г. Самара |
|
27 января 2023 г. |
дело N А55-20833/2022 |
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Демина Е.Г., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества "Федеральная грузовая компания" на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 ноября 2022 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А55-20833/2022 (судья Шаруева Н.В.)
по иску акционерного общества "Федеральная грузовая компания" (ОГРН 1106659010600, ИНН 6659209750) к обществу с ограниченной ответственностью "Новая вагоноремонтная компания" (ОГРН 1087746722293 ИНН 7705845722) о взыскании
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная грузовая компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Новая вагоноремонтная компания" (далее - ответчик) о взыскании 10 898,71 руб., в том числе 5798,71 руб. убытки, понесенные в связи с проведением ремонта вагона N 62331525, 5100 руб. штраф за нахождение вагонов в нерабочем парке.
Решением от 03.11.2022 исковые требования удовлетворены частично в размере 5798,71 руб. убытков за проведение ремонта вагона N 62331525, а также 1064 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец не согласился с принятым судебным актом в части отказа во взыскании штрафа, просит решение в указанной части отменить, принять по делу новый судебный, которым исковые требования удовлетворить в заявленном размере.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд необоснованно применил мораторий к штрафу.
По мнению заявителя мораторий не применяется к текущей задолженности, то есть к задолженности, возникшей после 01.04.2022.
В настоящем случае штраф начислен за неисполнение обязательств по договору на дату 11.04.2022 (дата уведомления ВУ-23-М N 3839 на отцепку вагона N 62331525 в ремонт), то есть в период после введения моратория.
Таким образом, судом первой инстанции необоснованно отказано во взыскании с ответчика штрафа, предусмотренного пунктом 7.14 договора от 20.06.2020 N ФГК-622-9. Предусмотренный договором штраф за нахождение вагона в нерабочем парке для устранения выявленных неисправностей в течение гарантийного срока, связан с возмещением убытков истца, вызванных невозможностью использования вагона в производственной деятельности с целью извлечения прибыли во время простоя. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из апелляционной жалобы следует, что истец обжалует решение только в части отказа во взыскании штрафа.
Из апелляционной жалобы следует, что ответчик обжалует решение только в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку от сторон таких возражений не поступило, законность и обоснованность решения проверяется в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен договор на выполнение работ по деповскому ремонту грузовых вагонов от 26.06.2020 N ФГК-622-9 по условиям которого заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнять работы по деповскому ремонту грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности, праве аренды (лизинга) или переданных в управление заказчику на законном основании по согласованному сторонами месячному плановому заданию на проведение ремонта грузовых вагонов, по форме приложения N 1 к договору.
Согласно исковому заявлению ответчиком проведен ремонт грузового вагона N 62331525, принадлежащего на праве собственности истцу.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора подрядчик обязан производить ремонт грузовых вагонов в соответствии с требованиями руководящего документа "Руководство по деповскому ремонту грузовых вагонов", утвержденного на 54-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 18-19 мая 2011 года), ремонтной документации завода изготовителя грузового вагона и полученным официальным свидетельством от завода производителя грузового вагона, подтверждающим готовность подрядчика к проведению деповского ремонта конкретных моделей (при условии необходимости), а также других действующих нормативно-технических документов в части проведения деповского ремонта грузовых вагонов, ремонта запасных частей для проведения деповского ремонта и подготовки грузовых вагонов в ремонт, с использованием собственных запасных частей и материалов, запасных частей заказчика, образующихся в процессе ремонта грузовых вагонов, а также запасных частей, приобретённых у третьих лиц, в том числе из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 6.1.7 договора подрядчик несет гарантийную ответственность в случаях выявления эксплуатационных неисправностей грузовых вагонов или их составных частей, предусмотренных классификатором основных неисправностей грузовых вагонов КЖА 2005-05 и обнаруженных при не достижении грузовыми вагонами 10 000 км. общего пробега (для грузовых вагонов периодичность планового ремонта которых установлена по календарной продолжительности эксплуатации грузового вагона - до истечения 30-ти суток), а также в случаях выявления эксплуатационных неисправностей у колесных пар, а также неисправностей узла гашения колебаний грузового вагона, предусмотренных классификатором основных неисправностей грузовых вагонов КЖА 2005-05 (код 102, 104, 110, 219), обнаруженной при не достижении грузовыми вагонами 50 000 км общего пробега (для грузовых вагонов, периодичность планового ремонта которых установлена по календарной продолжительности эксплуатации вагона - до истечения 6-ти месяцев).
Гарантийная ответственность при выявлении указанных неисправностей возникает у подрядчика с даты оформления уведомления формы ВУ-36-М.
В период гарантийного срока вагон N 62331525 был отцеплен в пути следовании по причине эксплуатационной неисправности - завышение/занижение фрикционного клина относительно опорной поверхности надрессорной балки более нормы, код "219" в соответствии с классификатором КЖА 2005-05.
Согласно уведомлению ВУ-23-м пробег вагона на момент отцепки составил 37217 км.
Данная неисправность была устранена в эксплуатационном вагонном депо Дема ОАО "РЖД" в рамках договора N ТОР-ЦДИЦВ/165/ФГК-842-9 от 29.06.2021 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, что подтверждено актом о выполненных работах от 14.04.2022 N04/13/525.
22.04.2022 истец направил в адрес ответчика претензию N 203/АТОСмр/ю о возмещении убытков в размере 5798, 71 руб., которые он понес в связи с устранением неисправности вагона в период гарантийного срока, 5100 руб. штрафа за нахождение вагона в нерабочем парке согласно пункту 7.14 договора.
Указанная претензия ответчиком была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием дл обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Оценив представленные доказательства, обстоятельства дела и руководствуясь положениями статей 702, 721, 722, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) суд первой инстанции признал требование истца в части взыскания убытков в размере 5798,71 руб. обоснованным и подлежащим удовлетворению. В указанной части решение не обжаловано.
Также истец заявил к взысканию штраф на основании пункта 7.14 договора в связи нахождением вагона в нерабочем парке в размере 5100 руб., исходя из расчета 1700 руб. х 3 суток.
Согласно пункту 7.14 договора при обнаружении неисправностей в течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно выполненного ремонта, а также оставление грузовых вагонов от эксплуатации вследствие некачественного выполненного ремонта запасных частей в соответствии с пунктом 2.1.9 договора (далее - дефекты), заказчик вправе взыскать с подрядчика кроме понесенных расходов, предусмотренных в пунктах 6.1.8 и 6.6 договора, в том числе и штраф в размере: 1700 руб. для полувагонов, 1500 руб. для крытых вагонов, 1000 руб., для платформ, 900 руб. для цистерн и 1500 руб. для прочего рода подвижного состава за каждые сутки нахождения грузового вагона в нерабочем парке с даты составления формы ВУ- 23 и до оформления формы ВУ-36 (в неполных сутках интервалы до 6 часов отбрасываются, а от 6 часов - считаются полными сутками), но не более 3 суток, при условии, при условии, что устранение дефектов производится в организациях, выполняющих техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, не входящих в структуру подрядчика. Если устранение дефектов производит депо (предприятия) подрядчика, то указанное выше ограничение по количеству суток нахождения вагона в нерабочем парке не применяется.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований в указанной части указал на действие моратория
Признавая указанные возражения обоснованными суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, вступившего в силу с 01.04.2022, введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. С учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее- Закон о банкротстве) на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Отказывая в иске в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что неисправность вагона была устранена в период действия моратория (апрель 2022 года).
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона.
В частности, абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве предусмотрено, что не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Денежное обязательство состоит в обязанности должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) по иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию (абзац четвертый статьи 2 Закона о банкротстве).
В рассматриваем случае штраф истцом начислен за нахождение вагона в нерабочем парке, то есть за неисполнение неденежного обязательства.
Следовательно, последствия, предусмотренные абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Поскольку факт нахождения вагона в нерабочем парке ответчиком не опровергнут, представленный расчет штрафа не оспорен, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика штрафа в размере 5100 руб. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение в обжалуемой части принято с неправильным применением норм материального права и подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 и части 2 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в обжалуемой части.
В связи с удовлетворением исковых требований в заявленном размере, расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 2000 руб. и апелляционной жалобе в размере 3000 руб. относятся на ответчика в силу статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03 ноября 2022 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А55-20833/2022 в обжалуемой части отменить и принять новый судебный акт. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Новая вагоноремонтная компания" в пользу акционерного общества "Федеральная грузовая компания" штраф в размере 5100 руб. и расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 2000 руб. В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Новая вагоноремонтная компания" в пользу акционерного общества "Федеральная грузовая компания" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и с этого момента может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа. процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Демина Е.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20833/2022
Истец: АО "Федеральная грузовая компания" в лице Самарского агентства транспортного обслуживания "ФГК"
Ответчик: ООО "Новая вагоноремонтная компания"
Третье лицо: АО "ФГК", АО "Федеральная грузовая компания"