г. Москва |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А41-4062/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Виткаловой Е.Н., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Бикметовой Д.Д.
в судебном заседании участвуют представители:
от Администрации Дмитровского городского округа Московской области (ОГРН 1035001600171 ИНН 5007007212)- Попова Я.В., представитель по доверенности N 142 от 30.12.2022, паспорт, диплом;
от ТУ Росимущества в Московской области (ИНН 7716642273, ОГРН 1097746296977)- представитель не явился, извещен надлежащим образом.,
от Федерального агентства лесного хозяйства - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "Дубна плюс" (ОГРН 1075007001112, ИНН 5007057830) - представитель не явился, извещен надлежащим образом
от ГКУ МО "Мособллес" (ИНН 5038004331, ОГРН 1025004910237) - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468, ОГРН 1125024004918)- представитель не явился, извещен надлежащим образом
от Управления Росреестра по Московской области -представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области- представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Правительства Московской области -представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Правительства Российской Федерации - представитель не явился, извещен надлежащим образом
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2022 года по делу N А41-4062/22
по заявлению Администрации Дмитровского городского округа Московской области к ТУ Росимущества в Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, ООО "Дубна плюс" (ОГРН 1075007001112, ИНН 5007057830) третьи лица: ГКУ "Мособллес", Управление Росреестра по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Правительство Московской области, Правительство Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании права собственности на земельный участок, установлении границ согласно геодезическим данным, о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0261001:33, об исключении сведений из ЕГРН, внесении сведений в ЕГРН
УСТАНОВИЛ:
Администрация Дмитровского городского округа Московской области (далее -Администрация) обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее- ТУ Росимущества), Федеральному агентству лесного хозяйства, обществу с ограниченной ответственностью "Дубна плюс" (далее- ООО "Дубна плюс") с требованиями - о признании права собственности на земельный участок, установлении границ согласно геодезическим данным, о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0261001:33, о внесении в ЕГРН сведений о категории земель и виде разрешенного использования земельного участка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены ГКУ "Мособллес", Управление Росреестра по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Правительство Московской области, Правительство Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2022 года по делу N А41-4062/22 признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0261001:33 площадью 1775+/-737 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, Дмитровское лесничество, Тимоновское участковое лесничество, квартал 17, часть выдела 2.
Установлена площадь земельного участка с кадастровым номером 50:04:0261001:33 равной 3439 кв.м, границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0261001:33 в в соответствии с каталогом координат:
Номер |
X, m |
Y, m |
Длина |
Дир.угол |
31 -32 |
548628.54 |
2210489.14 |
47.55 |
54° 04.6' |
32-33 |
548656.44 |
2210527.65 |
27.99 |
141° 58.8' |
33-34 |
548634.39 |
2210544.89 |
34.59 |
140° 28.7' |
34-35 |
548607.71 |
2210566.90 |
14.30 |
238° 24.7' |
35 -н1 |
548600.22 |
2210554.72 |
9.21 |
236° 41.4' |
н1 - н2 |
548595.16 |
2210547.02 |
9.08 |
232° 44.3' |
н2 - нЗ |
548589.66 |
2210539.79 |
10.77 |
195° 56.7' |
нЗ - н4 |
548579.30 |
2210536.83 |
10.32 |
144° 15.7' |
н4 - н5 |
548570.92 |
2210542.86 |
8.92 |
232° 53.2' |
н5 - нб |
548565.54 |
2210535.75 |
2.01 |
232° 54.1' |
нб - н7 |
548564.33 |
2210534.15 |
4.66 |
322° 19.1' |
н7-н8 |
548568.02 |
2210531.30 |
4.04 |
322° 08.2' |
н8 - н9 |
548571.21 |
2210528.82 |
2.07 |
331° 42.0' |
н9 - н10 |
548573.03 |
2210527.84 |
5.01 |
322° 22.5' |
н10 - н11 |
548577.00 |
2210524.78 |
1.34 |
10° 18.3' |
н 11 - н12 |
548578.32 |
2210525.02 |
6.20 |
280° 57.9' |
н12 - н13 |
548579.50 |
2210518.93 |
18.51 |
322° 10.6' |
н13 - н14 |
548594.12 |
2210507.58 |
4.52 |
327° 45.2' |
н14 - 36 |
548597.94 |
2210505.17 |
19.85 |
330° 55.0' |
36-31 |
548615.29 |
2210495.52 |
14.71 |
334° 17.3' |
Признано за муниципальным образованием Дмитровский городской округ Московской области право собственности на земельный участок, занятый захоронениями кладбища "Кикинское", с кадастровым номером 50:04:0261001:33, площадью 3439 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, Дмитровское лесничество, Тимоновское участковое лесничество, квартал 17, часть выдела 2, с внесением в ЕГРН сведений о категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность.
Исключены из ЕГРН сведения о поворотных точках границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0261006:171 в части наложения на земельный участок, занятый захоронениями кладбища "Кикинское":
N п/п |
X |
Y |
7 |
548579,56 |
2210526,47 |
и внесены в ЕГРН изменения в сведения о поворотных точках земельного участка:
N п/п |
X |
Y |
н15 |
548576,08 |
2210520,54 |
н16 |
548568,92 |
2210525,54 |
н17 |
548565,57 |
2210528,13 |
внесены в ЕГРН изменения в сведения о площади земельного участка с кадастровым номером 50:04:0261006:171 - 67259 кв.м.
Не согласившись с указанным судебным актом, Федеральное агентство лесного хозяйства области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации Дмитровского района Московской области от 19.11.2001 N 2135 и решения Совета Депутатов от 22.03.2002 N 123/20 в муниципальную собственность принято Кикинское кладбище площадью 1,20 га принято в муниципальную собственность. Постановлением Администрации сельского поселения Якотское Дмитровского муниципального района Московской области закрыто для захоронений.
Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Московской области от 19.07.2016 N 13ВР-1154 в собственность Дмитровского муниципального района Московской области передано Кикинское кладбще площадью 3439 кв.м. Выпиской из реестра муниципальной собственности от 01.03.2021 подтверждается нахождение в собственности Дмитровского городского округа Московской области Кикнского кладбища площадью 0,34 га.
Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 20.04.2017 N 27П-444 утвержден акт выбора лесного участка площадью 0,1775 га, расположенного в защитных лесах категории "лесопарковые зоны", в квартале N 17 - часть выдела 2 Тимоновского участкового лесничества Дмитровского лесничества для перевода лесного участка из земель лесного фонда в земли "особо охраняемых территорий и объектов" в целях размещения существующего кладбища.
Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 01.02.2018 N 26П-104 утверждена проектная документация данного участка. На основании приказов Комитета лесного хозяйства Московской области на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:04:0261001:33 площадью 1775+/-737 кв.м, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - заготовка древесины, осуществление рекреационной деятельности, строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, Дмитровское лесничество, Тимоновское участковое лесничество, квартал 17, часть выдела 2.
При этом перевод лесного участка в категорию земель - земли особо охраняемых территорий и объектов не осуществлен.
Кроме того, как указывается истцом фактическая площадь кладбища превышает площадь 1775 кв.м, в границах участка имеются захоронения с 1939 по 2021 год.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Администрация Дмитровского городского округа Московской области обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что о установление местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060127:9 произведено без учета фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060127:5 принадлежащего истцу, что нарушает права истца по использованию земельного участка.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ТУ Росимущества в Московской области и Комитет указывают на то, что истец не представил доказательств нарушения своего права.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права.
В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения своих прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Из пункта 53 указанного Постановления ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; - земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; - земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; - земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; - земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; - земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; - земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; - иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" места погребения по своей принадлежности могут быть государственные или муниципальные. При этом федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации.
Остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" все общественные кладбища находятся только в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с Законом Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища (статья 9).
Следовательно, земельные участки, на которых располагаются общественные кладбища, в силу прямого указания закона, могут находиться в собственности соответствующего муниципального образования, на территории которого располагаются указанные кладбища.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2018 N 305-КГ18-18749, от 21.08.2019 N 305-ЭС19-13550.
Определением от 22.04.2022 по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Райзем", экспертам Платонову В.В., Дрожжеву А.Ю.
Пред экспертами суд поставлены следующие вопросы:
1) Определить с выездом на место, возможно ли установить на местности границы земельного участка, занятого кладбищем в д. Кикино и земельного участка с кадастровым номером 50:04:0261001:33?
2) Соответствуют ли фактические границы участка с кадастровым номером 50:04:0261001:33 в районе расположения кладбища сведениям ЕГРН о местоположении границ земельного участка? Отобразить графически.
3) Соответствуют ли фактическая площадь и границы земельного участка, занятого кладбищем в д. Кикино, сведениям документов о принятии (передаче) данного объекта в муниципальную собственность, представленным в материалы дела? Отобразить графически.
4) Определить, имеется ли наложение фактических границ земельного участка, занятого кладбищем, на границы земель лесного фонда, в том числе на границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0261001:33? Определить границы и площадь наложения. Отобразить графически.
5) При положительном ответе на вопрос 4) определить, имеются ли захоронения на территории, составляющей пересечение границ, и давность таких захоронений. Отобразить графически.
5) Определить площадь и границы земельного участка, занятого кладбищем, исключающие наложение на границы земель лесного фонда, в том числе на границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0261001:33, с учетом имеющихся захоронений и захоронений, выявленных при исследовании по вопросу 5). Отобразить графически.
По результатам судебной экспертизы в материалы дела представлено экспертное заключение от 18.05.2022, в котором эксперты пришли к выводам, что площадь кладбища по крайним точкам захоронений составляет 2998 кв.м, что не соответствует сведениям о площади кладбища, переданного в муниципальную собственность.
Границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0261001:33 определить на местности не представляется возможным. Площадь наложения кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0261001:33 на фактические границы кладбища составляет 1413 кв.м, в границах пересечения находятся захоронения в период с 1939 по 2021 год. Экспертами определены границы и площадь кладбища. При этом в ходе исследования экспертами установлено, что границы существующего кладбища накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0261006:171, площадь наложения составляет 15 кв.м. При этом границы наложения экспертами не определялись, что также подтверждено экспертом в судебном заседании 23.06.2022.
Названное заключение в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 АПК РФ обоснованно признано арбитражным судом первой инстанции надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.
Поскольку предложенные экспертами варианты установления границ кладбища предполагают изломанность границ, а также в связи с тем, что истцом предложен дополнительный вопрос, подлежащий исследованию - определить площадь и границы земельного участка, необходимого для обеспечения деятельности кладбища, исходя из требований Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Постановления Правительства МО от 30.12.2014 N 1178/52 "Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области" (исследование по данному обстоятельству экспертами также не проводилось), суд определением от 22.06.2022 назначил по делу дополнительную экспертизу, проведение которой поручил ООО "Райзем", экспертам Платонову В.В., Дрожжеву А.Ю.
Пред экспертами суд поставлены следующие вопросы: 1) Определить с выездом на место площадь и границы земельного участка, занятого существующими захоронениями и подлежащего формированию для осуществления деятельности кладбища с учетом требований земельного законодательства к образуемым земельным участкам и земельным участкам, предназначенным для размещения общественных кладбищ (статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Постановление Правительства МО от 30.12.2014 N 1178/52 "Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области", Закон Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области"). Отобразить графически.
2) Определить площадь и границы наложения границ земельного участка, установленного по результатам исследования по вопросу 1), на границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0261001:33 и 50:04:0261006:171. Отобразить графически.
По результатам дополнительной экспертизы в материалы дела представлено заключение экспертов от 27.07.2022. в котором экспертами предложены варианты установления границ кладбища, в том числе с учетом существующей подъездной дороги к кладбищу.
Определены площадь и границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0261001:33 и 50:04:0261006:171, с учетом статья 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Постановление Правительства МО от 30.12.2014 N 1178/52 "Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области", Закон Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" - исключающие изломанность границ, пересечение границ, а также учитывающие фактически существующее местоположение кладбища и площадь участка, переданного в муниципальную собственность. Площадь земельного участка с кадастровым номером 50:04:0261001:33, занятая кладбищем, составляет 3439 кв.м, площадь земельного участка с кадастровым номером 50:04:0261006:171 - 67259 кв.м.
С учетом установленных фактических обстоятельств, поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:04:0261001:33 площадью 1775+/-737 кв.м, категория земель - земли лесного фонда в существующих границах фактически занят захоронениями, сформирован без учета требований законодательства об организации общественных кладбищ, принимая во внимание, что в силу закона земельные участки, занятые кладбищами подлежат отнесению к муниципальной собственности, суд приходит к выводу, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0261001:33 является отсутствующим.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Из положений пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
Как разъяснено в пп. 58 и 59 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Поскольку по результатам судебной экспертизы установлено, что Кикинское кладбище фактически занимает площадь 3439 кв.м, в том числе с учетом существующей подъездной дороги и необходимой площадки для складирования, и в силу закона земельный участок площадью 3439 кв.м подлежит отнесению к муниципальной собственности, суд приходит к выводу, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0261001:33 подлежат установлению в соответствии с геоданными, предложенными экспертами, а за муниципальным образованием подлежит признанию право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0261001:33 площадью 3439 кв.м.
В целях исключения наложения границ земельных участков, границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0261006:171 также подлежат установлению в соответствии с геоданными, предложенными экспертами в дополнительном заключении.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения.
На землях историко-культурного назначения возможно размещение военных и гражданских захоронений, что предусмотрено п. 1 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, земельный участок, необходимый для использования по назначению спорного кладбища, относится к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии с Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" к виду разрешенного использования земельного участка "ритуальная деятельность" относятся: размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений; осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:04:0261001:33 в силу закона не может относиться к землям лесного фонда, а в соответствии с Генеральным планом Дмитровского городского округа, утвержденным решением Совета Депутатов от 15.05.2020 N 819/96, данный участок отнесен к зоне кладбищ, суд приходит к выводу, что исковые требования в части внесения в ЕГРН соответствующих сведений о категории земель и виде разрешенного использования также являются обоснованными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 ноября 2022 года по делу N А41-4062/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4062/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ДМИТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ООО "ДУБНА ПЛЮС", ООО "Райзем"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСОБЛЛЕС", Комитет лесного хоз-ва по МО, Красногорский отдел Росреестра по Московской области, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, 7725131814
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13956/2023
27.07.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5805/2023
27.01.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-26474/2022
11.11.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-4062/2022