г. Москва |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А40-111604/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Валюшкиной В.В.,
судей Стешана Б.В., Захаровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.В. Гришкиевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2022 по делу N А40-111604/22,
принятое по иску АО "Желдорреммаш" к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей
истца: Журавлев М.М. по доверенности от 01.01.2022,
ответчика: Некрасова А.И. по доверенности от 11.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
АО "Желдорреммаш" обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "РЖД" о взыскании долга за выполнение работ по ремонту и модернизации тягового подвижного состава N 2717837 от 29.12.2017 в размере 7 681 200 руб.
Решением арбитражного суда от 24.10.2022 исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представитель заявителя (ответчика по делу) поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, представил в материалы дела отзыв.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между АО "Желдорреммаш" (истец, подрядчик) и ОАО "РЖД" (ответчик, заказчик) (совместно стороны)заключен договор N 2717837 от 29.12.2017 на выполнение работ по ремонту и модернизации тягового подвижного состава, в соответствии с п. 2.1 которого заказчик поручает, подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по ремонту и модернизации локомотивов (ТПС) для нужд ОАО "РЖД" в 2018-2022 годах в объеме, определенном в плановом объеме заказа, а также, в случае необходимости, выполнить дополнительные работы, работы, направленные на повышение эксплуатационной надежности и приведение ТПС в соответствие с требованиями распорядительных документов заказчика и Российской Федерации, и работы, связанные с восстановлением ТПС, поврежденного в процессе эксплуатации в результате случаев, признанных страховыми.
Согласно п. 4.4 договора по результатам осмотра объекта ремонта в течение 3 рабочих дней с даты прибытия объекта ремонта в место выполнения работ подрядчиком оформляется акт передачи локомотива ремонтному предприятию по форме ТУ-162 согласно приложению N 14 к договору и подписывается представителем заказчика, представителем подрядчика и представителем ЦТА. Акт формы ТУ-162 составляется в трех экземплярах и передается сторонам, участвовавшим в процессе приемки.
Сторонами подписаны акты передачи локомотивов (по форме ТУ-162) N N 11451 (локомотивы N 1907А, N 1907Б) от 17.09.2020, 11452 (локомотив N2129Б) от 17.09.2020, 11444 (локомотивы N 2485А, N 2485Б) от 04.09.2020, 11462 (локомотивы N 2742А, N2742Б) от 06.10.2020, 11472 (локомотивы N 1705А, N 1705Б) от 28.10.2020, 11490 (локомотивы N 173А, N 173Б) от 11.11.2020, 11486 (локомотивы N 1034А, N 1034Б) от 11.11.2020, 11493 (локомотивы N1089А, N1089Б) от 13.11.2020, 11499 (локомотивы N1818А, N1818Б) от 30.11.2020, 11504 (локомотивы N182А, N182Б) от 14.12.2020, 11581 (локомотивы N681А, N681Б) от 15.03.2021, 11639 (локомотивы N481А, N481Б) от 26.05.2021, 11520 (локомотивы N1292А, N1292Б) от 26.05.2021, 11572 (локомотивы N2741А, N2741Б) от 01.03.2021, 1570 (локомотив N1578А) от 25.02.2021, 11614 (локомотив N349Б) от 15.04.2021, 11598 (локомотив N877Б) от 30.03.2021, 11597 (локомотивы N2112А, N2112Б) от 30.03.2021, 11598 (локомотивы N1801А, N1801Б) от 25.05.2021, 11529 (локомотивы N2008А, N2008Б) от 14.01.2021, 11530 (локомотивы N2046Б, N2046А) от 14.01.2021, 11556 (локомотивы N2045А, N2045Б) от 08.02.2021, 11576 (локомотив N723А) от 04.03.2021.
Акт ТУ-162 является документом, подтверждающим отсутствие на локомотиве деталей и узлов, который в свою очередь является основанием для формирования перечня дополнительных работ.
Согласно п. 4.5, 4.6 договора в случае необходимости выполнения дополнительных работ подрядчик обязан сформировать перечень дополнительных работ согласно приложению N 18 к договору. Указанный перечень формируется как с учетом согласованных сторонами цен на дополнительные работы, так и с позициями, не имеющими согласованных цен, и передается представителю заказчика за 5 календарных дней до планируемой даты выдачи ТПС после выполнения работ. В таком случае по позициям, не имеющим согласованных цен сторонами подтверждается физический объем дополнительных работ. После согласования сторонами цен в порядке, указанном в подпункте 4.2 Регламента взаимодействия, перечень подтвержденных дополнительных работ повторного согласования не требует.
Представитель заказчика в течение 3 рабочих дней рассматривает перечень дополнительных работ на соответствие актам формы ТУ-162 и ТУ-169, нормам сменяемости, целесообразности и при отсутствии замечаний согласовывает его. Перечень дополнительных работ должен быть согласован до даты выдачи ТПС из ремонта и/или модернизации и подписания сторонами акта приемки локомотива от ремонтного предприятия (сервисной компании) по форме ТУ-31л согласно приложению N 19 к договору.
Сторонами без возражений подписан и согласован перечень дополнительных работ, в том числе по замене БУРТ-011 по форме приложения N 18 к договору по локомотивам N 1907А, N 1907Б от 17.09.2020, N2129Б от 17.09.2020, N2485А, N2485Б от 04.09.2020,N2742А, N2742Б от 06.10.2020, N1705А, N 1705Б от 28.10.2020, N173А, N173Б от 11.11.2020, N 1034А, N 1034Б от 11.11.2020, N1089А, N1089Б от 13.11.2020, N1818А, N1818Б от 30.11.2020, N182А, N182Б от 14.12.2020, N681А, N681Б от 15.03.2021, N481А, N481Б от 26.05.2021, N1292А, N1292Б от 26.05.2021, N2741А, N2741Б от 01.03.2021, N1578А от 25.02.2021, N349Б от 15.04.2021, N877Б от 30.03.2021, N2112А, N2112Б от 30.03.2021, N1801А, N1801Б от 25.05.2021, N2008А, N2008Б от 14.01.2021, N2046Б, N2046А от 14.01.2021, N2045А, N2045Б от 08.02.2021, N723А от 04.03.2021.
В перечне дополнительных работ указано, что сторонами согласовано объём работ, в том числе по замене Бурт-011.
Стороны акты передачи локомотивов (по форме ТУ-162) и перечень дополнительных работ по форме приложения N 18 к договору подписали в один день.
Согласно п. 5.2 договора началом выполнения работ является дата подписания сторонами акта формы ТУ-162.
Сторонами подписаны акты о приёмке ТПС из ремонта N 10-1, N 10-2 (локомотивы N 1907А, N 1907Б) от 15.10.2020, N2129-2 (локомотив N2129Б) от 15.10.2020, N2485-1, N 2485-2 (локомотивы N 2485А, N 2485Б) от 05.10.2020, N2742-1, N2742-2 (локомотивы N 2742А, N 2742Б) от 29.10.2020, N10-1, N 10-2 (локомотивы N 1705А, N 1705Б) от 04.12.2020, N16-1, N 16-2 (локомотивы N 173А, N 173Б) от 29.01.2021, N22-1, N22-2 (локомотивы N 1034А, N 1034Б) от 26.02.2021, N23-1, N23-2 (локомотивы N1089А, N1089Б) от 29.01.2021, N28-1, N28-2 (локомотивы N1818А, N1818Б) от 25.12.2020, N16-1, N 16-2 (локомотивы N182А, N182Б) от 26.02.2021, N29-1, N29-2 (локомотивы N681А, N681Б) от 28.12.2020, N18-1, N18-2 (локомотивы N481А, N481Б) от 18.06.2021, N16-1, N16-2 (локомотивы N1292А, N1292Б) от 29.01.2021, N11-1, N11-2 (локомотивы N2741А, N2741Б) от 18.03.2021, N28-1 (локомотив N1578А) от 30.03.2021, N16-2 (локомотив N349Б) от 25.05.2021, N1-2 (локомотив N877Б) от 04.05.2021, N2-1, N2-2 (локомотивы N2112А, N2112Б) от 11.05.2021, N20-1, N20-2 (локомотивы N1801А, N1801Б) от 21.06.2021, N3-1, N3-2 (локомотивы N2008А, N2008Б) от 04.02.2021, N4-2, N4-1 (локомотивы N2046Б, N2046А) от 05.02.2021, N7-1, N7-2 (локомотивы N2045А, N2045Б) от 10.03.2021, N1-1 (локомотив N723А) от 01.04.2021.
В указанных актах о приёмке ТПС из ремонта указано, что локомотив испытан на заводских путях, стендах, произведена обкатка, принят из ремонта, признан годным к эксплуатации.
В соответствии с п. 3.8.9 договора оплата выполненных подрядчиком и принятых заказчиком дополнительных работ производится на основании подписанного сторонами акта сдачи-приёмки выполненных дополнительных работ, составленных по форме приложения N 12 к договору, в течение 30 календарных дне с даты предоставления комплекта документов (копии акта о выполненных работах формы ФПУ-26).
Истцом в адрес ответчика на подписание направлены акты выполненных работ N 5212-1/11/н от 15.10.2020 N 5212-2/12/н от 15.10.2020 N 5113-2/12/н от 15.10.2020 N5103-1/11/н от 05.10.2020 N 5103-2/11/н от 05.10.2020 N 5119-1/12/н от 29.10.2020 N5119-2/12/н от 29.10.2020 N 5132-1/12/н от 04.12.2020 N 5132-2/12/н от 04.12.2020 N5144-1/12/н от 09.12.2020 N 5144-2/12/н от 29.01.2021 N 5148-1/12/н от 16.12.2020 N5148-2/12/н от 16.12.2020 N 5149-1/12/н от 29.01.2021 N 5149-2/12/н от 17.12.2020 N5154-1/12/н от 25.12.2020 N 5154-2/12/н от 25.12.2020 N 5160-1/12/н от 28.12.2020 N5160-2/12/н от 28.12.2020 N 5211-1/6/н от 14.04.2021 N 5211 -2/6/н от 14.04.2021 N5270-1/10/н от 18.06.2021 N5270-2/12/н от 18.06.2021 N 5177 -1/1/н от 26.02.2021 N5177 -2/1/н от 29.01.2021 N 5208 -1/8/н от 18.03.2021 N 5208 -2/10/н от 18.03.2021 N5193-1/10/н от 30.03.2021 N 5268 -2/7/н от 25.05.2021 N 5236 -2/6 от 04.05.2021 N5237 -1/6 от 04.05.2021 N 5242 -2/12/н от 11.05.2021 N 5287-1/3/2022/н от 21.06.2021 N 5287 -2/3/2022/н от 21.06.2021 N 5180 -1/н/2/к от 04.02.2021 N 5181-2/н от 05.02.2020 N 5181-1/н от 31.03.2021 N 5204-1/8/н от 10.03.2021 N 5204 -2/8/н от 10.03.2021 N 5217 -1/6/н от 01.04.2021 на общую сумму 7 681 200 руб.
Факт направления актов сдачи-приемки выполненных работ сторонами не оспаривается.
Истцом также в адрес ответчика посредством системы электронного документооборота ЭДО АО "ПФ "СКБ "Контур" направлены счета-фактуры N 4751 от 15.10.2020 N 4937 от 15.10.2020 N 4936 от 15.10.2020 N 4740 от 05.10.2020 N 4741 от 05.10.2020 N 4928 от 29.10.2020 N 4933 от 29.10.2020 N 5154 от 04.12.2020 N 1301 от 29.01.2021 N 1041 от 29.01.2021 N 1042 от 29.01.2021 N 1622 от 26.02.2021 N 1045 от 29.01.2021 N 1038 от 29.01.2021 N 1046 от 29.01.2021 N 5140 от 25.12.2020 N 5142 от 25.12.2020 N 5708 от 28.12.2020 N 11149 от 30.12.2021 N 11150 от 30.12.2021 N 11115 от 30.12.2021 N 11116 от 30.12.2021 N 2123 от 31.03.2021 N 2126 от 31.03.2021 N 8922 от 29.10.2021 N 07/8921 от 29.10.2021 N 8920 от 29.10.2021 N 11247 от 30.12.2021 N 1862/7 от 30.12.2021 N 07/11138 от 29.10.2021 N 07/11139 от 30.12.2021 N 07/6866 от 31.03.2022 г. N 07/7140 от 31.03.2022 г. N 07/4239 от 30.06.2021 N 07/42441 от 30.06.2021 N 07/4242 от 30.06.2021 N 07/8925 от 29.10.2021 N 07/8926 от 29.10.2021 N 07/11152 от 30.12.2021 для оплаты дополнительно выполненных работ.
В соответствии с п. 7.2.7 договора заказчик должен своевременно принять и оплатить выполненные подрядчиком работы в соответствии с условиями договора. В соответствии с п. 7.2.1 договора оплатить подрядчику стоимость дополнительных работ по укомплектованию ТПС отсутствующими узлами, деталями и агрегатами.
Истец в адрес ответчика направил претензию исх. N ждрм/0283 от 29.10.2021 об оплате выполненных работ. В ответ письмом исх. N 25284 от 20.12.2021 ответчик сообщил, что работы по замене Бурт-125 на Бурт-011 входят в перечень работ, производимых при капитальном ремонте и не подлежат дополнительной оплате.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истцом в суд.
Поскольку ответчик каких-либо доказательств оплаты не предоставил, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика перед истцом образовалась задолженность в заявленном размере, которая до настоящего времени не погашена (ст.ст. 309, 310, 314 ГК РФ), в связи с чем требование о взыскании долга в указанном размере правомерно, обоснованно, подтверждено надлежащими доказательствами, подлежит удовлетворению.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что спорные работы входят в состав работ по капитальному ремонту локомотивов, задолженности по оплате капитального ремонта не имеется; отсутствует задание и согласование ОАО "РЖД" спорных работ при передаче локомотивов в ремонт как дополнительных; имеется письмо о необходимости отнесения спорных работ к работам по основному ремонта локомотива, направленное истцу до выполнения им работ; акты приемки спорных работ в качестве дополнительных работ сторонами не подписывались.
Суд отклоняет приведенные доводы апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 3.8.9 договора оплата выполненных подрядчиком и принятых заказчиком дополнительных работ производится на основании подписанного сторонами акта сдачи-приемки выполненных дополнительных работ, составленного по форме приложения N 12 к настоящему договору, в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты предоставления комплекта документов (копии акта о выполненных работах (оказанных услугах) формы ФПУ-26, акта сдачи-приёмки выполненных дополнительных работ, счета-фактуры и счета на оплату) отдельно по каждой единице ТПС путём перечисления заказчиком денежных средств на расчётный счёт подрядчика, указанный в разделе 17 настоящего договора.
В соответствии с п. 4.4 договора по результатам осмотра объекта ремонта в течение З(трёх) рабочих дней с даты прибытия объекта ремонта в место выполнения работ подрядчиком оформляется акт передачи локомотива ремонтному предприятию по форме ТУ-162 ( далее -акт формы ТУ-162) согласно приложению N 14 к настоящему договору и подписывается представителем заказчика, представителем подрядчика и представителем ЦТА.
В соответствии с п.4.6. договора N 2717837 от 29.12.2017 сформированы акты формы ТУ-162, согласованные представителем ОАО "РЖД" Зарубиным В.В., на основании данных актов формируется перечень дополнительных работ, который также согласован представителем ОАО "РЖД" Зарубиным В.В.
Согласно руководству по ремонту РК 103.11.431-2006, в случае наличия на локомотиве "блоков Бурт -125, Бурт-933,Бурт-016,Бурт-001 при проведении капитального ремонта необходимо заменить на систему БУРТ-011-МУ. Указанное свидетельствует, что система БУРТ-011-МУ не подлежит 100% замене, так как локомотив может быть уже оборудован системой БУРТ-011-МУ, в таком случае требуется его ремонт. Под обязательной заменой понимаются те детали и узлы, которые подлежат замене независимо от их состояния и состояния локомотивов при проведении капитального ремонта. Для определения перечня деталей и узлов, подлежащих обязательной замене между ОАО "РЖД" и АО "Желдореммаш" согласованы и утверждены нормы расхода материалов и запасных частей, утвержденные в 2014 году Проектно-конструкторско-технологическим бюро по нормированию - филиалом ОАО "РЖД".
Данные нормы не содержат замену деталей и узлов для системы БУРТ-011-МУ.
Отсутствие системы БУРТ-011-МУ в спецификации, а также отсутствия в договоре N 2717837 от 29.12.2017 в приложении N7 стоимости системы БУРТ-011-МУ, не освобождает заказчика от обязанности оплатить данные работы и согласовать стоимость согласно п.4 Регламента взаимодействия в соответствии с Приложением 4.1.; 4.1.2. к договору N2717837 от 29.12.2017, которым определен порядок утверждения цен на работы, стоимость которых не утверждена ранее.
Относительно доводов ответчика о разночтениях в актах ТУ-162 установлено следующее.
В материалах дела имеются акты формы ТУ-162, где в графе "факт" зафиксированы отсутствующие детали и узлы на локомотивах помимо системы БУРТ-011-МУ, которые в последующем согласованы в перечне дополнительных работ и приняты ответчиком.
Таким образом, никаких неясностей, разночтений между сторонами при формировании актов ТУ-162 не имеется. Акт ТУ-162, является документом, подтверждающим отсутствие на локомотиве деталей и узлов, который в свою очередь является основанием для формирования перечня дополнительных работ.
Доводы ответчика об отсутствии надлежащим образом оформленного акта формы ТУ-169, некорректны. Акт ТУ-169 формируется в процессе ремонта ТПС, включает дополнительные работы, не зафиксированные в акте ТУ-162.
Перечни дополнительных работ сформированы в соответствии с п. 4.6. договора- подрядчик обязан сформировать перечень дополнительных работ как с учётом согласованных сторонами цен на дополнительные работы, так и с позициями, не имеющими согласованных цен. Основанием для формирования является подписанный Акт ТУ-162.
Доводы ответчика со ссылкой на судебную практику отклоняются судом, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств.
Повторно проверив расчет заявленной к взысканию суммы, суд апелляционной инстанции не усматривает ее несоответствия нормам права и фактическим обстоятельствам.
Таким образом, заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не выявлено, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.10.2022 по делу N А40-111604/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.В. Валюшкина |
Судьи |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111604/2022
Истец: АО "ЖЕЛДОРРЕММАШ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"