г. Москва |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А40-131312/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Валюшкиной В.В.,
судей Стешана Б.В., Захаровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.В. Гришкиевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2022 по делу N А40-131312/22,
принятое по иску ООО "ОТК" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителя ответчика: Мельник И.В. по доверенности от 19.11.2022,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ОТК" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ОАО "Российские железные дороги" убытка в сумме 306 925,66 руб.
Решением арбитражного суда от 26.10.2022 исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В материалы дела поступили возражения истца на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель заявителя (ответчика по делу) поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Истец, надлежащим образом извещенный о производстве по делу, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Заслушав представителя ответчика, исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно транспортной железнодорожной накладной 07613087 ОАО "РЖД" 09.11.2021 принят к перевозке крытый вагон 29012317 со станции отправления Наушки до станции Селенга ВСиб ж.д.
12.11.2021 года на станции Тальцы вагон 29012317 забракован по неисправности код 107 (выщербина обода колеса) и отцеплен, о чем составлено уведомление по форме ВУ-23.
26.11.2021 ООО "ОТК" направило в адрес Дирекции управления движением, ВЧДР-Улан-Удэ телеграмму УПР КРАС HP, о вызове представителя в ВЧДР Улан-Удэ на 01.12.2021 для участия в комиссионном осмотре вагона.
01.12.2021 произведен осмотр данного вагона на территории ВЧДР Улан-Удэ АО "ВРК-1", по результатам которого выявлены дефекты на колесных парах: Колесная пара 1175-949-2011 полное освидетельствование 04.2020, клеймо 0629, толщина обода 72 мм, толщина гребня 29 мм: на правом колесе на поверхности катания - выщербина по ползуну, на левом колесе на поверхности катания - выщербина по центру катания колеса; Колесная пара 0039-23356-201 1, полное освидетельствование 04.2020, клеймо 0629, толщина обода 70 мм, толщина гребня 31 мм: на левом колесе на поверхности катания -выщербина по ползуну, о чем составлен акт комиссионного осмотра от 01.12.2021 с применением фотофиксации.
По прибытию вагона в ремонт в АО "ВРК-1" составлен акт осмотра и ремонта колесных пар грузового вагона от 15.12.2021, в котором зафиксированы параметры выщербин на колесных парах: 39-11515-2012-выщербина 48x2, 1175-949-2011 -выщербина 49x2, 39-23356-2011 - выщербина 53x2.
Для установления причин образования повреждений на колесных парах тележек вагона 29012317, общество "ОТК" привлекло специалистов центра независимой экспертизы и права ИП Гуссер Д.А.
Согласно заключению специалиста от 03.12.2021 N 03/12-2021, согласно КЖА2005 04 (классификатор "Основные неисправности грузовых вагонов") причиной кода 107 (выщербина обода колеса) является эксплуатационная неисправность - неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона.
Однако, все обнаруженные выщербины находятся на ползунах (код 106), а колесная пара 0039-23356-2011 имеет ползуны на поверхности катания на одном колесе в колесной паре (код 116). Причина кода 116 является повреждение - неисправность, вызванная нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона, при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях предприятий и путях общего пользования.
Исходя из проведенного исследования, специалист пришел к выводу о том, что повреждения колесных пар вагона N 29012317 возникли по причине нарушения установленных правил и условий эксплуатации вагона, при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях. В результате движения вагона допускалась блокировка колесных пар, колеса шли юзом (скользили), что привело к повреждению поверхности катания колес. Преждевременная обточка поверхности катания для устранения повреждений значительно сократит срок службы колес. Исправное состояние тормозных приборов, правильная регулировка рычажной передачи и рациональные режимы торможения исключают возможность заклинивания колесных пар и появление ползунов на поверхности катания колес.
В связи с отцепкой вагона 29012317 и повреждением колесных пар, ООО "ОТК" вынуждено понести расходы следующие расходы: 14 518 руб. (без НДС, стоимость текущего ремонта колесных пар - 10 821 руб., контрольные и регламентные операции обязательные для каждого вагона поступившего в TP - 3 697 руб.) оплата ремонта колесных пар вагона АО "ВРК-1" (, что подтверждается актом о выполнении работ N 9400 от 16.12.2021, расчетно-дефектной ведомостью от 16.12.2021, дефектной ведомостью от 16.12.2021, уведомлением N 215 от 16.12.2021, листком N 216 от 16.12.2021 (приложение к ф. ВУ-36-М лист 1, лист 2), платежным поручением N 64 от 16.02.2022, 76 503,04 руб. ущерб от уменьшения стоимости колесных пар в результате изменения их технических характеристик (уменьшение толщины обода) по причине обточки поверхности катания, в размере разницы между стоимости колесных пар без повреждений до обточки и после обточки, согласно заключению специалиста N 03/12-2021, - 18 000 руб. по оплате услуг эксперта, что подтверждается договором N 03/12-2021 от 03.12.2021, заключенным между истцом и ИП Гуссер Д.А., платежными поручениямиN 1214 от 03.12.2021, N 1315 от 27.12.2021.
Таким образом, в результате повреждения вагона 29012317 обществу "ОТК" причинены убытки в общей сумме 109 021,04 руб.
19.10.2021 на ст. Кемерово-Сортировочный Западно-Сибирской железной дороге забракован в текущий ремонт ТР-2 с неисправностью 107 - выщербина колеса вагон N 29075843, построенный 03.12.2020 заводом 1378 АО "ТВСЗ", согласно уведомлению ВУ-23-М N 2519 от 19.10.2021.
В соответствии со Справкой ГВЦ ОАО "РЖД" "Сведения по узлам и деталям вагона" на 28.10.2021, на вагоне 29075843, 03.12.2020 года постройки, установлены колесные пары номер оси 23261, номер оси 22700, номер оси 52214. номер оси 22180.
25.10.2021 ООО "ОТК" направило в адрес Дирекции управления движением, ВЧДР-Топки телеграмму о вызове представителя в ВЧДР-Топки на 26.10.2021 для участия в комиссионном осмотре вагона N 29075843 совместно с представителем экспертной организации ИП Гуссер Д.А.
26.10.2021 был составлен и подписан Акт экспертного осмотра вагона N 21/10-2021 о том, что при проведении осмотра вагона N 29075843 в ВЧДР Топки Западно-Сибирской железной дороги выявлено повреждение на 4 колесных парах.
В отношении данного вагона проведено исследование и получено заключение специалиста N 21/10-2021 ИП Гуссер Д.А. от 19.11.2021, согласно которому осмотром установлено, что колесные пары вагона N 29075843 имеют повреждения на поверхности катания: 1 пара: выщербина по ползуну на правом колесе, выщербина по ползуну на левом колесе; 2 пара: обнаружен ползун на левом колесе; 3 пара: выщербина по ползуну на правом колесе, две выщербины по ползуну на левом колесе; 4 пара: обнаружен ползун и выщербина по ползуну на левом колесе.
Исходя из проведенного исследования, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию вагона, пробег вагона, выявленные повреждения и места их расположения на поверхности катания, специалист приходит к выводу, что повреждения колесных пар вагона N 29075843 возникли по причине нарушения установленных правил и условий эксплуатации вагона, при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях. В результате движения вагона допускалась блокировка колесных пар, колеса шли юзом (скользили), что привело к повреждению поверхностей катания колёс. Преждевременная обточка поверхности катания для устранения повреждений значительно сократит срок службы колёс. Исправное состояние тормозных приборов, правильная регулировка рычажной передачи и рациональные режимы торможения исключают возможность заклинивания колесных пар и появление ползунов на поверхности катания колес.
В связи с отцепкой вагона 29075843 и повреждением колесных пар, ООО "ОТК" вынуждено понести расходы следующие расходы: 21 607,58 руб. (без НДС) оплата ремонта колесных пар вагона АО "ОМК Стальной путь", что подтверждается актом о выполнении работ N 3803 от 02.12.2021, расчетно-дефектной ведомостью от 02.12.2021, дефектной ведомостью от 02.12.2021, уведомлением N 10 от 02.12.2021, листком N 3803 от 02.12.2021 (приложение к ф. ВУ-36-М лист 1, лист 2), платежным поручением N 1255 от 15.12.2021, 156 297,04 руб. ущерб от уменьшения стоимости колесных пар в результате изменения их технических характеристик (уменьшение толщины обода) по причине обточки поверхности катания, в размере разницы между стоимости колесных пар без повреждений до обточки и после обточки, согласно заключению специалиста N21/10-2021, 20 000 руб. по оплате услуг эксперта, что подтверждается договором N03/12-2021 от 03.12.2021, заключенным между истцом и ИП Гуссер Д.А., платежными поручениямиN1127 от 08.11.2021, N1081 от 25.10.2021, N1199 от 02.12.2021.
Таким образом, в результате повреждения вагона 29012317 обществу "ОТК" причинены убытки в общей сумме 197 904,62 руб.
Неисполнение ответчиком досудебной претензии на сумму в общей сложности 306 925,66 руб. послужило основанием для предъявления истцом заявленных требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие условий, необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения расходов на ответчика.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что ОАО "РЖД" провело расследование по данному делу, по результатам которого установлено, что тормозное оборудование вагонов было исправно, нарушений в управлении тормозами не было, перевозчик не повреждал колеса вагонов, выявленные неисправности образовались в результате естественного износа в процессе перевозки; истцом не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями перевозчика и образованием неисправностей колесных пар; в настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные документы, устанавливающие презумпцию ответственности перевозчика за повреждение колес грузовых вагонов; в материалах дела отсутствуют доказательства наличия состава элементов по ст. 15 ГК РФ; вопреки доводам истца, принятие вагонов к перевозке не презюмирует вину ОАО "РЖД" при последующем выявлении неисправностей вагона; Верховный Суд РФ в определении от 07.03.2018 по делу N А40-101806/2016 указал, что принятие перевозчиком вагонов к перевозке без замечаний не свидетельствует о вине перевозчика в выявленной неисправности отцепленных в ремонт вагонов; ОАО "РЖД" представляет суду доказательства, что "выщербина обода колеса" на колесной паре могла образоваться вследствие естественной эксплуатации; характер, и правовая природа заявленных истцом требований, идентична правоотношениям, сложившимся между ответчиком и другими владельцами грузовых вагонов, при организации перевозки, и, в том числе, при определении причин возникновения технических неисправностей грузовых вагонов по коду неисправности 107 (КЖА 2005 05); истцом не представлены доказательства несения им расходов по ремонту вагонов.
Суд отклоняет приведенные доводы апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик.
На основании статьи 105 Устава ответственность за повреждение или утрату вагонов или их узлов и деталей, принадлежащих другим юридическим лицам, возлагается на перевозчика. Перевозчик такие вагоны обязан отремонтировать, либо возместить владельцу вагонов стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов или их узлов и деталей. Кроме того, Перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов вследствие их повреждения или утраты.
При этом возможность наступления указанной ответственности не ставится в зависимость от наличия непосредственной вины перевозчика. В силу названной нормы права ответственность перевозчика за повреждение или утрату принятых им к перевозке вагонов наступает и при отсутствии его вины.
Данный вывод подтвержден судебной практикой, в том числе Постановлениями Арбитражного суда Московского округа по делам А40-128565/2013, А40-1363/2012, А40-68402/2021.
В соответствии с Отраслевым классификатором "Основные неисправности грузовых вагонов" К ЖА 2005 имеет коды: "выщербины обода колеса" - 107, "ползун на поверхности катания" - 106, "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" -117, классифицируются как эксплуатационные (вызванная естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона).
Ползун - плоское место глубиной более допускаемой. Причина - скольжение (юз) колеса по рельсу, вызывающее местное истирание металла колеса. Ползуны могут быть на обоих колесах или на одном колесе (в первом случае они возникают при скольжении колесной пары, заклиненной тормозом вагона, во втором - в результате торможения вагона съемным башмаком на сортировочной горке). Основными причинами заклинивания колесных пар и образования ползунов на колесах являются: неисправности тормозных приборов; нарушение правил регулировки рычажной передачи; неправильное управление тормозами локомотива.
Выщербины - выкрошившиеся участки поверхности катания более допускаемых размеров или с наличием в них трещин или расслоений, идущих в глубь металла. Разичают 3 причины возникновения: выщербины типа 1 - выкрашивание твердых участков поверхности катания, образующихся в результате кратковременного скольжения заклиненных колесных пар по рельсам; выщербины типа 2 - усталостное разрушение поверхностных слоев металла, под действием многократно повторяющихся контактных нагрузок. Такие выщербины развиваются из небольших трещин, образующихся в сильно деформированном поверхностном слое колеса; выщербины типа 3 - выкашивание участков поверхности катания, на которых имеются поперечные термотрещины, возникающие вследствие нагрева тормозными колодками.
Причиной появления на колесных парах неравномерного проката, является неоднородность свойств металла на поверхности катания колеса, образующаяся при торможении в результате тепловых и механических воздействий - характерные признаки наличие закатывающихся ползунов и наваров, а также выщербин.
Как следует из классификаторов ИТМ-1В, а также 1.20.001-2007, как выщербины, так и ползуны, являются повреждениями термомеханического характера, образуются вследствие нарушения перевозчиком правил эксплуатации подвижного состава, либо принятия к перевозке неисправных железнодорожных вагонов.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Ответчик полагает, что повреждение спорных колесных пар возникли в результате естественного износа колесных пар. В подтверждение указанного довода ссылается на внутреннее расследование, отсутствие акта о повреждении вагона по форме ВУ-25.
Ответчик не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что повреждения на колесных парах возникли в результате естественного износа, доводы основаны исключительно на домыслах и предположениях ответчика.
Существенным в данном случае является обстоятельство того, что акты по форме ВУ-25, ВУ-41 составляет перевозчик, следовательно, он не вправе ссылаться на их отсутствие.
Истец представил в материалы дела заключения специалистов от 03.12.2021 N 03/12-2021, от 19.11.2021 N 21/10-2021, обладающих специальными знаниями, которые по результатам осмотра спорных колесных пар установили, что повреждения колесных возникли по причине нарушения установленных правил и условий эксплуатации вагона, при маневровых и погрузочно-выгрузочных операциях на путях. В результате движения вагона допускалась блокировка колесных пар, колеса шли юзом (скользили), что привело к повреждению поверхности катания колес. Преждевременная обточка поверхности катания для устранения повреждений значительно сократит срок службы колес. Исправное состояние тормозных приборов, правильная регулировка рычажной передачи и рациональные режимы торможения исключают возможность заклинивания колесных пар и появление ползунов на поверхности катания колес, а не в результате естественного износа.
Ссылка ответчика, что колесные пары могли иметь повреждения до момента принятия вагонов к перевозке также необоснованно и противоречат действующему законодательству. При приеме вагонов к перевозке о наличии недостатков не заявлено.
С учетом изложенного, ввиду того, что вагоны приняты перевозчиком, ОАО "РЖД" признало вагоны годными, детали, установленные на вагоны - соответствующими установленным нормативам.
Кроме того, позиция о том, что приняв вагон к перевозке, перевозчик подтверждает его техническую пригодность и до возвращения вагонов собственнику несет ответственность за их сохранность, а также сохранность установленных на них узлов и деталей, нашла отражение в судебной практике по многочисленным делам с участием ОАО "РЖД", в том числе: А40-129133/2020 (постановление Арбитражного суда Московской области от 16.07.2021), А40-125895/2021 (постановление Арбитражного суда Московской области от 25.04.2022), А40-155146/2020 (постановление 9 Арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021), А40-214282/2021 (постановление 9 Арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022), А40-178761/2021 (постановление 9 Арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022), А40-117452/2021 (постановление 9 Арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022), А53-37487/2020 (постановление 15 Арбитражного апелляционного суда от 09.04.2021), а также по делу между истцом и ответчиком А53- 11104/2021, рассмотренному Арбитражным судом Ростовской области.
По существу заявленных требований суд пришел к обоснованным выводам, что материалами дела подтверждается наличие условий, необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения расходов на ответчика.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования. Приведенные в апелляционной жалобе доводы ответчика направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не выявлено, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2022 по делу N А40-131312/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.В. Валюшкина |
Судьи |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131312/2022
Истец: ООО "ОТК"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"