г. Тула |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А68-11959/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.01.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - государственной жилищной инспекции Тульской области (г. Тула, ОГРН 1037101135246, ИНН 7107071920) - Осиповой Ю.А. (доверенность от 04.10.2022), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Тульское жилищное хозяйство" (г. Тула, ОГРН 1137154017934, ИНН 7107543500), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тульское жилищное хозяйство" на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.06.2022 по делу N А68-11959/2021 (судья Морозова Г.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тульское жилищное хозяйство" (далее - ООО "Тулжилхоз", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Тульской области (далее - инспекция) о признании незаконными и отмене предписания от 19.10.2021 N 453 и протокола об административном правонарушении от 19.10.2021 N 787.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.06.2022 в удовлетворении требований ООО "Тулжилхоз" о признании незаконным и отмене предписания инспекции от 19.10.2021 N 453 отказано; в части требований общества о признании незаконным и отмене протокола об административном правонарушении от 19.10.2021 N 787 производство по делу прекращено.
Определением суда от 12.12.2022 исправлены допущенные в решении суда опечатки в датах и номерах оспариваемых предписания и протокола об административном правонарушении, указано читать: "предписание от 19.10.2021 N 453", "протокол об административном правонарушении от 19.10.2021 N 787".
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "Тулжилхоз" обжаловало его в апелляционном порядке. Указывает, что общество не является управляющей организацией в отношении спорного многоквартирного дома (МКД), не имеет лицензии на проведение проверки и очистки дымовентиляционных каналов, в связи с чем оспариваемое предписание незаконно.
Инспекция возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО "Тулжилхоз" в судебное заседание представителя не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника инспекции от 12.10.2021 N 1056 в отношении ООО "Тулжилхоз" проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданина.
В ходе проверки установлено, что в жилом помещении по адресу: г. Тула, пос. Косая гора, 3-й Горьковский проезд, д. 8, кв. 16 проточный газовый водонагреватель отключен от газоснабжения, горячая вода в жилом помещении отсутствует, для подключения проточного газового водонагревателя к газоснабжению необходимо провести проверку состояния дымовых и вентиляционных каналов.
В связи с изложенным инспекцией сделан вывод о том, что ООО "Тулжилхоз", являющееся организацией, осуществляющей деятельность по содержанию и ремонту общего имущества в указанном МКД, уклоняется от проведения проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов в квартире N 16, что является нарушением положений статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 11 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410, пунктов 15, 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
По результатам проверки инспекцией составлены акт от 19.10.2021 N 1013, протокол об административном правонарушении от 19.10.2021 N 787 и выдано предписание от 19.10.2021 N 453, которым обществу предписано в срок до 01.11.2021 выполнить проверку состояния дымовых и вентиляционных каналов в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Тула, пос. Косая Гора, 3-й Горьковский проезд, д. 8, выдать акт проверки дымовых и вентиляционных каналов.
Не согласившись с предписанием от 19.10.2021 N 453 и протоколом об административном правонарушении от 19.10.2021 N 787, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из трех способов управления жилым домом, в частности, непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать.
В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Частью 2.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1 статьи 161 ЖК РФ).
Такими правилами, в частности, являются Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Как следует из пункта 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (подпункт "д").
В пункте 1.1 Правил N 170 закреплено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу пункта 5.5.6 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе, содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Работы по устранению дефектов строительного характера, а также нарушений тяги каналов, выявленных при профилактических осмотрах (ревизиях), а также отделочные работы после монтажа или ремонта внутренних устройств газоснабжения должны выполняться организацией по обслуживанию жилищного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410).
Пунктом 4 данных Правил предусмотрено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение; техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования.
Согласно пункту 5 Правил N 410 обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Пунктом 8 Правил N 410 определено, что работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании возмездного договора о техническом диагностировании указанного оборудования, заключаемого с организацией, отвечающей требованиям, установленным разделом IX названных Правил в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах обеспечивается путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы.
Согласно пункту 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
В соответствии с пунктом 15 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов включают техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем.
Пунктом 21 Минимального перечня N 290 предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме: организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
Пунктом 42 Правил N 491 установлено, что лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, так же как и управляющие организации, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками помещений, в частности путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), в соответствии со статьей 164 ЖК РФ (пункт 16 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2015 N 309-АД15-3331, обязанность по надлежащему содержанию общего имущества возложена на управляющие организации и лиц, выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Таким образом, при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обязаны создавать условия для безопасного газоснабжения, несут ответственность за выполнение своих обязательств не только в соответствии с заключенными договорами, но и в соответствии с вышеприведенными положениями Правил.
В силу изложенного организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в многоквартирном доме N 8 по 3-ему Горьковскому проезду в пос. Косая гора г. Тулы в качестве способа управления МКД выбрано непосредственное управление (протокол внеочередного очного общего собрания от 03.05.2020 N 1).
Между ООО "Тулжилхоз" (исполнитель) и собственниками помещений в указанном МКД (заказчик) 01.09.2020 заключен договор N 1-3Г8/2020 на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Предметом договора является предоставление исполнителем за плату заказчику в соответствии с условиями договора работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (пункт 2.1).
Пунктом 3.1.1 договора предусмотрена обязанность исполнителя выполнять работы и оказывать услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества, состав которого определен приложением N 3 к договору, в соответствии с перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества заказчиком в многоквартирном доме, согласно приложению N 1 к договору.
Следовательно, ООО "Тулжилхоз", обслуживая указанный многоквартирный дом и получая от жителей плату за содержание и ремонт общего имущества дома, обязано соблюдать требования жилищного законодательства, в том числе выполнять проверку и надлежащим образом содержать дымовые и вентиляционные каналы жилых помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 этих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Из материалов дела следует, что инспекцией в ходе проведенной проверки установлено, что в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Тула, 3-й Горьковский проезд, д. 8, кв. 16, проточный газовый водонагреватель отключен от газоснабжения, горячая вода в жилом помещении отсутствует, для подключения проточного газового водонагревателя к газоснабжению необходимо провести проверку состояния дымовых и вентиляционных каналов.
В состав общего имущества многоквартирного дома включается внутридомовая инженерная система газоснабжения. Организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов и организация проведения работ по устранению нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, отнесены к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (пункт 21 Минимального перечня N 290).
Таким образом, общество как лицо, принявшее в соответствии с договором от 01.09.2020 на себя обязательства по выполнению работ и оказанию услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Тула, пос. Косая гора, 3-ий Горьковский проезд, д. 8, обязано устранить выявленное нарушение, то есть выполнить техническое обслуживание дымовых и вентиляционных каналов.
Ссылка общества на то, что договором от 01.09.2020 N 1-3Г8/2020 не предусмотрены работы по содержанию и ремонту дымовентиляционных каналов, а также не предусмотрены обязательства по обеспечению выполнения обязательных мероприятий и работ, подлежит отклонению, поскольку отсутствие таких положений в договоре не освобождает общество от выполнения обязательных работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Заключая данный договор, заявитель принял на себя обязательства по выполнению всего комплекса работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах доводы общества о том, что оно не является управляющей компанией в отношении спорного МКД, не имеет лицензии на право проверки и очистки дымовентиляционных каналов, являются несостоятельными.
Представленные в материалы дела акты на периодическую проверку и очистку дымовых и вентиляционных каналов не опровергают установленного инспекцией и подтвержденного материалами дела факта нарушения обществом вышеуказанных нормативных требований.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части требований о признании незаконным и отмене протокола об административном правонарушении суд правомерно прекратил производство по делу, так как протокол является процессуальным документом, в котором фиксируется событие административного правонарушения, и не подлежит оспариванию в арбитражном суде как в соответствии с главой 24 АПК РФ, так и в соответствии с главой 25 АПК РФ.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 15.06.2022 по делу N А68-11959/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-11959/2021
Истец: ООО "Тульское жилищное хозяйство"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Тульской области