г. Владивосток |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А51-13271/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОТТЕ Отель Владивосток",
апелляционное производство N 05АП-8406/2022
на решение от 23.11.2022
судьи А.А. Фокиной
по делу N А51-13271/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОТТЕ Отель Владивосток" (ИНН 2536021239; ОГРН 1022501304759)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570)
о признании незаконным предписания N 243620210038021 от 01.06.2021 об устранении выявленных нарушений валютного законодательства,
при участии:
от ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток": Дивакова С.Ю. по доверенности от 09.06.2022, сроком действия на 2 года, паспорт, диплом (регистрационный номер 06-454).
от МИФНС N 15 по Приморскому краю: Шепелева С.А. по доверенности от 08.11.2022, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 37139).
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОТТЕ Отель Владивосток" (далее - заявитель, общество, ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным предписания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган, МИФНС N15 по Приморскому краю) от 01.06.2021 N243620210038021 об устранении выявленных нарушений валютного законодательства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает на то, что формулировка требования, указанная в оспариваемом предписании, предполагает под собой обязанность ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" произвести зачисление на свои счета денежных средств, оплаченных ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" (как заказчиком) по договору N 01-01/20 от 01.01.2020 на оказание услуг технической поддержки серверного оборудования в адрес EGM SYSTEMS Co. LTD (исполнителю), после их возвращения в Российскую Федерацию. В то же время, за исполнение возложенной на него обязанности по обеспечению поступления денежных средств на счет в уполномоченный банк заявитель не может отвечать в полном объеме, поскольку указанное зависит не от него, а от контрагента - EGM SYSTEMS Co. LTD. Таким образом, суд первой инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что фактическое исполнение предписания в данном случае зависит не столько от действий и решений заявителя, сколько от воли его иностранного контрагента-нерезидента - EGM SYSTEMS Co. LTD.
Кроме того, суд первой инстанции посчитал законным требование налогового органа о возврате денежных средств в полном объеме оплаченной цены договора - 272 400, 05 долларов США, однако срок исполнения обязательств по договору установлен до 31.12.2024. Полагая, что указанная формулировка требования налогового органа, изложенная в предписании, не корректна, общество ссылается на то, что в отношении части предполагаемых к оказанию услуг срок их исполнения еще не наступил, налоговым органом не представлено доказательств, что такие услуги не будут оказаны в определенный срок. При этом фактом вынесения оспариваемого предписания налоговый орган фактически лишает ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" возможности обращения к исполнителю при возникновении необходимости устранения каких-либо недостатков в серверном оборудовании сети или сервере в будущем.
МИФНС N 15 по Приморскому краю по тексту представленного письменного отзыва, приобщенного в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель налогового органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании поручения N 253620210038017 от 08.04.2021 инспекцией проведена документальная проверка соблюдения ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" валютного законодательства за период с 01.01.2020 по 08.04.2021, в частности, соблюдения порядка проведения валютных операций в рамках договора от 01.01.2020 N 01-01/20, заключенного с EGM Systems Co., Ltd. (Республика Корея) на оказание услуг технической поддержки серверного оборудования, результаты которой отражены в акте проверки от 27.04.2021 N 253620210038019.
Так, в ходе проведения проверки налоговым органом установлено, что в соответствии с пунктом 1 указанного договора предметом договора являются услуги по обеспечению постоянной технической поддержки в отношении серверного оборудования, включая оборудование, непосредственно связанное с его работой, офисной техники. Полный перечень услуг по договору указан в приложении N 1 к договору.
В приложении N 1 к договору отражен следующий перечень услуг:
- полный отказ техники (срок решения 8 часов);
- значительная потеря в производительности системы (срок решения 12 часов);
- частичная потеря производительности системы (срок решения 72 часа);
- оборудование работает, но в резервной системе сбой (срок решения 8 дней);
- аппаратный сбой (срок решения 15 дней);
- гарантийный ремонт оборудования;
- замена неисправных частей сетевого компьютера;
- замена неисправных частей серверного компьютера.
Согласно пункту 2 договора конкретные услуги по технической поддержке оказываются по мере необходимости на основании заявок заказчика, направленных в соответствии с условиями договора.
В целях учёта валютных операций и осуществления контроля за их проведением 03.02.2020 ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" поставило на учет в уполномоченном банке - ПАО АКБ "Приморье" договор от 01.01.2020 N 01-01/20 с присвоением уникального номера контракта 20020001/3001/0000/4/1.
Согласно разделу II "Сведения о платежах" ведомости банковского контроля (далее - ВБК) ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" 03.02.2020 произвело платеж в размере 272 400, 05 долларов США за услуги технической поддержки. Код вида операции 21100 "Расчеты резидента в виде предварительной оплаты выполняемых нерезидентом работ, оказываемых услуг...".
Между тем, с учетом анализа документов и информации, предоставленных ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" по запросам инспекции от 21.12.2020 N 253620300120001, от 31.12.2020 N253620300120002, налоговый орган установил, что в структуру ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" входит компьютерный отдел, менеджером компьютерного отдела назначен Никифоров Игорь Юрьевич.
Согласно должностной инструкции менеджера компьютерного отдела (менеджера по информационным технологиям, EDPS MANAGER) данная должность относится к категории "Руководители". Цель должности: обеспечение бесперебойной работы сети, оргтехники, интернет связи. В обязанности менеджера входит: решение производственных задач, связанных с компьютерной техникой и программным обеспечением, силами и средствами, имеющимися в распоряжении компьютерного отдела; администрирование локальных компьютерных сетей; администрирование серверов баз данных отеля, обеспечение безопасности хранения данных.
Согласно протоколу допроса свидетеля Никифорова И.Ю. от 26.01.2021 N 253620300120004 компьютерный отдел состоит из трех человек, в функции отдела входит поддержание в рабочем состоянии серверного оборудования и всей информационной системы (сеть, компьютеры и т.п.). Компания EGM SYSTEMS Co.Ltd. занималась поставкой и установкой серверного оборудования, а также осуществляет гарантийное обслуживание и дистанционный мониторинг. В 2020 году необходимости обращения за технической поддержкой к компании EGM SYSTEMS Co.Ltd. не было. Относительно копии ежемесячного отчета компании EGM SYSTEMS Co.Ltd. по техническому обслуживанию серверов и оборудования за июль 2020 года Никифоров И.Ю. сообщил, что с данным документом не знаком.
Также инспекцией установлено, что 19.06.2018 ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" заключен контракт N 388 с EGM SYSTEMS Co.Ltd. на поставку и установку компьютеров и оргтехники. Согласно спецификации N 1 к контракту N 388 осуществляется поставка сетевого оборудования, его установка и доставка; поставка серверов, комплектующих, установка антивируса; поставка ПК, принтеров, оргтехники. Срок поставки - до 28.12.2019. EGM SYSTEMS Co. Ltd. доставляет товар на указанный адрес, производит установку оборудования. Компания EGM SYSTEMS Co.Ltd. обязана выполнить установку с первичным включением оборудования (для выполнения требований гарантийных обязательств).
По контракту от 19.06.2018 N 388 компанией EGM SYSTEMS Co. Ltd. осуществлена поставка сетевого оборудования, его установка и доставка; поставка серверов, комплектующих, установка антивируса; поставка ПК, принтеров, оргтехники.
Поскольку гарантийный срок на поставленное оборудование истекает 31.12.2021, налоговый орган пришёл к выводу о том, что обслуживание серверного оборудования и его ремонт в период гарантийного срока должно производиться компанией EGM SYSTEMS Co. Ltd. безвозмездно.
Кроме того, между ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" и HOTEL LOTTE СО. LTD заключено соглашение о лицензировании прав интеллектуальной собственности от 03.12.2018. Согласно приложению А. Описание интеллектуальной собственности (4/5) к названному соглашению HOTEL LOTTE CO. LTD регулярно обнаруживает, записывает и контролирует свою сеть, а также устанавливает систему управления сетью, систематически управляет IТ-системой управления поиском и устранением неисправностей. Согласно приложению В. Описание сервиса (2/7), подкатегория "Внедрение, установка и обслуживание IT-системы" если устанавливается IT-система, HOTEL LOTTE CO. LTD предоставляет услуги поддержки в случае необходимости технической поддержки.
В целях подтверждения факта оказания услуг в рамках спорного договора в адрес ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" МИФНС N 15 направлен запрос о предоставлении документов и информации от 10.02.2021 N 253620300120004, в ответ на который общество сообщило, что в услуги по технической поддержке по договору входят услуги по постоянному мониторингу работоспособности оборудования и поддержании его в состоянии, соответствующем техническим требованиям компании владельца, все задачи контролируются и производятся 24 часа в сутки дистанционно через подключение по VPN каналу через Internet. За период 2020 год сбоев в работе серверного оборудования не было. Ежемесячно об этом сообщается поставщиком услуг посредством предоставления отчета, являющегося приложением к акту оказанных услуг. При необходимости компания обязана провести работы по устранению неисправности в работе оборудования в соответствии с перечнем услуг и в определенные сроки, условия которых описаны в приложении к основному договору, заключенного между нашими компаниями.
При этом согласно приложению N 1 к спорному договору услуги по постоянному мониторингу работоспособности оборудования не предусмотрены, в связи с чем, по мнению инспекции, выполнение работ по устранению неисправности в работе оборудования, в сроки, предусмотренные договором (от 8 до 72 часов), компанией EGM SYSTEMS Co.Ltd., находящейся в Корее, невозможно и экономически не целесообразно с учетом компенсации стоимости проезда (пункт 7.2 договора). Кроме того, все работы по технической поддержке и устранению неисправностей в работе оборудования проводятся сотрудниками компьютерного отдела ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток".
Также в письме от 18.02.2021 ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" пояснило причины заключения спорного договора на обслуживание серверного оборудования с компанией EGM SYSTEMS Co.Ltd.: "в отеле установлена IТ-система, которая является частью единой системы, установленной во всех отелях группы компании HOTEL LOTTE Co., Ltd. (Республика Корея), которая является собственником организации. Для всех отелей группы определена общая политика IТ-управления и информационной безопасности, за которые отвечает специально созданное подразделение по информационным коммуникациям (LDCC). Данное подразделение (LDCC) дает инструкции и рекомендации всем отелям сети Лотте, включая и Лотте Отель Владивосток, которые необходимо выполнять. Компания EGM Systems Co. Ltd является деловым партнером компании HOTEL LOTTE Co.. Ltd. в Сеуле, Республика Корея, в обязанности которой входит обслуживание серверного оборудования и ремонт".
Для проверки доводов ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" инспекцией проведен анализ сайта сети отелей LOTTE (адрес сайта - www.lottehotel.com), в ходе которого установлено, что сеть отелей LOTTE в России включает в себя: Лотте Отель Москва (АО "ЛОТТЕ РУС" ИНН 7704169180); Лотте Отель Санкт-Петербург (ООО "ЛОТТЕ Отель Санкт-Петербург" ИНН 7826027418); Лотте Отель Владивосток (ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" ИНН 2536021239); Лотте Отель Самара (ООО "ИНВЕСТОР" ИНН 6315661365).
При этом по результатам анализа информационного ресурса Банка России "Сведения о валютных контрактах и кредитных договорах" инспекцией выявлено, что из всех отелей сети LOTTE в России контракт с компанией EGM Systems Co. Ltd. заключен только ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток".
В целях проверки аффилированности компаний EGM Systems Со. Ltd. и HOTEL LOTTE Со., Ltd. (Республика Корея) инспекцией направлен запрос от 25.02.2021 N 22- 07/00467дсп@ в УФНС России по Приморскому краю с целью оказания содействия по получению информации с использованием программных продуктов компании "Бюро Ван Дайк" по иностранным организациям третьим лицам в отношении EGM Systems Со. Ltd. Из представленных сведений компании "Бюро Ван Дайк" налоговым органом установлено, что в Совет директоров HOTEL LOTTE Со., Ltd. с февраля 2011 года входит господин JEONG RAE KIM (учредитель EGM Systems Со. Ltd. с июля 2011 года по апрель 2020 года). При этом НОТЕL LOTTE Со. Ltd является учредителем ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" с долей участия 100%. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток", HOTEL LОТТЕ Со., Ltd. и EGM Systems Со. Ltd. в период заключения спорного договора и осуществления авансового платежа (январь и февраль 2020 года) являлись аффилированными лицами.
На основании изложенных обстоятельств налоговый орган сделал вывод о том, что договор от 01.01.2020 N 01-01/20 обладает признаками ничтожной (мнимой) сделки и является недействительным с момента его заключения независимо от признания его таковым судом.
В связи с этим инспекция посчитала, что проведение валютных операций на основании недействительного договора N 01-01/20 образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и 22.04.2021 составила в отношении ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" протокол N25362109800012300002 об административном правонарушении.
Постановлением от 27.05.2021 N 25362109800012300011 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 17 198 931 рублей (100% от суммы незаконной валютной операции).
01.06.2021 обществу выдано предписание N 253620210038021 об устранении выявленных нарушений валютного законодательства, которым ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" предписано произвести возврат в Российскую Федерацию на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся за неоказанные услуги в рамках недействительного договора от 01.01.2020 N 01-01/20 (УНК 20020001/3001/0000/4/1), в размере 272 400, 05 долларов США.
Не согласившись с данным предписанием, посчитав, что оно не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие выявленного нарушения нашло подтверждение материалами дела, оспариваемое предписание соответствует закону, не нарушает права и законные интересы общества, а также является исполнимым.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ (далее - Закон N 173-ФЗ).
Пунктом 1 части 2 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено право органов валютного контроля и их должностных лиц в пределах своей компетенции выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Согласно подпункту 3 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
По смыслу указанных норм предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Предписание не должно обладать абстрактным и размытым характером, что свидетельствует о необходимости наличия у административного органа при его выдаче четких, бесспорных и убедительных доказательств того обстоятельства, что выдача им обязательного к исполнению предписания будет служить достижению целей его выдачи.
Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми. Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание, исходящее от административного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Также предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий по контролю и направленный на устранение выявленных нарушений, должно отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избегания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно вынесено уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для определенной организации однозначно установить наличие конкретного допущенного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными документами, и возможные действия по устранению выявленного нарушения.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение), Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
В соответствии с пунктом 4 Положения Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы; Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
На основании пункта 5.1.5 Положения ФНС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" состоит на налоговом учете в МИФНС N 15 по Приморскому краю, указанный орган проводил проверку соблюдения обществом валютного законодательства.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно заключил о том, что оспариваемое предписание выдано МИФНС N 15 по Приморскому краю в пределах предоставленных ей полномочий.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Валютные операции осуществляются без ограничений, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования (часть 2 статьи 5 Закона N 173-ФЗ).
Подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 и подпунктом 9 пункта 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, подтверждающие совершение валютных операций, которые предусмотрены статьёй 23 названного Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчётность по проводимым ими валютным операциям.
Частью 5 статьи 23, пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ установлена обязанность для резидентов представлять органам и агентам валютного контроля документы, связанные с проведением валютных операций, которые должны содержать достоверную информацию и быть действительными; уполномоченные банки (агенты валютного контроля) отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, либо представления им недостоверных документов (абзац четвертый).
Таким образом, проведение валютных операций в рамках недействительного договора действующим законодательством не допускается.
В оспариваемом в рамках настоящего дела предписании N 243620210038021 от 01.06.2021 налоговый орган указал на необходимость осуществления ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" возврата в Российскую Федерацию на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся за неоказанные услуги в рамках недействительного договора от 01.01.2020 N01-01/20 в размере 272 400, 05 долларов США.
Из материалов дела следует, что за проведение валютных операций в рамках недействительного договора от 01.01.2020 N 01-01/20, заключенного с EGM Systems Co., Ltd, ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" постановлением МИФНС N 15 по Приморскому краю от 27.05.2021 N 25362109800012300011 было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Законность указанного постановления по жалобе ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" была проверена Арбитражным судом Приморского края в рамках дела N А51-9495/2021.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 22.03.2022 по указанному делу N А51-9495/2021 ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" отказано в признании незаконным и отмене постановления МИФНС N 15 по Приморскому краю от 27.05.2021 N 25362109800012300011, постановление изменено судом только в части размера назначенного административного штрафа.
При этом арбитражным судом на основании материалов административного производства установлено, что договор от 01.01.2020 N 01-01/20 является мнимой сделкой, поскольку компания EGM Systems Co. Ltd. не имела намерения исполнять спорный договор в части фактического оказания услуг, а ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" не имело намерения требовать такого исполнения, то есть подлинная воля сторон договора от 01.01.2020 N 01-01/20 не была направлена на оказание услуг технической поддержки ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток".
Таким образом, указанным судебным актом подтверждены обстоятельства допуска со стороны ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" нарушения валютного законодательства в виде проведения валютных операций в рамках недействительного договора.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом арбитражного суда о наличии в настоящем случае у МИФНС N 15 по Приморскому краю оснований для выдачи предписания N 243620210038021 от 01.06.2021.
ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток", заявляя о незаконности и неисполнимости выданного инспекцией предписания, ссылается на то, что заявитель не может отвечать в полном объеме за исполнение возложенной на него обязанности по обеспечению поступления денежных средств на счет в уполномоченный банк, поскольку указанное зависит не от него, а от контрагента - EGM SYSTEMS Co. LTD. Кроме того, с учетом срока действия договора (до 31.12.2024), по мнению общества, фактом вынесения оспариваемого предписания налоговый орган фактически лишает ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" возможности обращения к исполнителю при возникновении необходимости устранения каких-либо недостатков в серверном оборудовании сети или сервере в будущем.
Рассмотрев заявленные доводы, коллегия признает их необоснованными, поскольку судебным актом от 23.05.2021 по делу N А51-9495/2021 установлено отсутствие в действиях ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" разумной деловой цели при заключении им договора N 01-01/20 на оказание услуг технической поддержки серверного оборудования с компанией EGM Systems Co. Ltd., а также реальности взаимоотношений между указанными сторонами спорного договора по его исполнению, в связи с чем, подтвержден мнимый характер указанного договора.
Согласно пункту 1 статьи 170 ГК РФ под мнимой сделкой понимается сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.
Из анализа данной нормы следует, что стороны, участвующие в мнимой сделке, не имеют намерений ее исполнять или требовать исполнения, при заключении сделки подлинная воля сторон не была направлена на создание тех правовых последствий, которые наступают при ее совершении.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что указанные доводы заявителя фактически направлены не на защиту его прав, а на изыскание всевозможных способов отмены оспариваемого предписания и освобождение его от обязанности по исполнению адресованных ему требований, что недопустимо и противоречит Закону N 173-ФЗ.
Таким образом, из содержания оспариваемого предписания следует, что оно является реально исполнимым и содержит четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить обществу с указанием на нарушенные нормы права, что соответствует принципам конкретности и исполнимости властного предписания контролирующего органа. Основной целью выдачи такого документа является побуждение лица, которому оно выдано, к исполнению установленных законом обязанностей, не выполняемых обязанным лицом длительное время.
Доказательств, достоверно свидетельствующих о наличии препятствий в исполнении требований выданного налоговым органом предписания и устранении указанного в нем нарушения валютного законодательства, обществом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, судебная коллегия считает, что оспариваемое ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" предписание МИФНС N 15 по Приморскому краю N 243620210038021 от 01.06.2021 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований о признании указанного предписания незаконным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе таможенного органа, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.11.2022 по делу N А51-13271/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13271/2021
Истец: ООО "ЛОТТЕ ОТЕЛЬ ВЛАДИВОСТОК"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 15 ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ