г. Москва |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А40-238915/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.А.Назаровой,
судей Ж.Ц. Бальжинимаевой, А.А.Комарова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А.Марковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на определение Арбитражного суда города Москвы от 09.11.2022 по делу N А40-238915/22, о возвращении заявления Департамента городского имущества города Москвы о признании несостоятельным (банкротом) ООО "ЛАЙЕРТ",
при участии в судебном заседании:
от ДГИ г. Москвы - Гдлян А.Т. (по дов. от 30.12.2022)
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы 31.10.2022 в электронном виде поступило заявление Департамента городского имущества города Москвы о признании ООО "ЛАЙЕРТ" несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 09 ноября 2022 года возвращено заявление Департамента городского имущества города Москвы о признании несостоятельным (банкротом) ООО "ЛАЙЕРТ" (ОГРН 1027700164381, ИНН 7717009169).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент городского имущества города Москвы обратился с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение суда отменить, принять заявление к производству суда, в обоснование ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель апеллянта доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 267, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Закона о банкротстве арбитражный суд принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ и названным законом, и назначает судебное заседание по рассмотрению вопроса обоснованности требований заявителя к должнику.
К таким требованиям, помимо условий, закрепленных в статьях 125 - 126 названного Кодекса, относятся требования, установленные статьями 7, 33, 37 - 41 Закона о банкротстве.
В соответствии п. 1 и п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, должника, работника, бывшего работника должника в порядке, установленном п. 2 указанной статьи, при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. По истечении тридцати дней со дня опубликования указанного уведомления сведения, содержащиеся в нем, утрачивают силу.
Судом первой инстанции установлено, что сообщение N 13690294 о намерении Департамента городского имущества города Москвы обратиться с заявлением о признании ООО "ЛАЙЕРТ" несостоятельной (банкротом) опубликовано заявителем в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц 31.10.2022.
Возвращая заявление, суд первой инстанции сослался на п. 5 ч. 1 ст.129 АПК РФ и ст. 44 Закона о банкротстве, поскольку Департаментом городского имущества города Москвы нарушены требования п. 2.1 ст. 7 Закона о банкротстве, так как заявление могло быть подано кредитором в арбитражный суд не ранее 15.11.2022, а фактически поступило 31.10.2022.
Между тем, возвращая заявление Департамента городского имущества города Москвы, судом первой инстанции не учтено следующее.
Из материалов дела следует, что требование Департамента городского имущества города Москвы о признании ООО "ЛАЙЕРТ" несостоятельным (банкротом) основано на договоре аренды нежилого помещения, решении Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2019 по делу N А40-247931.
Согласно абзацу 9 статьи 2 Закона о банкротстве уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Уполномоченными органами в отношении требований по денежным обязательствам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в силу указанной нормы Закона о банкротстве признаются соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на представление требований этих публично-правовых образований (Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
В соответствии с пунктом 4.1 Постановления Правительства Москвы от 14.03.2006 N 185-ПП "О мерах по повышению эффективности защиты финансовых и имущественных интересов города Москвы при работе с организациями-должниками" Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции в сфере защиты интересов города Москвы в делах о несостоятельности (банкротстве).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Департамент городского имущества города Москвы является уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на подачу в арбитражный суд заявления о признании банкротом должника по денежным обязательствам перед бюджетом города, а также при объединении и представлении требований города Москвы по денежным обязательствам в процедурах банкротства.
Кроме того, апелляционная коллегия принимает во внимание, что задолженность должника перед кредитором образовалась в результате неисполнения последним требований по оплате платежей по договору аренды нежилого фонда (нежилого здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы.
Согласно пункту 2.1 статьи 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, должника, работника, бывшего работника должника в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Таким образом, в пункте 2.1 статьи 7 Закона о банкротстве уполномоченные органы не указаны.
В соответствии с пунктом 7 статьи 41 Закона о банкротстве уведомление о направлении в арбитражный суд заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом подлежит обязательному опубликованию путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение пяти рабочих дней с даты направления заявления в арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) Департамент городского имущества города Москвы обратился в суд 31.10.2022, на сайте ЕФРСБ соответствующее заявление опубликовано 31.10.2022, то есть в пределах срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 41 Закона о банкротстве.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оснований для возвращения заявления по указанным в обжалуемом определении основаниям не имелось.
Согласно пункту 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при рассмотрении жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции арбитражный суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в статье 269 АПК РФ, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 272 Кодекса).
Применяя данную норму, следует иметь в виду, что на новое рассмотрение могут быть направлены вопросы, разрешение которых относится к ведению суда первой инстанции и которые суд по существу не рассматривал по причине необоснованного возврата искового заявления, отказа в его принятии, оставления заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу или отказа в пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, тогда как в полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции входит повторное рассмотрение дела (часть 1 статьи 268 Кодекса).
В этих случаях, поскольку арбитражный суд первой инстанции не рассматривал вопросы по существу и не устанавливал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, арбитражный суд апелляционной инстанции не имеет возможности осуществить повторное рассмотрение дела, как этого требует часть 1 статьи 268 Кодекса.
В этой связи вопрос по проверке обоснованности заявления Департамента городского имущества города Москвы надлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 272 АПК РФ с последующим принятием по результатам рассмотрения данного вопроса соответствующего судебного акта, поскольку заявление по существу судом первой инстанции не рассмотрено, правовая оценка обоснованности заявленного требования в порядке, установленном Законом о банкротстве, не дана.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 270, 272 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2022 по делу N А40-238915/22 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Назарова |
Судьи |
Ж.Ц. Бальжинимаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-238915/2022
Должник: ООО "ЛАЙЕРТ"
Кредитор: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-89292/2022