г. Пермь |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А71-10232/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Муталлиевой И.О.,
рассмотрев в порядке ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон апелляционную жалобу ответчика, индивидуального предпринимателя Зямбахтина Евгения Александровича,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 05 сентября 2022 года, вынесенное путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства (мотивированное решение от 26.09.2022),
по делу N А71-10232/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336)
к индивидуальному предпринимателю Зямбахтину Евгению Александровичу (ОГРНИП 316183200108708, ИНН 182300908746)
о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - истец, ООО "САХ") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к индивидуальному предпринимателю Зямбахтину Евгению Александровичу (далее - ответчик, ИП Зямбахтин Е.А.) о взыскании задолженности за период март 2020 года - апрель 2021 года, сентябрь, октябрь 2021 года, май 2022 года в размере 61 913 руб. 02 коп., а также 2 477 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ.
Решением суда от 05.09.2022, принятым путем подписания резолютивной части, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
26.09.2022 изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование требований апелляционной жалобы заявитель указывает, что услуги в спорный период региональным оператором не оказывались, что подтверждается актом от 24.03.2021 и протоколом Глазовской СЭС от 02.07.2021. Апеллянт ссылается на приложение N 1 к договору и дополнительное соглашение, согласно которым услуги по обращению с ТКО оказываются истцом и оплачиваются ответчиком, начиная с мая 2021 года.
Приложенные к апелляционной жалобе ответчика документы не приобщаются к материалам дела на основании ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ, поскольку по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, дополнительные доказательства судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, оснований для принятия дополнительных доказательств не имеется.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, между ООО "САХ" (региональный оператор) и ИП Зямбахтиным Е.А. (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО8015 от 14.10.2019.
В соответствии с п. 1 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п. 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах норматива и утвержденного в установленном порядке нормативно-правовым актом исполнительного органа власти субъекта единого тарифа на услугу регионального оператора в размере 4 765 руб. 96 коп. за 1 тонну, кроме того НДС в размере 953 руб. 19 коп.
Размер ежемесячной оплаты по договору составляет 3 561 руб. 61 коп., кроме того НДС в размере 712 руб. 32 коп. (абз. 5 п. 5 договора).
Согласно п. 6 договора потребитель оплачивает оказанные услуги путем перечисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора в случае определения объема оказанных услуг исходя из нормативов накопления ТКО - в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО. Оплата услуг за отчетный месяц осуществляется потребителем на основании акта оказанных услуг и счета-фактуры или универсального передаточного документа, независимо от подписания акта оказанных услуг или УПД потребителем.
Договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до заключения договора с 01.01.2019 (п. 33 договора).
В период март 2020 года - апрель 2021 года, сентябрь, октябрь 2021 года, май 2022 года региональный оператор оказал потребителю услуги по обращению с ТКО на сумму 61 913 руб. 20 коп., которая последним не оплачена.
Региональным оператором в адрес потребителя направлена претензия от 09.06.2022 N 23147, которая оставлена потребителем без удовлетворения.
В нарушение условий договора потребитель обязательство по оплате оказанных услуг в полном объеме не исполнил, что послужило основанием для обращения региональным оператором в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 309, 310, 329, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и исходил из доказанности факта оказания услуг, наличия задолженности по их оплате в заявленном размере, в связи с чем, суд признал обоснованным начисление неустойки. При этом судом учтено, что ответчиком не представлено доказательств ненадлежащего оказания услуг региональным оператором или оказания услуг в ином объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ к ТКО относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Как верно установлено судом первой инстанции, правом вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Удмуртской Республики в силу закона обладает только региональный оператор в лице ООО "САХ", из чего следует, что никакие другие лица, ни ответчик самостоятельно в спорный период вывоз ТКО осуществлять не могли.
Региональный оператор в правоотношениях в рамках оказания услуг по обращению с ТКО является обязанной стороной.
Обеспечение возможности бесперебойной работы регионального оператора по обращению с ТКО и выполнение своих функций является публичным и охраняемым законом интересом, что свидетельствует о правомерности оказания истцом услуг по вывозу ТКО.
Поскольку ООО "САХ" осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО как региональный оператор, оно оказывает услуги (и вправе требовать оплаты оказанных услуг) вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым собственником. При этом общество является единственным региональным оператором в регионе, что предполагает под собой фактическое оказание услуг расположенным в данном регионе предприятиям (ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ), в том числе и ответчику.
Соответственно ТКО ответчика, в отсутствие доказательств его транспортировки, хранения и последующей передачи для переработки, утилизации, иным лицам, в любом случае осуществляет ООО "САХ".
Согласно п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Сторонами заключен договор N ТКО8015 от 14.10.2019 на оказание услуг по обращению с ТКО.
Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов. Следовательно, ответчик, ведя свою деятельность, образовывал ТКО. Иного из материалов дела не следует.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами N 1156.
Частью 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В силу пунктов 8 (4) - 8 (5) Правил N 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель, в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) Правил N 1156.
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора (http://регоператорудмуртии.рф/) и в газете "Известия Удмуртской Республики" от 27.12.2018 N 151 (4876).
Пунктом 8.18 Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 8 (15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Доказательств согласования сторонами разногласий к договору в порядке, установленном условиями договора и Правилами N 1156, ответчиком не представлено.
Судом первой инстанции верно указано, что факт оказания истцом услуги по обращению с ТКО по договору в спорный период времени на общую сумму 61 913 руб. 02 коп. подтвержден имеющимися в деле доказательствами: договором N ТКО8015 от 14.10.2019, актами оказанных услуг, расчетом задолженности.
При этом также верно установлено, что ненадлежащее оказание услуг региональным оператором или оказание услуг в иной объеме ответчиком не доказано (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Порядок фиксации нарушений по договору предусмотрен разделом 6 договора, согласно которому в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении, содержащий сведения о нарушении соответствующих пунктов договора.
Вопреки доводам апеллянта протокол допроса свидетеля от 02.06.2021, составленный территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в г. Глазове, не является подтверждением ненадлежащего оказания услуг, поскольку не фиксирует факта нарушения региональным оператором, не соответствует требованиям, изложенным разделом 6 договора. В нарушение п. 16 договора надлежащем образом оформленные заборные ведомости за спорный период потребителем не представлены. Контррасчет и документы в его обоснование суду первой инстанции ответчиком представлены не были (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что ответчик был извещен о рассмотрении Арбитражным судом Удмуртской республики настоящего спора, материалы дела содержат доказательства вручении потребителю претензии регионального оператора (отчет об отслеживании почтового отправления N 80088073788762), а также искового заявления (отчет об отслеживании почтового отправления N 80081374512272). Доказательства, на которые ссылается ответчик, не являются новыми, датированы 2021 годом, вместе с тем, суду первой инстанции представлены не были. В силу ст.ст. 8, 9 АПК РФ стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований и возражений.
Пунктами 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Представленный истцом расчет стоимости оказанных в исковой период времени услуг по вывозу ТКО судом первой инстанции проверен и признан правомерным, соответствующим действующему законодательству.
В соответствии с п. 17 договора потребитель имеет право инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору. Более того, условиями договора предусмотрена возможность зачета излишне уплаченной суммы в счет платежа за следующий расчетный период в случае, если объем фактически оказанных услуг по обращению с ТКО в расчетном периоде будет меньше объема, за который произведена оплата.
Таким образом, потребитель не лишен права обратиться к региональному оператору для перерасчета объема и стоимости фактически оказанных услуг, представив при этом надлежащем образом оформленные заборные ведомости.
Заявителем жалобы не представлено надлежащих доказательств, опровергающих факт оказания истцом соответствующих услуг по вывозу ТКО, образовавшихся в период ведения хозяйственной деятельности ответчика.
Доказательств составления ответчиком и направления региональному оператору актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору, материалы дела не содержат.
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, факт оказания истцом услуги по обращению с ТКО в спорный период подтвержден имеющимися в деле доказательствами.
Иные доводы жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как не влекущие отмену правильного судебного акта.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела, указанные обстоятельства исследованы полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 сентября 2022 года по делу N А71-10232/2022, вынесенное путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства (мотивированное решение от 26.09.2022), оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10232/2022
Истец: ООО "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: Зямбахтин Евгений Александрович