г. Москва |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А40-128439/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А.Чеботаревой,
судей: |
Т.Б.Красновой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "ЦЕНТР ДИАЛИЗА"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.10.2022 по делу N А40-128439/22 (94-983)
по заявлению ООО "ЦЕНТР ДИАЛИЗА" (ОГРН: 1027739283538, ИНН: 7705211772)
к Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования об оспаривании акта проверки и встречного исковому заявлению МГФОМС
к ООО "ЦЕНТР ДИАЛИЗА"
о взыскании,
при участии:
от заявителя: |
Чернявская И.Н. по дов. от 19.08.2022; |
от ответчика: |
Копышкина С.Л. по дов. от 28.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЦЕНТР ДИАЛИЗА" (далее - общество, заявитель, ответчик по встречному иску) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к МОСКОВСКОМУ ГОРОДСКОМУ ФОНДУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (далее - МГФОМС, Фонд, ответчик, истец по встречному иску) об оспаривании акта проверки Московского городского фонда обязательного медицинского страхования от 18.03.2022 г. в части признания нецелевым расходованием средств в размере 2 191 197,58 рублей и требования об оплате штрафа в размере 219 119,76 рублей.
МГФОМС обратился в Арбитражный суд города Москвы со встречным исковым заявлением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЦЕНТР ДИАЛИЗА" о взыскании задолженности в размере 2 494 094 руб. 12 коп., и неустойки.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2023 в удовлетворении требования ООО "ЦЕНТР ДИАЛИЗА" отказано. Встречный иск удовлетворен. Суд взыскал с ООО "ЦЕНТР ДИАЛИЗА" в пользу МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в размере 2 191 197 (Два миллиона сто девяносто одна тысяча сто девяносто семь) руб. 58 коп, штраф за использование средстве обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в размере 219 119 (Двести девятнадцать тысяч сто девятнадцать) руб. 76 коп, неустойку за невозврат средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в размере 83 776 (Восемьдесят три тысячи семьсот семьдесят шесть) 78 коп., а также неустойку до момента фактического погашения задолженности.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЦЕНТР ДИАЛИЗА" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении первоначального иска и признании требования ответчика недействительным. По мнению заявителя, механизм компенсации расходов на оказание коммерческих услуг, использованный ООО "ЦЕНТР ДИАЛИЗА" не противоречит законодательству.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд поддержал решение суда, возражал против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении первоначального требования и отказе в удовлетворении встречного иска.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Центр Диализа" (далее - "Медицинская организация" или "Заявитель") является медицинской организацией, оказывающей услуги по заместительной почечной терапии на территории города Москвы.
В порядке, установленном Федеральным законом от 29.11.10 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - "Закон об ОМС"), Истец был включен в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - "ОМС") города Москвы.
Истец оказывал услуги на территории города Москвы лицам, застрахованным в других субъектах Российской Федерации рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
С 21 февраля по 18 марта 2022 г. Московским городским фондом обязательного медицинского страхования (далее - "МГФОМС") проводилась проверка целевого использования средств обязательного медицинского страхования Медицинской организацией за период 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 года.
Проверка проводилась в соответствии с Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 2021 г. N 255н).
По результатам проведенной проверки МГФОМС предоставлен акт N 22/50 от 18.03.2022 г., в котором отражено следующее: "В проверяемом периоде произведено возмещение расходов, произведенных первоначально за счет средств ОМС г. Москвы на приобретение материальных запасов, использованных при проведении процедур гемодиализа пациентам на платной основе.
Согласно справке медицинской организации указанное возмещение осуществлено в размере тарифа, установленного по Территориальной программе ОМС г. Москвы. Порядок возмещения установлен п. 6 Учетной политики. За период с сентября по декабрь 2020 г. возмещено 441 703,86 рублей, за январь-декабрь 2021 года 1 749 493 рублей.
Пункт 6 Учетной политики фактически предусматривает использование средств ОМС г. Москвы на цели, не предусмотренные ч.7 ст. 35 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также порядок возмещения средств ОМС, противоречащий ч. 9 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ (далее - "Закон об ОМС").
Таким образом, медицинской организацией в проверяемой периоде произведены расходы, связанные с оказанием медицинских услуг на платной основе и не предусмотренные структурой тарифа на оплату медицинской помощи, установленной ч. 7 ст. 35 Закона об ОМС".
Таким образом, в соответствии с актом N 22/50 (далее - "Акт") проверки использования средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы, в Медицинской организации выявлено нецелевое использование средств ОМС в общей сумме 2 191 197,58 рублей, которые подлежат возврату в бюджет МГФОМС.
Не согласившись с указанными в Акте выводами, считая их незаконными и необоснованными, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением. По мнению заявителя, в течение проверяемого периода Обществом было произведено возмещение на общую сумму 2 191 197,58 рублей, в том числе за период с сентября по декабрь 2020 года - 441 703,86 рублей и за 2021 год - 1 749 493,72 рублей (копии платежных поручений прилагаются). Распределение суммы возмещения по статьям затрат в отчете Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями по форме N 14-Ф (ОМС) не осуществлялось, все суммы возмещения отражены по статье затрат "Увеличение стоимости материальных запасов в части медикаментов и перевязочных средств", тем самым сокращена общая сумма оплаченных расходов за соответствующий отчетный период.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, и удовлетворяя встречные требования, руководствовался тем, что указанные действия медицинской организации по переводу средств ОМС со счета по учету средств ОМС на коммерческий счет не соответствуют направлениям использования средств ОМС, определенным Федеральным законом N 326-ФЗ, Территориальными программами, и не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) и пунктом 8.12 Положения о Московском городском фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 494-ПП (далее - Положение о МГФОМС), территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно пункту 9.15 Положения о МГФОМС территориальный фонд обязательного медицинского страхования предъявляет к медицинской организации требования о возврате в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования средств, перечисленных медицинской организации по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, использованных не по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 27 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок контроля), территориальным фондом осуществляется контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности и включенными в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации.
Таким образом, полномочия МГФОМС по осуществлению контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования предусмотрены положениями статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ и пунктами 8.12, 9.15 Положения о МГФОМС, а также положениями Порядка контроля.
В период с 21.02.2022 по 18.03.2022 рабочей группой МГФОМС на основании приказа МГФОМС от 01.02.2022 N 50 "О проведении проверки в ООО "Центр Диализа" (имеется в материалах дела) проведена выездная плановая комплексная проверка использования средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы, за период с 01.09.2020 по 31.12.2021 в ООО "Центр Диализа" (далее - проверка).
В ходе проверки были выявлены нарушения в части расходов, не входящих в структуру тарифа в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24.12.2019 N 1822-ПП, Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 30.12.2020 N 2401-ГШ (далее - Территориальные программы).
Как следует из Акта проверки, медицинской организацией в проверяемом периоде произведено возмещение расходов, произведенных первоначально за счет средств ОМС, на приобретение материальных запасов, использованных при проведении процедур гемодиализа пациентам на платной основе.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 186 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, пунктами 4.9 Территориальным программ.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1648-0, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, а также вести раздельный учет по операциям со средствами ОМС (п. 5 ч. 2 ст. 20, ч. 6 ст. 15 Федерального закона N 326-ФЗ).
Согласно справке медицинской организации возмещение расходов осуществлено в размере тарифа, установленного Территориальными программами. Порядок возмещения закреплен пунктом 6 Учетной политики Заявителя.
За период с сентября по декабрь 2020 года возмещено 441 703,86 руб., с января по декабрь 2021 года - 1 749 493,72 руб.
В ходе проверки установлено и отражено в Акте проверки использование медицинской организацией в проверяемом периоде средств ОМС в общем размере 2 191 197,58 руб. на оплату расходов, связанных с оказанием медицинских услуг на коммерческой основе, с последующим возмещением средств ОМС на счет медицинской организации "по факту поступления средств за медицинскую процедуру, проводимую на коммерческой основе".
Пункт 6 Учетной политики Заявителя фактически предусматривает использование средств ОМС на цели, не предусмотренные частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, а также порядок возмещения средств ОМС, противоречащий части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
Указанные действия медицинской организации по переводу средств ОМС со счета по учету средств ОМС на коммерческий счет не соответствуют направлениям использования средств ОМС, определенным Федеральным законом N 326-ФЗ, Территориальными программами, и не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Нормативными правовыми актами, действующими в сфере ОМС, не предусмотрена оплата за счет средств обязательного медицинского страхования расходов, связанных с оказанием медицинских услуг на коммерческой основе, в том числе с последующим возмещением на счет медицинской организации.
Факт оплаты за счет средств ОМС расходов, связанных с оказанием медицинских услуг на коммерческой основе, Заявителем не оспаривается.
Генеральный директор ООО "Центр Диализа" А.А. Смирнов, главный бухгалтер ООО "Центр Диализа" Н.В. Пуняева получили Акт проверки 18.03.2022, подписали Акт проверки с возражениями, что подтверждается записью в Акте проверки.
23.02.2022 медицинской организацией в адрес МГФОМС были направлены возражения к Акту проверки от N 180, в которых Заявитель выразил несогласие с требованием, изложенным в Акте проверки.
МГФОМС направил в адрес медицинской организации письмо от 31.03.2022 N 02-02-04/5087 "О рассмотрении возражений на Акт проверки", в котором признал доводы Заявителя необоснованными, подтвердил результаты проверки и требования по итогам ее проведения.
Не согласившись с позицией МГФОМС, медицинская организация обратилась в суд с заявлением о признании недействительным (незаконным) Акта проверки.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно согласился с выводом Фонда о том, что в нарушение статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, части 1 статьи 83 Федерального закона N323-ФЗ медицинской организацией в проверяемом периоде произведены расходы, связанные с оказанием медицинских услуг на платной основе и не предусмотренные структурой тарифа на оплату медицинской помощи.
Требования Фонда, изложенные в Акте проверки вернуть средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в размере 2 191 197,58 руб., уплатить штраф в размере 10% от суммы средств ОМС, использованных не по целевому назначению, в сумме 219 119,76 руб. являются обоснованными, соответствующими действующему законодательству.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Положения Федерального закона N 326-ФЗ, а также нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ОМС, не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств обязательного медицинского страхования.
Восстановление средств обязательного медицинского страхования на счете медицинской организации и их последующее использование в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ не исключает признание израсходованных сумм нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Данный вывод суда подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2019 N 308-ЭС19-12503 по делу N А32-11903/2018 в передаче кассационной жалобы медицинской организации в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда отказано.
Верховным Судом Российской Федерации в указанном определении сделан верный вывод о том, что "положения Федерального закона об обязательном медицинском страховании не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств обязательного медицинского страхования".
Таким образом, средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в размере 2 191 197,58 руб. подлежат возврату в бюджет МГФОМС.
В соответствии с пунктом 47 Порядка контроля возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом N 326-ФЗ.
Акт проверки получен медицинской организацией 18.03.2022. С учетом ответа МГФОМС на возражения Заявителя срок выполнения требования МГФОМС истек 14.04.2022.
Территориальный фонд обеспечивает контроль за ходом реализации результатов проверки, в том числе осуществляет контроль за возвратом (возмещением) средств, использованных не по целевому назначению, за уплатой штрафов, пеней (п. 48 Порядка контроля).
В случае неисполнения медицинской организацией требований территориального фонда о возврате (возмещении) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) об уплате штрафов, пеней территориальный фонд вправе обратиться в суд (п. 49 Порядка контроля).
Медицинская организация требования МГФОМС, заявленные в Акте проверки, в полном объеме не исполнила.
Доводы медицинской организации об отсутствии нарушения по нецелевому использованию средств ОМС, так как Общество добровольно возместило средства обязательного медицинского страхования были рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 326-ФЗ указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая предусмотрена частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ и определяет цели использования средств обязательного медицинского страхования, допускает использование средств обязательного медицинского страхования исключительно при оказании медицинской помощи застрахованным лицам в рамках реализации программ обязательного медицинского страхования и не допускает использование указанных средств на оказание медицинских услуг на платной основе. Таким образом, средства обязательного медицинского страхования, затраченные медицинской организацией на оказание медицинских услуг на коммерческой основе, признаются использованными не по целевому назначению в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ.
Действия медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования на приобретение материальных запасов и иных ресурсов, используемых при проведении процедур гемодиализа пациентам на платной основе, не соответствуют направлениям использования средств обязательного медицинского страхования, определенным Федеральным законом N 326-ФЗ, Территориальными программами и не соответствуют структуре тарифа на оплату медицинской помощи.
Нормативными правовыми актами, действующими в сфере обязательного медицинского страхования, не предусмотрена оплата за счет средств обязательного медицинского страхования расходов, связанных с оказанием медицинских услуг на коммерческой основе, в том числе с последующим возмещением на счет медицинской организации.
Также правомерно отклонен довод ООО "Центр Диализа" о том, что медицинская организация осуществила не расход, а приход средств обязательного медицинского страхования, в связи с чем, отсутствует нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 304.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
ООО "Центр Диализа" в возражениях от 23.03.2022 N 180 к акту проверки от 18.03.2022 N22/50, в заявлении о признании недействительным (незаконным) акта проверки, в возражениях ссылалось на пункт 6 Учетной политики, устанавливающий противоречащий требованиям Федерального закона N 326-ФЗ порядок возмещения расходов по медицинским услугам, оказываемым на коммерческой основе, в соответствии с которым предусматривается использование средств обязательного медицинского страхования при оказании медицинских услуг пациентам на платной основе с их последующим возмещением.
В возражениях к акту проверки медицинская организация прямо указывала, что в течение проверяемого периода ООО "Центр Диализа" было произведено возмещение на общую сумму 2 191 197,58 руб.
В дальнейшем данные восстановленные средства обязательного медицинского страхования использованы строго по целевому назначению.
Кроме того, в рамках проведения проверки медицинской организацией были представлены МГФОМС платежные поручения, подтверждающие возмещение расходов по платным процедурам на сумму 2 191 197,58 руб.
Указанное возмещение осуществлено в размере тарифа, установленного по Территориальным программам.
При этом представленные ООО "Центр Диализа" в ходе проведения проверки платежные поручения, договоры на приобретение материальных запасов и иных ресурсов за счет средств обязательного медицинского страхования не содержат указание на направление последующего использования приобретаемых ресурсов. Возмещая часть указанных средств, медицинская организация подтверждает их использование на цели, не связанные с оказанием медицинской помощи в рамках Территориальных программ.
Кроме того, ООО "Центр Диализа" в возражениях на Акт проверки не оспаривался факт оплаты за счет средств обязательного медицинского страхования расходов, связанных с оказанием медицинских услуг на коммерческой основе, в соответствии с пунктом 6 Учетной политики медицинской организации.
Таким образом, медицинской организацией допущено использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению.
Часть 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ предусматривает, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Таким образом, Федеральным законом N 326-ФЗ закреплен исчерпывающий порядок действий медицинской организации при использовании средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению. Медицинская организация обязана возвратить указанные средства в бюджет МГФОМС, уплатить штраф и пени в установленном частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ размере.
Положения Федерального закона N 326-ФЗ, а также нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере обязательного медицинского страхования, не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств обязательного медицинского страхования.
Пункт 6 Учетной политики медицинской организации фактически предусматривает использование средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, а также порядок возмещения средств обязательного медицинского страхования, противоречащий части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
Учетная политика медицинской организации является локальным нормативным актом, положения которого должны соответствовать нормам федерального законодательства. При наличии утвержденных Федеральным законом N 326-ФЗ структуры тарифа на оплату медицинской помощи, порядка возврата средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в территориальный фонд, не могут применяться положения Учетной политики медицинской организации, предусматривающие иные цели использования средств обязательного медицинского страхования, а также иной порядок возврата указанных средств, в том числе восстановление на счете по учету средств обязательного медицинского страхования медицинской организации.
Восстановление средств обязательного медицинского страхования на счете медицинской организации и их последующее использование в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ не исключает признание израсходованных сумм нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Согласно расчету неустойки по состоянию на 15.07.2022 неустойка за невозврат средств, использованных не по целевому назначению, составляет 83 776,78 руб. (восемьдесят три тысячи семьсот семьдесят шесть рублей 78 копеек).
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1648-0, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы, должны обеспечить их целевое использование.
Требование МГФОМС об уплате медицинской организацией штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в размере 10% от суммы средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, а также об уплате неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования за каждый день просрочки основано на императивной норме, установленной частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ.
Каких-либо исключительных случаев, при которых может быть установлен иной размер штрафа и (или) неустойки законодательство в сфере обязательного медицинского страхования не содержит.
С учетом того, что размер штрафа и неустойки, на уплате которых настаивает МГФОМС, закреплен нормой части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ, то есть установлен законом, а не определен МГФОМС по своему усмотрению, доводы медицинской организации о том, что указанный размер штрафных санкций не соответствует принципам справедливости и соразмерности, не могут быть признаны обоснованными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 (далее - постановление Правительства РФ N 497) введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее - мораторий).
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 НК РФ), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
Вместе с тем, если при рассмотрении спора о взыскании неустойки или иных финансовых санкций, начисленных за период действия моратория, будет доказано, что ответчик, на которого распространяется мораторий, в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для его введения, и ссылки данного ответчика на указанные обстоятельства являются проявлением заведомо недобросовестного поведения, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий поведения ответчика может удовлетворить иск полностью или частично, не применив возражения о наличии моратория (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).
Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации исходил из того, что ответчик, в отношении которого заявлено требование о взыскании неустойки или иных финансовых санкций, вправе заявить возражения относительно их взыскания в соответствии с постановлением Правительства РФ N 497, в случае если ответчик пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория.
ООО "Центр Диализа" не обращалось в Арбитражный Суд города Москвы с возражениями об освобождении от уплаты неустойки, а также иным образом не указывал, что пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, в связи с чем, оснований для снижения размера неустойки не усматривается и заявленные МГФОМС требования о взыскании неустойки подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно разъяснениям, указанным в пункте 24 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства", соблюдение досудебного порядка урегулирования спора при подаче встречного иска не требуется, поскольку встречный иск предъявляется после возбуждения производства по делу и соблюдение такого порядка не будет способствовать достижению целей досудебного урегулирования.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Фонда по встречному иску, а в удовлетворении первоначального иска - отказал.
Доводы апелляционной инстанции отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм права.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрена оплата за счет средств обязательного медицинского страхования расходов, связанных с оказанием медицинских услуг на коммерческой основе, указанные расходы являются нецелевым использованием средств.
В соответствии с пп.14.8 п. 12 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н, Фондом осуществляется контроль оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, в том числе проверяются наличие раздельного учета собственных средств и целевых средств на оплату медицинской помощи; использование целевых средств, полученных в проверяемом периоде, и переходящих остатков целевых средств на оплату медицинской помощи (исходя из положений части 6 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ и условий Типового договора о финансовом обеспечении и типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 1417н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2021 г., регистрационный N 62056) (далее - Типовой договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию), оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанной в части 9 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ, по тарифам на оплату медицинской помощи с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; проверка использования целевых средств осуществляется путем проверки банковских операций страховой медицинской организации и реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи (с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Таким образом, выявленные в результате такого контроля нарушения, правомерно вменены ООО "Центр Диализа" как нецелевое расходование средств ОМС; Общество обоснованно привлечено к ответственности за допущенные нарушения в виде возврата средств, штрафа и неустойки.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2022 по делу N А40-128439/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128439/2022
Истец: ООО "ЦЕНТР ДИАЛИЗА"
Ответчик: МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ