г. Пермь |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А50-21680/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шаламовой Ю.В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю,
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 14 ноября 2022 года, принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-21680/2022
по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200 ИНН 5904084719)
к обществу с ограниченной ответственностью "Спецстройэнерго Пермь" (ОГРН 1195958042092, ИНН 5904379624)
о взыскании финансовых санкций в размере 4000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Спецстройэнерго Пермь" (далее - заинтересованное лицо, Общество) о взыскании штрафа, предусмотренного ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, за январь-июль 2021 г. в сумме 4000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 ноября 2022 года (резолютивная часть 28 октября 2022 года) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить в части отказа во взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2021 года в размере 1000 руб.
В апелляционной жалобе Фонд приводит доводы о том, что в рассматриваемом случае, ООО "Спецстройэнерго Пермь" устранило выявленные ошибки путем представления 16.02.2022 отчета по форме СЗВМ с типом "Дополняющая" за июль 2021 года по истечении законодательного срока для их направления (16.08.2021), после обнаружения ошибок органом ПФР, а также срока для исполнения требования органа ПФР, что и явилось основанием для применения к страхователю мер ответственности. Представлению дополняющей формы отчетности предшествовало обнаружение органом ПФР ошибок (нееоответствий) в отчете СЗВ-М за июль 2021 года, зафиксированные в письме от 26.10.2021 N 02-35/2495. Письмо Фонда от 26.10.2021 N 02-35/2495 содержит конкретный вид ошибки (непредставление сведений по форме СЗВ-М за июль 2021 года) по конкретным застрахованным лицам, в нем имеется ссылка на документы, на основании которых сделан вывод об ошибках (несоответствиях), а также срок для их устранения, то данное письмо следует квалифицировать в качестве уведомления в смысле абзаца 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, пункта 38 Инструкции N 211н, Пункта 15 Постановления Правления ПФР от 11.03.2020 N 178п.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу (26.01.2023).
Судом установлено, что согласно общедоступным сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, в отношении заявителя 01.01.2023 внесена запись об изменении наименования.
Учитывая изложенное, уточнено наименование истца с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200 ИНН 5904084719) на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в соответствии со ст. 124 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена проверка по вопросу представления Обществом индивидуальных сведений в срок, установленный Законом N 27-ФЗ.
По результатам проверки Пенсионным фондом составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.02.2022 N N 203S18220002159, 203S18220002160, 203S18220002161, 203S18220002162, 203S18220002163, 203S18220002164, от 22.02.2022 N 203S18220002808 (л.д. 7, 20, 29, 38, 47, 56, 71).
Пенсионным фондом вынесены решения от 29.03.2022 N N 203S19220005399, 203S19220005400, 203S19220005401, 203S19220005403, 203S19220005404, 203S19220005406, от 05.04.2022 N 203S19220006063 о привлечении должника к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, за январь-июль 2021 г. (л.д. 16, 27, 36, 45, 54, 63, 81).
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлены требования от 26.04.2022 N N 203S01220006266, 203S01220006263, 203S01220006264, 203S01220006260, 203S01220006261, 203S01220006268, от 05.05.2022 N 203S01220006585, со сроком исполнения до 24.05.2022 (л.д. 18, 28, 37, 46, 55, 64, 83).
В связи с тем, что сумма штрафа осталась не уплаченной, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с должника санкции в принудительном порядке.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворения требований о взыскании финансовой санкции за январь - июнь 2021 года Фондом не обжалуются, в связи с чем, апелляционный суд считает возможным пересмотреть принятое решение в пределах доводов апелляционной жалобы (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.04.2021 N 103п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При этом формальный подход к наложению штрафа недопустим, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы (п. 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П, Письмо от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ").
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Обществом первоначально представлены отчетности формы СЗВ-М (исходная) за январь-июль 2021 г. в установленный срок.
Обществом за указанные отчетные периоды направлены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая".
Осуществив проверку поданных индивидуальных сведений с типом "дополняющая", Пенсионный фонд пришел к выводу, что страхователем в установленный срок представлены неполные и (или) недостоверные сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в отношении 2 застрахованных лиц, в связи с чем, вынес решение от 05.04.2022 N203S19220006063 о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в общей сумме 1000 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что первоначальные сведения о застрахованных лицах за июль 2021 направлены Обществом в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений устранена должником путем направления корректирующих сведений, в рассматриваемом случае у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в вышеуказанной части.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Как разъяснено в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019), самостоятельное исправление страхователем ошибки в первоначально представленных в пенсионный орган сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, не влечет привлечение страхователя к ответственности в форме взыскания финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция) (зарегистрирована в Минюсте России 15.07.2020 N 58956, вступила в силу 27.07.2020).
Согласно пункту 38 данной Инструкции, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным ПФР, страхователю вручается (направляется) уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий.
В силу пункта 40 Инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом ПФР страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом ПФР индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом представить ему уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается страхователем, ООО "Спецстройэнерго Пермь" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений, в том числе по форме СЗВ-М с типом "Дополняющая" за июль 2021 года в отношении 2 застрахованных лиц (решение от 05.04.2022 N 203S19220006063).
Обязанность по представлению указанных сведений установлена органом Пенсионного фонда Российской Федерации по результатам сверки отчета по форме СЗВ-М за предшествующий отчетный период - июнь 2021 года, в котором отражена информация о работе застрахованных лиц в ООО "Спецстройэнерго Пермь", а также сведений о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД, направляемых в порядке пункта 2.4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По результатам сверки сформировано письмо от 26.10.2021 N 02-35/2495, в котором страхователю сообщено о факте непредставления сведений в отношении части застрахованных лиц по форме СЗВ-М за июль 2021 года и необходимости устранить выявленное нарушение в срок до 15.11.2021.
К названному письму приложены результаты сверки в виде таблиц с указанием персональных данных застрахованных лиц (в том числе спорных) со ссылкой на подтверждающие нарушение документы (ежемесячный отчет СЗВ-М за июнь 2021 года, информация из сведений о трудовой деятельности СЗВ-ТД с анализом кадровых мероприятий по каждому работнику).
Письмо от 26.10.2021 N 02-35/2495 получено и прочитано страхователем по телекоммуникационным каналам связи 29.10.2021.
ООО "Спецстройэнерго Пермь" устранило выявленные ошибки путем представления 16.02.2022 отчета по форме СЗВМ с типом "Дополняющая" за июль 2021 года после обнаружения ошибок органом ПФР, а также срока для исполнения требования органа ПФР, что и явилось основанием для применения к страхователю мер ответственности.
Поскольку в срок до 15.11.2021 (срок, установленный фондом) страхователь уточненные сведения не представил, привлечение его к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ является правомерным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что правомерность привлечения страхователя к ответственности фондом подтверждена материалами судебного дела, отказ суда первой инстанции во взыскании с общества финансовой санкции в сумме 1000 руб. за не своевременное представление сведений по форме СЗВ-М за июль 2021 года является необоснованным.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований в рассматриваемой части.
Решение суда подлежит отмене в обжалуемой части, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела (часть 1 статьи 270 АПК РФ).
Поскольку Пенсионный фонд в соответствии со статьей 333.37 НК РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, то суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов по настоящему делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 ноября 2022 года (резолютивная часть 28 октября 2022 года) по делу N А50-21680/2022 отменить в части.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Спецстройэнерго Пермь" (ОГРН 1195958042092, ИНН 5904379624) в доход бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации финансовую санкцию на основании решения от 05.04.2022 N 203S19220006063 в размере 1000 руб., в доход федерального бюджета 500 руб. госпошлины.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-21680/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Ответчик: ООО "СпецСтройЭнерго Пермь"