город Омск |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А46-10485/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Солодкевич Ю.М., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Летучевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14813/2022) общества с ограниченной ответственностью "Мультигаз +" на решение Арбитражного суда Омской области от 01.11.2022 по делу N А46-10485/2022 (судья Глазков О.В.), принятое по иску акционерного общества "Омскоблгаз" (ИНН 5503002042, ОГРН 1035504001345) к обществу с ограниченной ответственностью "Мультигаз +" (ИНН 5507216197, ОГРН 1105543003807) об обязании не чинить препятствий в газификации,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (ИНН 5501253636, ОГРН 1135543053249), Зелинской Елены Николаевны,
при участии в судебном заседании представителя:
от акционерного общества "Омскоблгаз" - Рау О.В. по доверенности от 30.12.2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омскоблгаз" (далее - АО "Омскоблгаз", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мультигаз +" (далее - ООО "Мультигаз +", ответчик, апеллянт) об обязании не чинить препятствий по подключению домовладения, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 10-я Комсомольская, д. 55, кв.1, к сетям газораспределения: "Распределительный газопровод природного газа квартала жилых домов в границах улиц 2 Красной звезды-1 Трамвайная-Сосновская-13 Комсомольская-21 Марьяновская в ЛАО г.Омска" (шифр проекта 12-11-ПЗ, кадастровый номер объекта: 55:36:000000:156361), в целях исполнения Региональной программы газификации Омской области на 2021 - 2025 годы, утвержденной указом Губернатора Омской области от 01.12.2020 N 187.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Зелинская Елена Николаевна.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил:
- обязать ООО "Мультигаз+" не чинить препятствия по подключению домовладения, расположенного по адресу: Омская область, город Омск, ул. 10-я Комсомольская угол ул. Пугачёва, д. 55/60, через распределительный газопровод: "Распределительный газопровод природного газа квартала жилых домов в границах улиц 2 Красной звезды-1 Трамвайная-Сосновская-13 Комсомольская-21 Марьяновская в ЛАО г. Омска", шифр проекта 12-11-ПЗ, разработан ООО "Мультигаз+", кадастровый номер объекта 55:36:000000:156361, в том числе обязать ответчика выдать согласие на такое подключение;
- согласие на подключение домовладения, расположенного по адресу: Омская область, город Омск, ул. 10-я Комсомольская угол ул. Пугачёва, д.55/60, через распределительный газопровод: "Распределительный газопровод природного газа квартала жилых домов в границах улиц 2 Красной звезды-1 Трамвайная-Сосновская-13 Комсомольская-21 Марьяновская в ЛАО г.Омска", шифр проекта 12-11-ПЗ, разработан ООО "Мультигаз+", кадастровый номер объекта 55:36:000000:156361, считать полученным в случае неисполнения ООО "Мультигаз+" решения суда в 10-дневный срок с даты вступления решения в законную силу, а в случае обращения решения суда к немедленному исполнению в 10-дневный срок с даты принятия решения суда;
- обратить решение суда к немедленному исполнению в целях исполнения Региональной программы газификации Омской области на 2021-2025 годы, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 01.12.2020 N 187.
Уточнённые исковые требования приняты судом первой инстанции к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.11.2022 исковые требования удовлетворены частично, на ООО "Мультигаз+" возложена обязанность не чинить препятствий АО "Омскоблгаз" по подключению домовладения, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 10-я Комсомольская угол Пугачёва, д. 55/60, через распределительный газопровод: "Распределительный газопровод природного газа квартала жилых домов в границах улиц 2 Красной звезды-1 Трамвайная-Сосновская-13 Комсомольская-21 Марьяновская в ЛАО г.Омска" шифр проекта 12-11-ПЗ, разработан ООО "Мультигаз+", кадастровый номер объекта: 55:36:000000:156361, а также выдать согласие на такое подключение. Судом установлено, что в случае неисполнения ООО "Мультигаз+" решения суда в 10-дневный срок с даты вступления решения в законную силу, согласие на подключение домовладения, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 10-я Комсомольская угол Пугачёва, д. 55/60, считается полученным.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя свою позицию, апеллянт приводит следующие доводы: ответчик за счет собственных средств осуществил проектирование, строительство газопровода, тем самым понес значительные затраты, в связи с чем вправе требовать внесения платы за выдачу согласия на подключение к распределительному газопроводу; обжалуемым решением суд предоставил истцу, а также всем газораспределительным организациям возможность безвозмездно осуществлять технологическое присоединение к сетям газоснабжения ответчика, упразднил право ответчика на получение компенсации своих затрат; поскольку ответчик является владельцем спорного газопровода, то только он наделен полномочием выдачи согласия на подключение к газораспределительным сетям; плата за технологическое присоединение к газораспределительным сетям организации, не имеющей статус газораспределительной, не подлежит государственному регулированию.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что АО "Омскоблгаз" является исполнителем в рамках мероприятий догазификации, предусмотренных региональной программой газификации Омской области на 2021-2025 годы, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 01.12.2020 N 187.
Указом Губернатора Омской области от 22.12.2021 N 201 внесены изменения в указ N 187 (программа дополнена положениями о проведении на территории Омской области догазификации и пообъектным планом-графиком догазификации).
В АО "Омскоблгаз" поступила заявка Зелинской Е.Н. о заключении договора о подключении в рамках догазификации домовладения, расположенного по адресу: Омская область, город Омск, ул. 10-я Комсомольская угол ул. Пугачёва, д. 55/60.
В рамках осуществления газификации указанного домовладения истцом была установлена техническая возможность подключения газа через распределительный газопровод ООО "Мультигаз+".
В целях осуществления подключения заявителя - Зелинской Е.Н., руководствуясь пунктом 48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила N 1547), АО "Омскоблгаз" направило ответчику запрос от 30.11.2021 N 03-23-А35 на выдачу согласия подключения.
Письмом от 01.12.2021 N 279 ООО "Мультигаз+" сообщило истцу, что готово дать согласие на подключение при условии оплаты заявителем (в кассу предприятия или на расчетный счет) согласия на подключение в соответствии с действующим на момент обращения прейскурантом.
Отсутствие действий ООО "Мультигаз+" по выдаче согласия на подключение явилось основанием для обращения АО "Омскоблгаз" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований в части, с чем выразил несогласие ответчик.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются следующие принципы государственной политики в указанной области: государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности; повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих федеральной, межрегиональных и региональных программ газификации; определение основ ценовой политики в отношении газа.
На основании абзаца 2 статьи 5 Закона N 69-ФЗ для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций, организаций - собственников газораспределительных систем, независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 26 Закона N 69-ФЗ для всех организаций - собственников систем газоснабжения, установлены единые правовые основы антимонопольного регулирования. Согласно данной статье названным организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа.
В силу статьи 27 Закона N 69-ФЗ организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.
Согласно статье 17 Закона N 69-ФЗ, развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
02.05.2021 утвержден Перечень поручений по реализации поручения Президента Федеральному Собранию N Пр-753 (далее - Перечень), а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 N 1152-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Перечня, Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и газораспределительными организациями поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).
Указом Губернатора Омской области от 01.12.2020 N 187 утверждена региональная программа газификации Омской области на 2021-2025 годы (далее - Программа газификации).
24.12.2021 на официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru опубликован Указ Губернатора Омской области от 22.12.2021 N 201 "О внесении изменений в Указ Губернатора Омской области от 1 декабря 2020 года N 187" программа дополнена положениями о проведении на территории Омской области догазификации и пообъектным планом-графиком догазификации.
Таким образом, указанными нормативными актами предусмотрено безусловное предоставление подключения абонентов к сети газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства) осуществляется в соответствии с Правилами N 1547, что следует из первого абзаца пункта 1 данных правил.
Правила N 1547 определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе особенности подключения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках догазификации.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1547 подключение (технологическое присоединение) - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1547 подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление заявителем на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно приложению N 1 (далее - заявка о подключении);
б) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно приложению N 2 (договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора о подключении;
в) выполнение заявителем и исполнителем условий договора о подключении;
г) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме согласно приложению N 3 (акт о готовности);
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по типовой форме согласно приложению N 4 (акт о подключении).
Основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя. В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается (пункт 29 Правил N 1547).
Согласно пункту 30 Правил N 1547, исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.
В силу пункта 48 Правил N 1547 в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.
Согласно пункту 2 Правил N 1547, основным абонентом признается юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.
Из материалов дела следует, что в собственности ООО "Мультигаз+" находится объект газораспределительной системы "Распределительный газопровод природного газа квартала жилых домов в границах улиц 2 Красной звезды-1 Трамвайная-Сосновская-13 Комсомольская-21 Марьяновская в ЛАО г.Омска" шифр проекта 12-11-ПЗ, разработан ООО "Мультигаз+", кадастровый номер объекта: 55:36:000000:156361.
Таким образом, ООО "Мультигаз+", владея на праве собственности сетью газораспределения и (или) газопотребления, но не оказывающее услуги по транспортировке газа, имеет статус основного абонента.
При таком правовом положении ООО "Мультигаз+" обязано обеспечить беспрепятственный доступ для подключения к сетям газоснабжения, находящихся в его собственности.
Исходя из вышеперечисленных положений, основной абонент может отказать в подключении, но лишь в случае отсутствия пропускной способности его сетей.
Как усматривается из материалов дела, подключение (технологическое присоединение) спорного домовладения возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим ответчику, и для этого имеется пропускная способность.
Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе, актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 11.12.2013.
Доказательств наличия объективных препятствий возможности подключения газопровода, вызванных техническими характеристиками газопровода (отсутствие необходимой пропускной способности и т.п.) ответчиком в материалы дела не представлено (статья 65 АПК РФ).
Таким образом, материалами дела установлено, что газопровод ответчика обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа, с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа.
В связи с этим апелляционная коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции, что отказ ответчика в выдаче согласия на подключение объекта противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения и подключения к газораспределительным сетям.
В ходе рассмотрения дела ответчик настаивает на отсутствии у него обязанности выдать согласие на безвозмездной основе, поскольку им были затрачены средства на строительство и эксплуатацию газопровода.
Между тем в силу положений вышеприведенных норм права ответчик не вправе избирательно давать согласие на подключение. Законодательство Российской Федерации не предусматривает выдачу согласия основным абонентом на условиях компенсации его затрат по строительству и эксплуатации газопровода.
Кроме того, вопрос компенсации затрат ответчика на строительство и эксплуатацию газопровода-источника не относится к предмету настоящего спора и может являться предметом отдельного судебного разбирательства. Ответчик вправе защитить свои права, которые он считает нарушенными, путем предъявления самостоятельного иска в соответствии со статьей 4 АПК РФ, статьями 11, 12 ГК РФ.
В рассматриваемом же случае установлено, что ответчик фактически чинит препятствия истцу для реализации мероприятий по догазификации объектов физических лиц, что в силу вышеприведенного правового регулирования является неправомерным.
В силу положений статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
При изложенных обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ совокупность представленных в материалы дела доказательств в их взаимной связи, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований истца.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, ранее заявленные ответчиком в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, основанные на фактических обстоятельствах, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права.
Обстоятельства спора исследованы судом всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Соответственно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 01.11.2022 по делу N А46-10485/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что в соответствии с частью 5 статьи 15 АПК РФ настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Ю.М. Солодкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10485/2022
Истец: АО "ОМСКОБЛГАЗ"
Ответчик: ООО "Мультигаз+"
Третье лицо: Зелинская Елена Николаевна, МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, МИФНС N12 по Омской области, Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел России по Омской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области