г. Москва |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А40-185002/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Трубицына,
судей Ю.Н. Кухаренко, О.Н. Лаптевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2022 по делу N А40-185002/22, принятое судьёй Хайло Е.А., по иску ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 6 151 рубля 82 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - извещен, представитель не явился,
от ответчика - Кисиль А.А. (доверенность от 12.10.2022),
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ОАО "Российские железные дороги" (далее - истец) к Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 6 151 рубля 82 копеек задолженности по оплате использования грузовых вагонов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2022 иск удовлетворен.
Судебный акт мотивирован тем, что время нахождения вагонов под разгрузкой не оплачивается ответчиком в составе тарифа на перевозку груза, в связи с чем истцом правомерно заявлено о взыскании дополнительной платы за использование вагонов во время грузовых операций.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указал, что разгрузка спорных вагонов произошла в пределах одних суток, в течение которых была осуществлена доставка груза перевозчиком на станцию назначения, в связи с чем оснований для уплаты компенсации за пользование вагонами не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу содержатся возражения истца на доводы жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2022 подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 19.11.2021 истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) заключен государственный контракт N 13(ДТО)(Ж)/4592246 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Минобороны России во внутригосударственном сообщении.
При исполнении контракта вагоны N N 52084902, 43033463, 44392801 по отправкам N Х243487 и N Х243884 прибыли под выгрузку 27.11.2021 при нормативном сроке доставки 27.11.2021. Подача под грузовые операции и завершение грузовой операции произведены 28.11.2021, что подтверждается памяткой приемосдатчика N 1591.
Полагая, что по железнодорожным накладным плата за привлечение вагонов учтена до 27.11.2021, истец просит взыскать плату за нахождение вагонов под грузовой операцией 28.11.2021 в размере 6 151 рубль 52 копейки.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что время использования ответчиком вагонов в течение одних суток (28.11.2021) должно быть оплачено заказчиком дополнительно.
При этом судом не принято во внимание следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 утверждены Особенности тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, в соответствии с пунктом 4 которых в расчет платы за перевозку воинских грузов по инфраструктуре в привлеченном подвижном составе в зависимости от вида отправки включаются плата за использование привлеченного подвижного состава с учетом срока доставки грузовых вагонов железнодорожным транспортом, определяемого в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом тарифного руководства (нормативный срок),
По смыслу пункта 4 Особенностей тарификации, стоимость компенсации в случае задержки привлеченного перевозчиком подвижного состава, контейнеров при нахождении их под грузовыми операциями может быть определена, исходя из фактического времени нахождения привлеченного подвижного состава под грузовыми операциями, и в размер первоначально определенной стоимости перевозки не входит.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта оказание соответствующих услуг, определенных контрактом, осуществляется в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта. В соответствии со статьей 33 Устава грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Согласно дорожным ведомостям N Х243487 и N Х243488 (транспортным накладным) нормативный срок доставки грузов - 27.11.2021; грузы доставлены на станцию назначения 27.11.2022 согласно календарным штемпелям в накладных, однако, поданы на пути необщего пользования для грузополучателя 28.11.2021, то есть перевозка в рамках указанных дорожных ведомостей завершена перевозчиком 28.11.2021 с нарушением нормативного срока доставки грузов на 1 сутки. Грузовые операции завершены также 28.11.2021, то есть в течение суток осуществления перевозки (при этом неполные сутки считаются за полные). Даты окончания перевозки и завершения грузовых операций подтверждается памятками приемосдатчика N 1605 и N 1591, на которые ссылался истец в обоснование своих требований.
Таким образом, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Принимая новый судебный акт об отказе в иске, суд апелляционной инстанции исходит из того, что грузовые операции со спорными вагонами завершены ответчиком в течение суток, которые оплачены ответчиком за использование привлеченных вагонов в составе платы за перевозку груза.
Стоимость компенсации в случае задержки привлеченного перевозчиком подвижного состава при нахождении их под грузовыми операциями, а также в случае задержки в процессе перевозки или подачи под грузовые операции (подпункт "в" пункта 4 Особенностей тарификации) не может быть отнесена в данном случае на ответчика, поскольку нарушение перевозчиком нормативного срока доставки грузов на одни сутки не произошла по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры: соответствующих доказательств истцом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2022 по делу N А40-185002/22 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Трубицын |
Судьи |
Ю.Н. Кухаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-185002/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ