г. Челябинск |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А07-8899/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2022 по делу N А07-20724/2022.
Общество с ограниченной ответственностью "Мармелад медиа" (далее - истец, ООО "Мармелад медиа", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Нгуен Зань Динь (далее - ИП Нгуен З.Д., ответчик, предприниматель) о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав в общей сумме 100 000 руб., из них:
- за незаконное использование товарного знака N 336809 (надпись "Смешарики") - 20 000 руб.;
- за незаконное использование товарного знака N 332559 ("Нюша") - 10 000 руб.;
- за незаконное использование товарного знака N 384580 ("Бараш") - 10 000 руб.;
- за незаконное использование товарного знака N 321933 ("Крош") - 10 000 руб.;
- за незаконное использование товарного знака N 321815 ("Копатыч") - 10 000 руб.;
-за незаконное использование товарного знака N 321870 ("Лосяш") - 10 000 руб.;
за незаконное использование товарного знака N 332558 ("Ежик") - 10 000 руб.;
- за незаконное использование товарного знака N 321868 ("Каркарыч") - 10 000 руб.;
- за незаконное использование товарного знака N 321869 ("Совунья") - 10 000 руб.;
в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2 000 руб.;
в возмещение иных судебных расходов 408,50 руб. (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2022 исковые требования удовлетворены, с предпринимателя в пользу общества взыскана компенсация за нарушение исключительных прав на товарные знаки в общей сумме 100 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.; в возмещение иных судебных расходов 408 руб. 50 коп.
Предприниматель (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда от 25.10.2022 отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции принято обжалуемое решение без учета отзыва ответчика на исковое заявление, в котором ответчик ссылался на необоснованно завышенный размер взыскиваемой компенсации. Факт направления отзыва в суд первой инстанции подтверждается квитанцией от 26.10.2022. Согласно отчету о почтовом отслеживании отзыв получен судом первой инстанции 28.10.2022.
К апелляционной жалобе приложено дополнительное доказательство: квитанция от 26.10.2022.
Судом, в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанное дополнительное доказательство приобщено к материалам дела.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество "Мармелад Медиа" является обладателем права использования на условиях исключительной лицензии товарных знаков на основе лицензионного договора N 06/17-ТЗ-ММ на использование товарных знаков:
N 336809 (надпись "Смешарики"), зарегистрирован в отношении товаров, указанных в классах МКТУ: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 40, 42, 44, 45, дата регистрации 01.11.2007.
N 332559 ("Нюша"), зарегистрирован в отношении товаров, указанных в классах МКТУ: 3, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 38, 41, 42, 43, дата регистрации 27.08.2007.
N 384580 ("Бараш"), зарегистрирован в отношении товаров, указанных в классах МКТУ: 3, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32, 38, 41, 42, дата регистрации 24.07.2009.
N 321933 ("Крош"), зарегистрирован в отношении товаров, указанных в классах МКТУ: 3, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32, 38, 41, 42, 43, дата регистрации 02.03.2007.
N 321815 ("Копатыч"), зарегистрирован в отношении товаров, указанных в классах МКТУ: 3, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32, 38, 41, 42, 43, дата регистрации 01.03.2007.
N 321870 ("Лосяш"), зарегистрирован в отношении товаров, указанных в классах МКТУ: 3, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32, 38, 41, 42, 43, дата регистрации 01.03.2007.
N 332558 ("Ежик"), зарегистрирован в отношении товаров, указанных в классах МКТУ: 3, 14, 18, 24, 38, 41, дата регистрации 27.08.2007.
N 321868 ("Каркарыч"), зарегистрирован в отношении товаров, указанных в классах МКТУ: 3, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32, 38, 41, 42, 43, дата регистрации 01.03.2007.
N 321869 ("Совунья"), зарегистрирован в отношении товаров, указанных в классах МКТУ: 3, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32, 38, 41, 42, 43, дата регистрации 01.03.2007.
N 335001 ("Пин"), зарегистрирован в отношении товаров, указанных в классах МКТУ: 3, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32, 42, 43, дата регистрации 02.10.2007.
N 353490 ("Биби"), зарегистрирован в отношении товаров, указанных в классах МКТУ: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, дата регистрации 23.06.2008.
ООО "Мармелад Медиа" на основании лицензионного договора N 06/17-ТЗ-ММ на использование товарного знака (знака обслуживания) от 01.11.2017 имеет право на исключительную лицензию вышеуказанных товарных знаков.
Согласно пункту 1.1 указанного договора, Лицензиар предоставляет Лицензиату, с момента регистрации настоящего договора в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент), на весь срок действия регистрации товарных знаков, на всей территории Российской Федерации, за уплачиваемое Лицензиатом вознаграждение исключительную лицензию на пользование указанных товарных знаков в отношении всех товаров и услуг, указанных в Свидетельствах на Товарные знаки.
25.08.2020 в ходе закупки, произведенной в торговой точке, расположенной вблизи адреса: Пермский край, с. Барда, ул. Ленина, д. 34А/5, установлен и задокументирован факт продажи контрафактного экземпляра товара - детская одежда (пижама), с изображением героев из мультипликационного сериала "Смешарики", а также надписью "Смешарики".
В подтверждение факта приобретения товара у ответчика истцом представлены:
- кассовый чек от 25.08.2020 на общую сумму 565 руб., из них 210 руб. - костюм, дата и время покупки - 25.08.2020 в 12:28, место покупки - магазин Союз, Барда, Бардымский район, Матросова, 25.
- выписка ПАО "Сбербанк России" от 01.10.2020 N 201001 1040 062600 по операциям по карте: покупка на сумму 565 руб. от 25.08.2020 (строка 13 выписки), ИНН получателя 027420827590.
- DVD-R-диск с видеозаписью процесса приобретения товара, спорный товар.
В целях соблюдения претензионного порядка урегулирования спора истец направил ответчику претензию от 09.08.2021, в которой предложил выплатить компенсацию за нарушение исключительных прав на указанные выше объекты интеллектуальной собственности. Претензия направлена ответчику 11.08.2021, что подтверждается кассовыми чеками ФГУП "Почта России".
Полагая, что ответчик в ходе реализации товара нарушил исключительное право на произведения изобразительного искусства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения ответчиком исключительных прав истца, при этом не установил оснований для снижения размера компенсации.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).
Статьей 1229 ГК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если этим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными этим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Статьей 1479 ГК РФ установлено, что на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 статьи 1484 Кодекса.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
В силу пункта 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Согласно статье 1252 ГК РФ, защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном этим Кодексом, требования о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб (подпункт 3 пункта 1).
В случаях, предусмотренных Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
По смыслу нормы статьи 1515 ГК РФ нарушением исключительного права владельца товарного знака признается использование не только тождественного товарного знака, но и сходного с ним до степени смешения обозначения.
Согласно пункту 1 статьи 1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешений обозначение, являются контрафактными. Указанная норма применяется в нормативном единстве с пунктом 4 статьи 1252 ГК РФ, в соответствии с которым, в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными.
Материалами дела подтверждается, что истец обладает исключительными правами на спорные товарные знаки, в отношении которых было зафиксировано нарушение его исключительных прав ответчиком.
Как следует из материалов дела 25.08.2020 истцом был выявлен факт продажи продукции, нарушающей исключительные права истца. В торговой точке, расположенной вблизи адреса: Пермский край, с. Барда, ул. Ленина, д.34А/5, установлен и задокументирован факт продажи контрафактного экземпляра товара - детская одежда (пижама), с изображением героев из мультипликационного сериала "Смешарики", а также надписью "Смешарики".
В соответствии с пунктом 34 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015, незаконное использование товарного знака посредством реализации товара, имитирующего товарный знак, является нарушением исключительных прав на такой товарный знак.
В пункте 37 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015 отмечено, что при выявлении сходства до степени смешения используемого ответчиком обозначения с товарным знаком истца учитывается общее впечатление, которое производят эти обозначение и товарный знак (включая неохраняемые элементы) в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг.
Исходя из положений, закрепленных в пункте 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности", согласно которым вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы, суд, основываясь на осуществленном им сравнении обозначений и изображений на товаре, и товарными знаками истца, приходит к выводу о том, что они являются сходными до степени смешения с товарными знаками истца в глазах потребителя ввиду наличия достаточного количества совпадающих признаков.
Методология определения сходства сравниваемых обозначений и вероятности их смешения в гражданском обороте определена Правилами N 482 и пунктом 162 Постановления N 10.
Согласно пункту 41 Правил N 482 обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42 - 44 настоящих Правил N 482.
В силу пункта 42 Правил N 482 словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в приведенном пункте Правил N 482, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Как разъяснено в пункте 162 Постановления N 10, установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется.
Смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
При наличии соответствующих доказательств суд, определяя вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения, оценивает и иные обстоятельства, в том числе: используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров; длительность и объем использования товарного знака правообладателем; степень известности, узнаваемости товарного знака; степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены); наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом.
При определении вероятности смешения также могут учитываться представленные лицами, участвующими в деле, доказательства фактического смешения обозначения и товарного знака, в том числе опросы мнения обычных потребителей соответствующего товара.
Суд учитывает влияние степени сходства обозначений, степени однородности товаров, иных обстоятельств на вероятность смешения, а не каждого из соответствующих обстоятельств друг на друга.
Таким образом, при сравнении комбинированных обозначений в первую очередь необходимо установить их сильные и слабые элементы.
Дальнейший анализ зависит от того, какие элементы сравниваемых обозначений являются сходными (тождественными) - сильные или слабые.
При исследовании значимости того или иного элемента комбинированного обозначения необходимо учитывать его визуальное доминирование, которое может быть вызвано как более крупными размерами элемента, так и его более удобным для восприятия расположением в композиции (например, элемент может занимать центральное место, с которого начинается осмотр обозначения).
Значимость элемента в комбинированном обозначении зависит также от того, в какой степени этот элемент способствует осуществлению обозначением его основной функции, то есть отличать товары и услуги одних производителей от товаров и услуг других производителей.
В комбинированном обозначении, состоящем из изобразительного и словесного элементов, доминирующим элементом, как правило, является словесный элемент, так как он запоминается легче изобразительного и именно на нем акцентируется внимание потребителя при восприятии обозначения.
Степень значимости изобразительного элемента в комбинированном обозначении зависит от того, насколько этот элемент оригинален, какова его роль в композиционном решении заявленного обозначения, а также степень связанности его с общей композицией всего обозначения
Обстоятельства, связанные с определением сходства товарных знаков, в защиту исключительных прав на которые обращается истец, и обозначений, используемых ответчиком в своей деятельности, имеют существенное значение для установления факта нарушения исключительных прав на товарные знаки, при этом суд должен учитывать представленные сторонами доказательства.
Суд первой инстанции, произведя анализ сходства сравниваемых обозначений по фонетическому, графическому и семантическому критериям пришел к выводу о возможности реального их смешения в глазах потребителей.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суд первой инстанции.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что спорные обозначения на товаре ассоциируются в целом с товарными знаками истца и свидетельствуют о сходстве указанных обозначений до их степени смешения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьями 1229, 1484 ГК РФ, приходит к выводу о доказанности нарушения исключительных прав истца ответчиком.
Факт продажи данного товара подтверждается кассовым и терминальным чеками от 25.08.2020 (л.д. 13) на сумму 565 руб., выпиской ПАО "Сбербанк России" от 01.10.2020 N 201001 1040 062600 по операциям по карте: покупка на сумму 565 руб. от 25.08.2020 (строка 13 выписки), содержащей ИНН получателя 027420827590, а также видеосъемкой (л.д.34), совершенной в целях и на основании самозащиты гражданских прав в соответствии со статьями 12 - 14 ГК РФ.
Согласно статье 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
Продажа товара в розницу по смыслу статьи 1270 ГК РФ является таким способом использования объекта авторского права, как распространение, поскольку представляет собой предоставление доступа к товару неограниченному кругу лиц путем предложения его к продаже.
Факт выдачи именно данных чеков при покупке спорного товара подтверждается также произведенной видеосъемкой.
Содержащаяся на представленном истцом диске формата DVD-R видеозапись позволяет с достоверностью определить место, в котором была осуществлена реализация товара, и обстоятельства, при которых покупка была произведена.
Поскольку особый порядок фиксации факта нарушения исключительных прав правообладателя Гражданским кодексом Российской Федерации, иными правовыми актами не установлен, то представленные истцом кассовый и терминальный чеки, как содержащие сведения, необходимые для установления места распространения, лица, осуществляющего такое распространение, соответствуют требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к доказательствам по делу. Видеозапись покупки отображает внутренний вид торгового пункта ответчика, процесс выбора приобретаемого товара, процесс его оплаты, а также подтверждает, что представленный товар был приобретен у ответчика с выдачей покупателю кассового и терминального чеков от 25.08.2020.
Частью 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Ведение видеозаписи (в том числе, и скрытой камерой) в местах, очевидно и явно открытых для общего посещения и не исключенных в силу закона или правового обычая от использования видеозаписи, является элементом самозащиты гражданского права, что соответствует статье 14 ГК РФ и корреспондирует части 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
При таких обстоятельствах представленный в материалы дела диск с видеозаписью, фактически произведенной методом скрытой камеры, является допустимым доказательством.
О фальсификации накладной или видеозаписи суду первой инстанции в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не было заявлено.
Таким образом, оценив доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о подтвержденности факта продажи контрафактного товара именно в магазине ответчика. При этом доказательств законности использования ответчиком товарных знаков истца в материалы дела не представлено.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств того, что в принадлежащей ему торговой точке реализована иная продукция
Согласно статье 1301 ГК РФ, в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда.
В силу ст. ст. 1252, 1515 ГК РФ правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков, так же вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 000 руб. до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения (ст. 1515 ГК РФ).
Истец, воспользовавшись таким правом, вместо возмещения убытков, избрал способ защиты исключительного права в виде требования об уплате компенсации за незаконное использование его товарного знака.
При заявлении требований о взыскании компенсации правообладатель вправе выбрать один из способов расчета суммы компенсации, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 ст. 1301, подпунктах 1, 2 и 3 ст. 1311, подпунктах 1 и 2 ст. 1406.1, подпунктах 1 и 2 п. 4 ст. 1515, подпунктах 1 и 2 п. 2 ст. 1537 ГК РФ, а также до вынесения судом решения изменить выбранный им способ расчета суммы компенсации, поскольку предмет и основания заявленного иска не изменяются.
Суд по своей инициативе не вправе изменять способ расчета суммы компенсации (пункт 59). Заявляя требование о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, истец должен представить обоснование размера взыскиваемой суммы (пункт 6 части 2 ст. 131, абзац 8 ст. 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 7 ч. 2 ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), подтверждающее, по его мнению, соразмерность требуемой им суммы компенсации допущенному нарушению, за исключением требования о взыскании компенсации в минимальном размере (пункт 61).
Рассматривая дела о взыскании компенсации, суд, по общему правилу, определяет ее размер в пределах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (абзац 2 п. 3 ст. 1252). По требованиям о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей суд определяет сумму компенсации исходя из представленных сторонами доказательств не выше заявленного истцом требования.
Суд определяет размер подлежащей взысканию компенсации и принимает решение (ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), учитывая, что истец представляет доказательства, обосновывающие размер компенсации (абзац 5 ст. 132, п. 1 ч. 1 ст. 149 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 1 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а ответчик вправе оспорить как факт нарушения, так и размер требуемой истцом компенсации (п. 2 и 3 ч. 2 ст. 149 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 5 ст. 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд учитывает, в частности, обстоятельства, связанные с объектом нарушенных прав (например, его известность публике), характер допущенного нарушения (в частности, размещен ли товарный знак на товаре самим правообладателем или третьими лицами без его согласия, осуществлено ли воспроизведение экземпляра самим правообладателем или третьими лицами и т.п.), срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, наличие и степень вины нарушителя (в том числе носило ли нарушение грубый характер, допускалось ли оно неоднократно), вероятные имущественные потери правообладателя, являлось ли использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, права на которые принадлежат другим лицам, существенной частью хозяйственной деятельности нарушителя, и принимает решение исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения (пункт 62).
Если имеется несколько принадлежащих одному лицу результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, связанных между собой: произведение и товарный знак, в котором использовано это произведение, товарный знак и наименование места происхождения товара, товарный знак и промышленный образец, компенсация за нарушение прав на каждый объект определяется самостоятельно (пункт 63).
Материалами дела подтвержден факт реализации в магазине ответчика вышеуказанного товара, доказательств осуществления такой реализации с согласия правообладателя материалы дела не содержат, ввиду чего суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика компенсации в пользу истца за нарушение его исключительных прав.
Как усматривается из материалов дела сумма компенсации за нарушение исключительных прав, заявленная истцом, составила 100 000 руб. (20 000 рублей за незаконное использование товарного знака N 336809, по 10 000 рублей за незаконное использование товарных знаков N 332559, 384580, 321933, 321815, 321870, 332558, 321868, 321869).
Истцом при обращении в суд с настоящим исковым заявлением избран вид компенсации, предусмотренный п.п.3 п. 3 ст. 1252 и подпунктом 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ, следовательно, снижение данного размера компенсации ниже установленного предела, возможно исключительно при наличии мотивированного и документального подтвержденного заявления ответчика.
В своей апелляционной жалобе ответчик указывает, что судом первой инстанции обжалуемое решение принято без учета отзыва на исковое заявление, которое получено судом 28.10.2022, то есть до дня судебного заседания (01.11.2022).
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные доводы заслуживают внимания.
В своем отзыве ответчик указывает на частичное признание исковых требований, при этом отмечает, что истцом необоснованно завышен размер взыскиваемой компенсации, учитывая, что нарушение исключительных прав не принесло существенного ущерба правообладателю, который является крупным хозяйствующим субъектом, спорный товар не является дорогостоящим. Так как основной деятельностью истца не является торговля одеждой и обувью, какого-либо прямого экономического воздействия на хозяйственную деятельность истца использование товарных знаков на продаваемой одежде не оказывает. Ссылаясь на наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, просит снизить размер взыскиваемой компенсации до 10 000 рублей.
Согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации снижение размера компенсации возможно по двум основаниям: согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении N 28-П и на основании пункта 3 статьи 1252 ГК РФ. При этом снижение заявленного к взысканию размера компенсации в рамках пункта 3 статьи 1252 ГК РФ не требует соблюдения условий, установленных Постановлением N 28-П.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 19.08.2022 N С01-1502/2022 по делу N А07-19339/2021.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.12.2016 N 28-П, при определенных условиях возможно снижение судом размера компенсации ниже низшего предела, установленного статьями 1301, 1311 и 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако такое уменьшение возможно лишь по заявлению ответчика и при следующих условиях:
- убытки поддаются исчислению с разумной степенью достоверности, а их превышение должно быть доказано ответчиком;
- правонарушение совершено ответчиком впервые;
- использование объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другим лицам, с нарушением этих прав не являлось существенной частью деятельности ответчика и не носило грубый характер (например, если продавцу не было заведомо известно о контрафактном характере реализуемой им продукции).
Таким образом, следует учитывать, что в соответствии с приведенной правовой позицией снижение размера компенсации ниже минимального предела обусловлено Конституционным Судом Российской Федерации одновременным наличием ряда критериев, обязанность доказывания соответствия которым возлагается именно на ответчика.
Вместе с тем, ответчиком не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о несоразмерности минимальной суммы компенсации, заявленной истцом.
При этом само по себе превышение размера истребуемой истцом компенсации над стоимостью товара не является безусловным критерием для снижения компенсации. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 17.07.2020 N С01-703/2020 по делу NА41-100632/2019.
Согласно общедоступным сведениям (электронный сервис "Картотека арбитражных дел") в отношении ответчика имеются дела о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав (дела N А07-29992/2020, N А07-26298/2021), то есть деятельность ответчика носила систематический характер.
Указание на нахождение на иждивении несовершеннолетнего ребенка подлежит отклонению, поскольку, учитывая неоднократность нарушений исключительных прав, данные обстоятельства не являются основанием для снижения размера компенсации.
Указанное исключает возможность снижения компенсации на основании Постановления N 28-П.
Как уже было указано выше снижение размера компенсации возможно также и на основании пункта 3 статьи 1252 ГК РФ, при этом снижение заявленного к взысканию размера компенсации в рамках пункта 3 статьи 1252 ГК РФ не требует соблюдения условий, установленных Постановлением N 28-П.
В силу абзаца третьего пункта 3 статьи 1252 ГК РФ, если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. При этом в случае, если права на соответствующие результаты или средства индивидуализации принадлежат одному правообладателю, общий размер компенсации за нарушение прав на них с учетом характера и последствий нарушения может быть снижен судом ниже пределов, установленных настоящим Кодексом, но не может составлять менее пятидесяти процентов суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.
В пункте 64 постановления N 10 разъяснено, что положения абзаца третьего пункта 3 статьи 1252 ГК РФ о снижении размера компенсации применяются только при множественности нарушений и лишь в случае, если ответчиком заявлено о необходимости применения соответствующего порядка снижения компенсации.
Принимая во внимание обстоятельства конкретного дела, множественность нарушений, принадлежность объектов исключительных прав одному правообладателю, исходя из необходимости сохранения баланса прав и законных интересов сторон, разумности и справедливости, с учетом ходатайства ответчика о снижении размера компенсации, суд апелляционной инстанции считает возможным применить правила абзаца третьего пункта 3 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера компенсации, снизив ее до 45 000 руб. (по 5 000 руб. за каждый объект). При этом судом учитывается степень вины нарушителя, стоимость реализованного ответчиком товара.
Указанный размер компенсации не противоречит принципу соразмерности (пропорциональности) санкции совершенному правонарушению, как общепризнанному принципу права, предполагающему дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, учет степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
По мнению апелляционного суда, данная сумма, исходя из обстоятельств конкретного дела, является соразмерной компенсацией за допущенное правонарушение. Данная сумма, будет достаточной для того, чтобы возместить возможные материальные потери истца вследствие нарушения его исключительных прав ответчиком, а также достаточной для того, чтобы ответчик впредь не нарушал исключительные права истца.
Принимая во внимание обязанность добросовестного осуществления гражданских прав, арбитражный суд полагает, что у ответчика имеется обязанность проверять соблюдение интеллектуальных прав иных лиц в ходе осуществления своей предпринимательской деятельности (ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Реализованный ответчиком товар является контрафактным, поскольку незаконно воспроизводит изображения, сходные до степени смешения с товарными знаками истца.
Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, сделавших невозможным соблюдение исключительных прав истца на товарные знаки, предпринимателем в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании компенсации подлежат удовлетворению в размере 45 000 руб.
Истцом также было заявлено о взыскании 2 000 рублей по оплате государственной пошлины за обращение с иском в суд, иных расходов в размере 408,50 руб.
Учитывая документальное подтверждение понесенных истцом судебных расходов, руководствуясь статьями 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика почтовых расходов. Возражений в указанной части апелляционная жалоба не содержит.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.10.2021 N 46-П, часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает отнесения на обладателя исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности судебных расходов, понесенных им в связи с обращением в суд за защитой своих прав, в случае, когда, установив нарушение исключительных прав и удовлетворяя требования правообладателя о выплате ему компенсации за их нарушение, заявленные в минимальном размере, предусмотренном законом для соответствующего нарушения, арбитражный суд принимает решение о снижении размера компенсации.
Между тем, истцом заявлено, в том числе требование о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака N 336809 (надпись "Смешарики") - 20 000 руб., то есть не в минимальном размере (10 000 руб.).
Следовательно, в рассматриваемом случае, несмотря на снижение размера взыскиваемой компенсации судом апелляционной инстанции, судебные расходы подлежат отнесению на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
По приведенным в постановлении мотивам решение суда подлежит изменению в части размера компенсации, подлежащей взысканию, а именно с учетом заявленного ответчиком ходатайства о снижении размера заявленной истцом компенсации, на основании абзаца третьего пункта 3 статьи 1252 ГК РФ, то есть до 5000 рублей за каждое из 9 допущенных ответчиком нарушений, что в сумме составляет 45 000 рублей.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.11.2022 по делу N А07-8899/2022 изменить.
Изложить резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.11.2022 по делу N А07-8899/2022 в следующей редакции:
"Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Мармелад медиа" (ИНН 7814158053, ОГРН 1047823015349) удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Нгуен Зань Динь (ИНН 027420827590, ОГРНИП 320028000002307) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мармелад медиа" (ИНН 7814158053, ОГРН 1047823015349) компенсацию за нарушение исключительных прав в общей сумме 45 000 руб., из них за незаконное использование товарного знака N 336809 ("Смешарики") - 5 000 руб.; за незаконное использование товарного знака N 332559 ("Нюша") - 5 000 руб.; за незаконное использование товарного знака N 384580 ("Бараш") - 5 000 руб.; за незаконное использование товарного знака N 321933 ("Крош") - 5 000 руб.; за незаконное использование товарного знака N 321815 ("Копатыч") - 5 000 руб.; за незаконное использование товарного знака N321870 ("Лосяш") - 5 000 руб.; за незаконное использование товарного знака N 332558 ("Ёжик") - 5 000 руб.; за незаконное использование товарного знака N 321868 ("Каркарыч") - 5 000 руб.; за незаконное использование товарного знака N321869 ("Совунья") - 5 000 руб.; в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 1 600 руб.; в возмещение иных судебных расходов 408 руб. 50 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Нгуен Зань Динь (ИНН 027420827590, ОГРНИП 320028000002307) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мармелад медиа" (ИНН 7814158053, ОГРН 1047823015349) в пользу индивидуального предпринимателя Нгуен Зань Динь (ИНН 027420827590, ОГРНИП 320028000002307) в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Суд по интеллектуальным правам в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-8899/2022
Истец: ООО "МАРМЕЛАД МЕДИА"
Ответчик: Нгуен З Д