город Томск |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А03-2861/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу некоммерческой организации "Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства" (N 07АП-12063/2022) на решение от 17.11.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2861/2022 (судья Сосин Е.А.), по заявлению Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (ОГРН: 1052241873012, ИНН: 2221114472), г. Барнаул к некоммерческой организации "Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства" (ОГРН: 1072202003994, ИНН: 2221129510), г. Барнаул о взыскании 121 910 руб.,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (ОГРН 1022201761592, ИНН 2225026971) (656043, Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Красноармейский, д. 9),
В судебном заседании принимают участие:
От ответчика: Шаволин А. А. по дов. от 01.03.2022, диплом,
От иных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к некоммерческой организации "Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства" (далее - ответчик, Фонд, НКО) о взыскании 121 910 руб. неиспользованной субсидии, полученной на основании соглашения о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческой организации "Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства" от 29.06.2020 N 40-2020-00837.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - третье лицо, УФК по АК).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 17.11.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что по состоянию на 1 апреля 2021 года Фондом была оказана поддержка СМСП, осуществляющим свою деятельность в отраслях, признанных пострадавшими, в сумме 3 086 000 руб. в связи с этим требование истца в части возврата неиспользованной суммы субсидии является необоснованным.
УФК по АК в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ), не согласилось с доводами ответчика, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
От истца отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В порядке части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие истца и третьего лица.
Представитель Фонда в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на ее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, между Управлением (предоставитель) и Фондом (получатель) 29.06.2020 заключено соглашения о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческой организации "Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства" N 40-2020-00837 (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление получателю из бюджета Алтайского края в 2020 год субсидии на оказание неотложных мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (пункт 1.1. Соглашения).
Согласно пункту 2.1. Соглашения, субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными предоставителю как получателю средств бюджета Алтайского края по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе I Соглашения, в размере 2 984 141 руб. 42 коп., из них: за счет средств субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Алтайского края, 2 954 300 руб. 00 коп. (99,00 % от общего объема субсидии); за счет средств бюджета Алтайского края 29 841 руб. 42 коп. (1,00 % от общего объема субсидии), в том числе в 2020 году 2 984 141 руб. 42 коп.
Перечисление субсидии осуществлено на счет Фонда платежным поручением от 30.06.2020 N 646861 на сумму 2 984 141 руб. 42 коп.
По условиям Соглашения, Фонду необходимо обеспечить достижение по состоянию на 20.12.2020 значение показателя результативности предоставления субсидии "Объем финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства, при гарантийной поддержке НО "Алтайский фонд МСП" - 7 385 810 руб. (пункты 4.1.5.1., 4.3.7. Соглашения).
В 2021 году УФК по АК в отношении Управления была проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидии на оказание неотложных мер поддержки СМСП в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 1192-р.
В ходе выездной проверки установлено, что общая сумма поручительства по 5 заключенным договорам составила 2 861 000 руб., при этом сумма субсидии, полученная Фондом на оказание неотложных мер поддержки СМСП в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции составила 2 984 141 руб. 42 коп., то есть на сумму субсидии в размере 123 141 руб. 42 коп., в том числе за счет субсидии федерального бюджета в сумме 121 910 руб., поручительство Фондом в 2020 году не предоставлялось.
По результатам проверки в адрес Управления вынесено представление от 26.11.2021 N 17-84-24/9953 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений путем принятия мер к возврату в федеральный бюджет средств в сумме 121 910 руб., не использованных на оказание в 2020 году неотложных мер поддержки СМПС в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой короновирусной инфекции.
Поскольку требование истца от 25.01.2022 N 43-04-01/П/341 о частичном возврате неиспользованной субсидии в размере 121 910 руб. ответчиком было отклонено, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Исходя из положений статей 1, 6, 152 БК РФ правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами названного Кодекса, не являются бюджетными правоотношениями. К отношениям сторон по исполнению условий соглашения о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Из материалов дела следует, что ответчику в качестве субсидии были предоставлены денежные средства в сумме 2 984 141 руб. 42 коп.
Как указал Фонд, по состоянию на отчетную дату 20.12.2020 плановые показатели, предусмотренные пунктом 4.1.5.1., Фондом были достигнуты.
При этом полученная ответчиком субсидия в 2020 году была использована на предусмотренные Соглашением цели частично; сумма субсидии в размере 123 141 руб. 42 коп., в том числе за счет субсидии федерального бюджета в сумме 121 910 руб., на предусмотренные Соглашением цели - предоставление Фондом поручительства СМСП в 2020 году, использована не была.
Пунктом 4.3.12. Соглашения установлена обязанность Фонда возвращать неиспользованный остаток субсидии в доход бюджета Алтайского края в случае отсутствия решения предоставителя о наличии потребности в направлении не использованного в 2020 году остатка субсидии на цели, указанные в разделе I Соглашения, в срок до 20.01.2021.
Судом установлено, что такое решение Управления отсутствовало.
Доводы ответчика о внесении в постановление Правительства Алтайского края от 13.06.2017 N 202 "Об утверждении правил предоставления субсидий некоммерческим организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" изменений, которыми исключены пункты, касающиеся механизма возврата субсидии (пункты 3.7., 3.8.), отклонены судом первой инстанции, поскольку указанные изменения вступили в силу с 30.06.2022, в связи с чем не подлежат применению к спорным отношениям сторон.
Относительно доводов ответчика о том, что средства, предоставляемые в качестве субсидий, считаются собственными средствами некоммерческой организации в силу прямого указания на это в законе, суд первой инстанции верно указал, что положения статьи 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях" предоставление субсидий из бюджета не регулируют.
Как верно отметил суд первой инстанции, субсидии предоставляются безвозмездно, однако это правило не действует в случае неиспользования по целевому назначению выделенной суммы субсидии (ее части).
Таким образом, исковые требования Управления являются обоснованными.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что все имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, представленным доказательствам дана правильная оценка.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В порядке статьи 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе, учитывая результат ее рассмотрения, относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.11.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2861/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу некоммерческой организации "Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-2861/2022
Истец: Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры
Ответчик: НО "Алтайский фонд развития малого и среднего бизнеса"
Третье лицо: УФК по АК