г. Самара |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А55-1841/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием:
от Инспекции Росстандарта по Самарской области - до и после перерыва Гуров А.Г., доверенность от 15.11.2022,
от АО "Самаранефтепродукт" - до и после перерыва Рубцова Н.В., доверенность от 28.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании, 16 - 23 января 2023 года объявлялся перерыв, апелляционную жалобу Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ) Приволжского межрегионального территориального управления Отдела (инспекция) в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2022 года по делу N А55-1841/2022 (судья Черномырдина Е.В.), принятое
по заявлению акционерного общества "Самаранефтепродукт"
к Федеральному Агентству по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ) Приволжское межрегиональное территориальное управление Отдел (инспекция) в Самарской области
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Самаранефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Приволжско-Уральское межрегиональное территориальное управление (ПУМТУ Росстандарта) от 11.01.2022 N 57/1-2022 о назначении административного наказания по ч.1 ст.19.19. КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. в отношении АО "Самаранефтепродукт".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция Росстандарта по Самарской области обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 16 января 2023 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 16 января 2023 года под председательством судьи Корнилова А.Б., судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П., был объявлен перерыв до 23 января 2023 года. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Инспекции Росстандарта по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель АО "Самаранефтепродукт" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела отзыве.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в отношении АО "Самаранефтепродукт" (далее -заявитель, общество) Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Приволжско-Уральское межрегиональное территориальное управление (ПУМТУ Госстандарта) (далее - заинтересованное лицо) 22.12.2021 проведен внеплановый инспекционный визит.
В ходе проведения внепланового инспекционного визита 22.12.2021 на АЗК N 19, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Демократическая, д. 69, установлено, что АО "Самаранефтепродукт" допустило применение средств измерений с нарушением Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в части метрологического обеспечения:
- несоблюдение интервала между поверками средств измерений (ч.1 ст. 12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений");
- отсутствие сведений о результатах поверки средств измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (ч.4 ст.13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений").
По результатам визита составлены акт инспекционного визита, протокол об административном правонарушении N 57/1 от 28.12.2021 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление от 11.01.2022 N 57/1 -2022 о назначении административного наказания, в соответствии с которым АО "Самаранефтепродукт" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.19.19. КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, АО "Самаранефтепродукт" обратилось в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляет любое из перечисленных деяний.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений, регулируются Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. По заявлению владельца средства измерений или лица, представившего его на поверку, на средство измерений наносится знак поверки, и (или) выдается свидетельство о поверке средства измерений, и (или) в паспорт (формуляр) средства измерений вносится запись о проведенной поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки, или выдается извещение о непригодности к применению средства измерений.
Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы, информационные базы данных, международные документы, международные договоры Российской Федерации в области обеспечения единства измерений, сведения об аттестованных методиках (методах) измерений, единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения о государственных эталонах единиц величин, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, сведения об утвержденных типах стандартных образцов или типах средств измерений, сведения о результатах поверки средств измерений, сведения о результатах мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества образуют Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем сведений организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений (часть 1 стать 20 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений").
Из оспариваемого постановления следует, что на АЗК N 19 применяются колонки топливораздаточные (ТРК) SK700-2, изготовитель - фирма "Gilbarco GmbH & Co. KG", Германия, зав. N 627603 (колонки N 1,2) и зав. N 617161 (колонки N 3,4). Межповерочный интервал 1 год.
Даты проведения поверок согласно паспорту ТРК зав. N 627603 (колонки N 1,2), год выпуска 2014, следующие: 1) 20.01.2015; 2) 17.04.2015; 3) 14.07.2015; 4) дата не установлена, т.к. заклеена; 5) 2007.2016; 6) 26.04.2017; 7) 24.04.2018; 8) 26.06.2019 -превышение срока МПИ 1 год (нарушение МПИ), срок истек 23.04.2019. С 24.04.2019 по 26.06.2019 неповеренная ТРК; 9) 12.04.2021 - превышение срока МПИ 1 год (нарушение МПИ), срок истек 25.06.2020. С 26.06.2020 по 12.04.2021 неповеренная ТРК.
Даты проведения поверок согласно паспорту ТРК зав. N 617161 (колонки N 3,4), год выпуска 2013, следующие: 1) 20.01.2015; 2) 02.03.2016 - превышение срока МПИ 1 год (нарушение МПИ), срок истек 19.01.2016. С 20.01.2016 по 02.03.2016 неповеренная ТРК; 3) 20.07.2016; 4) 26.04.2017; 5) 24.04.2018; 6) 26.06.2019 - превышение срока МПИ 1 год (нарушение МПИ), срок истек 23.04.2019. С 24.06.2019 по 26.06.2019 неповеренная ТРК; 7) 12.04.2021 - превышение срока МПИ 1 год (нарушение МПИ).
Также на АЗК N 19 применяется система измерительная "СТРУНА+", зав. N И409, per. N 58711-14. Межповерочный интервал 4 года. Дата последней поверки 15.03.2019.
Таким образом, в паспортах по ТРК зав. N 627603 (колонки N1,2), по ТРК зав. N617161 (колонки N3,4) фигурируют неоднократные периоды несоблюдения межповерочных интервалов - 1 год, установленных методикой поверки, тем самым имеются факты нарушения законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, несоблюдения порядка поверки средств измерений, несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Кроме того, существует противоречие между представленным графиком поверки СИ АО "Самаранефтепродукт" по АЗК N 19 и паспортами на ТРК зав. N 627603 (колонки N 1,2) и ТРК зав. N 617161. В графике присутствует дата за 2020 год - 24.04.2020, фактически в паспорте отметка о поверке в 2020 году отсутствует.
Также отсутствуют сведения о результатах поверки средств измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений документов и сведений в соответствии с частью 6 статьи 13 ФЗ-102 и пунктом 24 порядка создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений (утв. приказом Минпромторга от 28 августа 2020 г. N 2906, рег. Минюста 22 октября 2020 г. N60520): Сведения о результатах поверки средств измерений, предусмотренные подпунктом "л" пункта 5 настоящего Порядка, на основании части 6 статьи 13 Федерального закона N102-ФЗ передаются в Фонд юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводящими поверку средств измерений в соответствии с порядком проведения поверки средств измерений, предусмотренным частью 5 статьи 13 Федерального закона N102-ФЗ (далее - порядок поверки), в электронном виде в срок, предусмотренный порядком поверки.
Отсутствуют сведения о результатах поверки средств измерений в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (ТИС "АРШИН"):
1) по СИ Системы измерительные "СТРУНА+", зав. N И409 за 2019 г, а также за 2020, 2021 года;
2) по ТРК SK700-2 зав. N 627603 - за 2019, 2020, 2021 года;
3) по ТРК SK700-2 зав. N 617161, дата выпуска 2014 - за 2019, 2020, 2021 года.
Между тем, результатами поверки средств измерений в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона N 102-ФЗ являются сведения о результатах поверки средств измерений, включенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
В соответствии с вступившим в силу 24.09.2020 Федеральным законом от 27.12.2019 N 496-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" подтверждением результатов поверки средств измерений являются сведения о результатах поверки средств измерений, внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ФИФ ОЕИ).
Передача сведений в ФИФ ОЕИ до 24.09.2020 являлась не обязательной процедурой, основанием для применения прибора являлось свидетельство о поверке средств измерений.
Следовательно, сведения о результатах поверки средств измерений в соответствии с требованиями закона не должны вноситься за 2019 и 2020 годы.
Судом первой инстанции установлено, что на дату проведения проверки 22.12.2021 на АЗК N 19 ТРК SK700-2, зав. N617161 и N627603 и СИ "Струна+" зав. N И409 проверены 12.04.2021 и 14.03.2019 соответственно, о чем свидетельствуют пломбы и свидетельства о поверке средств измерений, что исключает сомнения в исправности технического состояния средств измерения и обеспечивает достоверные результаты измерений, соответствующие установленным обязательным метрологическим характеристикам показатели точности измерений.
Согласно части 6 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", сведения о результатах поверки средств измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в срок, установленный в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи.
О проведении поверки ТРК на АЗК N 19 12.04.21 ФГБУ "Самарский ЦСМ", согласно заключенному договору, представлены свидетельства, согласно которым в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений внесены записи о поверке с указанием номеров записей N 121260197, N 121260196.
Из пояснений представителя заявителя следует, что ЗАО "НТФ НОВИТЕХ" в обязанности которого входило внесение сведений о проведении поверки Системы измерительной "Струна+" зав. N И409 14.03.2019 в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений в установленные законом сроки сведения внесены, однако, по техническим причинам, а именно: работа ФГИС "АРШИН" в тестовом режиме до 24.09.2020, вышеуказанные сведения в системе не отразились и запись была восстановлена в кратчайшие сроки.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции, что действия АО "Самаранефтепродукт" не содержат состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.19 КоАП РФ.
Обществом предприняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства.
Судом первой инстанции установлено, что Решением судьи Промышленного районного суда г.Самары от 11.07.2022 постановление заместителя начальника отдела (инспекции) в Ульяновской и Самарской областях Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Пименовой Татьяны Владимировны N 57/2-2022 от 11 января 2022 г. о привлечении должностного лица - ведущего инженера-метролога АО "Самаранефтепродукт" Чернова Александра Сергеевича к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба защитника должностного лица - ведущего инженера-метролога АО "Самаранефтепродукт" Чернова Александра Сергеевича - Рубцовой Натальи Владимировны - без удовлетворения.
Решением Самарского областного суда от 20.10.2022 решение судьи Промышленного районного суда г.Самары от 11.07.2022 отменено. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.19 КоАП РФ в отношении должностного лица Чернова А.С. прекращено по основанию п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Суд пришел к выводу о том, что виновность Чернова А.С., как должностного лица в несоблюдении интервала между поверками не нашла подтверждения в ходе судебного разбирательства, суд не нашел оснований для признания его виновным в отсутствии сведений о поверке в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, что исключает наличие в деянии должностного лица Чернова А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является основанием для освобождения его от административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2022 года по делу N А55-1841/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1841/2022
Истец: АО "Самаранефтепродукт"
Ответчик: Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ) Приволжское межрегиональное территориальное управление Отдел (инспекция) в Самарской области
Третье лицо: Приволжско-уральское межрегиональное территориальное управление федерального агенства по техническому регулированию, Промышленный районный суд г. Самары