г. Москва |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А40-183210/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Свиридова,
судей: |
И.В. Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Лестехстрой-земля" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.11.2022 А40-183210/22 (21-1430)
по заявлению ООО "Лестехстрой-земля"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: АО "Мосгаз"
о признании незаконным и отмене распоряжения,
при участии:
от заявителя: |
Суббот А.В. по дов. от 16.09.2022; Тизенгольт Н.О. по дов. от 16.09.2022 |
от ответчика: |
Вахрушин Д.Г. по дов. от 19.12.2022; |
от третьего лица: |
Абакумов А.Ю. по дов. от 30.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лестехстрой-земля" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным и отмене распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 01.04.2022 N 16529, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 01.04.2022 N 16528, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 01.04.2022 N 16489, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 01.04.2022 N 16488, распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 01.04.2022 N 16487.
Решением суда от 07.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
От АО "Мосгаз" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель третьего лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы принято распоряжения: 1) от 01.04.2022 N 16529 об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030324:125; 2) от 01.04.2022 N16528 об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030324:23; 3) от 01.04.2022 N16489 об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030324:10; 4) от 01.04.2022 N16488 об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030324:15; 5) от 01.04.2022 N16487 об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 50:27:0030324:16.
Не согласившись с данными распоряжения, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
В силу положений ст.28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) в целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством. Для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения.
Таким образом, специальным регулированием предусмотрено, что для строительства линейных объектов систем газоснабжение допускается установление публичного сервитута.
Согласно пункту 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещение линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, установлены полномочия в части принятия решений об установлении публичных сервитутов: "Департамент осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
4.2.14(3). Об установлении и прекращении публичных сервитутов для использования земельных участков и (или) земель в случаях, предусмотренных статьей 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации.
4.2.14(4). Об установлении и прекращении публичных сервитутов в соответствии с утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территории, прошедшей в установленном порядке общественные обсуждения или публичные слушания, в случаях, предусмотренных подпунктами 1-7 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, на срок до 10 лет."
Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Ходатайства об установлении публичного сервитута соответствует требованиям, установленным статьей 39.41 ЗК РФ.
С ходатайством об установлении публичного сервитута, согласно пункту 1 статьи 39.40 ЗК РФ, вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта для их строительства, реконструкции.
Как установлено судом, в Департамент городского имущества города Москвы поступило ходатайство АО "Мосгаз" от 18.01.2022 N 01-17-445/22 об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030201:125, 50:27:0030239:23, 50:27:0030324:10, 50:27:0030324:15, 50:27:0030324:16 сроком на 10 лет в интересах АО "МОСГАЗ" для строительства линейного объекта системы газоснабжения "Газопровод высокого давления Р
АО "МОСГАЗ" является газораспределительной организацией, т.е. специализированной организацией, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы (ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" газораспределительные организации занимаются развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.
В рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2021-2024 годы (п. 2173), утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 12.10.2021 N 1591-ПП, АО "МОСГАЗ" осуществляет мероприятия по строительству газопровода высокого давления, в связи со строительством которого Постановлением Правительства Москвы от 13.04.2021 N464-ПП был утвержден проект планировки соответствующей территории.
Проектом планировки территорий было предусмотрено, что для строительства газопровода требуется занять территорию, в том числе, общей площадью 33 136 кв.м., расположенную в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 50:27:0030201:125, 50:27:0030239:23, 50:27:0030324:10, 50:27:0030324:15, 50:27:0030324:16, принадлежащими ООО "Лестехстрой-Земля" на праве собственности.
В целях оформления земельно-имущественных отношений АО "МОСГАЗ" письмами от 08.06.2021 N 01-17-8823/21 и от 19.07.2021 N 01-17-11098/21 обратилось в адрес ООО "Лестехстрой-Земля" с предложением заключить договор аренды.
Строительство указанного объекта осуществляется на основании проекта планировки территории линейного объекта - газопровод высокого давления "село Вороново - садоводческое некоммерческое товарищество "Поляница-2" - деревня Юрьевка - садоводческое некоммерческое товарищество "Полесье" - деревня Хмырово - деревня Белоусово", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13.04.2021 N 464-ПП (далее - ППТ).
Планом межевания, утвержденным в составе ППТ определены участки N 105,198, 95, 90, 88, которые могут быть обременены публичным сервитутом.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:27:0030201:125, 50:27:0030239 23, 50:27:0030324:10, 50:27:0030324:15, 50:27:0030324:16 находятся в собственности ООО "Лестехстрой-Земля".
Ответчиком проведена правовая экспертиза документов, поступивших от АО "Мособлгаз", в соответствии с результатами которой ходатайство АО "Мособлгаз" об установлении сервитута соответствует требованиям статьи 39.41 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 39.42 ЗК РФ Департаментом были опубликованы сообщения о возможном установлении сервитута, что подтверждается сообщениями, опубликованными на официальном сайте Правительства Москвы в отношении земельных участков: 50:27:0030201:125, 50:27:0030239:23, 50:27:0030324:10, 50:27:0030324:15, 50:27:0030324:16.
В силу п.7 ст.39.43 ЗК РФ Департаментом было опубликованы оспариваемые распоряжения, что подтверждается сообщениями от 04.04.2022, опубликованными на официальном сайте Правительства Москвы.
На основании вышеуказанного положения земельного законодательства 05.04.2022 оспариваемое распоряжение было направлено в адрес АО "Мосгаз" по адресу: 105120, г. Москва, Мрузовский переулок, д. 11, стр. I, а также в порядке электроннрго документооборота.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Ответчиком соблюден порядок установления публичного сервитута.
Заявитель ссылается на "прямой запрет" размещения объекта газоснабжения на земельных участках в силу п.10 ст.23 ЗК РФ, однако указанный довод не соответствует положениям законодательства.
Согласно п.10 ст.23 ЗК РФ в случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 установлено следующее:
"в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием в течение одного года в отношении иных земельных участков".
Из смысла вышеуказанных норм и природы института установления публичного сервитута, невозможность использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием или существенное затруднение в его использовании в течение определенного периода - предполагается.
При направлении ходатайства об установлении публичного сервитута АО "Мосгаз" осуществлен расчет периода, в течение которого использование земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено.
В отношении земельных участков Заявителя такой срок определен - 8 месяцев и 15 дней, что опровергает довод Заявителя о недопущении размещения объекта газоснабжения.
Размещение объекта газоснабжения предусмотрено проектом планировки территории от 13.04.2021 N 464-ПП.
Согласно приложениям "1.3. План межевания" и "1.3.2. Характеристика земельных участков территории к плану "Межевание территории", утвержденные в составе ППТ, в отношении земельных участков 50:27:0030201:125, 50:27:0030239:23, 50:27:0030324 10, 50:27:0030324:15, 50:27:0030324:16 предусмотрено обременение условием использования подземного пространства/установление публичного сервитута.
Планом межевания (1.3.), утвержденным в составе ППТ, определены участки N .05, 98, 95, 90, 88, то есть вышеуказанные земельные участки, которые могут быть обременены публичным сервитутом.
В силу "2. Положения о размещении линейных объектов":
"Территория в границах подготовки проекта планировки территории линейного объекта расположена в границах деревень Белоусово, Хмырово поселения Новофедоровское, в границах поселения Киевский и в границах сел Свитино, Вороново, деревень Юрьевка, Косовка, Безобразово поселения Вороновское Троицкого административного округа города Москвы.
Площадь проектируемой территории составляет 89,5 га.
Проектом планировки территории линейного объекта предусматривается: 1) строительство газопровода высокого давления Р < 0,6 МПа диаметром 500, 400, ПО мм, протяженностью 38 000 м; 2) прокладка электрокабелей протяженностью 10 800 м.
Прокладка газопровода предусмотрена преимущественно в границах существующих сельскохозяйственных угодий и лесных массивов в нормативных расстояниях до застроенных территорий".
Так, строительство объекта газоснабжения осуществляется на основании проекта планировки территории, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 13.04.2021 N 464-ПП, что предопределяет необходимость в установлении публичного сервитута в отношении земельных участков Заявителя и исключает обязанность Департамента в обосновании необходимости установления публичного сервитута и проведения экспертизы.
Поскольку обременяемая сервитутом площадь земельных участка КН 50:27:0030201:125 составляет 4,4%, 50:27:0030239:23 - 1.25%,. 50:27:0030324:10 - 1.7%, 50:27:0030324:15 - 4,54%, 50:27:0030324:16 - 4%, суд пришел к обоснованному выводу, что осуществление деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю не повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании указанных земельных участков.
Таким образом, Обжалуемые распоряжения приняты в соответствии с земельным законодательством, действующими документами территориального планирования, в рамках имеющихся полномочий.
На основании изложенного, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.11.2022 по делу N А40-183210/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-183210/2022
Истец: ООО "ЛЕСТЕХСТРОЙ-ЗЕМЛЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: АО "МОСГАЗ"