроем России с 01.01.1998) подземные, наземные и надземные линейные сооружения, предназначенные для транспортировки жидкостей и газов, передачи энергии и информации, относятся к инженерным коммуникациям.
Спорная воздушная линия относится к общим (внеплощадочным) инженерным коммуникациям, предназначенным для передачи электроэнергии на расстояния, к которым присоединяется множество потребителей.
Свод правил "Автомобильные дороги" (СП 34.13330.2021) (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.02.2021 N 53/пр и введен в действие с 10.08.2021) содержит раздел "Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами и другими коммуникациями" (пункты 6.65 - 6.73).
Указанный раздел к коммуникациям относит трубопроводы (водопровод, канализация, газопровод, нефтепровод, теплофикационные трубопроводы и т.п.), а также кабели линий связи, электропередачи и ЛКС ТМК (пункт 6.71).
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества о том, что положения Закона N 257-ФЗ не распространяют действие на линию электропередачи, право собственности на которую возникло до 01.09.2018, поскольку они прямо противоречат положениям части 3 статьи 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ, согласно которой до 01.01.2013 владельцы инженерных коммуникаций, размещенных в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог, и обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлениями об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях эксплуатации таких инженерных коммуникаций.
Специфика установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, была учтена Правительством Ростовской области при подготовке Постановления N 63 путем включения подпунктов 5.2, 5.3, 7.2 - 7.4 в действующей редакции.
Обязанность по заключению собственниками инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильных дорог договоров с владельцами автомобильных дорог предусмотрена федеральным законодательством. Эксплуатация инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильных дорог без договора с владельцами автомобильных дорог не допускается.
В силу части 2 статьи 19 Закона N 257-ФЗ прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги. В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) предусмотрена пунктом 3 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - Правила N 160) охранная зона объектов электросетевого хозяйства устанавливается в целях обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации, исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства.
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (пункт 8 Правил).
Согласно статье 3 Закона N 35-ФЗ одним из объектов электросетевого хозяйства являются линии электропередачи.
Пунктом "а" требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (приложение к Правилам N 160) предусмотрено, что охранные зоны, среди прочего, устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи.
Соответственно, целью заключения договора, предусматривающего условия эксплуатации воздушной линии, является обеспечение безопасности при взаимодействии владельцев автомобильной дороги и инженерной коммуникации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта дорог в зоне охранной зоны, устанавливаемой для воздушной линии электропередачи.
Оспариваемые подпункты постановления не содержат указания на необходимость заключения обществом соглашений об осуществлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог. Иные доводы общества о несоответствии подпунктов 7.2, 7.4 Постановления N 63 нормам земельного законодательства основаны исключительно на оценке возможности (невозможности) их реализации без указания нормы законодательства, в частности Земельного кодекса Российской Федерации, которые ими нарушаются, ввиду чего правомерно отклонены.
В отношении пункта 7.3 постановления суд первой инстанции указал на то, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 36 Закона N 137-ФЗ юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.
В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права аренды земельного участка на публичный сервитут такие лица вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в соответствии с правилами, установленными главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом случае право постоянного (бессрочного) пользования или договор аренды земельного участка прекращается на основании решения об установлении публичного сервитута.
Решение об установлении публичного сервитута является основанием для внесения записи в ЕГРН о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и прекращении аренды земельного участка. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или прекращения права аренды земельного участка, в отношении которого принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о котором внесены в ЕГРН.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Указанная правовая позиция изложена в постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2022 по делу N А53-30082/2021 (оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.10.2022), от 28.12.2022 по делу N А53-42397/2021.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.10.2022 по делу N А53-14471/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14471/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЮГ", ПАО "Россети-Юг"
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области, Министерство транспорта Ростовской области