г. Москва |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А40-43781/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РУСАТОМ КАРГО" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2022 по делу N А40-43781/22, по заявлению ООО "РУСАТОМ КАРГО" к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ,
третье лицо ООО "Мортранс",
о признании; о возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
Боброва А.А. по доверенности от 18.08.2022; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РУСАТОМ КАРГО" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным заключения Московского УФАС России (далее - антимонопольный орган, заинтересованное лицо) от 06.12.2021 по делу N 077/10/104- 21498/2021 о проверке сведений о необходимости включения ООО "Мортранс" в реестр недобросовестных поставщиков. Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв и письменные пояснения.
Решением арбитражного суда 18.10.2022 указанные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства по делу, выводы не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители антимонопольного органа и третьих лиц извещенные надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явились.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ООО "Русатом Карго" 27.09.2021 разместило на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещения о проведении открытых запросов котировок в электронной форме: 1) N 32110675819 на оказание комплекса транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой оборудования и материалов из порта Санкт-Петербург в порт Тутикорин, Республика Индия, с использованием судна грузовместимостью не ниже 9000мЗ, площадью трюмов (с учетом твиндеков) не менее 3000м2, с судовыми кранами грузоподъемностью до 450 тонн; 2) N 32110675824 на оказание комплекса транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой оборудования и материалов из порта Санкт-Петербург в порт Тутикорин, Республика Индия, с использованием судна грузовместимостью не ниже 14500мЗ, площадью трюмов (с учетом твиндеков) не менее 4700м2, без судовых кранов (далее - "Закупочные процедуры").
Закупочные процедуры, организованные заявителем, регулируются Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223- ФЗ), а также Единым отраслевым стандартом закупок Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07 февраля 2012 N 37 (далее -"Положение о закупке", "ЕОСЗ").
По результатам рассмотрения заявок участников, оформленных протоколами закупочной комиссии N 210927/113862/068/1 от 18.10.2021, N 210927/113862/069/1 от 18.10.2021 открытые запросы котировок признаны заявителем несостоявшимися по причине того, что только один участник запроса котировок и поданная им заявка были признаны соответствующими условиям запроса котировок.
При этом, согласно пп. а) части 4 статьи 6.4 Положения о закупке в случае если подана только одна заявка от одного участника и закупочной комиссией принято решение о допуске только одного участника закупки, заказчик вправе при наличии экономической целесообразности принять решение о заключении договора с единственным участником такой закупки.
На основании вышеуказанного, заявителем принято решение о заключении договора с единственным участником Закупочных процедур - Обществом с ограниченной ответственностью "Мортранс" и проведении с ним преддоговорных переговоров по снижению цены без изменения остальных условий договоров на основании пп. а) части 2 статьи 9.3 Положения о закупке, о чем ООО "Мортранс" было уведомлено заявителем посредством электронной почты путем направления приглашения принять участие в преддоговорных переговорах.
Заявителем, 27.10.2021 были проведены преддоговорные переговоры с ООО "Мортранс", по результатам которых ООО "Русатом карго" направило в адрес ООО "Мортранс" по электронной почте протоколы преддоговорных переговоров для подписания, при этом последнее указанные протоколы преддоговорных переговоров не подписало.
Как указывает заявитель, им 28 и 29 октября 2021, а также 02 ноября 2021 по электронной почте в адрес ООО "Мортранс" направлялись подписанные с его стороны проекты договоров по Закупочным процедурам с предложением подписать договоры; оригиналы подписанных заявителем договоров направлены ООО "Мортранс" с сопроводительным письмом 02.11.2021 посредством почтовой связи, что подтверждается копией квитанции об отправке с отчетом об отслеживании отправления ED074164854RU.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 Положения о закупке, а также пунктом 20 извещений о проведении Закупочных процедур, договоры по итогам Закупочных процедур должны быть заключены в течение 20 (двадцати) дней, но не ранее чем через 10 (десять) дней после размещения на официальном сайте и на электронной торговой площадке соответствующего протокола подведения итогов закупки.
Поскольку протоколы размещены 19.10.2021, что подтверждается распечатками с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, в связи с чем последний день заключения договоров был 08.11.2021.
При этом пунктом 20 извещений о проведении Закупочных процедур установлено, что лицо, с которым заключается договор, обязано предоставить заказчику подписанный и заверенный печатью со своей стороны договор в течение 4 (четырех) дней со дня направления такому лицу указанного договора.
Между тем, как указывает заявитель, ООО "Мортранс" в нарушение ч. 1 ст. 9.1 Положения о закупке и пункта 20 извещений о проведении закупочных процедур договоры по закупочным процедурам в установленные сроки (08.11.2021) не подписало. Напротив, 10.11.2021, 11.11.2021 ООО "Мортранс" направило в адрес заявителя протоколы разногласий к проектам договоров.
Согласно пп. б) и в) части 1 статьи 9.5 Положения о закупке, пп. б) и в) пункта 15.1 части 2 тома 1 извещений о проведении Закупочных процедур не подписание проекта договора в предусмотренный для этого в документации о закупке срок, а равно предъявление при подписании договора встречных требований по условиям договора, противоречащих ранее установленным в закупочной документации, является уклонением от заключения договора лица, с которым заключается договор.
Закупочная комиссия заявителя признала ООО "Мортранс" уклонившимся от заключения договоров по указанным Закупочным процедурам протоколами закупочной комиссии от 18.11.2021.
Впоследствии в порядке пункта 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ заявитель направил в Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве сведения об ООО "Мортранс" для внесения в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения указанного обращения Московским УФАС России вынесено заключение от 06.12.2021 по делу N 077/10/104-21498/2021, которым включение сведений об ООО "МОРТРАНС" в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом о закупках, не рекомендовано.
Заявитель, не согласившись с вынесенным заключением Московского УФАС России, посчитав его незаконным и нарушающим его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовую основу закупки товаров работ услуг, кроме названного Закона и правил закупки, утвержденных в соответствии с нормами данного Закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки в уполномоченный на ведение реестра орган, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 5 Закона N 223-ФЗ).
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляет антимонопольный орган (статья 5 Закона N 223-ФЗ, пункт 2 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Правила ведения реестра), пункт 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331).
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Приказ N 164/13) на комиссии территориальных органов Федеральной антимонопольной службы России возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых заказчиками о недобросовестных участниках закупки.
По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю Федеральной антимонопольной службы для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом Федеральной антимонопольной службы.
Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 Приказа N 164/13 решения руководителя Федеральной антимонопольной службы России.
Включение сведений о лице в РНП является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений Закона N 223-ФЗ.
Основанием для включения в РНП является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия).
Все эти обстоятельства в каждом конкретном случае подлежат выяснению антимонопольным органом при решении вопроса о наличии оснований для включения определенного субъекта в РНП в рамках установленной процедуры.
Как указывает антимонопольный орган и следует из материалов дела, на заседании Комиссии антимонопольного органа представитель Заказчика пояснил, что 28.10.2021 и 02.11.2021 Заказчиком на адрес электронной почты представителя Участника закупки - Руководителя проектов ООО "МОРТРАНС" Гришко Матвея Владимировича (matvey@mortrans.ru), а также 29.10.2021 на электронную почту Руководителя Московского представительства ООО "МОРТРАНС" Харламова Бориса Александровича (harbor7777@gmail.com), направлены подписанные со стороны Заказчика проекты договоров с предложением подписать договоры.
Оригиналы подписанных проектов договоров 02.11.2021 с сопроводительным письмом от N 772- 2/1519 направлены на почтовый адрес Участника, указанный в заявках: 190005, г. 8 Санкт-Петербург, ул. 5-я Красноармейская д. 17, а/я 11 (квитанция о направлении почтовой корреспонденции N ED074164854RU). По информации АО "Почта России" оригиналы договоров доставлены 05.11.2021 и получены Участником закупки только 16.11.2021.
Одновременно, как было установлено антимонопольным органом 02.11.2021 на адрес Участника (ООО "Мортранс"), указанный в ЕГРЮЛ, а также в заявке Участника как его фактический адрес: 190005, г. Санкт-Петербург, ул.5-я Красноармейская дом N 17, литер А, помещение 9Н, комната N 1 (квитанция о направлении почтовой корреспонденции N 30- 0744-5287) направлено письмо от N 772-2/1518 с предложением в срок не позднее 08.11.2021 г. подписать проекты договоров и вернуть по одному экземпляру договоров Заказчику.
По информации АО "Фрейт Линк" (PONY EXPRESS) письмо получено Участником закупки (ООО "МОРТРАНС") 03.11.2021.
При этом, как было установлено антимонопольным органом, по состоянию на 08.11.2021 Заказчик не получил от Участника закупки (ООО "МОРТРАНС"), подписанные им договоры.
Вместе с тем, как было установлено антимонопольным органом, 10.11.2021 Участник закупки (ООО "МОРТРАНС") направил по электронной почте протоколы разногласий к договорам с сопроводительным письмом N 3096 МГ от 10.11.2021. Участник закупки (ООО "МОРТРАНС") 11.11.2021 повторно направил по электронной почте протоколы разногласий к договорам с сопроводительным письмом N 3097 МГ от 11.11.2021.
18.11.2021 закупочная комиссия Заказчика признала Участника закупки (ООО "МОРТРАНС") уклонившимся от заключения договоров.
Как пояснил представитель ООО "Мортранс" на заседании комиссии антимонопольного органа, проекты договоров в установленный срок не подписаны специалистом ввиду технической ошибки, при этом Общество не уклонялось от заключения договоров, что подтверждается направленными протоколами разногласий.
В то же время в письменных пояснениях третье лицо указывает на то, что заявитель в нарушение пп. а) ч. 4 ст. 6.4. Положения о закупке не уведомил его в письменной форме о принятом решении заключить с ним договор как с единственным участником конкурентной закупки.
Так, третье лицо сообщает, что оно в нарушение ст. 9.3 Положения о закупке в преддоговорных переговорах не участвовало, не давало согласия на снижение цены, не подписывало с заявителем протоколы преддоговорных переговоров; решение о снижении цены по двум закупкам им не принималось, что не позволило Обществу в срок не позднее 08.11.2021 представить подписанные со своей стороны договоры.
Также в письменных пояснениях третье лицо указывает на то, что 16.11.2021 Общество получило от заявителя оригиналы двух рамочных договоров.
При этом в приложении N 3 к Рамочному договору N 772/385Д от 29.10.2021, за организацию морского фрахта по закупке N 210927/113862/068, заявитель указал цену в размере 1 192 463,95 Долларов США; в приложении N 3 к Рамочному договору N 772/386Д от 29.10.2021, за организацию морского фрахта по закупке N 210927/113862/069, заявитель указал цену в размере 1 192 119,50 Долларов США. Между тем, третье лицо сообщает, что им в заявке от 04.10.2021 No.068/01 по закупке N 210927/113862/068 была предложена цена в размере 1 192 663,95 Долларов США, что на 200 Долларов США больше, чем установил заявитель в предложенном для подписания рамочном договоре; в Заявке от 04.10.2021 No.069/01 по закупке N 9 210927/113862/069 им была предложена цена в размере 1 260 319,50 Долларов США, что на 200 Долларов США больше, чем установил заявитель в предложенном для подписания Рамочном договоре.
Следовательно, третье лицо утверждает, что заявитель нарушил условия ст. 9.2. Положения о закупке и пункт 20 Извещений, включив в исходный проект договоров по организации морского фрахта по маршруту порт Санкт-Петербург-порт Тутикорин цену отличную от цены, предложенной Обществом в Заявках. Кроме того третье лицо указывает, что отказ Заказчика от направления и установленный Извещением срок проектов договоров на электронный адрес, указанный Обществом и направление заявителем на почтовый адрес Общества подписанных проектов договоров только 02.11.2021 (с доставкой только 15.11.2021) не может характеризовать действия заявителя как добросовестное поведение ввиду того, что срок заключения договоров истекал 08.11.2021.
Кроме того, антимонопольным органом при принятии оспариваемого заключения правомерно принято во внимание, что ООО "МОРТРАНС" является участником федеральной программы провозки грузов по Северному Морскому Пути для этого используется уникальное в мире судно - Атомный лихтеровоз "Севморпуть" (далее - "АЛВ").
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что Арбитражный суд г.Москвы полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы 18.10.2022 по делу N А40-43781/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43781/2022
Истец: ООО "РУСАТОМ КАРГО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ