г. Москва |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А41-58107/22 |
Судья Десятого арбитражного апелляционного суда Виткалова Е.Н.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу ИФНС по г. Красногорску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2022 по делу N А41-58107/22, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску ИФНС по г. Красногорску Московской области (ИНН 5024002119, ОГРН 1045016000006) к Индивидуальному предпринимателю Хожиахметовой Ксении Игоревне (ИНН 890411775652, ОГРНИП 317502400033088) о взыскании неосновательного обогащения в размере 15 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по г. Красногорску Московской области (далее - истец, налоговый орган) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю Хожиахметовой Ксении Игоревне (далее - ответчик, предприниматель, ИП Хожиахметова К.И. ) о взыскании неосновательного обогащения в размере 15 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.10.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, Хожиахметова Ксения Игоревна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства. С 10.07.017 по 10.08.2020 включена в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основным видом экономической деятельности налогоплательщика, информация о котором содержится в ЕГРИП по состоянию на 05.06.2017, является предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (код по ОКВЭД 96.02.).
В налоговый орган - ИФНС по г. Красногорску Московской области 15.07.2021 индивидуальным предпринимателем Хожиахметовой К.И. подано заявление о предоставлении субсидии за 2020 год на сумму 15 000 руб., предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 976) утверждены Правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).
Субсидия в размере 15 000 руб. поступила на счет индивидуального предпринимателя Хожиахметовой К.И.
Как указал, истец, последствии в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой исполнения Постановления N 976, установлено не соблюдение условия у получателя субсидии по состоянию на 01 июня 2020 года по отсутствию недоимки по налогам согласно и сборам на общую сумму 76 480 руб. 07 коп. согласно справке N 6576002.
При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии. Каких-либо исключений по видам налогов в части статуса налогового обязательства в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 не содержится.
По мнению истца, индивидуальным предпринимателем не выполнены положения подпункта "д" пункта 3 Правил, в связи с чем субсидия перечислена ИП Хожиахметовой К.И. без соответствующих на то оснований и подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Истцом в адрес ответчика связи были направлено уведомление N 16-16/0396288 о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий.
Согласно почтовому идентификатору 80092165509739 уведомление вручено налогоплательщику 10.11.2021.
Неисполнение требования истца послужило основанием для обращения в суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из указания в п. 11 Постановлении Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 лишь одного случая, когда получатель субсидии несет ответственность в виде возврата субсидии в федеральный бюджет - при установлении факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета. Поскольку в рассматриваемом случае факт искажения получателем субсидии данных о количестве его работников не установлен, а обязанность по проверке информации о наличии у получателя субсидии недоимок по налогам и страховым взносам лежит на налоговом органе, суд первой инстанции не усмотрел наличия недобросовестности в действиях предпринимателя, позволяющей потребовать возврата субсидии в размере 15 000 руб.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Московской области подлежит отмене исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции" утверждены правила предоставления субсидий малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Постановление N 976).
Субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции. (п. 1).
Субсидии предоставляются на основании реестра получателей субсидий для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой, по форме согласно приложению N 1 (далее - реестр получателей субсидий), в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил (п. 2).
Пунктом 3 указанных Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления о предоставлении субсидии по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика) или в виде почтового отправления;.
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10 июня 2020 г., к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно приложению N 3, или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
г) получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении ее не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, получатель субсидии (индивидуальный предприниматель) на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с учета в налоговых органах;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 976 размер субсидии определяется как сумма средств на расходы, осуществляемые в целях проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включающая первоначальные расходы в фиксированном размере 15 000 рублей и текущие расходы, рассчитываемые как произведение 6 500 рублей на количество работников в мае 2020 г.
Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен сумме первоначальных расходов и составляет 15 000 рублей.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Ответственность за достоверность информации, указанной в абзаце третьем настоящего пункта, несет получатель субсидии.
Согласно пункту 6 Постановления N 976 для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 г. (включительно).
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации. (П. 8 Постановления N 976).
Федеральная налоговая служба в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство.
Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра получателей субсидий, в том числе путем передачи реестра получателей субсидий в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидий. (п. 9 Постановления N 976).
Применительно к абз. 2 п. 7 Постановления N 976 основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются нарушение условий включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил.
В рассматриваемом случае, обращаясь с заявлением о предоставлении субсидии в соответствии с Постановлением N 976, предприниматель подтвердила ее соответствие всем указанным в п. 3 Правил условиям для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии, в том числе отсутствие недоимки по налогам и страховым взносам.
Между тем, как следует из материалов дела, на дату подачи заявления о предоставлении субсидии у ИП Хожиахметовой К.И. имелась задолженность по налогам и страховым взносам в общем размере 76 480. 07 руб.
Следовательно, субсидия была перечислена предпринимателю без соответствующих на то оснований в нарушение пп. "д" п. 3 Правил предоставления субсидии N 976.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3.1 ст. 78 БК РФ).
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 N 9-П, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета, но и не исключает возможность обратиться в этих целях к общим механизмам, направленным на обеспечение как полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей, так и соблюдения налоговыми органами, составляющими централизованную систему, законодательства о налогах и сборах.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что получение налогоплательщиком налогового вычета при отсутствии для этого законных оснований означало бы, по существу, неосновательное обогащение за счет бюджетных средств, приводило бы к нарушению публичных интересов в сфере налогообложения и к нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков (Постановление от 19 января 2017 года N 1-П; определения от 2 октября 2003 года N 317-0, от 5 февраля 2004 года N 43-0 и от 8 апреля 2004 года N 168-0).
Того же подхода придерживается Европейский Суд по правам человека, который полагает, что в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, даже вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения (п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ N 9-П).
Таким образом, учитывая вышеизложенные положения, техническая ошибка, допущенная налоговым органом при рассмотрении заявления ИП Хожиахметовой К.И. и формировании реестра получателей субсидии, не является безусловным основанием для освобождения ответчика от обязанности возвратить неосновательно полученные денежные средства.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о недобросовестности ответчика при обращении в налоговый орган с заявлением о предоставлении субсидии, поскольку ответчику на дату обращения было известно о несоответствии условиям для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии ввиду наличия недоимки по налогам.
Правила, предусмотренные статьей 1102 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Обязательства из неосновательного обогащения относятся к числу охранительных, внедоговорных правоотношений. Задачей этих обязательств является защита имущественных прав и интересов стороны в виде обеспечения потерпевшему восстановления его имущественной сферы путем возврата имущества неосновательно обогатившимся лицом.
Предприниматель обязан добросовестно исполнять возложенные на него обязанности по предоставлению сведений и нести ответственность за достоверность представленных сведений.
При этом ответчик имел время и возможность проверить наличие задолженности по состоянию на 01.06.2020 через Личный кабинет налогоплательщика либо посредством обращения за соответствующей информацией через ТКС в налоговый орган сверить состояние расчетов по налогам и сборам и погасить недоимку в срок с 15.07.2020 по 15.08.2020 (срок подачи заявлений по постановлению N 976). Риск несовершения указанных действий лежит на ответчике.
Пункт 3.1 статьи 78 БК РФ предусматривает, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Указанные правила в равной мере распространяются и на отношения, связанные с реализацией Постановления N 976.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии).
Суд апелляционной инстанции также считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на п. 11 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020), о том, что по смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение, поскольку, как уже указывалось, Постановлением N 976 субсидия на указанные цели не выделялась (так называемая "субсидия на дезинфекцию"), в отличие от субсидий, регулируемых Постановлением N 576 от 24.04.2020 ("субсидия на зарплату"). Кроме того, как следует из этого же Обзора, Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку Постановление Правительства РФ N 976, в силу положений ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона N 5-ФЗ от 14.06.1994, опубликовано в официальных источниках, следовательно, у ответчика была возможность подать заявление, соблюдая п. 3 названного постановления, однако, таких действий ответчиком не выполнено.
Ввиду изложенного, суд апелляционной инстанции делает вывод, что у ответчика не возникло право на приобретение спорной субсидии, а дальнейший отказ от ее возврата является неправомерным.
Таким образом, техническая ошибка, допущенная при рассмотрении заявления ИП Хожиахметовой К.И. и формировании реестра получателей субсидии, не может освобождать ответчика от обязанности возвратить неосновательно полученные средства.
Учитывая, что индивидуальный предприниматель не соответствовал критериям, указанным в Постановлении N 976 требование о взыскании в доход федерального бюджета суммы неосновательного обогащения в заявленном размере подлежало удовлетворению.
Последующее принудительное взыскание задолженности в 2021 г. не влияет на результата рассмотрения настоящего спора, поскольку применительно к дате обращения ответчика за получением субсидии (июль 2020) предприниматель не выполнила основные условия предоставления субсидии по постановлению N 976, в частности, условие об отсутствии задолженности по налогам.
Аналогичный подход содержится в определении Верховного Суда РФ от 30.09.2021 N 309-ЭС21-17108 по делу N А76-44482/2020.
Таким образом, налоговым органом в соответствии со ст. 65 АПК РФ доказано возникновение на стороне ответчика неосновательного обогащения в виде необоснованно полученной субсидии, в связи с чем решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2022 по настоящему делу подлежит отмене, а требование ИФНС по г. Красногорску Московской области о взыскании с ИП Хожиахметовой К.И. в доход федерального бюджета неосновательного обогащения в размере 15 000 руб. - удовлетворению.
Исковые требования налогового органа в данном случае направлены на обеспечение восстановления имущественных интересов государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины (ч. 3 ст. 110 АПК РФ).
В силу пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы с ИП Хожиахметовой К.И. подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в общей сумме 5 000 руб., в том числе 2000 руб. - за рассмотрение дела судом первой инстанции и 3000 руб. - судом апелляционной инстанции (пп. 1, 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2022 по делу N А41-58107/22 отменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Хожиахметовой Ксении Игоревны (ИНН 890411775652, ОГРНИП 317502400033088) в доход федерального бюджета 15000 руб. неосновательного обогащения и 5000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Судья |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-58107/2022
Истец: ИФНС ПО Г. КРАСНОГОРСКУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Хожиахметова Ксения Игоревна
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-22677/2022