город Ростов-на-Дону |
|
28 января 2023 г. |
дело N А53-17757/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от Комитета - представитель Ионов К.Ю. по доверенности, представитель Иванова В.В. по доверенности,
от ГУП "Управление развития систем водоснабжения" - представитель Чуркин Д.С. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 09.11.2022 по делу N А53-17757/2022
по иску Комитета по управлению имуществом Каменского района Ростовской области к ответчику: ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (ИНН 6167110467, ОГРН 1136195001227),
о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Каменского района обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" о взыскании 6 458 000 руб. задолженности, возникшей вследствие отсутствия вложений, инвестиций в объекты водоснабжения и водоотведения в рамках заключенного концессионного соглашения от 27.02.2018.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик не исполняет обязательства по внесению соответствующих сумм в качестве инвестиций.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.11.2022 исковые требования удовлетворены. Суд констатировал, что ответчик не исполнил обязательство по концессионному договору о внесении суммы в качестве инвестиций и взыскал соответствующую сумму в пользу Комитета. Судебный акт мотивирован ссылкой на статью 309 Гражданского кодекса Российской Федерации о необходимости исполнения обязательства надлежащим образом.
Государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" обжаловало решение арбитражного суда первой инстанции в порядке апелляционного производства и просило решение отменить, в иске отказать. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что нарушения концессионного договора в части сроков обусловлены проблемами с предоставлением земельных участков для целей реализации концессионного договора, которые имели место по вине органов местного самоуправления. Суд также не дал оценку доводу ответчика, что концессионное соглашение не предусматривает обязанности концессионера по возмещению неисполненных обязательств концеденту в виде денежных средств.
Комитет на вопрос апелляционного суда об обосновании правовой природы требования о присуждении и обосновании договорного и (или) законного основания требования указал, что взыскивает расходы (инвестиции), возникшие вследствие неисполнения обязанностей в части создания и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, которые концессионер обязался вложить в создание указанных объектов. Правовым основанием взыскания задолженности Комитет указывает ст. 309 ГК РФ, пункт 2 ст.8 Федерального закона "О концессионных соглашениях", пункты 5.3, 5.2, 5.11 концессионного соглашения от 27.02.2018.
В судебном заседании апелляционного суда представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, на основании постановления Администрации Каменского района Ростовской области от 31.08.2017 N 661 "О делегировании комитету по управлению имуществом Каменского района полномочий концедента в отношении объектов водоснабжения и водоотведения" между государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - концессионер) и комитетом по управлению имуществом Каменского района (далее - концедент) заключено концессионное соглашение от 27.02.2018, в рамках которого ГУП РО "УРСВ" в пользование предоставлены объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в собственности муниципального образования "Каменский район" на срок с 27.02.2018 по 27.02.2028, что подтверждается актом приема-передачи имущества (приложение N 2 к концессионному соглашению от 27.02.2018).
В соответствии с ч. 4, ст. 36 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" концессионное соглашение вступает в силу с момента его подписания, в связи с чем, все права и обязанности по данному соглашению наступили у ГУП РО "УРСВ" с момента его подписания, то есть с 27.02.2018.
Срок использования (эксплуатации) концессионером объекта соглашения не истек, установлен с 27.02.2018 по 27.02.2028 (п. 3.1 концессионного соглашения от 27.02.2018).
Согласно п.1.1, раздела 1 концессионного соглашения от 27.02.2018 концессионер обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных настоящим соглашением:
обеспечить реконструкцию и ввод в эксплуатацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества, входящего в объект соглашения, состав и описание которого приведены в разделе II концессионного соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту;
осуществлять водоснабжение и водоотведение потребителей с использованием объекта соглашения (имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности) и имуществом, образующим единое целое с объектом: соглашения и (или) предназначенным для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности (иное имущество, технологически связанное с объектом соглашения), предусмотренной предметом соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности.
соответствии с п. 3.4. концессионного соглашения от 27.02.2018 срок создания, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов имущества в составе соглашения определены в приложении N 5 к настоящему соглашению.
Условиями п. 5.1, раздела V концессионного соглашения от 27.02.2018 концессионер обязан осуществить реконструкцию объекта концессионного соглашения в соответствии с условиями концессионного соглашения, производственной программой и (или) инвестиционной программой, а также законодательством Российской Федерации.
Обязательства концессионера по реконструкции объекта концессионного соглашения изложены в приложении N 6 к соглашению (План график реализации мероприятий по реконструкции объекта).
Реконструкция объекта концессионного соглашения должна быть завершена в сроки, указанные в приложении N 6 к концессионному соглашению.
В соответствии с условиями концессионного соглашения от 27.02.2018 ежегодно не позднее 15 апреля концессионер направляет концеденту отчет об исполнении обязательств по соглашению за предшествующий год с указанием сведений об исполнении инвестиционной программы концессионера нарастающим итогом за прошедшие периоды действий концессионного соглашения.
В соответствии с приложением N 6 к концессионному соглашению от 27.02.2018 концессионер обязан ежегодно вкладывать инвестиции на создание и реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения, входящих в состав объектов имущества концессионного соглашения.
Как указал истец, в соответствии с условиями концессионного соглашения от 27.02.2018 за период с 2019 года по 2021 год размер расходов концессионера в целях реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения должен был составить 6 458 000 руб. (с учетом НДС).
Ответчиком вложения инвестиций в объекты водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Каменский район", входящих в состав объектов имущества концессионного соглашения от 27.02.2018, не осуществлялись, отчеты об исполнении обязательств в части создания и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения
В адрес комитета по управлению имуществом Каменского района не предоставлялись. Таким образом, задолженность ГУП РО "УРСВ", как концессионера, в части расходов на создание и реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Каменский район", входящих в состав объектов имущества концессионного соглашения, заключенного 27.02.2018 между истцом и ответчиком за 2019, 2020, 2021 составила 6 458 000 руб. (с учетом НДС).
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 18.03.2022 N 860 с предложением в добровольном порядке оплатить задолженность в сумме 6 458 000 руб.
Апелляционный суд находит, что решение суда подлежит отмене ввиду отсутствия у истца легитимации на взыскание заявленной суммы.
соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О концессионных соглашениях" от 21.07.2005 N 115-ФЗ (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения.
Пунктом 2 ст. 8 названного Федерального закона предусмотрено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан, в том числе осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
Факт неисполнения обязанности по инвестированию судом первой инстанции установлен правильно и не отрицается ответчиком.
Однако сам по себе факт нарушения указанной обязанности не наделяет концедента правом на взыскание невнесенных инвестиций в свою пользу. Указанное право не предусмотрено ни Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ, ни условиями концессионного соглашения от 27.02.2008, в том числе, пунктами 5.2, 5.3, 5.11, на которые сослался истец.
Указанные суммы не являются ни убытками в смысле статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни неосновательным обогащением ( ст.1102 ГК РФ).
За нарушение условий концессионного соглашения возможна гражданско-правовая ответственность в виде взыскания санкций (неустойки), при определенных условиях неисполнение обязанности по внесению средств в реконструкцию объекта может быть основанием для расторжения договора. Однако апелляционный суд не усматривает ни из норм закона, ни из норм концессионного соглашения права взыскать невнесенную в качестве суммы инвестиции в реконструкцию объекта сумму в пользу Комитета.
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска надлежит отказать за отсутствием у истца права на взыскание соответствующей суммы.
Поскольку суд первой инстанции неправильно истолковал нормы материального права, применив закон, не подлежащий применению, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.11.2022 по делу N А53-17757/2022 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17757/2022
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ КАМЕНСКОГО РАЙОНА
Ответчик: ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"