г. Хабаровск |
|
26 января 2023 г. |
А73-15989/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Воронцова А.И., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области" - представитель не явился;
от ФГКУ "ДТУИО" Минобороны РФ - Пуляевская И.М., представитель по доверенности от 21.01.2022 N 5;
от третьего лица: Минобороны РФ - Пуляевская И.М., представитель по доверенности от 30.09.2022 N 207/5/Д/121;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 08.11.2022
по делу N А73-15989/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области"
к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 270 457 руб. 10 коп.
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
в рамках настоящего дела N А73-15989/2022 Арбитражным судом Хабаровского края рассмотрены исковые требования некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области" (ОГРН 1132800000596, ИНН 2801177420, далее - истец) к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115, далее - ФГКУ "ДТУИО" Минобороны РФ, ответчик, учреждение) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт в размере 270 457 руб. 10 коп. по следующим помещениям:
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 50, кв. 19 - за период с 01.08.2018 по 23.04.2019 в размере 2 029 руб. 22 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 56, кв. 13 - за период с 01.08.2018 по 03.09.2020 в размере 13 482 руб. 36 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 56, кв. 14 - за период с 01.08.2018 по 23.04.2019 в размере 3 075 руб.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 56, кв. 32 - за период с 01.08.2018 по 23.04.2019 в размере 3 261 руб. 99 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 56, кв. 47 - за период с 01.08.2018 по 23.04.2019 в размере 4 238 руб. 51 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 56, кв. 48 - за период с 01.08.2018 по 03.09.2020 в размере 10 217 руб. 57 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 63, кв. 12 - за период с 01.08.2018 по 23.04.2019 в размере 3 455 руб. 91 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 65, кв. 36 - за период с 01.08.2018 по 23.04.2019 в размере 3 483 руб. 61 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 65, кв. 46 - за период с 01.08.2018 по 23.04.2019 в размере 3 490 руб. 54 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 66, кв. 34 - за период с 01.08.2018 по 27.09.2020 в размере 11 886 руб. 51 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 67, кв. 30 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 9 285 руб. 21 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 67, кв. 51 - за период с 01.08.2018 по 23.04.2019 в размере 4 841 руб. 04 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 50, кв. 39 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 12 519 руб. 10 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 50, кв. 68 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 8 360 руб.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 61, кв. 49 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 9 279 руб. 60 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 49, кв. 14 - за период задолженности с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 10 512 руб. 70 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 61, кв. 79 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 8 778 руб.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 66, кв. 3 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 10 408 руб. 20 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 66, кв. 10 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 13 396 руб. 90 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 66, кв. 19 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 10 261 руб. 90 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 66, кв. 27 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 12080 руб. 20 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 66, кв. 60 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 12 540 руб.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 50, кв. 15 - период задолженности с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 6 207 руб. 30 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 58, кв. 7 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 9 363 руб. 20 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 58, кв. 35 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 11 474 руб. 10 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 58, кв. 36 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 9 300 руб. 50 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 58, кв. 48 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 3 088 руб. 85 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 62, кв. 52 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 9 133 руб. 30 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 65, кв. 9 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 10 303 руб. 70 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 65, кв. 16 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 10 387 руб. 30 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 65, кв. 30 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 10 491 руб. 80 коп.;
с. Возжаевка, ул. ДОС, д. 65, кв. 42 - за период с 01.08.2018 по 30.09.2020 в размере 9 823 руб.
Определением суда от 28.09.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ).
Решением суда от 08.11.2022 исковые требования удовлетворены.
ФГКУ "ДТУИО" Минобороны РФ, Минобороны РФ, не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалоб ФГКУ "ДТУИО" Минобороны РФ указывает на то, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику в силу того, что учреждение не является собственником спорных помещений, а также на то, что бюджетная смета учреждения не предусматривает средств на оплату взносов на капитальный ремонт; Минобороны РФ - на отсутствие доказательств того, что спорные МКД включены в региональную программу капитального ремонта, а также на не направление истцом ответчику платежных документов, в результате чего обязанность по оплате задолженности не возникла.
Отзыв на жалобы не представлен, истец явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы жалоб, выслушав представителя ответчика и третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ФГКУ "ДТУИО" Минобороны РФ в спорный период владело на праве оперативного управления помещениями в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области по адресу: с. Возжаевка, ДОС д. 49, д. 50, д. 56, д. 58, д. 61, д. 62, д. 63, д. 65, д. 66, д. 67 (собственник - Российская Федерация), что подтверждено выписками из ЕГРН, приказами Минобороны РФ, письмами ответчика.
Указанные многоквартирные дома включены в Региональную программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014-2043 годах", утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2014 N 26 "Об утверждении региональной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, в 2014 - 2043 годах".
Региональная программа капитального ремонта официально опубликована в газете "Амурская правда" N 30 от 19.02.2014 (начало) и N 32 от 21.02.2014 (окончание).
Средства для капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Амурской области, формируются на счете регионального оператора в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области N 349 от 09.08.2013 "О создании Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области".
За период с 01.08.2018 по 30.09.2020 у ответчика перед истцом образовалась задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере 270 457 руб. 10 коп., неоплата которой послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
На основании пункта 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Частью 1 статьи 169 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 171 ЖК РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором.
В соответствии с постановлением Правительства Амурской области N 349 от 09.08.2013 основной целью деятельности фонда является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан посредством обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Амурской области, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
К функциям регионального оператора относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора (пункт 1 части 1 статьи 180 ЖК РФ).
Законами Амурской области N 130-ОЗ от 30.10.2017 и N 258-ОЗ от 07.11.2018 установлен на 2018, 2019 годы для собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Амурской области, минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества 7,9 руб. в месяц на 1 квадратный метр общей площади помещения, принадлежащего собственнику такого помещения, Законом Амурской области N 422-ОЗ от 29.10.2019 на 2020 год - 8,3 руб.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (право хозяйственного ведения и право оперативного управления).
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Кроме того, ссылаясь на пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 27.11.2019, в котором отмечено, что статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию, суд первой инстанции исходил из того, что закрепление государственного имущества за государственными учреждениями влечет переход бремени содержания имущества, а если данное имущество является квартирой, то и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив факт передачи собственником спорных жилых помещений учреждению в оперативное управление и факт владения последним указанными помещениями, в отсутствие доказательств уплаты ответчиком взносов на капитальный ремонт и спора по расчету долга, суд признал обоснованным требование истца о взыскании задолженности в заявленном размере.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы ФГКУ "ДТУИО" Минобороны РФ о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику в силу того, что учреждение не является собственником спорных помещений, а также довод Минобороны РФ о не направлении истцом ответчику платежных документов, в результате чего обязанность по оплате задолженности не возникла, подлежат отклонению, первый - как ошибочный, основанный на неверном толковании приведенных выше норм права, в соответствии с которыми обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возлагается на лицо, которому на праве оперативного управления принадлежит недвижимое имущество, то есть на ответчика; второй - в силу того, что сам по себе факт отсутствия доказательств выставления истцом платежных документов не освобождает ответчика от установленной законом, в рассматриваемой ситуации пунктом 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ, обязанности по ежемесячному внесению на счет регионального оператора взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб выводы суда первой инстанции не опровергают, направлены на их переоценку, что не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемого решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.11.2022 по делу N А73-15989/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15989/2022
Истец: Некоммерческая Организация Фонд Капитального Ремонта Многоквартирных Домов Амурской Области
Ответчик: ФГКУ "ДВТУОИ" Минобороны РФ
Третье лицо: Министерство обороны РФ