г. Хабаровск |
|
26 января 2023 г. |
А04-5492/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Воронцова А.И., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
при участии в заседании:
от Министерства сельского хозяйства Амурской области - Рудакова А.Н., представитель по доверенности от 13.12.2022;
от иных лиц - представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Север-2"
на решение от 27.09.2022
по делу N А04-5492/2022
Арбитражного суда Амурской области
по иску Министерства сельского хозяйства Амурской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Север-2"
о взыскании субсидии в размере 3 498 481 руб.
третье лицо: управление ветеринарии Амурской области
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Амурской области (ОГРН 1072801009071, ИНН 2801123689, далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Север-2" (ОГРН 1102807000779, ИНН 2829003230, далее - ответчик, ООО "Север-2") субсидии в размере 3 498 481 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление ветеринарии Амурской области.
Решением суда от 27.09.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о наличии обстоятельств, освобождающих получателя субсидии от применения мер ответственности в случае не достижения значения показателя результативности. К таким обстоятельствам заявитель апелляционной жалобы относит эпизоотическую обстановку на территории животноводческой фермы.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие заявителя апелляционной жалобы, управления ветеринарии Амурской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, выслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для его отмены не установил.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 447, между Министерством сельского хозяйства Амурской области и ООО "Север-2", заключено соглашение N 71/пр от 05.04.2021 (далее - Соглашение) о предоставлении из областного бюджета юридическому лицу субсидии в размере 1 055 850,94 руб.
Дополнительным соглашение N 1 от 28.04.2021 к Соглашению из областного бюджета выделена субсидия в размере 1 510 245 руб.
Дополнительным соглашение N 2 от 24.05.2021 к Соглашению из областного бюджета выделена субсидия в размере 754 903 руб.
Дополнительным соглашение N 3 от 25.08.2021 к Соглашению из областного бюджета выделена субсидия в размере 754 903 руб.
В соответствии с пунктами 1.1., 3.1.1. Соглашения целью предоставления субсидии является возмещение части затрат на развитие сельскохозяйственного производства с уклоном на животноводство и интенсивное кормопроизводство в закрытых пограничных территориях р. Амур.
Для достижения цели предоставления субсидии Приложением N 2 к Соглашению установлены показатели результативности, плановое значение и срок достижения показателя, а именно: в срок до 01.01.2022 достигнуть среднесуточного привеса (прироста) молодняка в размере 600 грамм
Из документов, представленных ООО "Север-2 в соответствии с пунктом 4.3 Соглашения, видно, что на отчётную дату процент выполнения плана составил 14,2 %.
Из материалов дела следует, что 02.02.2022 ООО "Север-2" обратилось в Министерство с письмом об освобождении его от ответственности в виде возврата части субсидии при фактическом не достижение показателя по привесу (приросту) молодняка по причине заболевания животных бруцеллезом, а также затопления площади сенокосов.
По результатам рассмотрения представленных получателем субсидии документов 18.02.2022 принято решение об отказе в освобождении ООО "Север-2" от обязанности по возврату средств субсидии и выставлено требование N 11/946 от 25.02.2022 о возврате субсидии в областной бюджет в размере 3 498 481 руб. в течение 30 календарных дней со дня его получения.
Ввиду невозврата получателем субсидии денежных средств в размере 3 498 481 руб. истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемое решение, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Однако требование о безвозвратности субсидии не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий. При этом нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 447 утверждена государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области".
Порядок субсидирования части затрат регламентирован Правилами предоставления субсидии на возмещение затрат на развитие сельскохозяйственного производства с уклоном на животноводство и интенсивное кормопроизводство в закрытых пограничных территориях поймы р. Амур, утвержденными постановлением Правительства Амурской области от 19.03.2014 N 142.
Согласно пунктам 26-29 Правил предоставления субсидии на возмещение части затрат на развитие сельскохозяйственного производства с уклоном на животноводство и интенсивное кормопроизводство в закрытых пограничных территориях поймы р. Амур (Приложение N 2 к постановлению Правительства Амурской области от 19.03.2014 N 142 "Об утверждении Правил предоставления субсидии по государственной программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), в случае нарушения получателем порядка, целей, условий предоставления субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и органом государственного финансового контроля Амурской области, получатель обязан осуществить возврат субсидии в областной бюджет в полном объеме.
ООО "Север-2" на основании Соглашения и Дополнительных соглашений к нему из бюджета Амурской области на возмещение затрат на развитие сельскохозяйственного производства с уклоном на животноводство и интенсивное кормопроизводство получена субсидия в размере 4 075 901,94 руб.
При этом плановые показатели получателем субсидии не достигнуты.
Согласно протоколу заседания комиссии Министерства сельского хозяйства Амурской области N 2 от 17.02.2022, мероприятия по бруцеллезу не влияют на качественный показатель- среднесуточный привес, который зависит от рациона кормления. Кормовая база с учётом оказания ООО "Север-2" помощи из резервного фонда Правительства Амурской области (Распоряжения N N 336-р от 09.08.2021, 624-р от 26.10.2021) позволяли решить вопросы по приобретению качественных кормов и при хорошем кормлении получить среднесуточный привес молодняка КРС в соответствии с показателем, установленным в Соглашении от 05.04.2021 N 71/пр.
Кроме того, судом установлено, что на момент заключения Соглашения N 71/пр от 05.04.2021 приказом управления ветеринарии Амурской области N 68-од от 01.04.2021 территория ООО "Север-2" признана эпизоотическим очагом бруцеллеза, однако общество от получения субсидии не отказалось, так же как и от дополнительно выделенных денежных средств на основании Дополнительных соглашений.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы со ссылкой на статью 401 ГК РФ подлежат отклонению, поскольку заключая Соглашение, общество считало возможным исполнение принятых обязательств по достижению показателей результативности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Министерства о взыскании с ответчика суммы предоставленной субсидии.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам. В целом доводы, изложенные в жалобе, рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда первой инстанции, а также иное толкование фактических обстоятельств и условий Соглашения не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.09.2022 по делу N А04-5492/2022 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5492/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства Амурской области
Ответчик: ООО "Север-2"
Третье лицо: Управление ветеринарии Амурской области, Шестой арбитражный апелляционный суд (5492/22 3т, 5212/22 1 т, 4929/22 1т, 4048/22 1т, 5794/20 1т)