30 января 2023 г. |
Дело N А55-18232/2022 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления оглашена 23 января 2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2023 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Никонова Алексея Александровича - представитель Антонова О.Ю. (доверенность от 16.06.2022),
от общества с ограниченной ответственностью "Амур-Торг"- представитель не явился, извещено,
от АО "Сбербанк Лизинг" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 января 2023 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амур-Торг" на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 октября 2022 года по делу N А55-18232/2022 (судья Медведев А.А.)
по иску индивидуального предпринимателя Никонова Алексея Александровича
к обществу с ограниченной ответственностью "Амур-Торг",
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: - АО "Сбербанк Лизинг"
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Никонов Алексей Александрович обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил обязать ответчика ООО "АМУР-ТОРГ" заменить товар ненадлежащего качества фронтальный погрузчик AMUR DK 63-ОМ (год выпуска 2020, заводской номер 200708, цвет многоцветный (желтый, черный), двигатель N YN38GBZ, GF20007760, ПСМ RU ТК 246232 от 22.10.2020) на аналогичный товар надлежащего качества, соответствующий договору.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Сбербанк Лизинг".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 октября 2022 года исковые требования удовлетворены.
Возложена обязанность на общество с ограниченной ответственностью "АМУР-ТОРГ" на основании договора купли-продажи N ОВ/Ф-102558-01-01-С-01 от 06.10.2020 заменить товар ненадлежащего качества - фронтальный погрузчик AMUR DK 63 ОМ (год выпуска 2020, заводской номер 200708, цвет многоцветный (желтый, черный), двигатель N YN38GBZ, GF20007760, ПСМ RU ТК 246232 от 22.10.2020) на аналогичный товар надлежащего качества, соответствующий Договору.
Взысканы с общества с ограниченной ответственностью "АМУР-ТОРГ" в пользу индивидуального предпринимателя Никонова Алексея Александровича расходы на оплату госпошлины в сумме 6000 руб.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Амур-Торг" просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что был лишен возможности участия в судебном заседании в связи с отклонением судом первой инстанции заявленного им ходатайства об участии в онлайн заседании. Также полагает, что факт наличия недостатков производственного характера подлежит доказыванию истцом путем проведения экспертизы. Сам ответчик не мог своевременно заявить о необходимости проведения экспертизы, поскольку был лишен судом первой инстанции возможности участия в судебном разбирательстве.
Индивидуальный предприниматель Никонов Алексей Александрович представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель индивидуального предпринимателя Никонова Алексея Александровича в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку представителей в суд не обеспечили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.10.2020 между индивидуальным предпринимателем Никоновым Алексеем Александровичем, АО "Сбербанк Лизинг" и ООО "АМУР-ТОРГ" заключен договор купли-продажи N ОВ/Ф-1025 5 8-01-01-С-01 от 06.10.2020 (далее - Договор) фронтального погрузчика AMUR DK 630-М (год выпуска 2020, заводской номер 200708, цвет многоцветный (желтый, черный), двигатель N YN38GBZ, GF20007760, ПСМ RU ТК 246232 от 22.10.2020) стоимостью 1 830 000 рублей. 06.10.2020 между ИП Никоновым А.А. и АО "Сбербанк Лизинг" заключен договор лизинга N ОВ/Ф-102558-01-01 на данный товар. Товар был передан ИП Никонову А.А. во временное владение и пользование по трехстороннему акту приема-передачи имущества 30.10.2020.
За пользование имуществом лизингополучатель обязался уплачивать лизинговые платежи в размере и сроки, установленные в Графике платежей. Выкупная стоимость предмета лизинга составляет 1000 рублей и выплачивается не позднее даты уплаты последнего лизингового платежа.
Кроме того, в соответствии с условиями сделки, предмет лизинга застрахован по договору страхования от 23.10.2020 N SYS 1848494030. Срок действия договора страхования с 02.11.2020 по 25.10.2025. Общая сумма страховой премии по договору страхования составила 39345 рублей (с обязанностью оплаты по 7869 рублей в год, сроком на 5 лет).
Договором лизинга предусмотрена передача ИП Никонову А.А. прав и обязанностей покупателя по всем вопросам, связанным с владением и пользованием товаром, в том числе предъявлением рекламаций к продавцу, ремонтом и т.д.
Согласно условиям Договора, передаваемый товар должен соответствовать, в том числе техническим характеристикам, комплектности, качеству, указанным в Договоре и спецификации, находиться в технически исправном состоянии, позволяющем его использование по прямому назначению. Качество товара должно соответствовать ТУ завода- изготовителя.
В порядке п.1.2. Договора, продавец осуществляет предпродажную подготовку товара и его гарантийное обслуживание. Гарантийный срок на товар составляет 1 год или 1000 моточасов в зависимости оттого, что наступит раньше. Гарантийный срок исчисляется с момента фактической передачи товара покупателю и подписания акта приема-передачи. Гарантия распространяется на следующие комплектующие детали (части) товара: рама, двигатель с навесным оборудованием (стартер, генератор, компрессор), коробка переключения передач, раздаточная коробка, рулевой механизм, гидроусилитель руля. Гарантийный ремонт осуществляется в сервисном центре компании-продавца. В случае отсутствия сервисного центра компании - продавца в месте нахождения покупателя, ремонт осуществляется у третьего лица по согласованию с продавцом, полученного посредством электронной почты с последующим письменным подтверждением.
Приобретенный ИП Никоновым А. А. фронтальный погрузчик использовался им по назначению. Техническое обслуживание фронтального погрузчика AMUR DK 63-ОМ производилось в соответствии с регламентом.
В течение гарантийного срока 26.07.2021 ИП Никоновым А.А. в адрес ООО "АМУР-ТОРГ" была направлена рекламация о наличии недостатков в товаре, препятствующих его использованию: повышенный расход масла двигателя, газы сопуна, синий дым из глушителя, вибрация двигателя (с приложением фотографий повреждений). Наработка в моточасах на момент обращения - 28,9.
В соответствии с п.6.9. Договора продавец обязан устранить выявленные покупателем недостатки товара в течение 20 рабочих дней с момента получения уведомления по электронной почте (без учета времени транспортировки комплектующих деталей). В целях устранения выявленных недостатков продавец за свой счет и своими силами осуществляет доставку подлежащих замене запчастей и комплектующих деталей товара.
20.08.2021 ИП Никоновым А.А. получены запчасти для ремонта, направленные 04.08.2021 в его адрес ООО "АМУР-ТОРГ" (силами транспортной компании CDEK). Погрузчик был отремонтирован.
В течение гарантийного срока 16.09.2021 ИП Никоновым А.А. в адрес ООО "АМУР-ТОРГ" была вновь направлена рекламация о наличии недостатков в товаре, препятствующих его использованию: поломка полуоси, осколки попали в бортовую и вызвали повреждение шестерней. Дефект произошел при погрузке сыпучего грунта (с приложением фотографий повреждений). Наработка в моточасах на момент обращения - 39.
14.10.2021 ИП Никоновым А.А. получены запчасти для ремонта (направленные 06.10.2021 в его адрес ООО "АМУР-ТОРГ" силами транспортной компании CDEK). При осмотре полученных запчастей ИП Никоновым А.А. обнаружено, что они не подходят для ремонта фронтального погрузчика AMUR DK 63-ОМ. По данному поводу им в адрес ООО "АМУР-ТОРГ" направлена соответствующая информация (с приложением фотографий) в порядке п.6.9 Договора, акт приема-передачи комплектующих деталей ИП Никоновым А.А. не подписан.
В течение длительного времени ответчиком в адрес ИП Никонова А.А. никакой информации по данному вопросу не направлялось. 19.11.2021 покупателем в адрес ООО "АМУР-ТОРГ" направлена рекламация о том, что направленные ему по рекламации от 16.09.2021 запчасти не подходят для ремонта фронтального погрузчика AMUR DK 63 ОМ, в связи с чем до настоящего времени невозможно выполнить ремонт погрузчика. Данная рекламация была также оставлена ООО "АМУР-ТОРГ" без удовлетворения и ответа.
14.12.2021 ИП Никоновым А.А. в адрес АО "Сбербанк Лизинг" и ООО "АМУР-ТОРГ" направлена письменная претензия (вручена ответчику по e-mail 14.12.2021; по почте заказным письмом с уведомлением о вручении 25.12.2021) с требованием о замене товара ненадлежащего качества - фронтального погрузчика AMUR DK 63 ОМ на аналогичный товар надлежащего качества.
24.01.2022 ИП Никоновым А.А. получен ответ на претензию N 179 от 24.01.2022 от АО "Сбербанк Лизинг" о принятии к сведению претензии, направленной им в адрес продавца. В установленный в претензии срок требования ИП Никонова А.А. ответчиком в добровольном порядке не удовлетворены, письменный ответ на претензию ООО "АМУР-ТОРГ" не предоставлен.
В настоящее время ИП Никонов А.А. не может использовать приобретенный им фронтальный погрузчик AMUR DK 630-М по назначению в связи с наличием в нем недостатков производственного характера и отсутствием необходимых запчастей для его ремонта.
Из пункта 9.2 договора купли-продажи N ОВ/Ф-Ю2558-01-01-С-01 от 06.10.2020 следует, что в случае невозможности урегулирования разногласий путем переговоров, они подлежат разрешению в суде по месту нахождения истца.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статье 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Последствия передачи товара ненадлежащего качества предусмотрены статьей 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно части 2 которой, в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В силу части 3 статьи 477 Гражданского кодекса Российской Федерации, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
Согласно части 1 статьи 670 Гражданского кодекса Российской Федерации, лизингополучатель по договору лизинга вправе предъявлять непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и лизингодателем, в частности, в отношении качества имущества.
При этом арендатор имеет права и несет обязанности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для покупателя, кроме обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был стороной договора купли-продажи указанного имущества. Расторгнуть договор купли-продажи с продавцом арендатор может лишь с согласия арендодателя. В отношениях с продавцом арендатор и арендодатель выступают как солидарные кредиторы (статья 326).
В силу части 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 471 Гражданского кодекса Российской Федерации, если покупатель лишен возможности использовать товар, в отношении которого договором установлен гарантийный срок, по обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок не течет до устранения соответствующих обстоятельств продавцом.
Если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продавца о недостатках товара в порядке, установленном статьей 483 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Приобретенный ИП Никоновым А.А. погрузчик не использовался им в периоды:
- с 26.07.2021 по 20.08.2021 - 26 дней;
- с 16.09.2021 по 14.10.2021 - 29 дней;
- с 15.10.2021 по настоящее время.
Согласно статье 476 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
В соответствии со статьей 476 Гражданского кодекса Российской Федерации, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Истец считает, что в приобретенном ИП Никоновым А.А. товаре имеются существенные нарушения требований к качеству.
В подп. "г" п.13 постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. N 17 разъяснено, что исходя из преамбулы и п.1 ст.20 Закона о защите прав потребителей под существенным недостатком товара, следует понимать, в том числе недостаток товара, выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
14.12.2021 ИП Никоновым А.А. в адрес АО "Сбербанк Лизинг" и ООО "АМУР-ТОРГ" направлена письменная претензия (вручена ответчику по e-mail 14.12.2021; по почте заказным письмом с уведомлением о вручении 25.12.2021) с требованием о замене товара ненадлежащего качества - фронтального погрузчика AMUR DK 63 ОМ на аналогичный товар надлежащего качества.
В настоящее время ИП Никонов А.А. не может использовать приобретенный им фронтальный погрузчик AMUR DK 630-М по назначению в связи с наличием в нем недостатков производственного характера и отсутствием необходимых запчастей для его ремонта.
Ответчик свою позицию по заявленным исковым требованиям изложил в отзыве на исковое заявление.
По мнению ответчика, сведений и доказательств о прохождении ТО, установленного правилами эксплуатации и информации, в сервисной книжке Истцом не представлено, соответственно не может быть принято судом.
Истцом не представлено доказательств о том, что недостатки Товара являются производственными, соответственно этот довод не может быть принят судом.
В своём исковом заявлении Истец ссылался на нормы Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) "О защите прав потребителей". Однако, приведенные нормы Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) "О защите прав потребителей" не применимы для правоотношений по Договору купли-продажи N ОВ/Ф-Ю2558-01-01-С-01 от 06.10.2020.
Истцом не представлены доказательства о передаче Товара ненадлежащего качества, соответственно требования являются необоснованными.
Требования о замене спецтехники надлежащего качества Законом не предусмотрено.
Доказательств того, что Товар - спецтехника фронтальный погрузчик AMUR DK 63 ОМ (год выпуска 2020, заводской номер 200708, цвет многоцветный (желтый, черный), двигатель N YN38GBZ, GF20007760, ПСМ RU ТК 246232 от 22.10.2020) - является некачественным не представлено.
Возражая против доводов ответчика, истец указывает следующее.
Представитель ответчика в своем отзыве ссылается на то, что истцом не предоставлено суду доказательств того, что товар проходил техническое обслуживание, установленное правилами эксплуатации и информацией в сервисной книжке.
Техническое обслуживание фронтального погрузчика AMUR DK 63 ОМ производилось истцом в соответствии с регламентом.
В соответствии с условиями Договора купли-продажи N ОВФ-Ю2558-01-01-С-01 от 06.10.2020, техническое обслуживание товара производится самостоятельно покупателем по согласованию с продавцом ввиду отсутствия сервисного центра компании- продавца в месте нахождения покупателя.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте продавца, сервисные центры компании-продавца расположены в городах Благовещенск, Новосибирск и Москва.
В соответствии с сервисной книжкой, предоставленной продавцом, ежедневное ТО (техобслуживание 1, через каждые 10 часов) включает в себя мероприятия по проверке систем погрузчика, проверке уровня топлива и воды, смазке соединений, проверке неисправностей. Еженедельное ТО (техобслуживание 2, через каждые 50 часов) включает в себя мероприятия, установленные регламентом для ТО1, а также проверку уровня масла, проверку и завертывание соединительных болтов, проверку и смазку систем, другие проверочные мероприятия и мероприятия по очистке фильтрующих элементов, вентиляционных отверстий. Все указанные мероприятия производились истцом самостоятельно.
Согласно пунктам 6.6., 6.7. Договора купли-продажи N ОВФ-102558-01- 01-С-01 от 06.10.2020, гарантийные обязательства действуют только при полном соблюдении правил эксплуатации и обслуживания в соответствии с технической документацией.
Гарантийное обслуживание не производится, в том числе в случаях неосуществления очередного своевременного технического обслуживания товара.
Продавец не отказывал истцу в гарантийном обслуживании товара. После получения рекламаций от истца, продавец, по согласованию с заводом- изготовителем, признавал наличие в товаре недостатков производственного характера и устранял их безвозмездно путем направления необходимых для гарантийного ремонта запасных частей (данный способ гарантийного ремонта также предусмотрен условиями Договора купли-продажи N ОВФ-102558-01- 01-С-01 от 06.10.2020).
Ответчик ни разу не направлял в адрес истца информации о нарушении им правил технического обслуживания погрузчика, соответственно, суд первой инстанции верно признал доводы ответчика о несоблюдении регламента ТО необоснованными.
Ответчик в своем отзыве ссылается на то, что истцом не доказано, что недостатки в товаре являются производственными.
Данный факт также не подлежит доказыванию истцом, ввиду того, что он был признан ответчиком. Истец дважды направлял в адрес ответчика рекламации о наличии в товаре различных недостатков производственного характера.
По результатам рассмотрения рекламаций от 26.07.2021 и от 16.09.2021, ответчиком был подтвержден факт наличия в товаре дефектов производственного характера и принято решение об их безвозмездном устранении по гарантии.
В адрес истца ответчиком направлялись запасные части, необходимые для выполнения гарантийного ремонта погрузчика. Гарантийный ремонт погрузчика по рекламации от 16.09.2021 не был выполнен только по причине того, что запасные части, направленные ответчиком, не подошли для его ремонта, о чем незамедлительно был проинформирован ответчик.
Ответчик в своем отзыве ссылался на то, что истец в исковом заявлении указывает на нормы Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", и данные нормы не применимы для правоотношений по договору купли-продажи N ОВ/Ф-1025 58-01-01-С-01 от 06.10.2020.
Однако в исковом заявлении отсутствует ссылка на нормы Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". В исковом заявлении имеется лишь ссылка на подпункт "г" пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. N 17, дающий подробные разъяснения относительно каждого из критериев отнесения недостатка к существенным.
Ответчиком в отзыве сделана ссылка на "Положение по рассмотрению претензий владельцев машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники в гарантийный период" (утв. Минсельхозом РФ 11.05.2000) (вместе с "Номенклатурой эксплуатационной и ремонтной документации, входящей в комплект с поставляемой агропромышленному комплексу техникой", утв. Минсельхозпродом РФ 23.01.1998 N 9141/54), далее - Положение. В соответствии с отзывом представителя ответчика, согласно пункту 10.4. Положения, если недостатки техники (работы, услуги) не были оговорены продавцом (поставщиком), покупатель, которому передана техника (работа, услуга) ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца (поставщика) лишь:
а) соразмерного уменьшения покупной цены;
б) безвозмездного устранения недостатков техники (работы, услуги) в разумный срок;
в) возмещения своих расходов на устранение недостатков техники (работы, услуги). То есть требования о замене спецтехники законом не предусмотрено.
Однако ответчиком намеренно проигнорирован пункт 10.5. Положения, согласно которому, в случае существенного нарушения требований к качеству техники (работы, услуги) (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за технику (работу, услугу) денежной суммы;
- потребовать замены техники ненадлежащего качества техникой (работой, услугой), соответствующей договору.
Согласно пункту 11.2. Положения, в отношении техники (работы, услуги), на которую продавцом (поставщиком) предоставлена гарантия качества, продавец (поставщик) отвечает за ее недостатки, если не докажет, что недостатки техники (работы, услуги) возникли после ее передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил использования техники или ее хранения, либо действий третьих лиц, либо событий непреодолимого характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами (наводнение, пожар, землетрясение и т.п.).
То есть бремя доказывания наличия в товаре производственных недостатков в период гарантийного срока данным документом возложено на продавца.
Кроме того, последствия передачи товара ненадлежащего качества предусмотрены статьей 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно части 2 которой, в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
По смыслу названной статьи Кодекса под существенным нарушением требований к качеству товара понимается любое из перечисленных в статье оснований, включая неоднократное выявление покупателем недостатков в товаре и обнаружение в товаре недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени.
Доводы ответчика со ссылкой на судебную практику (в частности Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.09.2012 по делу N А45-3253/2012) о том, что факт наличия недостатков производственного характера подлежит доказыванию истцом путем проведения экспертизы судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание при рассмотрении данного дела.
Обстоятельства дела N А45-3253/2012 от 06.09.2012 были совсем иными. Факт наличия в товаре недостатков производственного характера, повлекших выход из строя техники, изначально не признавался ответчиком по делу. Кроме того, истцом не был доказан принцип существенности недостатков в товаре, который дает право на предъявление продавцу требования о возврате уплаченной за товар суммы. При отказе в иске суды руководствовались нормами статей 469, 475, 476 ГК РФ и исходили из недоказанности истцом существенных требований к качеству поставленного погрузчика. При этом доказательств неустранимое неисправностей, несоразмерности расходов на их устранение, неоднократности таких неисправностей истцом в материалы дела не представлено.
Следовательно, вышеуказанные доводы представителя ответчика судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание, поскольку относительно погрузчика, приобретенного ИП Никоновым А.А., факт наличия в товаре недостатков производственного характера продавцом не отрицался, более того, был признан ответчиком по результатам рассмотрения рекламаций.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела. В ответ на рекламации истца ответчиком в его адрес направлялись запчасти, необходимые для ремонта погрузчика.
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", в силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Истец считает, что необходимость проведения экспертизы отсутствует, для разрешения дела по существу заявленных требований не требуется привлечения лица, обладающего специальными познаниями, поскольку в данном случае вопрос о существенности недостатков в товаре является правовым, а не техническим.
Факт наличия производственных недостатков в товаре был признан ответчиком еще до обращения в суд. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела.
Согласно п. 2 ст. 476 ГК РФ продавец, предоставивший гарантию качества, при возникновении спора, связанного с недостатками товара, должен доказать, что они возникли после передачи товара вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.09.2021 N Ф04-4986/2021 по делу N А45-11284/2020 содержит следующую правовую позицию: "...Бремя доказывания причин возникновения недостатков товара распределяется между сторонами договора купли-продажи в зависимости от того, установлен ли на товар гарантийный срок.
Если гарантийный срок на товар установлен, то при обнаружении некачественного товара в течение гарантийного срока предполагается, что недостатки возникли до передачи товара и за них отвечает продавец, пока им не доказано обратное.
Из смысла названных правовых норм следует, а также учитывая, что, поскольку в настоящем деле гарантийный срок на поставленный товар установлен, именно продавец обязан доказать, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы..."
На товар установлен гарантийный срок, который истек к моменту предъявления ИП Никоновым А.А. иска.
Однако, поскольку в связи с устранением выявленных ранее недостатков товара у истца отсутствовала возможность его использования по назначению, на основании п. 2 ст. 471 ГК РФ гарантийный срок на него продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков.
Приобретенный ИП Никоновым А.А. погрузчик не использовался им в периоды:
- с 26.07.2021 по 20.08.2021 - 26 дней;
- с 16.09.2021 по 14.10.2021 - 29 дней;
- с 15.10.2021 по настоящее время.
Доказательства обратного ответчиком суду не представлены.
Требования истцом заявлены в период продления гарантийного срока, поэтому иск ИП Никонова А.А. подлежит удовлетворению.
Ответчиком в отзыве также делается ссылка на судебную практику об отказе судом в удовлетворении требований о взыскании убытков. Истец Никонов А.А. в исковом заявлении требований о взыскании с ответчика убытков не заявлял.
Суд первой инстанции верно признал доводы истца обоснованными и подтвержденными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Вопреки доводам ответчика, своими действиями по представлению запасных частей он подтвердил наличие недостатков производственного характера.
Требования истцом заявлены в период продления гарантийного срока, поэтому бремя доказывания наличия оснований, освобождающих продавца от ответственности, возложено на ответчика, а не на истца.
Согласно п. 2 ст. 476 ГК РФ продавец, предоставивший гарантию качества, при возникновении спора, связанного с недостатками товара, должен доказать, что они возникли после передачи товара вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Пункт 1 статьи 82 АПК РФ предусматривает, что для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Соответствующего ходатайства о проведении экспертизы ответчик в суде первой инстанции не заявлял.
Между тем в силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Поэтому суды оценивали спор с учетом представленных сторонами доказательств.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. ст. 309, 310, 486 ГК РФ суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требование истца о взыскании задолженности за поставленный, но не оплаченный товар в размере 19 430 руб. является обоснованным.
Исходя из совокупности всех представленных суду доказательств суд первой инстанции верно указал, что ответчиком, вопреки требованиям пункта 2 статьи 476 ГК РФ, не представлено суду доказательств того, что переданный по договору купли-продажи N ОВ/Ф-1025 5 8-01-01-С-01 от 06.10.2020 фронтальный погрузчик AMUR DK 63-ОМ (год выпуска 2020, заводской номер 200708, цвет многоцветный (желтый, черный), двигатель N YN38GBZ, GF20007760, ПСМ RU ТК 246232 от 22.10.2020) имел какие-либо недостатки, которые возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
В то же время материалами дела подтверждено, что гарантийный ремонт спорного автомобиля производился ответчиком неоднократно; после устранения неисправности, проявлялись как ранее устраненные в ходе гарантийного ремонта, так и другие неисправности, которые без очередного гарантийного ремонта не позволяли использовать товар по назначению. Доказательств того, что автомобиль мог эксплуатироваться истцом без ремонта или замены деталей ненадлежащего качества, в деле не имеется. На момент рассмотрения дела неисправности сохраняются.
Нарушение качества товара является существенным, если оно проявляется неоднократно. Неоднократность выявления недостатков либо проявление их вновь после устранения, независимо от того, являются ли эти недостатки устранимыми или нет, и какие затраты требуются для их устранения, свидетельствуют о том, что имеет место существенное нарушение требований к качеству товара.
Устранимый характер недостатков в товаре и отсутствие у покупателя доказательств связи выявленных недостатков с определенными производственными дефектами товара (или его частей) не препятствуют покупателю обратиться за защитой своих прав на основании пункта 2 статьи 475 ГК РФ, если имеют место недостатки, которые квалифицируются этой нормой как существенные. Сам по себе факт устранения неисправностей автомобиля не доказывает отсутствие существенных нарушений качества товара.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик был лишен права участвовать в судебном заседании, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи с указанием арбитражного суда или суда общей юрисдикции, при содействии которых заявитель может участвовать в судебном заседании, либо системы веб-конференции подается в суд, рассматривающий дело, до назначения дела к судебному разбирательству и рассматривается судьей, рассматривающим дело, единолично в пятидневный срок после дня поступления ходатайства в арбитражный суд без извещения сторон. Такое ходатайство также может быть заявлено в исковом заявлении или отзыве на исковое заявление.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 (ред. от 27.06.2017) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", при разрешении вопроса о том, в какой срок может быть подано ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, судам следует исходить из того, что на основании части 4 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации такое ходатайство подается в суд первой инстанции до назначения дела к судебному разбирательству, в том числе одновременно с подачей искового заявления или направлением отзыва на исковое заявление.
Согласно части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о времени и месте судебного заседания размещается на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет не позднее, чем за 15 дней до начала судебного заседания, если иное не предусмотрено Кодексом.
Если ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи подано после размещения на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет определения о назначении дела к судебному разбирательству (статья 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд рассматривает это ходатайство по правилам части 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле, вследствие злоупотребления своим процессуальным правом и явно направлены на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, за исключением случая, если заявитель не имел возможности подать такое заявление или такое ходатайство ранее по объективным причинам.
Исковое заявление в адрес ответчика было направлено ИП Никоновым А.А. заблаговременно (вручено по почте заказным письмом 31.03.2022), что подтверждается материалами дела.
Определение Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-18232/2022 о принятии к производству искового заявления и назначении предварительного судебного заседания вынесено 28.06.2022 (размещено в системе "Мой арбитр" 29.06.2022). Предварительное судебное заседание назначено на 26.07.2022. Ответчику было предложено направить отзыв на исковое заявление с указанием возражений относительно предъявленных исковых требований с приложением обосновывающих документов и почтового уведомления о вручении отзыва истцу. Ответчиком отзыв на исковое заявление не был направлен ни в адрес истца, ни в адрес суда.
Ходатайство об участии в онлайн-заседании направлено представителем ответчика в адрес суда лишь 20.07.2022. Данное ходатайство было оставлено судом без удовлетворения определением от 27.07.2022 (опубликовано в системе "Мой арбитр" 28.07.2022).
Определением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-18232/2022 от 27.07.2022 судебное заседание назначено на 25.08.2022. Ответчику вновь предложено направить письменный мотивированный отзыв на исковое заявление. Ответчиком отзыв на исковое заявление не направлен ни в адрес суда, ни в адрес ответчика. В судебное заседание представитель ответчика 25.08.2022 не явился, ходатайств о рассмотрении дела в онлайн-заседании не заявлял, о причинах пропуска судебного заседания суд не уведомлял.
Определением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-18232/2022 от 26.08.2022 рассмотрение дела было отложено на 13.09.2022. Ответчику в очередной раз предложено направить письменный мотивированный отзыв на исковое заявление. Ответчиком отзыв на исковое заявление не направлен ни в адрес суда, ни в адрес ответчика.
Ходатайство об участии в онлайн-заседании направлено представителем ответчика в адрес суда 31.08.2022. Данное ходатайство оставлено судом первой инстанции без удовлетворения определением от 07.09.2022 (опубликовано в системе "Мой арбитр" 10.09.2022).
13.09.2022, в день судебного заседания (более чем через 5 месяцев после получения искового заявления), представителем ответчика направлен отзыв на исковое заявление в суд в электронном виде через систему "Мой арбитр".
Определением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-18232/2022 от 14.09.2022 рассмотрение дела в очередной раз отложено на 13.10.2022. Истцу предложено представить письменные возражения на отзыв ответчика.
Представителем ответчика в адрес суда направлено ходатайство от 13.09.2022 об участии в онлайн-заседании (зарегистрировано судом 14.09.2022). Данное ходатайство было оставлено судом без удовлетворения определением от 21.09.2022 (опубликовано в системе "Мой арбитр" 22.09.2022).
В порядке части 1 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в арбитражных судах или судах общей юрисдикции технической возможности осуществления видеоконференц-связи.
В порядке п.24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 (ред. от 27.06.2017) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", под наличием технической возможности понимается наличие в арбитражном суде исправной системы видеоконференц-связи и объективной возможности проведения судебного заседания данным способом в пределах установленного законом срока рассмотрения дела.
Таким образом, суд первой инстанции не лишал ответчика возможности участвовать в судебных заседаниях и не нарушал его процессуальные права.
Возражения истца на отзыв представителя ответчика были направлены в его адрес заблаговременно 05.10.2022, для своевременной подготовки и направления в суд письменной позиции по данному вопросу к 13.10.2022 (дате следующего судебного заседания). Однако, ответчик не воспользовался своим правом и свою позицию по возражениям истца суду не предоставил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт наличия недостатков производственного характера подлежит доказыванию истцом путем проведения экспертизы, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание по следующим основаниям.
Факт наличия в товаре недостатков производственного характера продавцом не отрицался, более того, был признан ответчиком по результатам рассмотрения рекламаций. По результатам рассмотрения рекламаций от 26.07.2021 и от 16.09.2021, ответчиком подтвержден факт наличия в товаре дефектов производственного характера и принято решение об их безвозмездном устранении по гарантии. В адрес истца ответчиком направлялись запасные части, необходимые для выполнения гарантийного ремонта погрузчика. Гарантийный ремонт погрузчика по рекламации от 16.09.2021 не был выполнен только по причине того, что запасные части, направленные ответчиком, не подошли для его ремонта, о чем незамедлительно был проинформирован ответчик. Данные обстоятельства подтверждается материалами дела. Необходимые для ремонта зачасти не направлялись ответчиком в течение длительного срока, несмотря на многочисленные письменные и устные обращения в его адрес.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", в силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Суд полагает, что необходимость проведения экспертизы отсутствует, для разрешения дела по существу заявленных требований не требуется привлечения лица, обладающего специальными познаниями, поскольку в данном случае вопрос о существенности недостатков в товаре является правовым, а не техническим.
Бремя доказывания причин возникновения недостатков товара распределяется между сторонами договора купли-продажи в зависимости от того, установлен ли на товар гарантийный срок.
Если гарантийный срок на товар установлен, то при обнаружении некачественности товара в течение гарантийного срока предполагается, что недостатки возникли до передачи товара и за них отвечает продавец, пока им не доказано обратное.
Из смысла названных правовых норм следует, а также учитывая, что, поскольку в настоящем деле гарантийный срок на поставленный товар установлен, именно продавец обязан доказать, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
На товар установлен гарантийный срок, который истек к моменту предъявления ИП Никоновым А.А. иска. Но поскольку в связи с устранением выявленных ранее недостатков товара у истца отсутствовала возможность его использования по назначению, на основании п. 2 ст. 471 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантийный срок на него продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков. Требования истцом заявлены в период продления гарантийного срока, поэтому иск ИП Никонова А.А. удовлетворен на законных основаниях.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 октября 2022 года по делу N А55-18232/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18232/2022
Истец: ИП Никонов Алексей Александрович, ИП Никонов Алексей Александрович представитель Антонова О.Ю.
Ответчик: ООО "Амур-Торг"
Третье лицо: АО "Сбербанк Лизинг", ООО "Сбербанк Лизинг"