город Москва |
|
29 февраля 2024 г. |
дело N А40-177375/23 |
Резолютивная часть постановления от 26.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 29.02.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ИвМашТорг" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2023
по делу N А40-177375/23
по заявлению ООО "ИвМашТорг"
к Центральной электронной таможне
о признании незаконным и отмене решения;
при участии:
от заявителя - Никотин А.А. по доверенности от 15.01.2024;
от заинтересованного лица - Сорокина О.А. по доверенности от 09.01.2024;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2023 в удовлетворении заявленных ООО "ИвМашТорг" требований о признании незаконным и отмене решения Центральной электронной таможни от 09.05.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, в заявленные декларации на товары N 10131010/080223/3045493, отказано.
ООО "ИвМашТорг" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить.
Представители общества и таможенного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Через канцелярию суда от таможенного органа поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "ИвМашТорг" на Центральном таможенном посту (ЦЭД) Центральной электронной таможни под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по декларации на товары N 10131010/080223/3045493 помешены товары, которые ввезены и задекларированы в рамках внешнеторгового контракта N 28072022 от 28.07.2022, заключенного с ООО "PROM ТехШе" (Республика Узбекистан), (продавец), на основании инвойса N 3 от 26.01.2023 условия поставки FCA Бухара (Инкотермс-2010).
Таможенная стоимость определена декларантом по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в соответствии со ст. ст. 39. 40 Таможенного кодекса ЕАЭС.
В ходе проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, в соответствии с п. 4 ст. 325 Таможенного кодекса ЕАЭС Центральным таможенным постом (ЦЭД) декларанту направлен запрос документов и (или) сведений от 09.02.2023 по декларации на товары N 10131010/080223/3045493 содержащий перечень документов, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений о таможенной стоимости товаров, заявленных в таможенной декларации.
Товары выпущены в соответствии со ст. 121 Таможенного кодекса ЕАЭС до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений. На запрос таможенного органа декларантом в электронном виде предоставлены документы и пояснения.
По результатам анализа, представленных обществом документов, Центральным таможенным постом (ЦЭД) Центральной электронной таможни установлено, что они не устраняют основания для проведения проверки таможенных, иных документов и сведений в отношении таможенной стоимости товаров, заявленных в декларации и в соответствии с п. 15 ст. 325 Таможенного кодекса ЕАЭС обществу 29.04.2023 направлен запрос дополнительных документов и сведений.
На запрос таможенного органа декларантом в электронном виде представлены документы и пояснения.
По результатам рассмотрения имеющихся в распоряжении таможенного органа документов и сведений, а также предоставленных декларантом на запрос таможенного органа, в соответствии с п. 17 ст. 325 Таможенного кодекса ЕАЭС Центральным таможенным постом (ЦЭД) от 09.05.2023 по декларации N 10131010/080223/3045493 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации.
Не согласившись с выводами таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения органа таможенного контроля и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
При осуществлении контроля за обоснованностью заявляемой декларантом таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе производить проверку указанной стоимости, вместе с тем определение иной стоимости может быть осуществлено лишь в случае недостоверности или недостаточности представленных декларантом сведений.
Обязанность доказывания несоответствия заявленной таможенной стоимости возложена таможенным законодательством на таможенный орган; такая же обязанность доказывания законности оспариваемого решения возлагается на орган или лицо, которые приняли это решение (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Доказательства, представленные таможенным органом, как и доказательства, представленные декларантом, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 15 ст. 38 Таможенного кодекса ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном ст. 39 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже до вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со ст. 40 Кодекса.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем посредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов (п. 3 ст. 39 ТК ЕАЭС).
Согласно п. 9 ст. 38 Таможенного кодекса ЕАЭС, определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Из материалов дела следует, что принимая решение о внесении изменений в декларации на товары, таможенный орган основывался только на тех документах и сведениях, которые представлены декларантом в момент подачи декларации и направленных обществом ответы на соответствующие запросы таможенного органа.
Центральной электронной таможней проведены проверочные мероприятия в отношении таможенной стоимости товара, декларируемого товара по декларации N 10131010/080223/3045493, по результатам которых 07.11.2023 составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10131000/211 /071123/А0832.
07.11.2023 Центральной электронной таможней принято решение о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации N 10131010/080223/3045493.
Сумма в размере 21.267.42 руб. взыскана с заявителя.
Таким образом, с учетом ранее взысканных таможенных платежей сумма составляет 246.141.42 руб.
Вместе с тем, на момент рассмотрения настоящего заявления по существу обжалуемое решение отменено, в связи с чем в рамках рассмотрения настоящего дела предмет спора отсутствует.
При таких обстоятельствах, избранный заявителем способ защиты не приведет к восстановлению его субъективных прав.
Кроме того, декларантом не подтверждена структура таможенной стоимости в части экспедиторских расходов.
Обществом заявлены условия поставки FCA Бухара, в таких случаях на цену ввозимых товаров оказывают влияние определенные условия индивидуального характера, связанные с расходами за доставку товаров.
Согласно договору транспортно-экспедиционного обслуживания N 207 от 06.04.2022 с ООО "LITEZ SERVICES" предметом договора выступает регулировка взаимоотношений сторон при выполнении или организации экспедитором на платной основе, по поручению и за счет заказчика, комплекса услуг, связанных с перемещением грузов заказчика как внутри одного государства, так и между двух или более государств, международным сообщением всеми видами транспорта.
Заказчик поручает, а экспедитор (ООО "LITEZ SERVICES") принимает на себя выполнение работ по организации перемещения грузов заказчика, на условиях и по стоимости согласованной в заявках на организацию перевозки, являющейся неотъемлемой частью анализируемого договора.
Согласно п. 2.1 контракта стоимость услуг согласуется сторонами в заявке, являющейся неотъемлемой частью контракта.
Согласно п. 2.2 стоимость услуг на выполнение или организации перевозок грузов, оказываемых экспедитором транспортно-экспедиторских услуг согласно заявке, заключаемой в соответствии с п. 1.2 договора, включает в себя вознаграждение Экспедитора.
При оказании услуг по организации перевозки груза, организации хранения, агентских и прочих услуг, в случаях, предусмотренных контрактом, экспедитор вправе требовать оплаты вознаграждения в размере, согласованном в заявке.
В сумму вознаграждений не включается сумма расходов понесенных экспедитором для оплаты услуг третьих лиц, при условии их предварительного согласования с заказчиком.
Факт передачи экспедитором и принятия заказчиком выполненных экспедитором услуг оформляется актом выполненных работ, подписанным обеими сторонами.
Оплата услуг на выполнение или организацию перевозок грузов производится заказчиком в сроки, согласованные сторонами в заявке, по счету экспедитора и с указанием в платежных документах номера договора и номера счета.
Цены в заявках должны быть указаны в условных единицах, приравненных к валюте доллары США.
Декларантом представлена заявка на организацию перевозки N 24 от 02.02.2023, согласно пункту "стоимость услуг" равняется 1.950 долларов США.
Условия оплаты определены 100 % предварительная оплата в течение 5 банковских дней с момента заезда автомашины на склад заказчика.
Согласно заявке разбивка представлена следующая: по территории Узбекистана 450 долларов США; по территории Казахcтана 750 долларов США: по территории Российской Федерации до г. Тейково 750 долларов США.
Счет N 24 от 02.02.2023 на сумму 1.950 долларов США, а также акт N 24 от 10.02.2023 на сумму 1.950 долларов США.
Декларантом представлено SWIFT-уведомление от 16.02.2023 на сумму 4.100 долларов США, в назначении платежа указан исключительно номер контракта, что не соответствует условиям контракта п. 2.5.
Соответственно, у таможенного органа отсутствует возможность использовать указанные сведения в целях подтверждения заявленной стоимости декларантом, установления возможности применения заявленного декларантом метода определения таможенной стоимости.
Следует отметить, что счет и заявка на транспортное обслуживание выставлены экспедитором ООО "Litez services". Узбекистан, вместе с тем, перевозчиком является компания "South Trans Sеrvice" Туркестан.
Сведения о размере вознаграждения экспедитора и включении его в структуру таможенной стоимости в представленных документах отсутствуют.
Сведения о транспортных расходах, в том числе их разделение на расходы до и после пересечения границы ЕАЭС могут быть основаны только на сведениях лица, непосредственно оказавшего услуги по перевозки товаров, поскольку именно это лицо несет расходы на амортизацию, ГСМ, заработную плату, командировочные и иные расходы связанные с перевозкой, зависимые от расстояния до определенных географических пунктах и на определенных территориях.
Экспедитору и перевозчику направлены запросы документов и сведений ООО "PROM Textile" - N 12-11/17885 от 26.09.2023, ООО "litez services" 12-11/17884 от 26.09.2023, "South Trans Sеrvice"12-11/17952 от 27.09.2023 - ответ в таможенный орган не поступал.
Декларантом представлено пояснительное письмо относительно условий, которые могли повлиять на снижение стоимости данного продукта.
В пояснении декларант указывает на то, что в Узбекистане волокно продается на Республиканской товарной бирже и применяется скидка с индекса "А" 125 долларов. Данный товар является биржевым, с января по март наблюдались снижение биржевых котировок на сайте www.cotlook.com на мировом рынке в связи со снижением спроса на данное сырье.
Декларант ссылается на помесячное снижение индексов котировок на скане с сайта (приложение). Некоторые компании используют демпинговые цены на свою продукцию, чтобы освободить затоваренные склады.
Данная компания заинтересована в закупке качественного сырья по более низкой цене.
Представленный декларантом скан в приложении 2 имеют нечитаемый вид. Проанализировать данную информацию возможность отсутствует.
Необходимо отметить, что от самого производителя/продавца товара ООО "PROM Textile" информации о формирования цены товара, калькуляции себестоимости товара обществом не представлено.
Декларантом представлена экспортная декларация страны происхождения N 06002/02.02.2023/0000360.
Факт того, что таможенным органом выявлены расхождения в графе N 35 с анализируемой декларации (вес брутто экспортной декларации составляет 16.747 кг., вес брутто анализируемой декларации составляет 16.577.59 кг.).
Такое же разночтение имеется в CMR N 02022023.
Кроме того, 45 и 46 графа экспортной декларации составила 61.751 долларов США, а графа 42 - 61.451 долларов СШA.
Представленный приходный ордер N ГДТ 10131010/080223/3045493 от 12.02.2023 имеет графу количество принятого товара, которое в свою очередь составило 94.540 м., что соответствует погонному метру, указанному в инвойсе N 3 от 26.01.2023.
Согласно Международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс" - группа F основная перевозка не оплачивается продавцом - означает, что продавец осуществляет передачу товара, прошедшего таможенную очистку для вывоза, указанному покупателем перевозчику в обусловленном месте. При этом в обязанность продавца входит в соответствии с условиями договора купли-продажи предоставить товар и предоставить коммерческий счет-инвойс, а также любые иные доказательства соответствия товара. При этом продавец обязан по просьбе покупателя оказать последнему на его риск и за его счет полное содействие в получении документов выдаваемых в стране отгрузки, которые могут понадобиться покупателю для ввоза товара.
В целях подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости, таможенным органом был запрошен прайс-лист производителя товаров, являющийся публичной, свободной офертой.
Понятие "публичной, свободной оферты" в соответствии с общепринятой коммерческой практикой предполагает, что прайс-лист предназначен неопределенному кругу лиц (потенциальных покупателей). Данный документ может быть использован таможенным органом в целях подтверждения свободного. конкурентного ценообразования в отношении заявленных к декларированию товаров, однозначно подтвердить отсутствие влияния на цену сделки каких-либо условий или обстоятельств, препятствующих применению метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами и регламентированных п. 1 ст. 39 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Подобный документ, являясь публичной офертой, должен обладать информацией о всей или о значительной части номенклатуры предлагаемых производителем к продаже товаров в целях наиболее продуктивного информирования потенциальных покупателей.
В ответе на запрос обществом даны пояснения относительно того, что поставляемый товар указан в прайс-листе производителя и указан под позицией N 1. Цена товара 0.65 долларов США за 1 погонный метр, что соответствует Спецификации N 4 от 26.01.2023; коммерческое предложение от ООО "PROM Tеxtile" выставлено обществом в рамках контракта N 28072022 от 28.07.2022. Таким образом, по мнению общества, между продавцом и покупателем существуют условия или обязательства, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено, то есть на цену ввозимых товаров оказывают влияние определенные условия индивидуального характера, связанные с конкретной продажей определенному покупателю, то есть имеет место отклонение от обычной торговой практики на свободном, конкурентном рынке соответствующих товаров, следовательно, имеет место прямая экономическая заинтересованность в создании преимущественных условий для определенной организации.
Таможенным органом сделаны обоснованные выводы о том, что декларантом в подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, в том числе в рамках дополнительной проверки представлены противоречивые, недостоверные сведения, которые не могут быть использованы в рамках подтверждения обоснованности применения 1 метода декларантом. Соблюдение обязательств по контракту в части оплаты не подтверждено документально.
По результатам проведенного таможенного контроля таможенная стоимость товара по декларации N 10131010/080223/3045493 Центральным таможенным постом (ЦЭД) Центральной электронной таможни определена на основе резервного метода определения (метод 6) на базе применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в соответствии со ст. ст. 45 и 39 Таможенного кодекса ЕАЭС, на основании следующей информации: товар 1 - декларация на товары N 10131010/031122/3481268 (товар 1), INVOICE N 37 от 06.10.2022, цена - 0.82 USD за (п.м.) = 0,82-м. * 94.540 м2 * 70.8924 (08.02.2023) + 31.901.58 (транспортные расходы ) = 5.527.678, 93 руб.
С учетом того обстоятельства, что на дату принятия решения сохранялись неполнота документального подтверждения и сомнения в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, таможенным органом принято решение с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение того, что таможенная стоимость ввозимых товаров не соответствует их действительной стоимости.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2023 по делу N А40-177375/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-177375/2023
Истец: ООО "ИВМАШТОРГ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ