город Омск |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А70-18212/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15172/2022) государственного автономного учреждения Тюменской области "Центр спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.11.2022 по делу N А70-18212/2022 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению государственного автономного учреждения Тюменской области "Центр спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий" (ОГРН 1077203065510, ИНН 7203208310, адрес: 625001, город Тюмень, улица Луначарского, дом 12) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799, адрес: 625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58А), с участием третьего лица, - Департамента физической культуры, спорта и дополнительного образования Тюменской области (ОГРН 1057200739991, ИНН 7202138540, адрес: 625000, город Тюмень, улица Первомайская, дом 34/1), о признании незаконными решения от 02.06.2022 по делу N 072/01/17-11/2021, предписания от 02.06.2022 по делу N 072/01/17-11/2021,
при участии в судебном заседании представителя государственного автономного учреждения Тюменской области "Центр спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий" - Никулиной Ирины Викторовны по доверенности от 09.01.2023 N 02;
УСТАНОВИЛ:
государственное автономное учреждение Тюменской области "Центр спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий" (далее - заявитель, ГАУ ТО "ЦСП", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее -заинтересованное лицо, Тюменское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 02.06.2022 по делу N 072/01/17-11/2021 и предписания от 02.06.2022 по делу N 072/01/17- 11/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент физической культуры, спорта и дополнительного образования Тюменской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.11.2022 по делу N А70-18212/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГАУ ТО "ЦСП" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Положением о закупках наряду со способом закупки у единственного поставщика, предусмотрены также способы конкурентных закупок: конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме); аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме); запрос котировок (запрос котировок в электронной форме); запрос предложений (запрос предложений в электронной форме), что позволяет Учреждению проводить закупки конкурентным способом. Случаи закупки у единственного поставщика, обозначенные в Положении о закупках, отвечают целям эффективного удовлетворения потребности заказчика. Способ закупки у единственного поставщика применяется Учреждением в случаях когда: в значительной степени Учреждение может лишиться того результата, которого он намеревается достичь, планируя закупку, в том числе при невозможности в установленные законом сроки провести конкурентные процедуры; применение конкурентных процедур является неэффективным (если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне).
Податель жалобы считает, что материалы РУФСБ России по Тюменской области и мониторинг закупок заявителя, проведенный Тюменским УФАС России, не могут служить основанием к возбуждению дела по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ); имеет место нарушение срока возбуждения и рассмотрения Тюменского УФАС России материалов, представленных РУФСБ России по Тюменской области о нарушении антимонопольного законодательства, установленного пунктами 4 и 11 статьи 44 Закона о защите конкуренции; антимонопольный орган определил ГАУ ТО "ЦСП" как бюджетное учреждение, однако ГАУ ТО "ЦСП" создано в форме государственного автономного учреждения, относящегося к некоммерческим унитарным организациям, и в отличие от бюджетных учреждений на автономные учреждения Федеральный закон N44-ФЗ "О контрактной системе" (далее - Закон N 44-ФЗ) не распространяется, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ).
В письменном отзыве Департамент поддержал правовую позицию Учреждения.
Тюменским УФАС России представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы требования апелляционной жалобы.
Тюменское УФАС России и Департамент, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Тюменское УФАС России по результатам рассмотрения материалов, представленных РУ ФСБ России по Тюменской области, а также самостоятельного проведения мониторинга закупок ГАУ ТО "ЦСП", в действиях последнего установлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении закупочных процедур, связанных с заключением договоров с единственным поставщиком.
Приказом Тюменского УФАС России от 12.10.2021 N 78 в отношении ГАУ ТО "ЦСП" возбуждено дело N 072/01/17-11/2021 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции за период 2019 - 2022 годы на товарном рынке, связанным с уставной деятельностью Учреждения, Управлением исследовались все закупки, осуществленные способом у единственного поставщика (закупка наградной атрибутики, спортивного оборудования, инвентаря, экипировки, мобильной ограждающей конструкции (фан-барьеры), техобслуживание и текущий ремонт автотранспортных средств, оказание медицинских услуг и прочее).
По результатам рассмотрения дела N 072/01/17-11/2021 Комиссия Тюменского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ГАУ ТО "ЦСП" нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении правом на самостоятельное установление в Положении о закупках для нужд ГАУ ТО "ЦСП", утверждаемого Наблюдательным советом Учреждения (далее - Положение о закупке), случаев осуществления закупки неконкурентным способом (способами у единственного поставщика, запрос цен), позволяющих осуществлять неконкурентную закупку во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур независимо от наличия конкурентного рынка, что, в свою очередь, противоречат принципам, установленным частью 1 статьи 3 Закона о закупках и приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.
Тюменским УФАС России 02.06.2022 по делу N 072/01/17-11/2021 принято решение, на основании которого ГАУ ТО "ЦСП" выдано предписание, обязывающее Учреждение в срок до 30.09.2022 прекратить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции путем внесения соответствующих изменений в действующую редакцию Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд учреждения (пп. 8-10, 12, 14-15, 17-32 п. 20.2, п. 21), с учетом вынесенного Комиссией Тюменского УФАС России решения по делу N 072/01/17-11/2021, а именно путем изменения формулировки соответствующего пункта и (или) его исключения.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием ГАУ ТО "ЦСП" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание от 02.06.2022 по делу N 072/01/17-11/2021 соответствуют действующему законодательству, права и законные интересы заявителя не нарушают, поскольку закрепленные в подпунктах 8-10, 12, 14-15, 17-32 пункта 20.2 Положения о закупке условия позволяют Учреждению осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 1 Закона о закупках установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В силу статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
На основании части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии со статьей 3.2 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
ГАУ ТО "ЦСП" является государственным автономным учреждением, учредителем которого является Департамент физической культуры, спорта и дополнительного образования Тюменской области.
В этой связи на основании части 2 статьи 1 Закона о закупках Учреждение при закупке товаров, работ, услуг обязано руководствоваться Законом N 223-ФЗ.
Закупочная деятельность Учреждения регламентируется Положением о закупке для нужд ГАУ ТО "ЦСП", утверждаемого Наблюдательным советом Учреждения, которое размещено в ЕИС (далее - Положение о закупке), 20 главой которого установлен порядок проведения закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 20.1 Положения о закупке под закупкой у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить договор только одному контрагенту либо принимает предложение о заключении договора от одного контрагента в случаях, перечисленных в п. 20.2 Положения.
Согласно пункту 20.2 Положения о закупках, закупка у единственного поставщика в период 2019-2021 гг. могла осуществляться Учреждением в 68 - 74 случаях (в зависимости от редакции Положения) вне зависимости от наличия конкурентного рынка и исключительных случаев, не позволяющих провести закупку конкурентным способом.
Приведенный в пункте 20.2 Положения о закупках перечень оснований для закупки у единственного поставщика охватывает практически все сферы деятельности Учреждения, не ограничивая неконкурентный способ закупки как закупка у единственного поставщика никакими критериями и случаями, предусматривая право Учреждения использовать неконкурентный способ закупки, в том числе за счет бюджетных средств, не только на низкоконкурентных рынках или в исключительных случаях, но и в любых иных случаях.
Так, способом с единственным поставщиком Учреждением в период 2019 2021 г.г. заключены следующие закупки:
год |
Предмет закупки |
Основание заключения (п/н п. 20.2 Положения) |
Цена руб. |
Дата протокола (ЕП) |
Поставщик |
Срок поставки |
2019 |
изготовление и поставка наградной атрибутики (медали) |
43 |
2 322 974 |
22.01.2019 |
ООО "Спортивная Элита"
|
до 26.06.2019 |
|
спортивная экипировка |
42 |
1 758 144 |
27.05.19 |
ООО "Спортивная Элита" |
до 17.06.2019 |
|
Спортивно- технологическое оборудование |
74 |
26 734 400 |
09.09.2019 |
ООО "Спортивная Элита" |
с 01.10.2019 по 20.12.2019 |
|
поставка лыж |
42 |
2 920 500 |
15.10.2019 |
ООО "Спорт Мода" |
в течение 15 дней с момента заключения договора |
|
поставка лыж |
42 |
2 336 400 |
22.10.2019 |
ООО "Спорт Мода" |
в течение 15 дней с момента заключения договора |
поставка спортивного инвентаря |
42 |
2 385 075 |
29.11.2019 |
ООО "Спорт Мода" |
в течение 15 дней с момента заключения договора |
|
оказание услуг по хранению имущества на складе |
56 |
600 000 |
25.12.2019 |
ООО "ЦПМ" |
01.01.2020- 31.12.2020 |
|
2020 |
наградная атрибутика (кубки) |
43 |
1 432 100 |
21.01.2020 |
ООО "Спорт Мода" |
до 10.04.2019 |
|
наградная атрибутика(медали) |
43 |
2 145 100 |
21.01.2020 |
ООО "Спортивная Элита" |
до 10.04.2019 |
|
поставка лыжных смазочных материалов |
33,42 |
3 000 000 |
03.03.2020 |
ООО "Спорт ИКС" |
в течение 30 дней с момента заключения договора |
поставка мобильной ограждающей конструкции (фан-барьеры) |
74 |
7 575 000 |
27.03.2020 |
ИП Кулманбетов Р.Ф. |
партиями по 300 шт в период 15.04.2020 30.04.2020 |
|
спортивное оборудование |
74 |
И 798 298 |
31.03.2020 |
ООО "Спортивная Элита" |
до 28.08.2020 |
|
техобслуживание и текущий ремонт автотранспортных средств |
26,33 |
1 000 000 |
25.12.2020 |
ООО "Плюс Авто" |
01.01.2021 31.12.2021 |
|
оказание медицинских услуг |
51 |
1 854 750 |
25.12.2020 |
ГАУЗ ТО "МКДЦ" |
01.01.2021 30.06.2021 |
|
2021
|
поставка лыжных смазочных материалов |
33 |
2 889 930 |
21.01.2021 |
ООО "Спорт ИКС" |
в течение 15 дней с момента заключения договора |
поставка наградной атрибутики (медали) |
43 |
2 434 900 |
08.02.2021 |
ООО "Спортивная Элита" |
до 30.06.2021 |
|
поставка лыж |
33,42,61 |
2 070 630 |
12.08.2021 |
ООО "Спорт Мода" |
|
|
поставка лыжных смазочных материалов |
33,42,61 |
2 980 000 |
16.08.2021 |
ООО "Спорт ИКС" |
в течение 15 дней с момента заключения договора |
|
поставка лыж |
33,42,61 |
1 105 800 |
18.08.2021 |
ООО "Спорт ИКС" |
в течение 15 дней с момента заключения договора |
|
поставка товара для лыжных гонок |
31,40 |
1 093 920 |
21.10.2021 |
ООО "Спорт ИКС" |
в течение 15 дней с момента заключения договора |
|
поставка наградной атрибутики |
31,41,53 |
953 900 |
18.11.2021 |
ООО "Спорт Мода" |
по 17.12.2021 |
|
поставка товаров спортивного назначения |
31,40,53 |
1 207 820 |
14.12.2021 |
ООО "Спорт Мода" |
в течение 20 дней с момента заключения договора |
Из приведенной выше таблицы усматривается, что Учреждение в период с 2019 - 2021 года при осуществлении своей деятельности имеет постоянную потребность в приобретении наградной атрибутики, спортивного оборудования, спортивного инвентаря, лыж и т.д. закупка этих товаров является ежегодной и осуществляется у одних и тех же поставщиков, при этом Учреждение при размещении заказа неконкурентным способом не обосновало и не представило доказательств того, что предъявляемые им требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.
Каких - либо доказательств срочности закупки, уникальности товара и иных обстоятельств необходимости проведения закупки неконкурентным способом Учреждением не представлено.
Из содержания пункта 20.2 Положения о закупках следует, что приобретение товаров и услуг во всех случаях и при любых потребностях осуществляется Учреждением путем размещения заказа у единственного поставщика.
Подпункты 8-10, 12, 14-15, 17-32 пункта 20.2 Положения о закупке в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения, позволяют Учреждению осуществлять закупку у единственного поставщика независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов, что приводит к дискриминации, отсутствию равноправия, справедливости, необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ наравне с созданием условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, в числе целей, на достижение которых направлен данный закон, закреплено расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Цели законодательного регулирования достигаются в том числе путем соблюдения заказчиками при закупке товаров, работ, услуг принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Законом N 223-ФЗ установлено, что закупка товаров, работ, услуг для юридических лиц, названных в части 2 статьи 1 данного закона, может осуществляться конкурентными и неконкурентными способами. К неконкурентным способам в числе прочего относится размещение заказа у единственного поставщика (часть 3.2 статьи 3).
Заказчику предоставлено право самостоятельно определять порядок и условия применения неконкурентных способов закупки, порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, закреплять их в положении о закупке (часть 2 статьи 2, статья 3.6 Закона N 223-ФЗ).
Это право должно реализовываться с учетом целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц и принципов, закрепленных в законе.
Избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции.
Закрепленные заказчиком в положении о закупке условия, позволяющие осуществлять закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы (пункт 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).
Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере.
Однако подобные обстоятельства, оправдывающие необходимость отмеченного вида закупки у единственного поставщика, в Положении о закупке в качестве требуемого по закону условия применения неконкурентного способа закупки не определены.
Кроме того, следует отметить закрепленную в пункте 21.1 Положения о закупках возможность ничем не ограниченного использования другого неконкурентного способа - запроса цен при закупке спортивной экипировки и обуви, спортивного оборудования и инвентаря, спортивного оружия, патронов, запасных частей и деталей к используемому спортивному оружию и других товаров спортивного назначения, для достижения целей деятельности заказчика.
Условия, регламентирующие применение неконкурентного способа закупки товара для лыжных гонок, наградной атрибутики лыжных смазочных материалов, спортивной экипировки, в Положении о закупке (пункты 20.2, 21.1) отсутствуют, что не соответствует требованиям части 2 статьи 2, статьи 3.6 Закона N 223-ФЗ и приведенным выше принципам, обязывающим заказчика такие условия определить.
Таким образом, заявитель незаконно ограничил доступ к возможному участию в соответствующей закупке на конкурентной основе юридических и физических лиц, не привел мотивированного обоснования необходимости включения в Положение о закупке всех указанных в пункте 20.2. случаев неконкурентных закупок.
Доводы Учреждения о непредсказуемости расходов, связанных, в частности, с его деятельностью по обеспечению проведения спортивных мероприятий, несостоятельны, поскольку согласно Порядку, утвержденному приказом Департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области N 223 от 16.09.2011, финансирование спортивных мероприятий планируется и осуществляется в соответствии с календарным планом, который утверждается до начала соответствующего календарного года. Таким образом, проведение закупок конкурентным способом можно спланировать заранее, учитывая что, финансирование Учреждения на проведение, в том числе спортивных мероприятий осуществляется на регулярной основе и своевременно.
Доводы Учреждения о том, что Закон о закупках не ограничивает право заказчика осуществлять закупки у единственного поставщика, не могут быть приняты во внимание, поскольку Закон о закупках не наделяет заказчика правом проводить неконкурентные закупки по своему усмотрению, в положении о закупке должны быть ограничения для применения неконкурентного способа закупки (критерии и случаи, в которых он может осуществлять такую закупку), обратное влечет необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушит принципы осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона о закупках, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Отклоняя довод Учреждения со ссылкой на пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 о том, что правила статьи 17 Закона о защите конкуренции не распространяются на неконкурентные закупки, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В абзаце втором пункта 37 указанного Постановления разъяснено, что по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона N 135-ФЗ антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, например конкурентных процедур определения поставщика в соответствии со статьей 24 Закона N 44-ФЗ.
Равным образом, исходя из требований части 5 статьи 17 Закона, частей 2 - 3.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в их взаимосвязи правила статьи 17 Закона N 135-ФЗ применяются к конкурентным закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно положению о закупке, принятому в соответствии с Законом о закупках, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем в рассматриваемом случае установлены нарушения, допущенные заказчиком, при включении в Положение о закупке случаев закупок у единственного поставщика, которые могут повлечь ограничение конкуренции (необоснованное ограничение конкурентных закупок расширенным перечнем неконкурентных закупок).
Действия заказчика по включению в Положение о закупке необоснованных случаев закупок у единственного поставщика, а также путем запроса цен, в том числе и на конкурентных рынках, не соответствуют принципам, закрепленным в части 1 статьи 3 Закона о закупках, так как имеют результатом необоснованное ограничение конкуренции при проведении закупок, нарушают права хозяйствующих субъектов на участие в закупках и, соответственно, нарушают запреты, установленные в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Исходя из функции антимонопольного органа по выявлению нарушений антимонопольного законодательства (пункт 2 статьи 22 Закона о защите конкуренции), антимонопольный орган в целях выполнения возложенных на него обязанностей наделен правом на возбуждение дел о нарушениях антимонопольного законодательства и осуществление административного производства по ним на основании заявлений, материалов и сообщений средств массовой информации, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и выдачу обязательных для исполнения предписаний, устанавливающих антимонопольные требования, обусловленные выявлением нарушений (недостатков) (пункты 1, 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
Порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, выдачи предписания по делам о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Заявления о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции, а также в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утв. приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 (далее - Регламент N 339).
Заявление или материалы антимонопольный орган рассматривает в течение одного месяца со дня их представления. Общий срок рассмотрения заявления или материалов составляет три месяца и исчисляется со дня их представления в антимонопольный орган (пункты 2.26, 2.20 Регламента N 339, часть 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
Установленные сроки не являются пресекательными, в связи с чем превышение срока рассмотрения обращения при доказанности наличия в действиях проверяемого субъекта нарушения антимонопольного законодательства не может повлечь вывод о незаконности оспариваемого решения антимонопольного органа и не является безусловным основанием для его отмены.
В рассматриваемом случае обращение РУ ФСБ по Тюменской области о проведении проверки в отношении ГАУ ТО "ЦСП" поступило в Управление 15.10.2020. По причине недостаточности предоставленных сведений для квалификации действий заказчика, данная проверка была окончена Управлением в октябре 2021года, которая осуществлялась, в том числе посредством самостоятельного изучения документов и закупок, размещенных в ЕИС, после чего приказом Управления N 78 от 12.10.2021 в отношении Учреждения было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. При этом РУ ФСБ по Тюменской области не привлекалось к участию в рассмотрении антимонопольного дела, поэтому в рассматриваемом случае Управление нельзя признать нарушившим положения части 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции, поскольку данное дело было возбуждено по инициативе Управления. В последующем, после окончания рассмотрения дела, РУ ФСБ по Тюменской области было проинформировано о его результатах.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 65 и 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые решение антимонопольного органа от 02.06.2022 по делу N 072/01/17-11/2021 и выданное на его основании предписание от 02.06.2022 соответствуют выше приведенному правовому регулированию, оснований для признания их незаконными не установлено.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на его подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.11.2022 по делу N А70-18212/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-18212/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Департамент физической культуры, спорта и дополнительного образования Тюменской области