г. Москва |
|
01 марта 2024 г. |
Дело N А40-170343/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "БРОКК М" на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2023 по делу N А40-170343/23, по заявлению Центральной акцизной таможни к ООО "БРОКК М" о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 880 250 руб.,
при участии:
от заявителя: |
Полкошников Д.Д. по доверенности от 12.05.2023; |
от заинтересованного лица: |
Порубай Е.Е. по доверенности от 26.09.2022, Нуруллина О.М. по доверенности от 26.09.2022 по доверенности от 26.09.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня, далее ЦАТ, таможенный орган, обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о взыскании с ООО "БРОКК М", далее ответчик, Общество, неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 880 250 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2023 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представители сторон поддержали ранее изложенные позиции по делу.
Законность решения Арбитражного суда г.Москвы проверена Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав представителей сторон, Девятый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции ООО "БРОКК М" в декларации на товары (далее - ДТ) N 10009100/270622/3070048 задекларирована и помещена под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления самоходная машина марки БРОКК 180.
Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой без уплаты утилизационного сбора.
Таможенный орган, руководствуясь заявленным Обществом в ДТ кодом ТН ВЭД, а также Перечнем, в раздел X которого включены машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств, классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0, посчитав, что ввезенные Обществом товары подлежат обложению утилизационным сбором, Таможня 26.07.2022 направила Обществу уведомление (письмо) о необходимости уплаты утилизационного сбора.
Поскольку Общество не уплатило утилизационный сбор, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
До настоящего времени утилизационный сбор за указанную самоходную технику в размере 1 880 250,00 рублей Обществом не уплачен, в связи с чем таможенный орган обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав, что за данный вид самоходной техники подлежит уплате утилизационный сбор.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ, Закон об отходах) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 2 данной статьи виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона).
Правительством Российской Федерации издано постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81), которым утвержден, в том числе Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходной техники, классифицируемой кодом 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, установлены разделом X Перечня.
В соответствии со сноской /4/ к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код ТН ВЭД ЕАЭС.
Как следует из материалов дела, Обществом ввезены мобильные робототехнических комплексы "BROKK 180".
Графы 31 и 33 ДТ заполнены Обществом на основании сведений, указанных в коммерческих документах (контракт, инвойс и др.).
Задекларированный ООО "Брокк-М" товар является мобильным робототехническим комплексом, промышленным роботом, универсальной многоцелевой электрогидравлической самоходной машиной на гусеничном шасси с дистанционным управлением (радиоуправляемый) с множеством индивидуальных функций, осуществляемых в зависимости от используемого навесного оборудования (далее - МРК "Brokk"). При этом функция такой машины непосредственно связана с используемым с ней навесным оборудованием.
Отличительной особенностью данной машины является: - дистанционное кабельное и радиоуправление; - высокая мощность гидравлических систем; - 2 варианта сменного навесного оборудования: - вращающаяся башня; -малый вес и компактные габариты; - самоходная гусеничная база.
Оборудование "BROKK" применяется в строительстве, в металлургии, при производстве цемента, в ядерной промышленности и при аварийно-спасательных работах. Кроме этого, МРК "Brokk" могут применяться на предприятиях химической и бумажной промышленности, сахарных и нефтеперерабатывающих заводах, при реконструкции мостов, шлюзов и плотин; машины без гусеничной базы могут использоваться в качестве стационарных дробилок.
Техническое описание мобильного робототехнического комплекса Brokk 180 подтверждает то, что многофункциональный робототехнический комплекс с дистанционным управлением марки "BROKK" не является машиной для содержания дорог.
В соответствии с техническим описанием данной многофункциональной машины самостоятельное ее перемещение ограничено длиной кабеля, присоединенного к блоку управления машиной. Мобильный робототехнических комплекс "BROKK" оснащен двигателем, который включается и отключается дистанционно через присоединенный кабель. Таким образом, мобильный робототехнический комплекс "Brokk" не является транспортным средством и не относятся к машинам для содержания дорог.
В судебных актах, в том числе постановлениях Верховного Суда Российской Федерации по делам N А56-7605/2017, N А56-31881/2016 установлено, что ввозимые Обществом товары являются мобильными робототехническими комплексами (промышленными роботами) семейства "BROKK" и представляют собой универсальную многоцелевую электрогидравлическую самоходную машину на гусеничном шасси с дистанционным управлением (радиоуправляемую) с множеством индивидуальных функций, осуществляемых в зависимости от используемого навесного оборудования.
Вместе с тем, поскольку иного законом не установлено, то согласно пункту 2 указанных Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 N 796), под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт.
Таким образом, робототехнические комплексы "BROKK" ни к тракторам, ни к самоходным дорожно-строительным машинам и другим наземным безрельсовым механическим транспортным средствам не относятся, а также не имеют независимого привода, а значит, самоходными машинами для таможенных целей не являются.
При этом, из формулировок Перечня буквально следует, что утилизационный сбор подлежит уплате в отношении не всех транспортных средств и самоходных машин, а только в отношении тех, категории и виды которых определены Правительством Российской Федерации.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд инстанции приходит к выводу о том, что ввозимые мобильные робототехнические комплексы семейства "BROKK" не являются транспортными средствами - самоходными машинами, поименованными в Перечне, следовательно, в отношении такой техники утилизационный сбор уплате не подлежит, что также подтверждается отказом Таможни в выдаче Обществу паспортов самоходных машин.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция в отношении ввезенных Обществом мобильных робототехнических комплексов обязанность по уплате утилизационного сбора не установлена.
Выводы суда первой инстанции об обратном являются ошибочными.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины подлежат отнесению на таможенный орган.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.12.2023 по делу N А40-170343/23 отменить.
В удовлетворении требований Центральной акцизной таможни отказать.
Взыскать с Центральной акцизной таможни в пользу ООО "БРОКК М" 1500 руб. расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Возвратить из федерального бюджета ООО "БРОКК М" 1500 руб. госпошлины по апелляционной жалобе как излишне уплаченные.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-170343/2023
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "БРОКК М"