г. Челябинск |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А07-31135/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Махровой Н.В., Напольской Н.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дроздовой К.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.10.2022 по делу N А07-31135/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" - Щербинин И.Н. (доверенность N 119-1/07-37 от 01.01.2023, диплом, паспорт),
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" (далее - истец, ООО "Башкирэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее - ответчик, Администрация, податель жалобы) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 181 352 руб. 61 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 14.07.2020 по 19.10.2020 в сумме 13548 руб. 44 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами с 20.10.202 по день фактической оплаты долга.
Решением суда первой инстанции от 28.06.2021 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17 января 2022 г. решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2021 по делу N А07-31135/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 по тому же делу отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Определением суда первой инстанции от 18 февраля 2022 дело принято на новое рассмотрение.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика неосновательное обогащение в сумме 1 181 352 руб. 61 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 14.07.2020 по 19.10.2020 в сумме 13548 руб. 44 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами с 20.10.2020 по день фактической оплаты долга.
Уточнение исковых требований принято судом порядке статьи 49 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 06.10.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы ее подателем указано на отсутствие правовых норм местного значения, предусматривающих для сельских поселений организации электроснабжения.
До начала судебного заседания истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "Башкирэнерго" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан.
15.06.2020 в ходе проводимой истцом проверки по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, с. Карамалы (входит в состав
Акбердинского сельсовета муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан), было установлено, что ответчик осуществляет потребление электроэнергии в отсутствие в установленном порядке договора.
По факту выявленного бездоговорного потребления истцом были составлены следующие акты о бездоговорном потреблении электрической энергии:
N 112300005А0004 -уличное освещение от КТП-4431, линия-1: на опорах N 4. 7 по ул. Альмухаметова:
N 112300005А0006 - уличное освещение от ТП-2384, -линия-3: па опорах N" 5.6,7.8.9,11 по ул. Гареева, -линия-1: на опорах N 5-7. 5-9, 5-10, 5-11, 5-13, 5-15 по ул. Кусимова;
N 112300005А0007 - уличное освещение от ТП-2392, -линия-1: на опорах N 4 по ул. Кусимова, -линия4: на опорах N 3, 6 по ул. Муртазина, -линия-3: на опорах N 2, 3, 6, 8, 10, 12, 2-3, 2-5, 2-9, 2-11, 2-13 по ул. Муртазина;
N 112300005А0008 - уличное освещение от КТП - 2384, -линия-1: на опорах N 5, 7, 9. 11, 13 по ул. Кусимова, -линия-2: на опорах N 3, 5, 7, 9, 11 по ул. Гареева, -лииия-4: на опорах N 2, 3 по ул. Гареева:
N 112300005А0009 - уличное освещение от КТП - 761, -линия-1: на опоре N 6 по пер. Медовый, -линия-2: на опорах N 4, 7, 10 по пер. Сосновый;
N 112300005А0010 - уличное освещение от ТП - 2023, -линия-4: на опорах N 1.2-1. 2-3, 2-5, 2-6. 2-8, 2-10 по ул. Загира Исмагилова, -линия-4: на опорах N 5, 5-2. 5-4, 5-7, 5-10, 6-4 по ул. Ахметова;
N 112300005А0011 - уличное освещение от ТП - 2023, -линия-5: на опорах N 3.5, 7, 9, 11. 13 по ул.. Давлетшиной. -линия-3: на опорах N 4. 4-3. 4-5 по ул. Загира Исмагилова, -линия-3: на опорах 7-1. 7-2, 7-3. 7-5. 8-7 по ул. Ахметова. -линия-3. на опорах 20. 21 по ул. Гареева.
При составлении Актов о бездоговорном потреблении электрической энергии присутствовал представитель ответчика - Раянова А.Б.
Представитель Раянова А.Б. факт бездоговорного потребления электроэнергии признала, акты подписала, пояснила, что бездоговорное потребление электроэнергии осуществлено в связи с тем, что существовала потребность в электроэнергии.
Для расчета объемов бездоговорного потребления ответчик приглашен 18.06.2020, о чем прямо отражено в актах. Ответчик на расчет не явился.
18.06.2020 на комиссии истца были рассмотрены обстоятельства бездоговорного потребления электрической энергии и определены объемы бездоговорного потребления, а также произведен расчет стоимости объема бездоговорного потребления электрической энергии.
Объем бездоговорного потребления электрической энергии рассчитан в соответствии с пунктом 189 (В редакции, действующей до 01.07.2020 - п. 196) Основных положений и составляет:
По акту N 112300005А0004 - 5246.21 кВт*ч. Стоимость неучтенного (бездоговорного) потребления составила - 31502,75 руб. (расчет приведен в части II акта о бездоговорном потреблении электрической энергии).
По акту N 112300005Л0006 31477.20 кВт*ч. Стоимость неучтенного (бездоговорного) потребления составила - 189016.42 руб. (расчет приведен в части II акта о бездоговорном потреблении электрической энергии).
По акту N 112300005 А0007 - 36723,46 кВт*ч. Стоимость неучтенного (бездоговорного) потребления составила - 220519,15 руб. (расчет приведен в части II акта о бездоговорном потреблении электрической энергии).
По акту N 1 12300005Л0008 34100.35 кВт*ч. Стоимость неучтенного (бездоговорного) потребления составила - 204767,78 руб. (расчет приведен в части II акта о бездоговорном потреблении электрической энергии).
По акту N 112300005 А0009 - 10492.42 кВт*ч. Стоимость неучтенного (бездоговорного) потребления составила - 63005,47 руб. (расчет приведен в части II акта о бездоговорном потреблении электрической энергии).
По акту N 112300005А0010 - 34100,35 кВт*ч. Стоимость неучтенного (бездоговорного) потребления составила - 204767,78 руб. (расчет приведен в части II акта о бездоговорном потреблении электрической энергии).
По акту N 112300005А0011 - 44592.77 кВт*ч. Стоимость неучтенного (бездоговорного) потребления составила - 267773.26 руб. (расчет приведен в части II акта о бездоговорном потреблении электрической энергии).
Общий объем по актам составляет 196732,76 кВт*ч. Общая стоимость неучтенного потребления составила 1 181 352.61 руб.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия N 2510 от 19.06.2020 с требованием оплатить задолженность, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Посчитав, что Администрация Каратабанского сельского поселения осуществила бездоговорное потребление электроэнергии, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности бездоговорного потреблении электроэнергии ответчиком в спорный точке поставки в заявленном истцом объеме.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии при выявлении безучетного потребления электроэнергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 04.05.2012 (далее - Основные положения N 442).
В соответствии с пунктом 169 Основных положений N 442 субъекты электроэнергетики, в том числе сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления в части организации коммерческого учета, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии.
Согласно пункту 2 Основных положений N 442 под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей;
Последствия потребления электрической энергии без заключения договора энергоснабжения установлены в пункте 177 Основных положений N 442, согласно которому по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию.
В силу пунктов 177, 178 Основных положений N 442 по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
В акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о лице, осуществляющем безучетное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления безучетного потребления электрической энергии, о приборах учета на момент составления акта, о дате предыдущей проверки, объяснения лица, осуществляющего безучетное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта и его замечания к составленному акту (в случае их наличия).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление.
Согласно пункту 189 Основных положений N 442 объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к данному документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за один год. При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Сетевая организация оформляет счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления и направляет его лицу, осуществившему бездоговорное потребление.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить этот счет в течение 10 дней со дня его получения.
При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценивая представленные истцом акты о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что они содержат исчерпывающие сведения о выявленном факте бездоговорного потребления электроэнергии на объектах ответчика (уличное освещение).
Сведения, указанные в актах, позволяют установить в отношении какого объекта энергоснабжения сотрудниками сетевой организации проведена проверка, каким способом осуществлено подключение к сетям ООО "Башкирэнерго".
Как установлено судом первой инстанции, ответчик не имеет на территории с. Карамалы объектов электросетевого хозяйства, не является сетевой организацией, не является иным владельцем сетевого хозяйства), все ВЛ на территории с. Карамалы являются собственностью ООО "Башкирэнерго" (подтверждается актами о бездоговорном потреблении электроэнергии, актом совместного осмотра от 11.03.2022);
Технологическое присоединение объектов энергопотребления (фонари уличного освещения) собственником которых является ответчик, к ВЛ ООО "Башкирэнерго" осуществлено самовольно (Подтверждается актами о бездоговорном потреблении электроэнергии, актом совместного осмотра от 11.03.2022, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 25.06.2020. которым в т.ч. установлено, что установка фонарей произведена в период с 15.11.2019 по 30.11.2019, и в действиях Главы Администрации Акбердинского сельсовета присутствует состав ст. 7.19 КоАП РФ (Самовольное подключение к электрическим сетям));
Между ответчиком и ООО "ЭСКБ" (гарантирующим поставщиком на территории Республики Башкортостан) договоры на поставку электроэнергии, в т.ч. по другим точкам поставки в отношении уличного освещения н.п. Карамалы отсутствуют (Подтверждается актами о бездоговорном потреблении электроэнергии, ответом гарантирующего поставщика - ООО "ЭСКБ" N ЭСКБ/ЦТО/765 от 11.03.2022, в соответствии с которым, в отношении объектов уличного освещения, расположенных на территории с. Карамалы, ответчик за заключением договора не обращался. С иными потребителями в отношении объектов уличного освещения, расположенных на территории с. Карамалы договоры также не заключались).
Приборы учета в отношении объектов уличного освещения отсутствуют (Подтверждается актами о бездоговорном потреблении электроэнергии положенными в основу иска, дополнительно - совместным актом осмотра от 11.03.2022). В связи с отсутствием приборов учета, величину фактически потребленной электроэнергии для целей уличного освещения установить невозможно, в связи с чем. расчет правильно произведен в соответствии с пунктом 189 (В редакции, действующей до 01.07.2020 - п. 196) Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 442.
Факт наличия в спорный период системы уличного освещения в населенном пункте, равно как и факт потребления энергии, ответчик ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной суде не оспаривал.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие доказательств, подтверждающих право собственности истца на линейный объект - линии электропередач, посредством которой осуществляется освещение улиц, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Указанные обстоятельства, равно как и отсутствие сведений кадастрового учета линейного объекта и договоров аренды земельных участков под опорами электропередач не свидетельствуют о необоснованности требований истца.
Как сказано выше, общество "Башкирэнерго" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Также ответчиком не представлены доказательства того, что услуги по передаче электрической энергии не территории населенного пункта осуществляются не истцом, а иным лицом.
Исходя из изложенного, бездоговорное потребление электрической энергии является фактическим основанием для возникновения кондикционного обязательства, которое состоит в неосновательном приобретении электрической энергии потребителем у сетевой организации путем самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) в отсутствие соответствующего юридического основания - договора энергоснабжения.
Факт отсутствия на момент проведения проверок договоров энергоснабжения, заключенных в установленном порядке в отношении уличного освещения, Администрацией не оспорен.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие нормативного обоснования для удовлетворения иска не принимаются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Исходя из анализа положений пункта 19 части 1 статьи 14, пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 125 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, организация освещения улиц относится к вопросам местного значения, в связи с чем расходы на содержание и эксплуатацию объектов уличного освещения (в том числе, оплата электроэнергии, израсходованной на наружное освещение) должны возмещаться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения.
Следует отметить, что услуга освещения улиц необходима для решения вопросов местного значения. Потребности в этой услуге обеспечиваются за счет средств местного бюджета поселения и являются муниципальными нуждами.
Таким образом, в зоне ответственности Администрации находятся элементы уличного освещения, расположенные в пределах населенного пункта, доводы об обратном противоречат нормам действующего законодательства.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы оцениваются судом апелляционной инстанции критически.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.10.2022 по делу N А07-31135/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В.Лукьянова |
Судьи |
Н.В.Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-31135/2020
Истец: ООО БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ АКБЕРДИНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИГЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10120/2021
26.01.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17292/2022
21.10.2022 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-31135/20
17.01.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10120/2021
29.09.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12193/2021
28.06.2021 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-31135/20