г. Москва |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А41-11461/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Погонцева М.И., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от истца: Захарова Е.Н., доверенность от 05.12.2022 N 19Д-165,
от ответчика: Складановская С.В., доверенность от 10.04.2022,
от третьего лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Главы Крестьянского (Фермерского) Хозяйства Бабыкиной Н.Ю. на решение Арбитражного суда Московской области от 30.09.2022 по делу N А41-11461/22, по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (ИНН 5000001469, ОГРН 1035009552654) к Индивидуальному предпринимателю Главе Крестьянского (Фермерского) Хозяйства Бабыкиной Н.Ю. о взыскании средств Гранта, третье лицо: Контрольно-счетная палата Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю Главе Крестьянского (Фермерского) Хозяйства Бабыкиной Н.Ю. (далее - ответчик, предприниматель) с требованием о взыскании денежных средств Гранта в размере 3 509 360 (три миллиона пятьсот девять тысяч триста шестьдесят) рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.09.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Московской области подлежит отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 13 сентября 2019 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области и Индивидуальным предпринимателем Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Бабыкиной Натальей Юрьевной заключено Соглашение N 29 о предоставлении средств бюджета Московской области на развитие семейных животноводческих ферм в Московской области в 2019 году (далее - Соглашение).
Соглашение заключено в рамках реализации мероприятий подпрограммы развитие отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Московской области" государственной программы Московской области "Сельское хозяйство Подмосковья" утвержденной постановлением Правительства Московской области от 09.10.2018 N 727/36.
В соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Главному распорядителю средств бюджета Московской области, как получателю средств бюджета Московской области, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК) на цели, указанные в разделе Соглашения, Ответчику были перечислены денежные средства в размере: 38 237 565 (тридцать восемь миллионов двести тридцать тысяч пятьсот шестьдесят пять) рублей 43 копейки.
Фактическое перечисление средств осуществлено платежными поручениями от 26.09.2019 N 2107 и от 26.09.2019 N 2108.
Грант предоставлялся на строительство животноводческой фермы, строительство цеха по переработке молока, покупку поголовья крупного рогатого скота.
Условия предоставления и расходования гранта, а также возникшие в связи с его предоставлением обязательства установлены Порядком предоставления средств из бюджета Московской области на развитие семейных ферм, утвержденным подразделом 10.9 подпрограммы государственной программы Московской области "Сельское -0 Хозяйство Подмосковья" (постановление Правительства Московской области от 09.10.2018 N 727/36) (далее - Порядок).
Порядком также установлена процедура согласования Конкурсной комиссией Московской области по отбору семейных ферм внесения грантополучателями изменений планы расходов грантов.
В ходе заседания конкурсной комиссии Московской области по развитию семейный ферм, состоявшегося 27.07.2021, принято решение о согласовании изменений плана: расходов предоставленного в 2019 году гранта (заявление от 19.07.2021 N 19ВХ-28021).
Решение о согласовании принималось, в том числе, на основании представленных документов в Министерство, обосновывающих стоимость приобретения оборудования у поставщиков в соответствии с новым планом расходом (договор от 15.06.2021 на покупку линейного молокопровода и молочно-холодильной с ООО "СервисСнаб" ИНН 6234157047 счет на оплату транспортера навозоудаления от 06.02.2021 с ООО "Ростехсервис" ИНН 5072003240, договор на изготовление и монтаж стойлового оборудования от 15.06.2021 с ИП Кулаковым В.Г. ИНН 507201953627).
29.09.2021 в ходе очередного заседания конкурсной комиссии Московской области по развитию семейных ферм было рассмотрено заявление Бабыкиной Н.Ю. о внесений изменений в план расходов гранта от 23.09.2021 N 19 ВХ-35566 (в части исключения статей расходов "Ремонт фермы", "Монтаж оборудования" и направление высвободившихся средств на статью "Покупка нетелей"), комиссией принято положительное решение. Каких-либо сведений о смене поставщиков сельскохозяйственного оборудования представлено не было.
По итогам заседания комиссии 29.09.2021 с Ответчиком было заключено дополнительное соглашение N 5 к Соглашению.
Между Бабыкиной Н.Ю. и ИП Филипповым Василием Викторовичем был заключен ряд договоров купли-продажи здания и оборудования.
12.10.2021 Бабыкиной Н.Ю. был представлен отчет и комплект документов: подтверждающих расходование гранта на развитие семейных ферм в полном объеме.
Согласно данным ЕГРИП основным видом деятельности ИП Филиппова В.В. (ИНН 592700163022) является ОКВЭД 68,10-покупка и продажа собственного недвижимого имущества.
По мнению истца, поскольку ИП Филиппов В.В. не осуществляет деятельность по закупке или производству сельскохозяйственного оборудования, он не может являться поставщиком указанного оборудования.
Ответчиком приобретено предусмотренное планом расходов Сельскохозяйственное оборудование у ИП Филиппова В.В. на общую сумму 4 386 700 четыре миллиона триста восемьдесят шесть тысяч семьсот) рублей, в том числе за счет 3 509 360 (три миллиона пятьсот девять тысяч триста шестьдесят) рублей за счет гранта.
В соответствии с п. 3.3.2 Соглашения одним из условий предоставления гранта, является согласие получателя гранта на включение в договоры (соглашения) о поставке" товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемых с поставщиками (подрядчиками исполнителями) в целях исполнения своих обязательств по Соглашению, положении о согласии лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля Российской Федерации и Московской области проверок соблюдения условий, целей
Согласно пункту 25 Порядка и пункта 3.4.10 Соглашения, Получатель гранта обязан возвратить средства гранта в бюджет Московской области в полном объеме с соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области (в случае нарушения условий предоставления гранта и (или) выявления недостоверных сведений в документах, предусмотренных Порядком и Соглашением).
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области в срок установленный органом государственного финансового контроля, а при его отсутствии в течение 7 календарных дней со дня получения от органа государственного финансового контроля сведений о нарушениях получателем Гранта условий, предусмотренных настоящим Порядком, направляет требование получателю Гранта о необходимости возврата полученных средств Гранта в бюджет Московской области.
В случае невозврата получателем субсидии в бюджет Московской области в установленный Порядком срок средств в объеме установленного нарушения указанные средства взыскиваются в судебном порядке.
Получатель Гранта в течение 20 рабочих дней с даты получения требования обязан перечислить средства Гранта, подлежащие возврату, в бюджет Московской области.
Ответчик претензию оставил без ответа, требования истца о возвращении суммы гранта добровольно не удовлетворил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ИП Филиппов В.В. не осуществляет деятельность по закупке или производству сельскохозяйственного оборудования и не может являться поставщиком указанного оборудования.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 1 статьи 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение денежных средств в распоряжение конкретных получателей с указанием их направления на финансирование конкретных целей.
Как установлено материалами дела, 13 сентября 2019 года между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области и Индивидуальным предпринимателем Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Бабыкиной Натальей Юрьевной заключено Соглашение N 29 о предоставлении средств бюджета Московской области на развитие семейных животноводческих ферм в Московской области в 2019 году.
Соглашение заключено в рамках реализации мероприятий подпрограммы развитие отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Московской области" государственной программы Московской области "Сельское хозяйство Подмосковья" утвержденной постановлением Правительства Московской области от 09.10.2018 N 727/36.
В соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Главному распорядителю средств бюджета Московской области, как получателю средств бюджета Московской области, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе Соглашения, Ответчику были перечислены денежные средства в размере: 38 237 565 (тридцать восемь миллионов двести тридцать тысяч пятьсот шестьдесят пять) рублей 43 копейки.
Грант предоставлялся на строительство животноводческой фермы, строительство цеха по переработке молока, покупку поголовья крупного рогатого скота.
Условия предоставления и расходования гранта, а также возникшие в связи с его предоставлением обязательства установлены Порядком предоставления средств из бюджета Московской области на развитие семейных ферм, утвержденным подразделом 10.9 подпрограммы государственной программы Московской области "Сельское - Хозяйство Подмосковья" (постановление Правительства Московской области от 09.10.2018 N 727/36.
Порядком также установлена процедура согласования Конкурсной комиссией Московской области по отбору семейных ферм внесения грантополучателями изменений планы расходов грантов.
Пункты 5 Порядка и 3.4.11 Соглашения предусматривают комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой (за исключением сельскохозяйственной техники, предназначенной для производства продукции растениеводства), приобретенными у поставщиков, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, и (или) у заводов-изготовителей, а также их монтаж.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик (продавец), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Между Бабыкиной Н.Ю. и ИП Филипповым Василием Викторовичем был заключен ряд договоров купли-продажи здания и оборудования.
12.10.2021 Бабыкиной Н.Ю. был представлен отчет и комплект документов: подтверждающих расходование гранта на развитие семейных ферм в полном объеме.
Согласно данным ЕГРИП основным видом деятельности ИП Филиппова В.В. (ИНН 592700163022) является ОКВЭД 68,10-покупка и продажа собственного недвижимого имущества.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Видам экономической деятельности хозяйствующих субъектов присваиваются коды в соответствии с ОКВЭД, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (подпункт "п" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Как указано во введении к ОК029-2014 Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них. Указание в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД не может расцениваться как ограничение права коммерческой организации заниматься иными видами деятельности. Также не имеет значения, указан ли код в качестве основного или дополнительного вида деятельности.
Законодательный запрет на осуществление деятельности, не охваченной заявленными кодами по ОКВЭД, отсутствует: присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД, не лишает ее права осуществлять иные виды деятельности.
Указанные выше разъяснения даны в Письме Федеральной налоговой службы от 22 августа 2019 г. N СА-17-2/229@ "О рассмотрении обращения".
Таким образом, отсутствие в выписке из ЕГРИП в отношении ИП Филиппова В.В. ссылки на вид деятельности по закупке и производству сельскохозяйственного оборудования не лишает предпринимателя права на заключение с контрагентами подобных договоров.
Факт поставки оборудования, предусмотренных договорам, подтверждается материалами дела, в том числе, платежными поручениями, договорами купли- продажи оборудования от 01.09.2021 N 1, N 2, N 3, N 4, актами приема-передачи от 01.09.2021 N 1, N 2, N 3, N 4.
Таким образом, истцом не доказано, в чем именно ИП Филлипов В.В. не отвечал требованиям поставщика сельскохозяйственного оборудования, не привел ни одного довода, опровергающего факт его поставки.
Согласно пункту 25 Порядка и пункта 3.4.10 Соглашения, Получатель гранта обязан возвратить средства гранта в бюджет Московской области в полном объеме с соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области (в случае нарушения условий предоставления гранта и (или) выявления недостоверных сведений в документах, предусмотренных Порядком и Соглашением).
Согласно всех внесенных изменений, предметом Соглашения N 29 от 13.09.2019 и Дополнительного соглашения N 5 от 29.09.2021 к указанному Соглашению явились приобретение фермы и приобретение и монтаж оборудования.
План расходов гранта на поддержку начинающих фермеров был реализован в полном объеме в указанные сроки.
Принимая во внимание принципы и цели предоставления гранта - безвозвратное и безвозмездное софинансирование затрат глав К(Ф)Х, связанных с развитием на территории сельских поселений семейных животноводческих ферм, их строительством и комплектацией необходимо отметить, что применение к получателю субсидии мер ответственности в виде ее возврата допустимо лишь в случае существенного нарушения последним предусмотренных соглашением обязательств и (или) прав уполномоченного органа, производящего выделение денежных средств, в результате совершения умышленных недобросовестных действий (бездействия), противоречащих смыслу и направленности такого соглашения.
Апелляционным судом установлено, что ИП Глава К(Ф)Х Бабыкина Н.Ю. приняла все необходимые меры к надлежащему исполнению принятых обязательств по использованию средств гранта в сроки и на цели определенные Соглашением N 29 от 13.09.2019, в связи с чем существенных нарушений с её стороны не имеется.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
12.10.2021 ИП Глава К(Ф)Х Бабыкина Н.Ю. представила в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области отчет о целевом расходовании Гранта на развитие семейной животноводческой фермы крестьянского (фермерского) хозяйства. В данном отчете нашли свое отражение все, что было куплено Бабыкиной Н.Ю. за счет денежных средств гранта и собственных денежных средств.
Согласно сведениям, указанным в вышеназванном отчете, условия заключенного между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области и ИП Главой К(Ф)Х Бабыкиной Н.Ю. Соглашения со стороны последней были выполнены в полном объеме.
Также в указанном отчете был отображен ряд показателей, достигнутых в результате освоения указанного фанта, например, фактическое количество созданных рабочих мест на семейной животноводческой ферме:
- в 2019 году было создано 5 рабочих мест;
- в 2020 году - 5 рабочих мест;
- к 2021 году создано 13 рабочих мест.
Количество созданных рабочих мест подтверждается сведениями о застрахованных лицах (форма СЗВ-М).
Таким образом, со стороны ИП Главы К(Ф)Х Бабыкиной Н.Ю. установленные Порядком предоставления средств из бюджета Московской области на развитие семейных ферм, утвержденным подразделом 10.9 подпрограммы I государственной программы Московской области от 09.10.2018 г. N 727/36, условия и обязательства были полностью соблюдены.
Учитывая изложенное, в данном случае возложение на предпринимателя обязанности вернуть использованные средства гранта, поставит его в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
Вопреки доводам искового заявления апелляционный суд приходит к выводу о недопустимости применительно к исследуемой ситуации исключительно формального подхода к оценке вида осуществления поставщиком оборудования экономической деятельности при разрешении вопроса о праве на получение гранта ИП Главы К(Ф)Х Бабыкиной Н.Ю.
В данном случае лишь формальная проверка лица, с которым заключены договора на поставку оборудования, может привести к неправильному распределению мер государственной поддержки, что не соответствует ни обеспечиваемому рассматриваемой субсидией публичному интересу, ни частному интересу адресатов субсидии.
Кроме того, ссылки истца как основание требований о возврате на недостоверность предоставленных ответчиком сведений не нашли подтверждения материалами дела в ходе разбирательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Частью 1 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: 1. неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2. недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; 3. несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; 4. нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (часть 5 статьи 110 Кодекса).
Из смысла указанной нормы права следует, что в основу распределения судебных расходов между сторонами положен принцип возмещения их правой стороне за счет неправой.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30.09.2022 по делу N А41-11461/22 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в пользу ИП Главы Кфх Бабыкиной Натальи Юрьевны расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11461/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Ип Кфх Бабыкина Наталья Юрьевна