г. Пермь |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А71-32/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Дружининой О.Г., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Марковой И.А.,
при участии:
от истца публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский": Данасиенко Е.В., предъявлен паспорт, доверенность от 22.08.2022;
от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представители не явились,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 октября 2022 года
по делу N А71-32/2022
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска
о возложении обязанности устранить нарушения охранной зоны магистральной тепловой сети путем выноса за пределы охранной зоны теплотрассы,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением (с учетом уточнения требований принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (далее - Администрация, ответчик) об обязании освободить охранную зону магистральной тепловой сести путем изменения схемы организации маршрутов общественного транспорта и выноса за переделы охранной зоны теплотрассы "Тепловая трасса, назначение: протяженность 1398 м, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, г. Ижевск, от ул. Удмуртской по 10 лет Октября, Гоголя, Холмогорова до Пушкинской, от ТК 410 до ТК 421" с кадастровым номером 18:26:010129:2736, прилегающей к земельным участкам с кадастровыми номерами 18:26:010158:4, 18:26:010158:56 торгово-остановочного павильона "Школа N 83".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 октября 2022 года (резолютивная часть решения от 06.10.2022) иск удовлетворен. На Администрацию муниципального образования "Город Ижевск" возложена обязанность в течение трех месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения охранной зоны магистральной тепловой сети путем выноса за пределы охранной зоны теплотрассы "Тепловая трасса, назначение: протяженность 1398 м, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, г. Ижевск, от ул. Удмуртской по 10 лет Октября, Гоголя, Холмогорова до Пушкинской, от ТК 410 до ТК 421" с кадастровым номером 18:26:010129:2736, прилегающей к земельным участкам с кадастровыми номерами 18:26:010158:4, 18:26:010158:56 торгово-остановочного павильона "Школа N 83" в следующих координатах:
Номер точки |
X |
Y |
1 |
391465.99 |
2229520.31 |
2 |
391466.08 |
2229521.92 |
3 |
391465.83 |
2229523.42 |
4 |
391465.11 |
2229524.16 |
5 |
391466.27 |
2229544.29 |
6 |
391464.84 |
2229544.36 |
7 |
391463.22 |
2229544.45 |
8 |
391462.93 |
2229538.93 |
9 |
391459.29 |
2229539.13 |
10 |
391458.35 |
2229522.96 |
11 |
391462.05 |
2229522.66 |
12 |
391461.91 |
2229520.67 |
13 |
391463.66 |
2229520.53 |
В случае неисполнения настоящего решения в течение трех месяцев с даты вступления его в законную силу взыскать с Администрации муниципального образования "Город Ижевск" в пользу Публичного акционерного общества "Т Плюс" судебную неустойку в размере 1 000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда до момента его фактического исполнения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что Приказ Минстроя Российской Федерации от 17.08.1992 N 197 и приказ Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 N 92 не имеют статуса нормативного акта. Указывает, что фактическое расположение тепловых сетей в границах земельного участка, прилегающих к домам по ул. 10 лет Октября, 53 и ул. Холмогорова, 17, не установлено, кадастровых работ не было, точное расположение объекта не известно. Кроме того пояснил, что размер охранной зоны может измениться в зависимости от класса опасности и диаметра трубопроводов. Заявитель жалобы также отметил, что приказ Минстроя России от 06.08.2020 N 428/пр не является нормативным правовым актом.
Истцом направлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложены возражения по ее доводам; в судебном заседании представитель истца просил решение оставить без изменения, в удовлетворении жалобы - отказать, ссылаясь на то, что нахождение спорного объекта в охранной зоне тепловой сети нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, препятствует оперативному доступу истца к месту проведения ремонтных работ.
Ответчик о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ПАО "Т Плюс" на праве собственности принадлежит тепловая трасса с кадастровым номером 18:26:010129:2736, протяженностью 1398 м, по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, от ул. Удмуртской по 10 лет Октября, Гоголя, Холмогорова до Пушкинской, от ТК 410 до ТК 421 (далее - теплотрасса), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.09.2015.
13.07.2021 в ходе проведения осмотра магистральных тепловых сетей уполномоченными представителями ПАО "Т Плюс" установлен факт расположения в пределах охранной зоны теплотрассы торгово-остановочного комплекса на участке Т.418-Т.419 вблизи многоквартирного дома по адресу: г. Ижевск, ул. Холмогорова, 17 и на участке Т.405-Т.406 вблизи ТЦ "Эльгрин" по адресу: г. Ижевск, ул. 10 лет Октября, 53.
Собственником остановочного комплекса является Администрация г. Ижевска.
13.07.2021 с участием представителей Администрации составлены акты о нарушении типовых Правил охраны коммунальных тепловых сетей, в которых указано о необходимости перенести остановочные комплексы за пределы охранных зон сетей теплоснабжения (л.д.15-16).
Уклонение ответчика от переноса объектов, расположенных в границах охранной зоны теплотрассы, послужило ПАО "Т Плюс" основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Пленум 10/22) разъяснено, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение, либо имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Предъявляя негаторный иск, направленный на защиту правомочий владения и пользования имуществом, истец должен доказать наличие препятствий в пользовании принадлежащим ему имуществом, совершение ответчиком действий, препятствующих истцу в осуществлении своих прав в отношении данного имущества.
При недоказанности одного из указанных обстоятельств (наличия у истца прав на имущество и нарушения ответчиком прав истца противоправными действиями, продолжающимися на момент предъявления иска) исковые требования об устранении препятствий в пользовании имуществом удовлетворению не подлежат.
Из разъяснений Пленума 10/22, содержащихся в пункте 47 следует, что, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Судом установлено, из материалов дела следует и ответчиком документально не опровергнуто, что торгово-остановочный павильон "Школа N 83" размещен в охранной зоне теплотрассы
Пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населённых пунктах Российской Федерации, утв. Приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92, предусмотрено, что в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований, установленных Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей (утв. Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197) (далее по тексту - Правила) и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления правил охраны тепловых сетей. Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Этим же пунктом предусмотрено, что охрана тепловых сетей осуществляется теплоснабжающим предприятием или абонентом в соответствии с границами эксплуатационной ответственности.
Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 утверждены и введены в действие Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей (далее - Правила N 197). Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей должны выполняться предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и эксплуатацию тепловых сетей на территории городов и других населенных пунктов, а также переустройство и эксплуатацию дорог, трамвайных и железнодорожных путей, переездов, зеленых насаждений, подземных и надземных сооружений в непосредственной близости от тепловых сетей.
В соответствии с п. 1 Правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
В соответствии с п.2 Правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы. Таким образом, охрана тепловых сетей и, следовательно, соблюдение требований к охранным зонам является обязанностью истца.
Согласно п. 4 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки. Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов.
Пунктом 5 Правил N 197 установлено, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в частности, загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
В силу пункта 17 Правил предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев. Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы о том, что Приказ Минстроя Российской Федерации от 17.08.1992 N 197, приказ Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 N 92, приказ Минстроя России от 06.08.2020 N 428/пр не являются нормативными правовыми актами, суд отмечает следующее.
Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в случае если нормативно-технический акт утверждается федеральным органом исполнительной власти в пределах его полномочий в качестве общеобязательного документа, он приобретает форму нормативного правового акта, обязательного для исполнения теми лицами, на которые он распространяется.
В соответствии с п.п. 6.14, 6.15 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 (далее - Типовая инструкция 285), в обязанности истца входит контроль за состоянием оборудования тепловой сети, которые осуществляется путем обходов.
Согласно пункту 6.2.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, при эксплуатации тепловых сетей поддерживаются в надлежащем состоянии пути подхода к объектам сети, а также дорожные покрытия и планировка поверхностей над подземными сооружениями, обеспечивается исправность ограждающих конструкций, препятствующих доступу посторонних лиц к оборудованию и к запорно-регулирующей арматуре.
Пункт 6.2.26 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила 115), также предписывает истцу проводить обходы теплопроводов для контроля состояния оборудования тепловых сетей. Кроме того, п.6.2.34. Правил 115 предусмотрена обязанность истца периодически производить шурфовки на тепловых сетях для контроля за состоянием подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, установив, что размещение торгово-остановочного павильона "Школа N 83" в нарушение установленного законодательного запрета находится в охранной зоне теплотрассы, исходя из того, нахождение торгово-остановочного павильона "Школа N 83" в охранной зоне тепловых сетей является нарушением требований вышеуказанных нормативных актов и препятствует исполнению истцом обязанностей по эксплуатации и ремонту, а также создает угрозу жизни и безопасности неопределенного круга лиц, обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования.
Доводы, изложенные в жалобе, о том, что фактическое расположение тепловых сетей в границах земельного участка, прилегающих к домам по ул. 10 лет Октября, 53 и ул. Холмогорова, 17, не установлено, кадастровых работ не было, точное расположение объекта не известно, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, поскольку точное расположение торгово-остановочного комплекса "Школа N 83" установлено кадастровым инженером в ходе проведения кадастровых работ, с использованием геодезического спутникового оборудования. Координаты фрагмента территории остановочного комплекса, находящегося в охранной зоне объекта тепловой сети указаны в заключении кадастрового инженера от 12.04.2022 N 186 (л.д.65). При этом расположение данного объекта в охранной зоне тепловой сети нарушает требования Типовых правил, создает препятствия для исполнения владельцем тепловых сетей, возложенных на него обязанностей по содержанию и безопасной эксплуатации тепловых сетей, обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, которое достигается, в том числе, возможностью своевременного принятия оперативных мер по устранению аварий на тепловых сетях.
Оспаривая сам факт расположения тепловых сетей в границах земельного участка, прилегающих к домам по ул. 10 лет Октября, 53 и ул. Холмогорова, 17, ответчик ходатайства о назначении экспертизы с целью установлении данных обстоятельств не заявил. Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 октября 2022 года по делу N А71-32/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
О. Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-32/2022
Истец: ПАО "Т Плюс" Филиал "Удмуртский"
Ответчик: "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска
Третье лицо: Отраслевой орган Администрации города Ижевска Управление благоустройства и охраны окружающей среды Администрации города Ижевска