г. Самара |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А55-7648/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Бажана П.В., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Главы городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2022 года по делу N А55-7648/2022 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Строительно-монтажное управление N 4 Тр.11" (ОГРН: 1036300887259, ИНН: 6319059810), г. Самара
к Администрации г.о. Самара
к Главе городского округа Самара
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Департамента управления имуществом городского округа Самара
- Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара
о признании недействительным постановления,
с участием в судебном заседании:
от ЗАО "Строительно-монтажное управление N 4 Тр.11" - представителя Ефремова А.Н. (доверенность от 07.07.2021),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Строительно-монтажное управление N 4 Тр. 11" (далее - ЗАО "Строительно-монтажное управление N 4 Тр. 11", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Администрации городского округа Самара, к Главе городского округа Самара с заявлением о признании недействительным постановления Главы городского округа Самара от 25.02.2022 N 113 об отказе ЗАО "Строительно-монтажное управление N4 Тр. 11" в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка и возложении обязанности на Главу городского округа Самара принять решение о предварительном согласовании предоставления ЗАО "Строительно-монтажное управление N4 Тр. 11" без проведения торгов в собственность земельного участка площадью 257 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, Студеный овраг, Третья линия, участок 2 а (п/л "Юный космонавт").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент управления имуществом городского округа Самара и Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2022 по делу N А55-7648/2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановление Главы городского округа Самара от 25.02.2022 N 113 об отказе ЗАО "Строительно-монтажное управление N4 Тр. 11" в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка признано недействительным.
На Главу городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара возложена обязанность по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления ЗАО "Строительно-монтажное управление N 4 Тр. 11" без проведения торгов в собственность земельного участка площадью 257 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, Студеный овраг, Третья линия, участок 2 а (п/л "Юный космонавт").
Глава городского округа Самара в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы земельного законодательства. В частности, ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок может использоваться обществом без предоставления земельного участка и установления сервитута, а также испрашиваемый земельный участок на момент вынесения оспариваемого отказа являлся ограниченным в обороте.
Подробно позиция Главы городского округа Самара изложена в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст.121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ЗАО "Строительно-монтажное управление N 4 Тр. 11" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в представленном отзыве и дополнении к нему.
Третьи лица, письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
Представитель общества в судебном заседании отклонил апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Главы городского округа Самара, Администрации городского округа Самара и третьих лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей общества, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.11.2021 ЗАО "Строительно-монтажное управление N 4 Тр.11" обратилось к Главе городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов в собственность земельного участка площадью 257 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н., Студеный овраг, Третья линия, участок 2а (п/л "Юный космонавт").
Приобретение права собственности на земельный участок мотивировано необходимостью использования в целях эксплуатации и обслуживания объекта недвижимого имущества - пожарного водоема (скважины) с кадастровым номером 63:01:0213002:1466, принадлежащего обществу на праве собственности и находящегося на испрашиваемом земельном участке.
В качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов общество указывает подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3, пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0202002:8.
25.02.2022 постановлением Главы городского округа Самара N 113 обществу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В качестве оснований для отказа указано следующее.
Согласно выпискам из ЕГРН об объекте недвижимости от 19.01.2022 в пределах земельного участка, из которого предстоит образовать испрашиваемый земельный участок, расположено сооружение - пожарный водоем (скважины), глубина - 85 м, высота - 12 м, кадастровый номером 63:01:0213002:1466, принадлежащее на праве собственности ЗАО "Строительно-монтажное управление N 4 Тр.11", которое в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ может располагаться на земельном участке без предоставления земельного участка.
Согласно выписке из ИСОГД г.о.Самара от 21.12.2021 земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в соответствии с приложением N 4 к ПЗЗ "Карта ЗОУИТ, связанных с экологическими и санитарными ограничениями"; земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2012 N 302 "Об утверждении проекта "зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции N 2 муниципального предприятия г. Самары "Самараводоканал" (Студеный овраг) и об установлении границ и режимов зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции N 2 муниципального предприятия г. Самары "Самараводоканал" (Студеный овраг)", т.е. является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункты 1-13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества указал, что объект недвижимого имущества - пожарный водоем (скважина), глубина - 85 м. высота - 12 м. кадастровый номер: 63:01:0213002:1466 не относится к объектам, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участков и установления сервитутов". (далее - Постановление N 1300). Земельный участок с кадастровым номером 63:01:0202002:8, на котором расположен указанный объект недвижимого имущества, и из которого предстоит образовать испрашиваемый земельный участок, относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования "для водонапорной башни".
По своему правовому смыслу Постановление N 1300, утвердив данный перечень объектов, определяет виды объектов некапитального строительства, для возведения которых не требуется разрешение на строительство и которые допускается размещать на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без соблюдения процедуры предоставления. В этой связи перечень утвержден в отношении объектов, которые по своим характеристикам не являются объектами недвижимости.
Между тем, как сооружение - пожарный водоем (скважина), принадлежащее ЗАО "Строительно-монтажное управление N 4 Тр.11" является объектом капитального строительства, права на который зарегистрированы в ЕГРН, дата регистрации 17.12.2004.
Суд первой инстанции указал, что совпадение термина "пожарный водоем", содержащегося в п.13 Постановления N 1300, с наименованием объекта недвижимости, принадлежащего обществу на праве собственности не может являться в рассматриваемом случае достаточным основанием для распространения действия Постановления N 1300 на капитальные сооружения. Принадлежащий обществу объект недвижимости фактически представляет собой сооружение - артезианскую скважину. В данном случае словосочетание "пожарный водоем" является названием объекта недвижимости, однако не отражает его фактическое использование и конструктивную сущность.
Кроме того, суд первой инстанции не принял доводы заинтересованных лиц об ограничении оборота указанного земельного участка, поскольку с 27.02.2022 вступила в силу новая редакция подпункта 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанный вывод суда первой инстанции основан на неправильном применении норм земельного законодательства.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании договора N 271 от 19.11.1993, заключенного между Территориальным управлением Росимущества в Самарской области во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 23.11.1999 по делу N А55-3119/1999 ОАО "Строительно-монтажный трест N11" передано имущество в соответствии с планом приватизации и актами оценки стоимости имущества.
01.11.2004 между ЗАО "Трест N 11" и ЗАО "Строительно-монтажное управление N 4 Тр.11" заключен договор купли-продажи в том числе пожарного водоема (скважины), на основании которого зарегистрировано право собственности заявителя.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 17.12.2004 за ЗАО "Строительно-монтажное управление N 4 Тр.11" зарегистрировано право собственности на объект права: пожарный водоем (скважины), глубина - 85 м, высота - 12 м, площадь 0,80 кв.м. по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, Студеный овраг, ул. 3-я линия, участок 2а (т.1, л.д.33).
ЗАО "Строительно-монтажное управление N 4 Тр.11" в целях оформления прав на земельный участок на котором расположено указанное сооружение 23.11.2021 обратилось к Главе городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов в собственность земельного участка площадью 257 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н., Студеный овраг, Третья линия, участок 2а (п/л "Юный космонавт").
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В статье 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 этой статьи (пункт 1). В частности, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных в статье 39.20 этого кодекса (подпункт 6 пункта 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено указанной статьей или другим федеральным законом.
В силу пункта 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.
Статьей 39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которому уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В таком решении должны быть указаны все основания отказа.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 ЗК РФ.
Согласно пункту 19 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
В силу пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Такими объектами, в соответствии с пунктом 13 Перечня, установленного постановлением N 1300, являются пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.
Постановлением Правительства Самарской области от 17.10.2018 N 595 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок N 595), которое регламентирует процедуру и условия размещения объектов, согласно Перечню N 1300, с учетом положений части 1 статьи 3.1 Закона Самарской области от 12.07.2006 N 90-ГД "О градостроительной деятельности на территории Самарской области", размещение которых осуществляется на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Самарской области.
Согласно подпункту 14 пункта 5 названного Порядка N 595, размещение пожарного водоема и мест сосредоточения средств пожаротушения на территории Самарской области осуществляется без проведения аукциона и без взимания платы.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии со свидетельством о праве собственности за ЗАО "Строительно-монтажное управление N 4 Тр.11" зарегистрировано право собственности на пожарный водоем (скважина), глубина - 85 м, высота - 12 м, площадь 0,80 кв.м. по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, Студеный овраг, ул. 3-я линия, участок 2а.
Таким образом, Глава городского округа Самара, сославшись на статью 39.36 ЗК РФ, обоснованно отказал обществу в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату спорного земельного участка.
Указанный вывод основан на единстве судебной практики и аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 18.12.2020 по делу N А55-29474/2019 и от 03.12.2020 по делу N А55-29475/2019.
Ссылка суда первой инстанции, что Постановление N 1300 распространяется только на объекты некапитального строительства, для возведения которых не требуется разрешение на строительство, не основана на положениях земельного и градостроительного законодательства и противоречит правовой позиции, изложенной в указанных выше постановлениях суда кассационной инстанции.
Доводы общества о том, что сооружение не является по существу пожарным водоемом, а является сооружением водоснабжения (артезианской скважиной), судом апелляционной инстанции отклоняются.
МСЧ России приказом от 30.03.2020 N 225 утверждены своды правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
Пунктом 3.10 раздела 3 Термины и определения установлено, что пожарный водоем: водный объект, имеющий необходимый запас воды для тушения пожаров и оборудованный для ее забора пожарными автомобилями (мотопомпами).
Таким образом, пожарным водоемом может быть сооружение, позволяющее по своему функциональному назначению добывать воду в целях использования для пожаротушения.
Сооружение, принадлежащее обществу на праве собственности прямо поименовано пожарным водоемом, и предназначено для добычи воды из подземного водного источника, которое может использоваться пожарными подразделениями для тушения пожара.
При таких обстоятельствах отказ Главы городского округа Самара от 25.02.2022 N 113 в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка со ссылкой на статью 39.36 ЗК РФ, обоснованный тем, что общество является собственником пожарного водоема расположенного на спорном земельном участке, в силу чего в соответствии с Постановлением N 1300 не обладает правом на предоставление земельного участка в собственность, является правомерным и не нарушает прав общества, а также не противоречит принципу земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Таким образом оснований для удовлетворения требований общества у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, отказывая обществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, заинтересованное лицо сослалось на то, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте на основании пункта 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
На момент принятия оспариваемого ненормативного акта (25.02.2022) действовала редакция подпункта 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, согласно которой ограничивались в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Из приведенных положений ЗК РФ следует, что земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зоны санитарной охраны полных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона в частную собственность не предоставляются.
Следовательно, для правильного рассмотрения спора необходимо установить находится или не находится испрашиваемый заявителем земельный участок в первом и втором поясах зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2019 N 59-КГ18-21).
Из выписки из ИСОГД г.о.Самара от 21.12.2021 N САМВ-1224677 следует, что земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Из ответа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 30.06.2022 N МЛХ-04-02 14202 следует, что спорный земельный участок находится в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора, установленных Постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2012 N 304.
С учетом изложенного, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка правильно мотивирован нормами земельного законодательства, действовавшими в период принятия постановления от 25.02.2022 N 113, поскольку положения Федерального законом от 16.02.2022 N 9-ФЗ "О внесении изменений в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации" вступили в силу 27.02.2022.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции удовлетворяет апелляционную жалобу Главы городского округа Самара, отменяет обжалуемое судебное решение в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Строительно-монтажное управление N 4 Тр.11".
В соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 ноября 2022 года по делу N А55-7648/2022 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7648/2022
Истец: ЗАО "Строительно-монтажное управление N4 Тр. 11", ЗАО "Строительно-монтажное управление N4 Тр.11"
Ответчик: Администрация г.о. Самара, Администрация г.о.Самара, Глава г.о.Самара, Глава городского округа Самара
Третье лицо: Департамент управления имуществом г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области