город Ростов-на-Дону |
|
30 января 2023 г. |
дело N А32-59870/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от ГУ Краснодарского регионального отделения ФСС РФ посредством веб-конференции: Королевой Т.В. по доверенности от 30.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и
общества с ограниченной ответственностью "Тихорецкгазсервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.11.2022 по делу N А32-59870/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тихорецкгазсервис"
к Государственному учреждению - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 13; Государственному учреждению Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тихорецкгазсервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Тихорецкгазсервис") обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 13 (далее - заинтересованное лицо, фонд) от 08.11.2021 N 231321200019503 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 256 029,99 рубля; обязать фонд принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 256 028,99 рубля; о взыскании расходов на оплату госпошлины в размере 3 000 рублей. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2022 решение фонда от 08.11.2021 N 231321200019503 признано недействительным в части суммы единовременного пособия при рождении ребенка, назначенного и выплаченного Дорониной И.В. в сумме 17 479,73 рубля; суд обязал фонд принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17 479,73 рубля. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество и фонд обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Фонд, оспаривая решение в части удовлетворенных требований, указывает, что именно справка о рождении ребенка, выданная органами записи актов гражданского состояния, является основанием для назначения и выплаты пособия при рождении ребенка. Подлинник справки должен быть представлен застрахованным лицом по месту назначения пособия и находиться в документах бухгалтерского учета работодателя после его выплаты, поскольку является документальным основанием для получения соответствующего вида пособия. Фонд считает, что непредставление документа, являющегося основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия, влечет за собой нарушение пункта 28 Приказа N 1012н и, как следствие, правомерный отказ в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения. По вопросу нарушения срока выплаты единовременного пособия при рождении ребенка заинтересованное лицо полагает, что судом при вынесении решения не в полной мере исследованы и проанализированы обстоятельства, имеющие значение для дела.
Апелляционная жалоба общества и дополнения к ней мотивированы несогласием с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Апеллянт указывает, что выводы суда первой инстанции о том, что обязательным условием для начисления пособия по беременности и родам является работа в двух предшествующих годах у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, основан на неверном толковании норм Закона N 255-ФЗ и противоречит сложившейся судебной практике. Также по мнению общества необеспечение возможности учесть заработок за полных 2 года, как того требует норма ст. 14 Закона N 255-ФЗ, грубо нарушает право застрахованного лица получить обоснованный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет; такой расчет не может признаваться верным.
Общество в отзыве возражало против удовлетворения апелляционной жалобы фонда, просило решение суда в указанной части оставить без изменения.
Фонд в отзыве возражал против удовлетворения апелляционной жалобы общества, просил решение суда оставить без изменения в указанной части. Фонд также указал на то, что с 01.01.2023 наименование фонда изменено на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю. В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" за фондом сохраняются права и обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, его территориальных органов и подведомственных учреждений.
В судебном заседании представитель ГУ Краснодарского регионального отделения ФСС РФ доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, в удовлетворении жалобы общества просил отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя фонда, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 14.09.2021 общество обратилось в фонд с заявлением N 2313210202 о возмещении произведенных за период с 01.01.2017 по 31.12.2020 расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 511 614,05 рубля.
В отношении общества фондом проведена камеральная проверка по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки составлен акт проверки от 30.09.2021 N 231321200019501, в соответствии с которым проверкой установлены ряд нарушений обществом выплат страхового обеспечения, в том числе по выплате пособия по временной нетрудоспособности в сумме 5 383, 68 рубля, пособие по беременности и родам в сумме 85 617,48 рубля, пособия при рождении ребенка в сумме 17 479,73 рубля, пособие по уходу за ребенком до полутора лет в сумме 152 931,78 рубля, социального пособия на погребение в сумме 394,89 рубля.
08.11.2021 фондом вынесено решение N 231321200019503 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которым не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и погребением общей в сумме 261 807,56 рубля, в том числе, по выплатам пособий работнику Дорониной И.В. в общей сумме 256 029,99 рубля, предложено произвести корректировку суммы расходов на общую сумму 261 807,56 рубля и доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с жалобой в вышестоящий орган - Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В административном порядке жалоба удовлетворена в части - приняты к зачету расходы на выплату социального пособия на погребение в полном объеме.
Не согласившись с решением фонда от 08.11.2021 N 231321200018503 в части не принятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 256 029,99 рубля, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Статья 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) относит общество к страхователям по обязательному социальному страхованию.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования закреплена законодателем в подпункте 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно части 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) (в ред. от 26.05.2021, действующей на момент вынесения обжалуемого решения) территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
На основании пункта 6 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи обязаны предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика по месту регистрации страхователя сведения и документы, связанные с назначением и выплатой страхового обеспечения, в том числе сведения и документы, связанные с расходами на выплату социального пособия на погребение.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ (в ред. от 24.02.2021) страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Пунктом 11 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страховщик вправе принимать по результатам проведенных контрольных мероприятий решение об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя) или об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения.
Согласно положениям подпункта 5 пункта 1 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи имеют право обжаловать ненормативные акты органов страховщика, принятые по результатам проверок страхователя, в вышестоящий орган страховщика в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом N 125-ФЗ.
Право на получение страхового обеспечения в связи с материнством предусмотрено также Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ).
Статьей 6 Закона N 81-ФЗ закреплено, что право на пособие по беременности и родам имеют, в том числе, женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам (пункт 1 части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
На основании пунктов 2 - 4 части 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются: пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение (часть 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ).
Условия, размер и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством определены Законом N 255-ФЗ и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 255-ФЗ, абзацем 1 статьи 7 Закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
Частью 1 статьи 11 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
В силу части 2 статьи 12 Закона N 255-ФЗ указанный вид пособия назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются в силу части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (часть 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (часть 2.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Частью 2.2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ определено, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 этой же статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
В случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются (часть 5.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Таким образом, положения статьи 13 Закона N 255-ФЗ определяют, кто из работодателей и при каких условиях будет назначать и выплачивать соответствующее пособие.
Следовательно, по смыслу данных норм выплата пособия по временной нетрудоспособности по всем местам работы (службы, иной деятельности) возможна только при наличии одновременно двух условий: на момент наступления страхового случая и в двух предшествующих календарных годах застрахованное лицо было занято у одних и тех же страхователей.
При отсутствии данных условий выбор страхователя, который будет выплачивать пособие, осуществляется в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ.
Подпунктом 2 пункта 2, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страховщика обеспечивать своевременную выплату страхового обеспечения в соответствии с федеральными законами и право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Исходя из смысла приведенных норм, обращаться за выплатой пособия по беременности и родам застрахованному лицу следует к тому страхователю (работодателю), у которого оно занято не только на момент наступления страхового случая, но и в двух предшествующих наступлению страхового случая календарных годах. Это условие является обязательным для обращения к работодателю за выплатой страхового обеспечения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Доронина И.В. осуществляла трудовую деятельность в обществе на условиях внешнего совместительства в должности главного бухгалтера с 16.05.2017.
Трудовой договор от 16.05.2017 N 51/01-17 с Дорониной И.В. заключен на основании приказа от 17.05.2017 по совместительству на должность главного бухгалтера на ставку 42000 рублей.
На момент наступления страхового случая, а именно отпуска по беременности и родам (27.08.2018), Доронина И.В. также осуществляла трудовую деятельность в следующих организациях:
1) ООО "Газстройсервис" (Тихорецкий район) по трудовому договору N 17/01-17 от 17.05.2017 главным бухгалтером по совместительству;
2) ООО "Оригами" (г. Краснодар) по трудовому договору N 0000001 от 01.10.2015 генеральным директором;
3) ООО "Кубанькар" (г. Краснодар) по трудовому договору N 0000003 от 03.10.2017 директором по совместительству;
4) ООО "Акцент" (г. Краснодар) по трудовому договору N 2 от 10.02.2011;
5) ООО "Гермес" (г. Краснодар) по трудовому договору N ГРМ0000002 от 11.07.2018 заместителем руководителя по совместительству (уволена 26.02.2021);
6) ООО "СК-Континент" по трудовому договору N 11 от 17.07.2014 главным бухгалтером по совместительству (уволена 22.04.2019);
7) ООО "Инвест" по трудовому договору от 01.02.2013 заместителем директора.
Подтверждающие документы о том, что Доронина И.В. с 09.10.2013 по 05.04.2018 осуществляла трудовую деятельность в ООО "РСР-Девелопмент" на момент проверки фонду не представлены.
Пособие по беременности и родам назначено и выплачено застрахованному лицу по основному месту работы в ООО "Оригами" в полном объеме на основании заработка, полученного от других работодателей (ООО "РСР-Девелопмент", ООО "Кубанькар", ООО "Акцент", ООО "Инвест", ООО "СК-Континент") и справок формы N 182-н.
Также Доронина И.В. обратилась за назначением и выплатой пособия по беременности и родам к заявителю, предоставив справку N 182-н от работодателя ООО "Газстройсервис". Обществом выплачено пособие по беременности и родам в размере 85 617,48 рубля по листкам нетрудоспособности N 294260851453 и N 305913541537.
Материалами дела подтверждается, что Доронина И.В. в двух предшествующих наступлению страхового случая календарных годах, т.е.
2016-2017 у заявителя была занята только в 2017 году - 7 месяцев 16 дней. Следовательно, права на получение пособия по беременности и родам у Дорониной И.В. по месту работы в ООО "Тихорецкгазсервис" не возникло, расходы произведены в нарушение пунктов 2.1, 2.2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ.
Таким образом, Дорониной И.В. следовало представить справки о сумме заработка от заявителя и ООО "Газстройсервис" по основному месту работы для исчисления пособия по беременности и родам, поскольку обращение к обществу за пособием неправомерно. В то же время судом установлено, что права застрахованного лица на получение соответствующего вида пособия не нарушены, пособие выплачено в полном объеме.
Факт наступления страхового случая и, соответственно, возникновение у Дорониной И.В. права на социальную выплату участвующие в деле лица не оспаривают.
При установленных фактических обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что применяется порядок назначения и исчисления пособия Дорониной И.В., предусмотренный частью 2.1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ - по одному месту работы по выбору застрахованного лица.
Сходный правовой подход сформирован в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2016 N 307-КГ16-6027, 18.01.2017 N 307-КГ16-16662, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.04.2019 по делу N А53-24615/2018.
В части, касающейся выплаты обществом единовременного пособия при рождении ребенка, суд первой инстанции исходил из следующего.
На основании абзаца 1 статьи 11 Закона N 81-ФЗ право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
В пункте 28 Приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (далее - Приказ N 1012н), действовавшем на момент наступления страхового случая, установлено, что для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются, в том числе, заявление о назначении пособия и справка о рождении ребенка (детей), выданная органами записи актов гражданского состояния; копия свидетельства о рождении ребенка, выданного консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - при рождении ребенка на территории иностранного государства.
Согласно пункту 30 Приказа N 1012н единовременное пособие при рождении ребенка лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.
Судом первой инстанции установлено, что Дорониной И.В. обществом по заявлению от 02.03.2020 выплачено по кассовому ордеру N 188 от 16.12.2020 единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 17 479,43 рубля.
Вместе с тем, в заявлении от работника Дорониной И.В. на выплату пособия при рождении ребенка от 02.03.2020 не указаны представленные документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты пособия. Также на проверку не представлена справка о рождении ребенка, выдаваемая органами записи актов гражданского состояния, а выплата пособия произведена обществом расходным кассовым ордером N 188 от 16.12.2020 в нарушение пункта 30 Приказа N 1012н. Кроме того, на проверку не представлены справки от других работодателей о неполучении указанного вида пособия.
Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что до вынесения обжалуемого решения обществом представлен дубликат справки о рождении ребенка, полученный повторно 29.09.2021 на имя Доронина Виктора Сергеевича 08.09.2021 г.р., а также справки от других работодателей о неполучении единовременного пособия при рождении ребенка. Представители заявителя пояснили, что подлинник справки был утерян, по этой причине представить на проверку оригинал справки не представлялось возможным.
Довод заинтересованного лица о том, что отсутствие подлинника справки о рождении ребенка вызывает сомнения в том, что справка не была использована для назначения указанного вида пособия ранее, отклонен судом как несостоятельный, поскольку фондом не доказан факт получения пособия при рождении ребенка Дорониной И.В. ранее у других работодателей.
Кроме того, нарушение срока выплаты единовременного пособия при рождении ребенка не является основанием для непринятия к зачету указанных расходов.
Поскольку факт рождения документально подтвержден и не оспаривается заинтересованным лицом, справка о рождении ребенка предоставлена обществом в подтверждение своих расходов, а о фальсификации документов фондом заявлено не было, суд не усмотрел оснований для непринятия к зачету произведенной единовременной выплаты.
По вопросу непринятия к зачету расходов на выплату ежемесячного пособия при рождении ребенка до 1,5 лет в сумме 152 931,78 рубля судом установлено следующие.
Застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей, при обращении к одному из указанных страхователей по своему выбору за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с документами, предусмотренными частью 6 настоящей статьи, представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются (часть 7 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В соответствии с частью 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
В пункте 19 Положения N 375 предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в 2 предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица, при этом указанные пособия исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего соответствующее пособие. В этом случае при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается, а при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком - учитывается за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие.
По смыслу приведенных норм пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет назначается и выплачивается застрахованному лицу по одному месту работы с учетом среднего заработка за время работы у этого работодателя, который назначает и выплачивает пособие. Исключением является случай, когда в расчетном периоде (два календарных года) работник не осуществлял трудовую деятельность и не имел заработка у работодателя, назначающего и выплачивающего пособие.
Как следует из материалов дела, Доронина И.В. обратилась к обществу с заявлением о назначении и выплате ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, представив справки со всех мест работы о том, что Доронина И.В. трудоустроена по настоящее время, в данный момент находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и данный вид пособия ей не назначался и не выплачивался.
При исчислении размера пособия по уходу за ребенком заявитель включил в расчет среднего заработка заработную плату по всем местам работы застрахованного лица.
Вместе с тем, фондом не приняты к зачету расходы в размере 152 931,78 рубля, которые образовали сумму переплаты пособия в результате завышения его размера. Заинтересованное лицо указало, что обществу следовало производить расчет среднего заработка из сумм начисленной заработной платы у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие. Таким образом, сумма пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, которая полагалась Дорониной И.В. в соответствии с законодательством, по мнению фонда, составила 214 887,24 рубля исходя из следующего расчета: 15 278,68 рубля * 14 мес. = 213 901,52 рубля (с 01.11.2019 по 31.12.2020) + 985,72 рубля (с 30.10.2019 по 31.10.2019).
При таких обстоятельствах судом делается вывод о том, что обществом произведен неверный расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в нарушение части 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, пункта 19 Положения N 375.
Судебная коллегия соглашается с выводом о том, что необходимо назначить и выплатить данное пособие по одному месту работы по выбору застрахованного лица, исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 Закона N 255-ФЗ, за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, взяв за основу заработок только у одного страхователя.
Положение о том, что средний заработок определяется в соответствии со статьей 14 Закона N 255-ФЗ, не упраздняет действие специальной нормы, предписывающей при назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходить из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) только у одного страхователя. Часть 1 этой статьи, предусматривающая исчисление указанного пособия исходя из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), не регулирует порядок назначения и выплаты пособия при занятости застрахованного лица на момент наступления страхового случая одновременно у нескольких работодателей. Изложенная в данной части правовая норма позволяет учитывать средний заработок за время работы (службы) у другого страхователя (у других страхователей) лишь за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего ежемесячное пособие по уходу за ребенком (решение Верховного суда Российской Федерации от 08.07.2013 N АКПИ13-617).
Другие страхователи, у которых застрахованное лицо также было занято на момент наступления страхового случая, не назначают и не выплачивают данный вид пособия, следовательно, средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у них при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком не учитывается.
Позиция суда согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда РФ от 07.06.2021 N 306-ЭС21-6808 по делу N А72-7991/2020, определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2014 N 983-О.
Судебная коллегия, отклоняя доводы апелляционной жалобы фонда, учитывает, что из указанных выше норм не следует, что надлежащим образом оформленный дубликат справки о рождении ребенка не может служить документом-основанием для выплаты суммы единовременного пособия при рождении ребенка. Кроме того, о фальсификации документов заинтересованным лицом заявлено не было.
Довод апелляционной жалобы общества о том, что законодательство не содержит положений, запрещающих выплату пособия по беременности и родам застрахованным лицам, работающим по совместительству и устанавливающих обязанность отработать по совместительству два полных календарных года, отклоняется судом как основанный на неверном толковании норм права.
Повторно проверив расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, суд апелляционной инстанции признает его арифметически и методологически верным.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных обществом требований в части суммы единовременного пособия при рождении ребенка, назначенного и выплаченного Дорониной И.В. в сумме 17 479,73 рубля.
Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2022 по делу N А32-59870/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-59870/2021
Истец: ООО "Тихорецкгазсервис"
Ответчик: ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ Территориальный филиал N13 Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-59870/2021
04.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3621/2023
30.01.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23359/2022
30.11.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-59870/2021