г. Москва |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А40-131188/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СТИИНВЕСТ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2022 по делу N А40-131188/22
по иску (заявлению) ООО "СТИ-ИНВЕСТ"
к 1. ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ, 2. УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
об оспаривании решений,
при участии:
от заявителя: |
Гордеев Д.Д. по доверенности от 18.01.2023; |
от заинтересованного лица: |
1. Голосная И.В. по доверенности от 23.12.2022. 2. Комарова Е.В. по доверенности от 09.01.2023; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СТИ-Инвест" (далее также - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст.49 АПК РФ заявлением к Федеральной налоговой службе (далее также - ФНС России), Управлению Федеральной налоговой службы по городу Москве (далее также - УФНС России по г.Москве, Управление), в котором просит: 1. Признать незаконным решение ФНС России об исключении ООО "СТИ-Инвест" из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в период с 11.08.2020 по 09.07.2021; 2. Признать действие (бездействие) УФНС России по г.Москве об отказе во внесении изменений в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства от 17.02.2022 N 24-23/4/018775@ незаконным; 3. Установить факт нахождения в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "СТИ-Инвест" в период с 11.08.2020 по 09.07.2021, имеющее юридическое значение; 4. Обязать ФНС России внести изменения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в части внесения сведений о нахождении в нем ООО "СТИ-Инвест" с 01.08.2016 по настоящее время.
Ходатайство Общества в порядке ст.49 АПК РФ в части пункта 3 уточненного заявления судом не принято (как подлежащее рассмотрению в порядке главы 27 АПК РФ), в части пунктов 1, 2, 4 - удовлетворено.
Решением суда первой инстанции от 11.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представители заинтересованных лиц - обжалуемое решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзывов на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 10.08.2020 ФНС России исключило из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - Реестр) ООО "СТИ-Инвест" ввиду непредставления последним сведений о среднесписочной численности работников за 2019 г.
На поступившее обращение Общества от 24.01.2022 Управление письмом от 17.02.2022 N 24-23/4/018775@ направило ответ, согласно которому ООО "СТИ-Инвест" исключено из Реестра 10.07.2021 в связи с несоответствием условию, предусмотренному п.5 ч.5 ст.4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "СТИ-Инвест" в Арбитражный суд города Москвы.
На основании положений ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия совокупности перечисленных условий на основании следующего.
Так, из материалов дела следует, что обращение Общества рассмотрено Управлением надлежащим образом, соответствующая информация по существу поставленного вопроса предоставлена заявителю, в адрес которого был направлен мотивированный ответ (получение данного ответа заявителем не оспаривается).
Поскольку Управление не является уполномоченным органом по ведению Реестра, а письмо от 17.02.2022 N 24-23/4/018775@ направлено Управлением Обществу в рамках требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в ответ на обращение последнего, следовательно, какого-либо нарушения прав и законных интересов Общества действиями Управления допущено не было.
В соответствии с ч.1 ст.4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст.4 настоящего Федерального закона, вносятся в Реестр в соответствии с данной статьей.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что ведение Реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный орган).
Таким уполномоченным органом в соответствии с ч.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, является ФНС России.
Частью 4 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ предусмотрено, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Реестр и исключение таких сведений из Реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников (далее - ССЧР) за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 данной статьи.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 данной статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Перечень условий, которые должны выполняться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях отнесения их к субъектам малого и среднего предпринимательства, установлен ч.1.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Данные условия касаются, в том числе и ССЧР, сведения о которой, как указано в п.3 ст.80 НК РФ, за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).
Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
Форма сведений о ССЧР, представлявшихся до 01.01.2021, утверждена приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ (зарегистрирован в Минюсте России 24.04.2007 N 9320).
При этом согласно п.5 ч.5 ст.4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (в редакции, действующей в проверяемый период) содержащиеся в Реестре сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о ССЧР за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным ст.4 настоящего Федерального закона.
Таким образом, ввиду отсутствия у уполномоченного органа сведений о ССЧР Общества за 2019 г. по состоянию на 01.07.2020 заявитель был исключен из Реестра 10.08.2020 на основании п.5 ч.5 ст.4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Доводы Общества об исполнении им обязанности по направлению в ИФНС России N 34 по г.Москве (далее также - Инспекция) сведений о ССЧР со ссылкой на отправленное посредством Почты России письмо от 10.01.2020 с почтовым идентификатором N 142033430000857 и включение сведений о ССЧР за 2019 г. в состав расчета по страховым взносам за 12 месяцев 2019 г., изложенные в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела в первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что довод Общества об отправлении корреспонденции посредством Почты России в адрес Инспекции и ее получение опровергается полученными сведениями с официального сайта АО "Почта России" в сети "Интернет". В информационных системах ФНС России сведения о ССЧР Общества за 2019 г. отсутствуют.
Что касается представления Обществом сведений о ССЧР за 2019 г. в составе расчета по страховым взносам за 2020 г., то до 01.01.2021 налогоплательщики предоставляли сведения о среднесписочной численности работников в порядке и сроки, установленные п.3 ст.80 НК РФ (отдельным документом по установленной форме не позднее 20 января года, следующего за отчетным). Данные сведения учитывались при формировании Реестра ежегодно 10 августа. С 01.01.2021 налогоплательщики не предоставляют отчет о среднесписочной численности. Такие сведения включаются в состав расчета по страховым взносам (согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 28.01.2020 N 5-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в абзац шестой пункта 3 статьи 80 НК РФ).
Ссылка Общества на решение Инспекции от 11.01.2022 N 5 также правомерно отклонена судом, поскольку данное решение к обстоятельствам настоящего дела не относится.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом ст.ст.4, 71 АПК РФ, суд первой инстанции на основании установленных обстоятельств пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Таким образом, все доводы, изложенные заявителем в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, исследованы и в обжалуемом судебном акте им дана правильная оценка.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ апелляционный суд не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иной оценкой представленных в дело доказательств, обстоятельств дела и иным толкованием норм права, сводятся к несогласию Общества с изложенными в решении выводами суда первой инстанции.
При этом данные доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2022 по делу N А40-131188/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131188/2022
Истец: ООО "СТИ-ИНВЕСТ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА