г. Пермь |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А60-48039/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шаламовой Ю.В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области,
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 14 ноября 2022 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-48039/2022
по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623)
к обществу с ограниченной ответственностью "Строй-сервис Плюс" (ИНН 6659201623, ОГРН 1106659002560)
о взыскании финансовых санкций в размере 2 500 рублей по форме СЗВ-М за февраль 2017, март 2017, апрель 2017, май 2017, июнь 2017 г.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Строй-сервис Плюс" (ИНН 6659201623, ОГРН 1106659002560) о взыскании финансовых санкций по форме СЗВ-М за февраль 2017, март 2017, апрель 2017, май 2017, июнь 2017 г.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2022 года (резолютивная часть 31 октября 2022 года) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Фонд приводит доводы о том, что в рассматриваемом случае, ООО "Строй-сервис Плюс" устранило выявленные ошибки путем представления отчета по форме СЗВМ с типом "Дополняющая" по истечении законодательного срока для их направления, после обнаружения ошибок органом ПФР, а также срока для исполнения требования органа ПФР, что и явилось основанием для применения к страхователю мер ответственности. Представлению дополняющей формы отчетности предшествовало обнаружение органом ПФР ошибок (нееоответствий) в отчете СЗВ-М за февраль - июнь 2017 года.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (26.01.2023).
Судом установлено, что согласно общедоступным сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, в отношении заявителя 01.01.2023 внесена запись об изменении наименования.
Учитывая изложенное, уточнено наименование истца с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623) на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в соответствии со ст. 124 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена проверка по вопросу представления Обществом индивидуальных сведений в срок, установленный Законом N 27-ФЗ.
По результатам проверки сведений общества с ограниченной ответственностью "Строй-сервис Плюс" (ИНН 6659201623, ОГРН 1106659002560) в действиях страхователя выявлены признаки правонарушения, а именно, непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам проверки Пенсионным фондом составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 31.01.2019 N 075S18190002316, N 075S18190002317, N 075S18190002318, N 075S18190002319, N 075S18190002320, экземпляр которого был направлен страхователю. Возражения на акт не поступили.
Вынесено решение от 13.03.2019 N 075S19190006079, N 075S19190006080, N 075S19190006081, N 075S19190006082, N 075S19190006083 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания финансовых санкций в размере 500 руб. 00 коп. за каждое застрахованное лицо, всего 2500 руб. 00 коп.
Страхователю было предложено добровольно уплатить сумму финансовой санкции в срок, установленный в требовании от 15.04.2019 N 075S01190011360, N 075S01190011362, N 075S01190011363, N 075S01190011365, N 075S01190011366
Поскольку до настоящего времени требование страхователем не исполнено, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 22 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в указанную норму Закона N 27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми срок представления отчётности увеличен с 10-го до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, что свидетельствует об улучшении положения страхователей. Указанные изменения вступили в законную силу с 01.01.2017.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действовавшей с 01.01.2017).
При этом формальный подход к наложению штрафа недопустим, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы (п. 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П, Письмо от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ").
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, страхователь привлекается к ответственности в связи с несвоевременным представлением дополнительных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2017, март 2017, апрель 2017, май 2017, июнь 2017 г. (тип формы "ДОП").
Обществом за указанные отчетные периоды направлены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая".
Осуществив проверку поданных индивидуальных сведений с типом "дополняющая", Пенсионный фонд пришел к выводу, что страхователем в установленный срок представлены неполные и (или) недостоверные сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в связи с чем, вынес решения от 13.03.2019 N 075S19190006079, N 075S19190006080, N 075S19190006081, N 075S19190006082, N 075S19190006083о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в общей сумме 2500 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что страхователь самостоятельно устранил ошибки до обнаружения их пенсионным фондом.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в вышеуказанной части.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Как разъяснено в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019), самостоятельное исправление страхователем ошибки в первоначально представленных в пенсионный орган сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, не влечет привлечение страхователя к ответственности в форме взыскания финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция N 766н), действовавшая до 26.07.2020.
Как предусматривалось пунктом 37 данной Инструкции, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у ПФР, а также несоответствия их формам и форматам, установленным ПФР, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у ПФР.
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа ПФР о представлении соответствующих исправлений представляет уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, для представления исправленных сведений как в части 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, так и в Инструкции N 766н предусмотрен срок - в течение 5 рабочих дней, который исчисляется со дня получения страхователем уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений. Финансовые санкции не подлежат применению при условии исправления страхователем ошибок в сведениях в указанный пятидневный срок.
Как установлено судом апелляционной инстанции, исходные формы СЗВ-М за отчетный период февраль - июнь 2017 г. представлены своевременно.
При проверке исходных форм СЗВ-М за отчетный период февраль - июнь 2017 года, фондом выявлена недостоверность сведений в отношении 1 застрахованного лица, информация о котором не соответствует информации на лицевом счете. Сведения не были своевременно разнесены на лицевой счет застрахованного лица.
Страхователю в электронном виде направлены уведомления о необходимости исправления недостоверных сведений в отношении указанного застрахованного лица в течение пяти рабочих дней:
Февраль 2017 - до 20.03.2017.
Март 2017 -до 14.04.2017.
Апрель 2017 - до 17.05.2017.
Май 2017 - до 13.06.2017.
Июнь 2017 - до 13.07.2017.
ООО "Строй-сервис Плюс" устранило выявленные ошибки путем представления 26.04.2018 и 10.08.2018 сведений по форме СЗВ-М с типом "Дополняющая" за отчетные периоды февраль - июнь 2017 года, то есть нарушением установленного пятидневного срока для исправления недостоверных данных.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что исправленные сведения были самостоятельно исправлены страхователем. Из материалов дела следует, что ошибки выявлены органами пенсионного фонда, а не страхователем. Страхователь ошибку не устранил в пятидневный срок, установленный фондом в уведомлении.
Между тем, ошибочный вывод суда не является основанием для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ошибка страхователя заключалась в неверном указании фамилии застрахованного лица.
В данном случае, выявленная ошибка является опечаткой (технической ошибкой) и не препятствует идентификации застрахованного лица, поскольку остальные сведения (идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер застрахованного лица) указаны верно, соответственно, данная ошибка является незначительной и не может расцениваться как представление недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет, и как следствие, влекущая наложение финансовой санкции.
Применительно же к положениям статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, неполные или недостоверные сведения, это не грамматические либо технические ошибки или опечатки, а либо неотраженные, либо заведомо не соответствующие действительности сведения о застрахованных лицах, не позволяющих осуществить индивидуальный (персонифицированный) учет.
Иной состав правонарушения, в частности, нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Пенсионным фондом не устанавливался и страхователю не вменялся.
Кроме этого, при привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федеральным законом N 27-ФЗ, Пенсионный фонд обязан не только констатировать факт недостоверности сведений, но и определить все элементы состава данного правонарушения.
Однако ни в акте проверки, ни в решении о привлечении к ответственности ни состав, ни вина Общества в совершении вменяемого правонарушения не устанавливались, в связи с чем правомерность решений Пенсионного фонда, на основании которых выставлены требования о взыскании финансовых санкций, не подтверждены.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к Обществу финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, является правомерным.
Довод Пенсионного фонда о правомерном привлечении Общества, в рассматриваемом случае, к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ отклоняется апелляционным судом, поскольку формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым, любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности; такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Пенсионный фонд в соответствии со статьей 333.37 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, то суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов по настоящему делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2022 года (резолютивная часть 31 октября 2022 года) по делу N А60-48039/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-48039/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Строй-Сервис плюс"