г. Пермь |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А60-47583/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д.Ю.,
судей Бородулиной М.В., Гребенкиной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Можеговой Е.Х.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации города Нижний Тагил,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 ноября 2022 года по делу N А60-47583/2022
по иску акционерного общества "ГАЗЭКС" (ИНН 6612001379, ОГРН 1036600620440)
к Администрации города Нижний Тагил (ИНН 6623000754, ОГРН 1026601384732)
о взыскании задолженности за поставленный природный газ,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общества "ГАЗЭКС" обратилось в суд с иском к Администрации города Нижний Тагил о взыскании задолженности за поставленный природный газ в сумме 9 953 руб. 43 коп., расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.11.2022 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 3 417,38 руб. задолженности, 686,67 руб. расходов по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворённым требованиям.
Ответчик с принятым по делу решением не согласился, обратился с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апеллянт указывает, что с 03.06.2021 спорное помещение передано по договору социально найма Королевой А.С., о чем истцу сообщалось. До момента передачи помещения по договору найма, помещение числилось в перечне свободных жилых помещений, потребление газа ответчиком не производилось, поскольку помещение не было заселено. Апеллянт указывает, что является публично-правовым образованием и не способно потреблять ресурс в виде газа в муниципальных жилых помещениях. Настаивает, что истец был уведомлен об отсутствии потребителей, также имел возможность отключить спорный объект от сети газоснабжения, кроме того, договор поставки природного газа в письменной форме не заключался.
Возражая на доводы апелляционной жалобы, истец направил отзыв.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
С учетом положений статьи 266, части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12, а также отсутствия соответствующих возражений лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "ГАЗЭКС" является поставщиком природного газа в г. Нижний Тагил Свердловской области и осуществляло поставку газа в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 549 от 21.07.2008 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" в газифицированное помещение, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Высокогорская, д.40 кв.6 комн.6 (лицевой счет N НГ212636797).
Помещение оборудовано прибором учета газа, первичный пуск газа произведен - 05.01.1977. Газопровод низкого давления (кадастровый номер 66:56:0109007:715) проложен по фасаду дома N 40 по ул. Высокогорская в г. Нижнем Тагиле передан в срочное возмездное пользование АО "ГАЗЭКС" по договору аренды N 1741 от 14.12.2018 для осуществления транспортировки газа конечным потребителям и оказанию услуг по газоснабжению (п. 1.2 договора, Приложение N 1, п. 228)
Между истцом и ответчиком договор поставки природного газа в жилое помещение в письменной форме не заключался.
В соответствии с ответом на запрос от Администрации города Нижний Тагил за исх. N 01-05/1749 от 24.03.2021 жилое помещение, расположенное по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Высокогорская, 40-6, находится в реестре муниципальной собственности и относится к фонду социального использования.
Запрашиваемые сведения о переходе прав на жилую комнату, площадью 12.6 кв.м. с кадастровым номером 66:56:0109007:899, расположенную по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Высокогорская, 40-6, согласно уведомлению N 99/2022/487883122 от 17.08.2022 из ФГИС ЕГРН, отсутствуют.
Право собственности на вышеуказанное жилое помещение возникло у ответчика до спорного периода.
В данном жилом помещении начисление платы за природный газ произведено из расчета 1-го собственника (Администрация города Нижний Тагил), с применением тарифов: в период с 01.06.2013 по 02.06.2021 "Приготовление пищи с использованием газовой плиты", в период с 01.06.2013 по 01.07.2016 "Нагрев воды с использованием газовой плиты при отсутствии ЦГВ", в период с 01.06.2013 по 02.06.2021 "Нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии ЦГВ".
Нормативы потребления природного газа населением Свердловской области на бытовые и прочие нужды при отсутствии приборов учета газа, утверждены постановлением РЭК Свердловской области от 1 декабря 2006 года N 184-ПК.
Стоимость газа рассчитана по тарифам в соответствии Постановлениями РЭК Свердловской области "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению Свердловской области", действующими в спорный период.
В период с 01.06.2013 по 02.06.2021 по лицевому счету N НГ212636797 образовалась задолженность за поставленный природный газ в сумме 9 953,43 руб.
Истцом в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора 18.04.2022 ответчику направлена претензия N Г/772 о добровольном погашении задолженности, которая получена ответчиком 19.04.2022, однако требования, заявленные в претензионном письме, не исполнены.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции руководствовался статьями 210, 540, 541, 544, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, и пришел к выводу о пропуске срока исковой давности за период до августа 2019 года.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции оснований для отмены либо изменения оспариваемого судебного акта не усматривает.
При рассмотрении дела по существу судом первой инстанции правильно приведены подлежащие применению нормы права и определены обстоятельства спора, выводы суда, содержащиеся в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, не повторяя установленных судом первой инстанции обстоятельств и правильно изложенных выводов, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами оспариваемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к передаче помещения по договору социального найма, неспособности ответчика потреблять ресурс в виде газа, возможности истца отключить объект от сети газоснабжения и отсутствия письменного договора поставки природного газа между истцом и ответчиком.
Вместе с тем, такие доводы апеллянта не могут быть приняты во внимание и не влияют на правильность принятого судом первой инстанции решения.
Ссылка на передачу спорного помещения по договору социального найма физическому лицу правового значения при рассмотрении настоящего спора не имеет, поскольку помещение по договору передано 03.06.2021, тогда как спорный период ограничен 02.06.2021.
Равно как и доводы об отсутствии письменного договора сторонами не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Отсутствие заключенного между сторонами договора не освобождает абонента от обязанности произвести оплату поставленного в спорный период времени ресурса (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Ссылка на возможность истца осуществить отключение объекта ответчика от сетей газоснабжения также не является основанием для освобождения собственника помещения от оплаты коммунального ресурса.
Правовыми основаниями введения ограничения являются пункт 5 статьи 486, статьи 523 и 546 ГК РФ, абзац 6 статьи 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пункт 34 Постановления Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации", пункты 3, 7, 8, 9 Правил N 1245.
Вместе с тем, ограничение поставки газа при наличии у потребителя задолженности не является обязанностью истца, реализация предусмотренного нормами действующего законодательства порядка ограничения подачи природного газа возможна с соблюдением необходимых условий, в том числе предварительного письменного уведомления.
Такая процедура истцом не была реализована, что, по мнению суда, с учетом размера задолженности, в данном случае не было бы целесообразным.
Апеллянт также ссылается на то, что является публично-правовым образованием и не способно потреблять ресурс в виде газа в муниципальных жилых помещениях, вместе с тем такая позиция Администрации ошибочна.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
То обстоятельство, что спорное помещение находится в реестре муниципальной собственности и относится к фонду социального использования, в ходе рассмотрения дела по существо не оспаривалось, ответчик не отрицает право собственности на спорное жилое помещение, в связи с чем в силу прямого указания закона несет обязанности по оплате поставляемых коммунальных ресурсов, при этом, то обстоятельство, что ответчик является публично-правовым образованием, не освобождает его, как собственника, от обязанностей в отношении принадлежащего ему имущества.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила N 549). Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации о применении Правил N 549 и Правил N 354 (письмо Министерства регионального развития РФ от 28.05.2012 N 12793-АП/14) отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами N 549, а в неурегулированной ими части Правилами N 354.
Раздел VIII Правил N 354 определяет порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.
В пункте 86 Правил N 354 указано, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81 (13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Согласно пункту 91 Правил N 354 перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2017 N 587-О положение пункта 91 Правил N 351 предусматривает подачу письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги не только после окончания периода временного отсутствия, но и до его начала, направлено на обеспечение функционирования коммунальной инфраструктуры жилых домов и тем самым на защиту интересов проживающих в них граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы потребителя.
В пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" даны следующие разъяснения.
Временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).
Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (например, тяжелая болезнь или другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы.
К заявлению необходимо приложить акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета, а также документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия (пункт 92 Правил N 354).
Следовательно, заявление о перерасчете должно быть подано не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя и лишь пропуск срока по уважительным причинам не может служить основанием для отказа в удовлетворении данного заявления.
В отсутствие доказательств обращения в установленные сроки и порядке к истцу за перерасчётом в материалы дела не представлено, в связи с чем ссылка на то, что в помещении в спорный период никто не проживал, отклоняется.
В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 ноября 2022 года по делу N А60-47583/2022 в обжалованной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д.Ю. Гладких |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-47583/2022
Истец: АО ГАЗЭКС
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ